Календарно — тематическое планирование по изо 6 класс, Б.М.Неменский


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 19 им. Л.А. Попугаевой»
Согласовано: ____________________________
Руководитель МО О.В. Прилепа
«____» ___________________________2016 г.
Утверждаю ________________________
Председатель НМС О.П. Багдасаева
Протокол № _____ от «____» ______________2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
ДЛЯ 6 КЛАССОВ
Учитель изобразительного искусства Боровик А.А.
Базовая категория

г. Удачный
2016/2017уч.год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами основного общего образования, рабочей программой «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский. - М.: Просвещение, 2011. требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту.
Сроки реализации данной рабочей программы рассчитан на 2016-2017 учебный год.
В соответствии с Концепцией художественного образования в РФ (приказ МО РФ от 28.12.2001 г., № 1403) в рабочую программу введен региональный компонент, в котором учитываются аспекты этнокультурного образования, через изучение художественных традиций и промыслов Якутской области.
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» - развитиевизуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Цели и задачи.
Одной из самых главных целейпреподаванияискусства является задача развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», сознание своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа, на основе его эмоционально-нравственной оценки;
овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
В изучении курса черчения используются следующие методы:
Рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, работа с учебником и справочным материалом.
Формы работы, используемые для повышающие уровень активности обучения:
Использование нетрадиционных форм учебных занятий (, проектные занятия, творческие мастерские и др.)
Использование игровых форм.
Диалогическое взаимодействие (урок-диалог).
Проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации и др.).
Использование различных форм учебной работы (групповые, бригадные, парные, индивидуальные, фронтальные и др.).
Использование дидактических средств (тесты, терминологические кроссворды и др.).
Интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично-поисковый, творческий).
Использование всех видов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных).
Различные виды домашней работы (групповые, творческие, деффиренцированные, составление домашней работы для соседа по парте).
Деятельностный подход в обучении.
Данной программой предусмотрено использование следующих видов контроля. Стартовый контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению дальнейшего материала. Стартовый контроль проводить в начале учебного года. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть, полугодие, год после прохождения, например, больших тем, крупных разделов программы. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля. Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и учащихся. Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровню национального стандарта образования.
Каждый из перечисленных видов контроля может быть проведён с использованием следующих методов и средств:
- устный (беседа, викторины, контрольные вопросы);
- письменный (вопросники, кроссворды, тесты);
-практический (упражнения, художественно-творческие задания, индивидуальные карточки-задания).
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов:
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы:
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
2. Общая характеристика учебного предмета:
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическое художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, включающий в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения. Тема 6 класса – «Изобразительное искусство в жизни человека» – посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре.Возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа, требующая и знаний, и умений.
Программа «Изобразительное искусство» дает широкие возможности для педагогического творчества, проявления индивидуальности учителя, учета особенностей конкретного региона России.
Цели:знакомство с жанрами изобразительного искусства.
Задачи:изучить произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставления художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видам и жанровым признакам, выявлять характерные особенности художественного образа.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане:
Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ. Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство»
Класс – 6
Количество часов в неделю – 1 ч.
Количество часов в год – 34ч. (34 учебных недель), что соответствует учебному плану на 2016-2017 уч. год.
четверть Общее количество часов Текущий и промежуточный контроль Итоговый контроль Примечание
Из них контрольных работ Из них лабораторных работ Из них практических работ По плану фактически По плану фактически По плану фактически По плану фактически Инд. проект Аудит год 34 2 1 1 четверть (9 недель) 9 2 четверть (7 недель) 71 3 четверть (10 недель) 10 4 четверть (9 недель) 8 1 1 4. Результаты освоения учебного предмета:
Занятия по изобразительному искусству в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования федерального государственного образовательного стандарта направлены на достижение предметных результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.
Предметные результаты изучения предметной области «Изобразительное искусство» должны отражать:
– формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
– развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
– освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
– воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
– приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
– приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
– развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.
5. Содержание тем учебного предмета:
Обучение и художественное воспитание ребенка в 6 классе посвящено собственно изобразительному искусству в жизни человека. Здесь учащиеся знакомятся с искусством изображения как художественным познанием мира и выражением отношения к нему как особой и необходимой форме духовной культуры общества.
В основу тематического деления года положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии, при этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания и последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства, согласно специфике образного строя видов и жанров изобразительного искусства.
Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала:
Содержание Кол-во часов
«Виды изобразительного искусства и основы образного Языка» 8
«Мир наших вещей. Натюрморт» 8
«Вглядываясь в человека. Портрет» 10
«Человек и пространство. Пейзаж». 8
Всего 34
Виды изобразительного искусства и основы образного языка. 8 часов.
Тема. Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. Беседа об искусстве и его видах. Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: изобразительные, конструктивные и декоративные. Общие основы и разное назначение в жизни людей. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве. Художественные материалы. Значение особенностей художественного материала в создании художественного образа. Художественные материала и художественная техника.
Тема. Рисунок — основа изобразительного творчества. Рисунок основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка. Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пластических искусств. Зарисовка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Графические материалы в их выразительные возможности.
Тема. Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий. Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные графические рисунки известных художников.
Тема. Пятно как средство выражения. Ритм пятен. Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности.Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное светлое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно.
Тема. Цвет. Основы цветоведения. Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета, Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета.
Тема. Цвет в произведениях живописи. Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи. Выразительность мазка. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и т. д.
Тема. Объемные изображения в скульптуре. Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением, Художественные материалы в скульптуре: глина, камень, металл, дерево и др.— и их выразительные свойства.
Тема. Реальность и фантазия в творчестве художника. Беседа. Во все времена человек создавал изображения окружающего его мира. Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выражение авторского отношения к изображаемому. Выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве. Почему люди хранят произведения изобразительного искусства и высоко ценят, передавая из поколения в поколение?
Мир наших вещей. Натюрморт. 8 часов.
Тема. Изображение предметного мира — натюрморт. Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чем рассказывают изображения вещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательные, рассказывающие свойства плоских рисунков. Знаковость и декоративность плоского изображения в древности и в ХХ веке. Тема. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть в основе всего многообразия форм. Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности. Выразительность формы.
