Урок литературы на тему Главный герой романа Ф.М.Достоевского Преступление и наказание


Урок литературы. 10 класс
Тема: Главный образ романа «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского.
Цель: 
Формирование умения анализировать драматическое произведение, делать выводы, обобщать на основе текста;
Раскрыть характер главного героя, определить роль действующих лиц романа в жизни Раскольникова;
Развитие воображения, мышления, позволяющих представить жизнь  героев романа;
Воспитание нравственных качеств учащихся.
Оборудование: интерактивная доска, карточки, постеры, маркеры, презентация.
Тип урока: объяснение нового материала, урок-рассуждение.
Форма урока: фронтальная, групповая, индивидуальная, частично-поисковая.
Ход урока.
Организационный момент.
Деление класса на группы (цветные бумаги).
Повторение изученного материала.
1.Слово учителя: Вы уже познакомились с биографией замечательного русского писателя Федора Михайловича Достоевского, с его романом «Преступление и наказание». Мы обсудили тему, идею романа, композиционные особенности, смысл названия, его значение в жизни общества.
2. «Мозговой штурм»
-Годы жизни писателя?
-Где находилась Главное инженерное училище, в котором учился Достоевский?
-Когда и за что был арестован Ф.М.Достоевский?
-Какой приговор он получил?
-Где был задуман роман «Преступление и наказание»?
-Кем был главный герой романа?
-Что такое преступление?
3.Заполнение таблицы «Знаю. Хочу узнать. Узнал.»Заполняют первую и вторую графу.
4.Определение цели урока учениками.
5.Работа в группах: определить значение фамилии Раскольников.
Какие ассоциации у вас вызывает фамилия героя?
Каждая группа высказывает свою точку зрения по определению толкования фамилии героя.
6. Родион Раскольников. «Родя» - так ласково называла сына Пульхерея Александровна. Папенька писал романтические стихи. Мальчик рос чутким, впечатлительным, отзывчивым, верил в Бога, знал заповедь «Не убий!»
«И что-то случилось с человеком, когда он берет топор и идет на дело. А потом обольется у него сердце кровью от мысли, что ни за что погубил и себя, и свою живую душу!» Как не допустить катастрофы? Сегодня мы должны решить следующие проблемы:
-Может ли человек взять на себя ответственность за судьбу мира?
-Может ли быть достигнута высокая цель путем преступления или лжи?
-Каково значение человеческих ценностей?
-Какую роль играют персонажи романа на действия Раскольникова?
7.Работа в группах:
-Каждая группа высказывает свои мысли, обсуждает причины преступления:
Социальная – «он был задавлен бедностью»
Психологическая – «он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой». Через страдания автор приводит героя к покаянию.
Нравственная – конфликт между умом, идеей, сознанием, совестью, природой и гордыней человека. После преступления он не находит успокоения, удовлетворенности от того, что избавил человечество от «бесполезных» людей. Он случайно убивает и безвинную жертву, сестру процентщицы, Лизавету. Раскольников гуманен, в нем – сострадание, убийство вызывает ужас.
Философская – два разряда людей: «на тварь дрожащую» и «имеющих право». Деление людей на «обыкновенных» и «необыкновенных»
Вспоминают персонажей, историю их жизни, события, случившиеся в романе.
Особое внимание уделяется теории Раскольникова, почему эта теория терпит крушение.
Кто из известных людей позднее придерживался этой идеи? И чем закончились их убеждения?
(о фашисткой германии, о Гитлере) Есть ли сейчас такие люди, которые считают себя «имеющие право»? Имеют ли они право принимать решение за других, за судьбу народа? При рассуждении о том, что же движет героем, вспоминают главную тему произведения – это борьба добра и зла в человеческой душе.
Как персонажи романа помогают Раскольникову понять, что его теория ошибочна?
(Об образах Свидригайлова, Лужина,) Почему нельзя преступить законы человечности? Как в романе доказывается эта мысль? (образ Сони Мармеладовой, Разумихина)
8. Закрепление.
-Каждая группа в постерах дает характеристику главному герою Раскольникову.
-Защита проектов.
9. Заполнение таблицы «ЗХУ»
10 Работа по карточкам.
В результате нашего обсуждения мы пришли к выводу, что значение романа Ф.М.Достоевского состоит в том, что….
1 группа: Может ли человек взять на себя ответственность за судьбы мира?
2 группа: Может ли высокая цель быть достигнута путем преступления?
3 группа: Каково значение человеческих ценностей в современном мире?
4 группа: разные люди окружали Родиона, возможно поэтому настолько противоречив сам герой.
5 группа: Что хотел нам сказать писатель? О чем хотел предупредить?
Убийство противоречит человеческой природе. Задача писателя показать, каким страшным может быть преступление, если оно заручено идеей, оправдано теорией. Жизнь побеждает теорию. Теория не состоялась.
11. Синквейн.
Теория
Антигуманная, разрушающая
Мучает, толкает, не оставляет
Она позволяет кровь по совести.
Преступление.
12. Рефлексия. На уроке было (сложно, интересно, скучно…) почему?
13. Домашнее задание. Что такое символы? Значение символов в романе.
14. Оценивание.