Образовательный материал


Развитие инициативы и самостоятельности старших дошкольников
в различных видах деятельности.
В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.
На этапе завершения этого дошкольного образования целевыми ориентирами, определёнными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей:
проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
выбирают себе род занятий, участников по совместной деятельности;
проявляют способность к волевым условиям;
самостоятельно придумывают объяснения явлениям природы, поступкам людей;
проявляют способность к принятию собственных решений.
Детская инициатива и самостоятельность проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду.
 В форме самостоятельной инициативной деятельности в детском саду могут осуществляться все виды деятельности ребёнка, так как каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.
Самообслуживание и элементарный бытовой труд
В трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата.
Практика показывает, что дети с удовольствием принимают участие в планировании работы. В большинстве случаев - это совместное обсуждение организационных вопросов, связанных с предстоящей коллективной работой. Дети решают, какой материал нужно подготовить, где и как лучше его разместить, как распределить работу между собой. Коллективно обсуждают, с чего начать работу, как лучше и быстрее ее сделать.Так, к коллективной уборке групповой комнаты ребята готовятся накануне, намечают, что будут делать, и готовят все необходимое. Дети любят этот труд, так как работать в коллективе им веселее и работа лучше спорится. Все знают, что по окончании работы сами же будут ее анализировать, причем оценка будет дана не только качеству, но и отношению каждого к труду. Каждый старается трудиться добросовестно, чтобы не краснеть перед товарищами, которые могут осудить плохую работу.
Для воспитания самостоятельности у детей в процессе трудовой деятельности большое значение имеет пример взрослых. Поэтому при организации целевых прогулок, экскурсий, дети имееют возможность наблюдать труд взрослых, взаимоотношения в труде. Дети могут увидеть работу строителей, дворников, наблюдать за работой школьников, сажающих деревья. Эмоциональные впечатления, полученные на этих прогулках, дают пищу для разговоров, формируют общие интересы, помогают воспитывать у детей активность в труде.
Продуктивные виды деятельности (конструирование, рисование, лепка, аппликация)
В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, учится проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. При организации продуктивной деятельности на занятиях необходимо мотивировать достижение   цели (выражая уверенность в том, что ребенок желает и может успешно выполнить задание), определить значимость деятельности (к примеру - изготовление поделок для малышей, дежурство по детскому саду и т.п.), выражать личное переживание успеха (создавая эмоциональное предвосхищение результатов деятельности). Можно предложить детям задания, которые они выполнят небольшими группами. Дети уже знают, что кто-то один из них будет ответственным за качество выполнения задания и что они сами должны выбрать ответственного. Каждый раз ответственным предлагается выбрать другого члена группы - так, чтобы каждый из них побывал в этой роли. То, что каждый ребенок попеременно выступает то в роли проверяющего качество работы товарищей, то в роли исполнителя, способствует формированию ответственности, инициативы и добросовестности.
Например, ребята старшей группы могут изготовить поделки для малышей, самим отнести игрушки малышам и организовывать там игру. Радость детей младшей группы послужит серьезным стимулом для последующей самостоятельной деятельности, поспособствует усилению эмоционального предвосхищения результатов своей работы.
Для самостоятельной продуктивной деятельности в группе можно оборудовать "Уголок творчества", который создаётся по принципу доступности  и мобильности.  В уголке собрать различные средства художественной деятельности и материалы (краски, мелки, карандаши, палитра, манка, песок, трубочки для раздувания, цветная бумага, тонированная бумага, бумага для граттажа, зубочистки, зубные щетки, и другие средства для нетрадиционной техники художественной деятельности). В режимных моментах предоставить свободу, самостоятельность, инициативность продуктивных творческих действий, которые находят отражение в детских работах. Например, по теме  "Космос"  в совместной деятельности изготовить листы для граттажа, на которых затем процарапать сюжеты о космосе. По теме "Осень" нарисовать осенний пейзаж, используя нетрадиционную технику "монотипия", рисовать рисунок на одной стороне поверхности и отпечатывать на другую, после этого дополнить рисунок различными элементами. Это все способствует развитию воображения, уверенности, инициативности в освоении новых художественных способов.
Коммуникативная деятельность
Формирование коммуникативной самостоятельности может быть частью обычной повседневной деятельности, естественным дополнением как к совместным играм (дидактическим, подвижным, сюжетно-ролевым,театрализованным), так и ко всевозможным мероприятиям. 
Особенно увлекательной для старших дошкольников является театрализованная деятельность. В театральном центре дети могут заниматься самостоятельной творческой деятельностью. В уголке ряженья объединяться в группы, придумывать сказки, распределять роли, подбирать наряды и атрибуты, репетировать содержание инсценировки. Результатом этой игры может стать коллективное представление для сверстников  группы или для малышей соседней группы.
Коллективная театрализованная деятельность направлена на самостоятельное творчество,способствует самопознанию и самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создаёт условия для социализации ребёнка, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов.
Самоорганизация — деятельность, направленная на поиск и творческое преобразование действительности, высокая адаптивность, активная мобилизация внутренних ресурсов личности. Поэтому очень важно создавать условия и предоставлять достаточно времени для активной самостоятельной деятельности детей. Особое значение имеет предметно-развивающая среда, позволяющая свободно использовать ее компоненты, легко ее менять или дополнять в зависимости от собственных задач.
Предметно-развивающая среда организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования должно позволять детям объединяться подгруппами по общим интересам, поло-ролевому принципу, уровню развития детей.
Например, для самостоятельных игр можно оборудовать центр игротеки, в которой будут размещены игры на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, на узнавание по описанию, ориентировку по схемам, моделям, на осуществление контрольно-проверочных действий («Так бывает?», «Найди ошибки», игры-головоломки, танграммы, развивающие и логико-математические игры, шашки, шахматы и др. Разнообразные схемы, пиктограммы, алгоритмы и таблицы, модели также способствуют формированию самостоятельности, навыков планирования, развитию мышления детей.  Новые игры и материалы, таинственные письма-схемы, детали каких-то устройств, сломанные игрушки, нуждающиеся в починке, зашифрованные записи, посылки из космоса и т. п. побуждают дошкольников к проявлению интеллектуальной активности.
Среда не должна быть завершенной, застывшей, ее следует периодически преобразовывать, обновлять, стимулировать творческую активность детей, побуждать к дополнению ее необходимыми для развертывания деятельности компонентами. Именно моделирование игры по выбору ребенка, его сценарию способствует развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий. Для этого хорошо подойдут разнообразные предметы-заместители, обладающие наибольшим развивающим эффектом, позволяющим ребенку активно и по своему усмотрению действовать, обогащая сюжет игры. Бросовый и природный материал, фотографии по сюжетно-ролевым играм, многофункциональные макеты, различные атрибуты для развития сюжетов игр – все это может пригодиться  по ходу игры, ввиду недостающего атрибута.
В заключении можно сказать, что при развитии инициативности и самостоятельности перед детьми открываются возможности успешного обучения в школе.
Организация образовательного процесса в форме самостоятельной деятельности –это не только создание условий предметной среды и деятельность детей без педагога, это целенаправленный, спланированный процесс, который предполагает обязательный результат.