Тема. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Когда и почему возникли задачи объемного изображения? Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ракурса.
Тема. Освещение. Свет и тень. Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Богатство выразительных возможностей освещения в графике и живописи. Свет как средство организации композиции в картине.
Тема. Натюрморт в графике. Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник. Гравюра и ее виды. Выразительные возможности гравюры. Печатная форма (матрица) и оттиски.
Тема. Цвет в натюрморте. Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта ритм цветовых пятен. Разные видение и понимание цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.
Тема. Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы) Итоговая беседа. Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт в искусстве ХТХ—ХХ веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника. Художественно- творческое задание.
Вглядываясь в человека. Портрет. 10 часов.
Тема. Образ человека — главная тема искусства. Беседа. Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в искусстве древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет и лирический портрет. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира. Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художники-портретисты. Тема. Конструкция головы человека и ее пропорции. Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика. Тема. Изображение головы человека в пространстве. Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции костных форм. Закономерности конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиономических типов.                                                                                  
Тема. Портрет в скульптуре. Человек основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.
Тема. Графический портретный рисунок. Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства. .Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение на листе. Линия и пятно. Выразительность графического материала.
Тема. Сатирические образы человека. Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. дружеский шарж.
Тема. Образные возможности освещения в портрете. Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения.
Человек и пространство. Пейзаж. 8 часов.
Тема. Жанры в изобразительном искусстве. Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой в исторический жанры.
Тема. Изображение пространства. Беседа о видах перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство выражения, вызванное определенными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта, связь персонажей общим действием и сюжетом, Движение фигур в пространстве, ракурс в искусстве древней Греции и отсутствие изображения глубины. Пространство иконы в его смысл. Потребность в изображении глубины пространства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве ХХ века и его образный смысл.
Тема. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Перспектива учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Уменьшение удаленных предметов — перспективные сокращения. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения контрастности. Тема. Пейзаж — большой мир. Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы. Огромный и легендарный мир в пейзаже. Его удаленность от зрителя. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл.
Тема. Пейзаж-настроение. Природа и художник. Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении.
Тема. Пейзаж в русской живописи. История формирования образа природы в русском искусстве. Образы природы в произведениях А.Венецианова, А.Саврасова, И.Шишкина
Тема. Пейзаж в графике. Графические зарисовки и наброски пейзажей в творчестве известных художников. Многообразие графических техник.
Тема. Городской пейзаж. Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве ХХ века. Работа над графической композицией «Городской пейзаж». Желательны предварительные наброски с натуры. Возможен вариант коллективной работы путем создания аппликации из отдельных изображений (общая композиция после предварительного эскиза). При индивидуальной работе тоже может быть использован прием аппликации. Необходимо обратить внимание на ритмическую организацию листа.  Задание: создание графической композиции «Наш (мой) город». 6. Календарно-тематическое планирование: Приложение.
7. Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса. УМК:
№ п/п Наименование учебного пособия Автор Год издания
Для учителя
1 Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебниковпод редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских. М., «Просвещение» 2013г.
2 Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. М., «Просвещение» 2014г.
3 Изобразительное искусство. 2–8 классы. Создание ситуации успеха: коллекция интересных уроков. авт.-сост. А. В. Пожарская [и др.] Волгоград, «Учитель» 2010 г.
4 Изобразительное искусство. Занимательные материалы. Терминологические диктанты. Кроссворды. Тесты. Викторины. 5-7 классы. авт. сост. О.В. Павлова. Волгоград, «Учитель» 2012 г.
5 Изобразительное искусство. Проверочные и контрольные работы. 5-8 классы. авт. сост. О.В. Свиридова. Волгоград, «Учитель» 2008 г.
Наименование методического пособия 7 Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: метод. пособие / Б. М. Неменский [и др.] под ред. Б. М. Неменского. М., «Просвещение» 2010г.
8 Для учащихся
9 Учебник «Изобразительное искусство в жизни человека». Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. М., «Просвещение» 2014 г.
1. Дополнительная литература.
1. Изобразительное искусство. 2–8 классы. Создание ситуации успеха: коллекция интересных уроков / авт.-сост. А. В. Пожарская [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2010.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
3. Изобразительное искусство. Обучение основам изобразительной грамоты. Конспекты уроков.5-7 классы. Автор составитель О.В. Павлова. Волгоград: Учитель, 2009г.
4. Изобразительное искусство. Рабочая программа по учебнику Л.А. Неменской. 6 класс. Автор составитель И.Н. Клочкова. Волгоград, Учитель, 2012 г.
5. Изобразительное искусство. Технологические карты уроков по учебнику Л.А. Неменской. 6 класс. Автор составитель И.Н. Клочкова. Волгоград, Учитель, 2012 г.
2. Интернет-ресурсы.
1. Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki
2. Федеральный государственный образовательный стандарт. – Режим доступа: http://www.standart.edu.ru
3. Сетевое объединение методистов «СОМ» (один из проектов Федерации Интернет-образования). – Режим доступа: http://som.fio.ru
4. Портал «Все образование». – Режим доступа: http://catalog.alledu.ru
5. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://fcior.edu.ru
6. http://www.orientmuseum.ru/art/roerich
7. http://www.artsait.ru
3.Информационно-коммуникативные средства.
 Познавательная коллекция. Сокровища мирового искусства (СD).
 Познавательная коллекция. Энциклопедия (CD).
 Живопись акварелью. Базовый уровень (DVD).
4. Наглядные пособия.
 Таблицы. Основы декоративно-прикладного искусства. Спектр, 2007
 Таблицы. Введение в цветоведение. Спектр, 2007
 Портреты русских и зарубежных художников.
 Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.
 Альбомы с демонстрационным материалом.
 Дидактический раздаточный материал.
5. Технические средства обучения.
 Компьютер.
 Мультимедийный проектор.
 Экран проекционный.
6. Учебно-практическое оборудование.
 Мольберт.
 Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
 Стол учительский с тумбой.
 Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
 Стенды для вывешивания иллюстративного материала.
8. Планируемые результаты изучения учебного предмета:
В итоге освоения программы ученики получат возможность научиться:
– понимать место и значение изобразительного искусства в культуре: жизни общества и жизни человека;
– иметь представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
– понимать взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворение в художественный образ;
– различать основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
– определять имена выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
– понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
– различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения;
– работать в разных художественных материалах, художественных техниках и определять их значении в создании художественного образа;
Ученики научатся:
– пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
– видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
– видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
– создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и воображению;
– активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.
Календарно-тематическое планирование по ИЗО 6 класс Приложение 3
№ урока
п/п Наименование раздела/темы
(Количество часов) Тема урока № урока (в рамках темы) Тип урока Элементы содержания Характеристика основных видов деятельности
Планируемые результаты обучения
универсальные учебные действия (УУД)
Дата
план факт
1 Виды изобразительного искусства и основы их образного языка.
8 часов Изобразительное искусство в семье пластических искусств.
1 Урок ознакомления с новым материалом Пространственные
(пластические) виды искусства. Конструктивные виды искусства (архитектура и дизайн). Декоративно-прикладные виды искусства. Изобразительные виды искусства (живопись, графика, скульптура).
Узнают: различные виды изобразительного ис-
кусства, художественные материалы и их выразительные возможности.
Научатся: анализировать пространственные и изобразительные виды искус-
ства; использовать красочные фактуры
Предметные: научиться классифицировать по заданным основаниям (деление пространственных искусств на две группы), сравнивать объекты по заданным критериям (конструктивность, декоративность, художественные материалы); смогут подразделять пространственные искусства на две группы и сравнивают их по заданным критериям: познакомятся с художественными материалами и их выразительными возможностями.
Метапредметные: определять цель, проблему в учебной деятельности (различное назначение видов искусства в жизни людей, соответственно различные художественные средства и возможности), излагать своё мнение в диалоге.
Личностные: осознавать свои интересы (что значит понимать искусство и почему этому надо учиться?), навык сотрудничества с взрослыми и сверстниками Творческая работа 2.09 Рисунок- основа изобразительного искусства. 2 Комбинированный урок Графика, набросок, зарисовка, учебный рисунок, творческий рисунок. Рисунок – основа мастерства художника.
Виды рисунка.
Академический рисунок. Графические материалы.
Узнают: виды рисунка и графические материалы.
Научатся: пользоваться графическими материалами
Метапредметные: выдвигать версии (об увиденном), работать по плану, сверяясь с целью (команда выполняет зарисовки одного предмета), планировать деятельность в учебной ситуации (выполнение творческого рисунка), излагать своё мнение в диалоге, корректировать своё мнение (в соответствии с мнением своих товарищей), организовывать работу в группе.
Личностные: осознавать свои интересы (что значит учиться видеть?), осваивать новые социальные роли (критически осмысливать), понимать значение знаний для человека Творческая работа 6.09 2 3 Пятно как средство выражения.
3-4 Комбинированный урок Основные характеристики цвета. Пятно в изобразительном искусстве. Цветовой тон, тональные отношения, тёмное, светлое, линия и пятно. Композиция Узнают: понятия
силуэт, тон, ритмв изобразительном искусстве.
Научатся:
 пользоваться графическими материалами;
 видеть и передавать характер освещения
Предметные: научиться классифицировать по заданным основаниям (контраст, тон, тональные отношения), сравнивать по заданным критериям
(свойства пятен и их выразительные возможности).
Метапредметные: определять цель, проблему в учебной деятельности (различают ахроматические пятна в изображении, их выразительные возможности), излагать своё мнение в диалоге, делать выводы.
Личностные: осознавать свои интересы (пятно в изображении, его выразительные возможности), иметь мотивацию учебной деятельности Творческая работа 16.09
23.09 4 Композиция как ритм пятен 5 Основы цветоведения
5 Комбинированный урок Спектр. Цветовой круг. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Основные и со-ставные цвета. Изучение свойств цвета. Цветовой круг. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота.
Узнают:
основные и со-ставные цвета;
теплые и холодные цвета.
Научатся:
использовать выразительные средства гуаши;
понимать и анализировать 
художественные произведения художников
Предметные: научиться классифицировать по заданным основаниям (спектр, цветовой круг), изучение свойств цвета; научиться создавать рисунок в одном цвете разными оттенками.
Метапредметные: определять цель, проблему в учебной деятельности (знать свойства цвета, планировать деятельность в учебной ситуации.), излагать своё мнение в диалоге, обмениваться мнениями, принимать самостоятельные решения.
Личностные: осознавать свои интересы (изучение свойств цвета) Творческая работа 30.09 Цвет в произведениях живописи. 6 Комбинированный урок Цветовые отношения. Локальный цвет. Тон. Колорит. Гармония цвета. Цветовые отношения. Живое смешение красок. Выразительность мазка. Фактура в живописи.
Узнают: понятия: локальный цвет, тон, колорит, гармония цвета.
Научатся: активно воспринимать
произведения искусства; работать гуашью в технике алла-прима
Предметные: научиться самостоятельно классифицировать группы цветов, сравнивать цветовые отношения по заданным критериям. Понимать суть цветовых отношений.
Метапредметные: определять цель, ставить проблему в учебной деятельности, излагать своё мнение в диалоге, адекватно, принимать и сохранять учебную задачу, работать в группе, обмениваться мнениями, учиться понимать позицию партнёра; получать эстетическое наслаждение от произведений искусства.
Личностные: иметь мотивацию учебной деятельности, быть готовыми к сотрудничеству в разных учебных ситуациях. Творческая работа 7.10 6 7 Объемные изображения в скульптуре 7 Урок ознакомления с новым материалом Скульптура. Виды скульптуры. Виды рельефа. Выразительные возможности скульптуры. Выразительные возможности объемного изображения. Объемные изображения животных, выполненные в разных материалах.
Узнают: художественные материалы в скуль-
птуре и их выразительные возможности.
Научатся: взаимодействовать в процессе со-вместной деятельности; вос-принимать произведения искусства; создавать фигуры животных в объеме, рабо-
тать пластически-
ми материалами
Предметные: изучать выразительные возможности объёмного изображения, классифицировать по заданным основаниям (виды скульптуры). Пользоваться художественными материалами и инструментами, организовывать рабочее место.
Метапредметные: определять цель, проблему в учебной деятельности, осознавать недостаточность своих знаний. Самостоятельно различать художественные материалы и искать способы работы с ними. Понимать учебную задачу урока. Отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения
учебной деятельности. Осознанно использовать ре-
чевые средства в соответствии учебной ситуацией.
Личностные: понимать значение знаний для человека, стремиться к приобретению новых знаний, приобретать мотивацию процесса становления художественно-творческих навыков. Учиться критически оценивать свою деятельность. Творческая работа 14.10 8 Основы языка
изображения 8 Комбинированный урок Выразительные свойства линии. Пятно в изобразительном искусстве. Свойства цвета. Объёмно-пространственные изображения.
Узнают: виды изобразительного искусства.
Научатся: воспринимать произведения изобразительного ис-
кусства; адекватно оценивать свои работы и работы одноклассников
Предметные: использовать выразительные возможности линии, условность и образность линейного изображения. Использовать в работе и анализировать цветовые отношения. Понимать выразительные возможности объёмного изображения.и пользоваться ими.
Метапредметные: научиться адекватно выражать и контролировать свои эмоции. Различать художественные средства и их возможности. Излагать своё мнение в диалоге, строить понятные для партнёра по коммуникации речевые высказывания. Оценивать свою работу, осознавать правила контроля
Личностные: понимать значение знаний для человека, осознавать свои интересы и цели, идти на различные уступки в различных учебных ситуациях. Осознавать целостность мира и разнообразие взглядов. Творческая работа 21.10 9 Мир наших вещей. Натюрморт.
8 часов Художественное познание: реальность и фантазия. 1 Комбинированный урок Условность, реальность в изображении. Фантазия в творчестве. Композиция. Колорит. Поэтические иносказанияв живописи. Творчество художника Марка Шагала.
Узнают: выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве; картины художников, изображающие мир вещей.
Научатся: понимать, воспринимать и выражать свое отношение к произведениям изобразительного искусства
Предметные: учиться понимать условности и правдоподобие в изобразительном искусстве, реальность и фантазии в творчестве художника, составлять речевое высказывание по алгоритму. Использовать знания о выразительных возможностях живописи, колорите, композиции, цветовых отношениях. Понимать особенности творчества великих русских художников.
Метапредметные: научиться определять цель и проблему в учебной деятельности, принимают учебную задачу. Излагать своё мнение. Выдвигать контраргументы в дискуссии. Делать выводы. Различать художественные средства и их возможности. Адекватно выражать и контролировать свои эмоции. Аргументированно оценивать свою работу. Строить понятные для партнёра по коммуникации речевые высказывания.
Личностные: проявлять интерес к поставленной задаче. Осознавать свои эмоции. Осознавать многообразие взглядов. Творческая работа 4.11 10 Изображение предметного мира- натюрморт. 2 Комбинированный урок Предметный мир. Натюрморт. Развитие жанра – от Древнего Египта до наших дней. Аппликация. Композиция. Натюрморты И. Машкова, Р. Фалька и др Узнают:
 основные этапы развития натюрморта;
 выдающихся художников в жанре натюрморта.
Научатся: понимать роль жанра натюрморта в истории развития изобразительного искусства и его значение для изучения прошлого в жизни общества
Предметные: научиться устанавливать аналогии, создавать модель объектов. Сравнивать объекты по заданным критериям. Строить логически обоснованные рассуждения. Познакомиться с жанром натюрморта, его местом в истории искусства. Знать имена выдающихся художников, работавших в жанре натюрморта. Получить навыки составления композиции натюрморта.
Метапредметные: научиться определять цель и проблему в учебной деятельности, принимать учебную задачу. Излагать своё мнение, выдвигать контраргументы в дискуссии, делать выводы. Различать художественные средства и их возможности. Планировать деятельность в учебной ситуации. Определять способы достижения цели. Аргументированно оценивать свою работу, корректировать своё мнение.
Личностные: проявлять интерес к поставленной задаче, иметь мотивацию учебной деятельности. Творческая работа
11.11 11 Мир наших вещей. Натюрморт.
8 часов Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. 3 Комбинированный урок Линейные, плоскостные, объёмные формы. Природные формы и предметы, созданные человеком. Разнообразие форм. Конструкция.
Узнают:
понятие формы;
правила изображения и средства выразительности.
Научатся: понимать красоту, воспринимать и выражать свое отношение к предметному миру
Предметные: учиться видеть внутреннюю структуру предмета, его конструкцию. Организовывать рабочее место, работать определёнными материалами и инструментами, конструировать из бумаги. Понимать линейные, плоскостные и объёмные формы. Различать конструкцию предметов в соотношении простых геометрических тел.
Метапредметные: проявлять интерес к изучению нового материала и поставленной задаче. Соблюдать нормы коллективного общения, Планировать деятельность в учебной ситуации. Наблюдать окружающие предметы, использовать ассоциативные качества мышления, выдумку, неординарный образ мышления. Работать в группе, корректировать свою деятельность.
Личностные: проявлять интерес к изучению нового материала. Стремиться к достижению поставленной цели. Творческая работа
18.11 12 Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива 4 Комбинированный урок Перспектива, линейная перспектива, точка зрения, точка схода. Академический рисунок. Натюрморт из геометрических тел. Выявление объема предметов с помощью освещения. Свет, тень, полутень. Линия и штрих
Узнают:
– правила объемного изображения геометрических тел;
– понятие ракурса произведений художников, изображавших натюрморты из геометрических тел.
Научатся: воспринимать произведения искусства
Предметные: ознакомиться с перспективой; на-учиться различать фронтальную и угловую пер-спективу, освоить основные правила линейной перспективы; научиться строить в перспективе предметы; учиться выполнять рисунок карандашом; сравнивать объекты по заданным критериям, решать учебные задачи; анализировать и обобщать; определять понятия.
Метапредметные: воспитывать мотивацию к учебной деятельности, развивать психические познавательные процессы (восприятие, внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление, речь); развивать воображение, фантазию, навыки художественно-творческой  деятельности, способности творческого самовыражения, используя различные художественные языки и средства; развивать навыки овладения техникой рисования.
Личностные: проявлять интерес к изучению нового материала. Стремиться к достижению поставленной цели. Творческая работа
25.11 13 Освещение. Свет и тень.
5
Комбинированный урок
Свет, блик, тень, полутень, падающая тень, рефлекс, полутень. Тон. Тональные отношения. Выявление объема предметов с помощью освещения. Линия и штрих.
Узнают: выполнять изображения геометрических тел с передачей объема в графике.
Научатся: вос-принимать и эстетически переживать красоту; адекватно оценивать свои работы и работы одноклассников
Предметные: принимать активное участие в об-
суждении нового материала, определять понятия –
свет, блик, рефлекс. Научиться сравнивать объекты по заданным критериям, устанавливать причины выявления объёма предмета, анализировать работы великих художников, использовавших выразительные возможности светотени, выполнять изображения геометрических тел с передачей объёма.
Метапредметные: научиться определять цель и проблему в учебной деятельности, соблюдать нормы коллективного общения. Планировать деятельность в учебной ситуации, определять способы до-стижения цели. Понимать позицию одноклассников. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией. Творческая работа
2.12 14
15 Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте.
6
Комбинированный урок
Графика. Печатная графика. Оттиск. Гравюра (линогравюра, ксилография). Древняя японская книжная гравюра. Творчество А. Дюрера, А.Ф. Зубова,
Ф. Гойя. Гравюры В. А. Фаворского.
Узнают: что такое гравюра
и ее свойства; особенности работы над гравюрой; имена художников-графиков.
Научатся: рисовать фон для работы; применять
полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности; оценивать работы товарищей
Предметные: знать понятие гравюра и её свойства. Принимать активное участие в обсуждении нового материала. Сравнивать объекты по заданным критериям, анализировать работы великих художников, использовавших технику резьбы, ксило-графии, линогравюры. Освоить основные этапы выполнения гравюры на картоне, применять подручные средства для выполнения отпечатков.
Метапредметные: определять цель и проблему в учебной деятельности, соблюдать нормы коллективного общения. Учиться задавать вопросы. Планировать деятельность в учебной ситуации, определять способы достижения цели, понимать позицию другого. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией. Поддерживать товарища, оценивать конечный результат, осознавать правила контроля.
Личностные: понимать значение внимания и на-блюдательности для человека, проявлять интерес к видам изобразительного искусства. Осознавать свои интересы и цели. Творческая работа 9.12
Контрольная работа на тему: «Создание натюрморта»
7 Урок обобщения и систематизации знаний Обобщение знаний о предметном мире в изобразительном искусстве и выражении переживаний и мыслей художника, его личных, душевных представлений и представлений окружающего мира. Знать: понятие натюрморт, правила изображения в перспективы
Уметь: понимать, чувствовать,
воспринимать произведения искусства 16.12
16 Цвет в натюрморте.
Выразительные возможности натюрморта. 8
Комбинированный урок
Французский реалист Гюстав Курбе. Западноевропейский натюрморт. Художники- импрессионисты: Огюст Ренуар, Клод Моне, Э. Мане. Русские художники К. Коровин,
В. Д. Поленов, работавшие в жанре натюрморта. Узнают: работы
великих художников импрессионистов в жанре
роль цвета в натюрнатюрморта.
морте;
Научатся: работать графическими материалами
Предметные: познакомиться с именами выдающихся живописцев, принимать активное участие в обсуждении нового материала. Изучать богатство выразительных возможностей цвета в живописи,
научиться анализировать новый материал, определять понятие импрессионизм, анализировать работы великих художников-импрессионистов в жанре натюрморта, приобретать творческие навыки, на-учиться передавать цветом настроение в натюрморте.
Метапредметные: научиться планировать деятельность в учебной ситуации. Определять способы передачи чувств и эмоций посредством цвета и техники импрессионистов. Понимать позицию одноклассника. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией. Уметь слушать друг друга, обмениваться мнениями, планировать деятельность и работать по плану.
Личностные: проявлять интерес к изучению нового материала. Осознавать свои эмоции, уметь чув-
ствовать настроение в картине. Проявлять интерес к произведениям искусства. Осознавать многообразие и богатство выразительных возможностей цвета. Творческая работа
23.12 Количество часов за 1 полугодие– 16 часов
№ урока
п/п Наименование раздела/темы
(Количество часов) Тема урока № урока (в рамках темы) Тип урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки учащихся Вид контроля Дата
план факт
1 Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве.
10 часов Образ человека – главная тема искусства. 1 Комбинированный урок Портрет. Разновидности портрета: бюст, миниатюра, парадный, групповой, камерный. Портреты (бюсты) Древнего Египта. Фаюмские портреты. Скульптурные портреты древнего Рима.
Камерный портрет. В России.
Серии портретов знатных людей, созданные Ф. Рокотовым, Д. Левицким, В. Боровиковским.
Узнают: новые эстетические представления; имена выдающихся художников и их произведения
Научатся: приобретать новые умения в работе; воспринимать произведения искусства
Предметные: научиться самостоятельно осваивать новую тему. Уметь находить информацию, необходимую для решения учебной задачи, владеть смысловым чтением, самостоятельно вычитывать фактическую информацию, составлять произвольное речевое высказывание в устной форме об изображении человека в искусстве разных эпох. Знакомиться с именами великих художников и их произведениями, воспринимать и анализировать произведения искусства.
Метапредметные: понимать значение знаний для человека, осознавать свои интересы и цели.
Работать в группах, обмениваться мнениями, изла гать своё мнение в диалоге. Строить понятные для партнёра по коммуникации речевые высказывания. Адекватно выражать и контролировать свои эмоции.
Личностные: осваивать новые правила, осознавать многообразие взглядов. Понимать значение знаний для человека, осознавать свои интересы и цели. Понимать значение знаний для человека. Творческая работа 13.01 Конструкция головы человека и ее пропорции. 2 Комбинированный урок Конструкция и пропорции головы человека. Мимика лица. Соразмерность частей образует красоту формы. Раскрытие психологического состояния портретируемого.
Узнают: творческие формы работы над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов; произведения выдающихся художников.
Научатся: использовать художественные материалы и ин-
струменты для выполнения творческой работы Предметные: получить новые знания о закономерностях в конструкции головы человека, пропорции лица. Определять понятия – конструкция, пропорции. Смогут анализировать, обобщать и сравнивать объекты, устанавливать аналогии. Учиться творчески экспериментировать, устанавливать аналогии, использовать их в решении учебной задачи. Использовать выразительные возможности художественных материалов.
Метапредметные: определять цель, проблему в учебной деятельности. Обмениваться мнени-ями, слушать друг друга. Планировать деятельность в учебной ситуации, определять проблему, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели. Излагать своё мнение в диалоге. Строить понятные для партнёра по коммуникации речевые высказывания.
Личностные: понимать значение знаний для человека, осознавать свои интересы и цели. Вырабатывать доброжелательное отношение к своим товарищам. Учиться критически осмысливать психологические состояния человека. Творческая работа 20.01 2 3 Изображение головы в пространстве. Автопортрет. 3
4 Комбинированный урок
Комбинированный урок Жест. Ракурс. Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы жение головычеловека. Объемное конструктивное изобра. Рисование с натуры гипсовой головы.
Жест. Ракурс. Образ человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Мастер эпохи Возрождения Познакомятся: с творчеством
А. Модильяни.
Научатся:
использовать выразительные возможности художественных материалов; выполнять зарисовки с целью изучения строения головы человека, её пропорций и расположения в пространстве
Познакомятся: с творчеством Леонардо да Винчи.
Научатся: передать индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете
Предметные: научиться пользоваться необходимой информацией. Анализировать, обобщать, создавать объёмное конструктивное изображение головы. Изучать поворот и ракурс головы человека, соотношение лицевой и черепной части. Выполнять зарисовки с целью изучения строения головы человека, её пропорций и расположения в пространстве.
Метапредметные: определять цель, проблему в учебной деятельности. Организовывать работув паре, обмениваться мнениями. Планировать деятельность, выбирать способы достижения цели, самостоятельно исправлять ошибки. Излагать своё мнение в диалоге.
Личностные: понимать значение знаний для человека, осознавать свои интересы и цели. Иметь мотивацию к учебной деятельности
Предметные: пользоваться необходимой информацией. Анализировать, обобщать и создавать объёмное конструктивное изображение головы. Изучать поворот и ракурс головы человека, соотношение лицевой и черепной части. Выполнять зарисовки с целью изучения строения головы человека, её пропорций и расположения в пространстве.
Метапредметные: определять цель, проблему в учебной деятельности. Организовывать работув паре, обмениваться мнениями. Планировать деятельность, выбирать способы достижения цели, самостоятельно исправлять ошибки. Излагать своё мнение в диалоге.
Творческая работа 27.01
3.02
4 Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. 5 Портрет в скульптуре.
5 Комбинированный урок Скульптурный портрет. Ваять. Скульптор. Скульптурный портрет в истории искусства. Человек – основной предмет изображения в скульптуре. Выразительный язык портретных образов в скульпторе Рима III века н. э.
Узнают: об особенностях и выразительных возможности скульптуры.
Научатся:
работать графическими материалами, выполняя зарисовки для предполагаемого скульптурного портрета Предметные: изучать скульптурный портрет в истории искусства, скульптурные материалы. Сравнивать портреты по определённым критериям, анализировать скульптурные образы. Работать над изображением выбранного литературного героя. Совершенствовать умение передавать индивидуальные особенности литературного героя. Учиться основам скульптурной техники, работать со скульптурным материалом.
Метапредметные: определять цель, принимать учебную задачу, осознавать недостаточность своих знаний. Определять проблему учебной деятельности. Планировать деятельность в учебной ситуации.
Личностные: осознавать разнообразие средств и материалов мира искусств, иметь мотивацию учебной деятельности. Вырабатывать внимание, наблюдательность, творческое воображение. Проявлять интерес к произведениям скульптурного искусства. Осознавать свою цель, включаться в определённый вид деятельности. Творческая работа 10.02 Сатирические образы человека. 6 Комбинированный урок Карикатура. Шарж.
Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Карикатура и дружеский шарж. Кукрыниксы (псевдоним по первым слогам фамилий) – творческий коллектив советских графиков Куприянов М. В.,
Крылов П. Н.,
Соколов Н. А.
народных художников СССР.
Узнают: о приёмах художественного преувеличения, творчестве известных карикатуристов нашей страны.
Научатся: приёмам художественного преувеличения; отбирать детали, обострять образы при создании дружеского шаржа
Предметные: научиться определять понятия, художественные термины. Знакомиться с приёмами художественного преувеличения, известными карикатуристами нашей страны. Проявлять положительное отношение к юмору. Учиться приёмам художественного преувеличения, отбирать детали, обострять образы.
Метапредметные: определять цель и проблему в учебной деятельности. Соблюдать нормы коллективного общения. Планировать деятельность в учебной ситуации. Определять проблему художественного преувеличения, способы достижения цели. Создавать письменный текст. Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией. Поддерживать товарища, выдвигать версии, работать по плану.
Личностные: проявлять интерес к изучению нового материала. Проявлять познавательную активность. Осознавать свои интересы и цели, эмоции, адекватно их выражать. Понимать эмоциональное состояние других людей. Идти на взаимные уступки в разных ситуациях . Творческая работа 17.02 6 7 Образные возможности освещения в портрете. 7 Комбинированный урок Свет естественный, искусственный. Контраст. Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия. Великий русский художник Илья Ефимович Репин. Узнают: приемы изображения при направлении света сбоку, снизу, при рассеянном свете.
Научатся: видеть контрастность освещения; использовать приёмы выразительных возможностей ис-
кусственного освещения для характеристики образа, направления света сбоку, снизу, при рассеянном свете
Предметные: научиться воспринимать изменения образа человека при естественном освещении, постоянство формы и изменение её восприятия при естественном освещении. Знакомиться с образными возможностями освещения в портрете, с из-
менениями образа человека при искусственном и естественном освещении. Осваивать приёмы выразительных возможностей искусственного освещения для характеристики образа, направления света сбоку, снизу, при рассеянном свете. Учиться вос-принимать контрастность освещения.
Метапредметные: соблюдать нормы коллективного общения. Планировать деятельность в учебной ситуации. Определять проблему возможностей освещения в портрете, способы достижения практической цели. Корректировать своё мнение.
Личностные: проявлять интерес к изучению нового материала, проявлять познавательную активность. Вырабатывать свои мировоззренческие позиции, осознают свои эмоции, адекватно выражать и контролировать их. Осознавать свои интересы и цели. Творческая работа 24.02
8 Портрет в живописи. 8 Комбинированный урок Познакомить с творчеством выдающихся художников, создававших произведения искусства в портретном жанре. Виды портрета. Парадный портрет. Интимный (лирический) портрет. Роль и место портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в разные эпохи.
Узнают: основные типы портретов (парадный, конный и т. д.); роль рук в рас-крытии образа портретируемого.
Научатся: выполнять аналитические зарисовки композиций портретов известных художников в технике акварельной живописи
Предметные: научиться обобщать образ человека в портретах разных эпох, определять роль и место портрета в истории искусства, устанавливать аналогии по видам, строить логически обоснованные рассуждения, аналитически воспринимать композиции в парадном и лирическом портретах.
Метапредметные: определять цель, участвовать в диалоге с учителем, излагать своё мнение. Создавать устные тексты для решения учебной задачи. Планировать деятельность, работать по плану. Определять способы достижения цели. Излагать своё мнение, принимать позицию одноклассников. Корректировать своё мнение под воздействием контраргументов.
Личностные: проявлять интерес к изучению нового материала, познавательную активность, осознавать свои эмоции. Вырабатывать свои мировоззренческие позиции, осознавать свой мировоззренческий выбор. Аргументированно оценивать свои и чужие работы. Творческая работа 3.03 9 Роль цвета в портрете. 9 Комбинированный урок Цвет, настроение, характер. Цветовое решение образа в портрете. Тон и цвет. Цвет и освещение. Цвет и живописная фактура в произведениях искусства.
В. Серов «Девочка с персиками».
Узнают: о значении цвета и тона в портретном жанре.
Научатся:
анализировать картину В. Серова «Девочка с персиками»; использовать цвет для передачи настроения и характера
Предметные: классифицировать по заданным основаниям цветовое решение образа в портрете. Сравнивать по определённым критериям тон и цвет, цвет и освещение. Осваивать навыки использования живописной фактуры.
Метапредметные: определять цель и проблему в учебной деятельности. Соблюдать нормы коллективного общения. Организовывать работу в группе. Оценивать степень достижения цели. Планиро вать деятельность в учебной ситуации, самостоятельно исправлять ошибки.
Личностные: проявлять интерес к изучению нового материала. Критически оценивать свою деятельность. Осознавать свои эмоции, адекватно их выражать. Творческая работа 10.03 10 Великие портретисты. 10 Обобщение темы. Галерея. Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им порт ретных образах. Личность художника и его эпоха. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.
Узнают: имена выдающихся художников и их произведения в портретном жанре.
Научатся: выполнять художественный анализ своих работ и работ одно-классников
Предметные: знать имена выдающихся художников-портретистов и их место в определённой эпохе. Определять индивидуальность произведений в портретном жанре, находить и представлять информацию о портрете. Выполнять художествен ный анализ своих работ.
Метапредметные: определять цель учебной деятельности, соблюдать нормы коллективного общения. Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией. Оценивать степень достижения поставленной цели.
Личностные: осваивать новые правила, проявлять познавательную активность. Понимать значение знаний для человека, приобретать мотивацию процесса становления художественно-творческих навыков. Творческая работа
17.03 11 Человек и пространство в изобразительном искусстве.
8 часов Жанры в изобразительном искусстве. 1 Комбинированный урок Жанр. Мотив. Тематическая картина. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. «Изменение видения мира художниками в разные эпохи».
Узнают: произведения и жанры изобразительного искусства; приемы работы в технике коллажа.
Научатся: аргументированно анализировать картины художников; согласованно работать в группе
Предметные: анализировать, выделять главное в картине и обобщать. Определять термин жанр и его виды: портрет, натюрморт, пейзаж, исторический жанр, батальный, бытовой. Анализировать картины, написанные в разных жанрах. Обобщать полученные знания, сравнивать объекты и определять термин тематическая картина и её виды. Сравнивать объекты по заданным критериям. Устанавливать аналогии и использовать их в решении практической задачи.
Метапредметные: определять цель учебной деятельности. Соблюдать нормы коллективного общения. Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией. Планировать и организовывать свою деятельность. Творческая работа
7.04 12 Изображение пространства. 2 Комбинированный урок Точка зрения. Линейная перспектива. Прямая перспектива. Обратная перспектива. Виды перспективы. Перспектива как изобразительная грамота. Пространство иконы и его смысл. Беседа: «Изображение пространства в искусстве Древнего Египта, Древней Греции, эпохи Возрождения и в искусстве ХХ века».
Узнают: понятия точка зрения
и линия горизонта; способы изображения пространства в различные эпохи.
Научатся: пользоваться начальными правилами линейной перспективы; работать в группе; работать в технике коллажа; анализировать, выделять главное и обобщать, определять понятие
точка зрения, сравнивать объекты по заданным критериям
Предметные: показать отсутствие изображения пространства в искусстве древнего мира и связь персонажей общим сюжетом. Знакомиться с перспективой как изобразительной грамотой. Научиться анализировать, выделять главное и обобщать, показывать возникновение потребности в изображении глубины пространства, научиться определять понятие точка зрения, сравнивать объекты по заданным критериям. Уметь определять особенности обратной перспективы, устанавливать связь и отличия, знакомиться с нарушением правил перспективы в искусстве ХХ века и его образным смыслом, использовать закономерности многомерного пространства при решении творческой задачи.
Метапредметные: научиться определять цель учебной деятельности, соблюдать нормы коллективного общения. Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией. Планировать и организовывать свою деятельность. Выбирать свои мировоззренческие позиции.
Личностные: иметь желание учиться, проявлять познавательную активность. Понимать значение знаний для человека, приобретать мотивацию процесса становления художественно-творческих навыков. Идти на взаимные уступки в разных ситуациях. Творческая работа
14.04 13-
14 Правила линейной и воздушной перспективы.
Защита проектов.
3
4
Комбинированный урок
Урок обобщения и систематизации знаний Линейная и воздушная перспектива. Точка схода. Плоскость картины. Высота линии горизонта. Перспектива – учение о способах передачи глубины пространства. Обратная перспектива Плоскость картины. Многомерности пространства.
Защита проектов в виде творческих работ и презентаций. Узнают: правила воздушной перспективы.
Научатся: изображать пространство по правилам линейной и воздушной перспективы
Высказываться о видах и жанрах изобразительного искусства.
Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство жанров изо.
Предметные: научиться сравнивать объекты по заданным критериям, решать учебные задачи, анализировать и обобщать, определять понятия точка зрения, линейная перспектива, картинная плоскость, горизонт и его высота, осуществлять поиск ответа на поставленный вопрос с помощью эксперимента, самостоятельно искать способы завершения учебной задачи. Уметь на практике усваивать понятие точка схода, изображать глубину в картине, применять на практике знание правил линейной и воздушной перспективы.
Метапредметные: определять учебную цель, соблюдать нормы коллективного общения. Планировать деятельность в учебной ситуации. Определять способы достижения цели. Организовывать работу в группе. Корректировать свои действия под воздействием контраргументов. Преодолевать конфликты, договариваясь друг с другом. Определять цель деятельности, конечный результат, самостоятельно исправлять ошибки.
Личностные: проявлять интерес к изучению нового материала, познавательную активность. Осознавать свои интересы и цели.
Познавательные:
узнавать, называть, определять основные характерные черты предметного мира окружающей действительности;
Коммуникативные:
проявлять активность,
выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи.
Регулятивные: использовать речь для регуляции своих действий;
вносить необходимые изменения в действие.
ЛР: самооценка на основе критериев успешной деятельности. Творческая работа
21.04
28.04 15 Пейзаж - большой мир. Организация изображаемого пространства. 5
Комбинированный урок
Эпический, романтический пейзаж. Выдающиеся мастера китайского пейзажа – Го-Си, Ся-Гуй и др.
Японские пейзажи Сэссю и Кацусика Хокусай. Голландский пейзаж на полотнах Ван-Гойена, Я. Рейсдаля.
Узнают: об истории и развитии жанра пейзажа.
Научатся: самостоятельно применять полу ченные ранее знания о правилах линейной и воздушной перспективы; организовывать перспективу в картинной плоскости; выражать
свое мнение и выполнять художественный анализ произведения изобразительного искусства
Предметные: научиться самостоятельно применять полученные ранее знания о правилах линейной и воздушной перспективы, представлять информацию в устной форме, систематизировать полученные знания в свете новой информации о возникновении пейзажа как самостоятельного жанра, на ходить необходимую информацию, владеть смысловым чтением, сравнивать картины по заданным критериям, устанавливать аналогии для понимания закономерностей при создании эпических и романтических пейзажей, организовывать перспективу в картинной плоскости.
Метапредметные: определять учебную цель.
Соблюдать нормы коллективного общения. Плани-
ровать деятельность в учебной ситуации. Работать
по плану. Определять способы достижения цели.
Личностные: проявлять интерес к новым видам деятельности, познавательную активность. Осознавать свои интересы и цели, эмоции, адекватно их выражать. Осознавать свой мировоззренческий выбор. Вырабатывать уважительное отношение к своим товарищам. Творческая работа
5.05 16
Пейзаж - настроение. Природа и художник.
6
Комбинированный урок
Пейзаж-настроение. Импрессионизм в живописи. Жизнь и творчество французского художника-импрессиониста Камиля Писсаро.
Узнают: об импрессионизме.
Научатся: рас-сматривать произведения известных художников и выражать свое отношение к ним; применять в творческой работе различные средства выражения, характер освещения, цветовые отношения, применять правила перспективы, анализировать, выделять главное и обобщать изобразительные средства для передачи настроения в пейзаже

Предметные: научиться осуществлять поиск особенностей роли колорита в пейзаже-настроении, определять характер цветовых отношений. Познакомиться с художниками-импрессионистами, особенностями их творчества, многообразием форм и красок окружающего мира. Научиться применять в творческой работе различные средства выражения, характер освещения, цветовые отношения, применять правила перспективы, анализировать, выделять главное и обобщать изобразительные средства для передачи настроения в пейзаже.
Метапредметные: определять проблему будущей деятельности. Соблюдать нормы коллектив ного общения. Излагать своё мнение. Планировать деятельность в учебной ситуации. Определять способы достижения цели. Выполнять работу по памяти и по представлению. Давать эстетическую оценку выполненным работам. Анализировать использование перспективы.
Личностные: проявлять интерес к изучению нового материала, определять своё настроение. Проявлять познавательную активность. Осознавать свои
эмоции, интересы и цели, свои мировоззренческие позиции. Учиться критически, осмысливать результаты деятельности. Творческая работа
12.05 17 Контрольная работа на тему: «Жанры в изобразительном искусстве». 7 Проверка полученных ранее знаний Знать: жанры изобразительного искусства, правила построения, историю возникновения. Самостоятельная работа 19.05 18 Городской пейзаж.
8
Комбинированный урок Городской пейзаж. Язык графики и главные его выразительные средства – это линия, штрих, контур, пятно и тон. Абрис – линейный
(контурный) рисунок. Творчество
А. Матисса, Обри Бердслея, Г. Верейского, Е. Кругликовой и др Узнают: о главных выразительных средствах графики.
Научатся: применять выразительные средства графики при работе над рисунком; объяснять свои работы и работы одноклассников с позиций, поставленных в творческих задачах
Предметные: научиться анализировать графические средства выразительности, выделять главные функции основных элементов – линии, штриха, пятна, точки, определять понятие – городской пейзаж, самостоятельно делать выводы об организации перспективы в картинной плоскости художника. Знать правила линейной и воздушной перспективы. Уметь организовывать перспективу в картинной плоскости, анализировать, выделять главное, обобщать графические средства и правила перспективы.
Метапредметные: определять тему урока. Со-блюдать нормы коллективного общения. Излагать своё мнение. Планировать деятельность в учебной ситуации. Определять способы достижения цели. Выполнять работу по памяти. Давать эстетическую оценку выполненным работам. Анализировать использование перспективы.Личностные: проявлять интерес к изучению нового материала. Проявлять познавательную активность. Критически оценивать художественные произведения. Осознавать свои интересы и цели, мировоззренческие позиции. Учиться критически осмысливать результаты деятельности. Творческая работа 26.05 За 2 полугодие – 18 часов