Календарно — тематическое планирование по изо 8класс, Б.М.Неменский


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 19 им. Л.А. Попугаевой»
Согласовано: ____________________________
Руководитель МО О.В. Прилепа
«____» ___________________________20 16 г.
Утверждаю ________________________
Председатель НМС О.П. Багдасаева
Протокол № _____ от «____» ______________2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
ДЛЯ 8 КЛАССОВ
Учитель изобразительного искусства Боровик А.А.
Базовая категория

г. Удачный
2016/2017уч.год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данная рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 8 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2011. Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами основного общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту.
Сроки реализации данной рабочей программы рассчитан на 2016-2017 учебный год.
В соответствии с Концепцией художественного образования в РФ (приказ МО РФ от 28.12.2001 г., № 1403) в рабочую программу введен региональный компонент, в котором учитываются аспекты этнокультурного образования, через изучение художественных традиций и промыслов Якутской области.
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Цели и задачи.
Одной из самых главных целей преподавания искусства является задача развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», сознание своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа, на основе его эмоционально-нравственной оценки;
овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Для реализации образовательной программы по изо для учащихся 8 класса используется УМК:
№ п/п Наименование учебного пособия Автор Год издания
Для учителя
1 Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских. М., «Просвещение» 2013г.
2 Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. М., «Просвещение» 2014г.
3 Изобразительное искусство. 2–8 классы. Создание ситуации успеха: коллекция интересных уроков. авт.-сост. А. В. Пожарская [и др.] Волгоград, «Учитель» 2010 г.
4 Изобразительное искусство. Проверочные и контрольные работы. 5-8 классы. авт. сост. О.В. Свиридова. Волгоград, «Учитель» 2008 г.
5 Наименование методического пособия 7 Програмно – методические материалы: изобразительное искусство и художественный труд для 5-9 классов. под ред. Б. М. Неменского. М., «Дрофа» 2000г.
8 «Изобразительное искусство 8 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского. О.В. Свиридова Волгоград «Учитель» 2010 г.
Для учащихся
9 «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека». Учебник для 7-8 класса общеобразовательных учреждений. под ред. Б. М. Неменского. М., «Просвещение» 2013г.
Общая характеристика учебного предмета:
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическое художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, включающий в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Тема 8 класса – «Дизайн и архитектура в жизни человека» – посвящена изучению архитектуры и дизайна, то есть конструктивных видов искусства, организующих среду нашей жизни. Изучение конструктивных искусств в ряду других видов пластических искусств опирается на уже сформированный за предыдущий период уровень художественной культуры учащихся.
В рамках уроков изобразительного искусства 8 класса предусмотрена реализация регионального компонента. Данный компонент призван способствовать сохранению народных традиций, повышению уровня национального самосознания и формированию уважения к истории и культуре нашей страны, своей малой родины.
Программа по изобразительному искусству дает широкие возможности для педагогического творчества, проявления индивидуальности учителя, учета особенностей конкретного региона России.
Цель: раскрытие композиционных начал проектирования в области графического дизайна и объемно – пространственного макетирования.
Задачи:
Понять эстетическое, функциональное значение выдающихся произведений архитектуры, основных художественных стилей;
Освоение художественной выразительности искусства архитектуры и дизайна;
Формирование сознательного отношения к таким проблемам сегодняшнего дня, как охрана памятников культуры;
Развитие творческого подхода к оценке культуры прошлого;
Создание совершенствований и оформления архитектурной, природной среды и дизайна.
Описание места учебного предмета в учебном плане:
Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ. Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство»
Класс – 8
Количество часов в неделю – 1 ч.
Количество часов в год – 34ч. (34 учебных недель), что соответствует учебному плану на 2016-2017 уч. год.
Год/ четверть Общее количество часов Текущий и промежуточный контроль Итоговый контроль Примечание (о невыполнении часов учебного плана, причин и форм устранения)
Из них контрольных работ Из них лабораторных работ Из них практических работ Защита индивидуальных проектов Административный аудит По плану фактически По пану фактически По плану фактически По плану фактически год 34 2 1 1 четверть (9 недель) 9 2 четверть (7 недель) 7 1 3 четверть (10 недель) 9 1 4 четверть (9 недель) 9 1 Результаты освоения учебного предмета:
Занятия по изобразительному искусству в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования федерального государственного образовательного стандарта направлены на достижение предметных результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.
Предметные результаты изучения предметной области «Изобразительное искусство» должны отражать:
– формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
– развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
– освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
– воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
– приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
– приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
– развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.
Содержание тем учебного предмета:
Программа «Изобразительное искусство в жизни человека» для 8 класса входит в систему учебников «Школа России» как целостный интегрированный курс, включающий основные виды искусства. Учебный материал 8 класса посвящен основам изобразительного искусства. Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Их место в семье пространственных искусств, взаимосвязь с изобразительным и декоративно-прикладным искусствами. Архитектура как отражение социальных отношений и эстетических идеалов, организация пространственно-структурной среды городов. Дизайн – вклад художника в оформление вещно-предметной среды обитания человека. Дизайн и архитектура – создатели рукотворной среды нашего обитания. Практическая, творческая художественная деятельность учащихся. Выявление личностных ценностно-смысловых ориентаций, эффективное решение познавательных, регулятивных задач, сотрудничество и навыки самореализации.
Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала:
Содержание Кол-во часов
«Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств» 8
«Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий» 8
«Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека.» 10
«Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование.» 8
Всего 34
1 четверть – 8 часов
ХУДОЖНИК – ДИЗАЙН – АРХИТЕКТУРА. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры.
Тема. Основы композиции в конструктивных искусствах.
Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесем порядок в хаос». Объемно-пространственная и плоскостная композиция. Основные типы композиций: симметричная и асимметричная, фронтальная и глубинная. Гармония и контраст, баланс масс и динамическое равновесие, движение и статика, ритм, замкнутость и разомкнутость композиции - все вариации рассматриваются на примере простейших форм (прямоугольники, прямые, точки и др.).
Тема. Прямые линии и организация пространства.
Решение с помощью простейших композиционных элементов художественно-эмоциональных задач. Ритм и движение, разреженность и сгущенность. Прямые линии: соединение элементов композиции и членение плоскости. Образно-художественная осмысленность простейших плоскостных композиций. Монтажность соединений элементов, порождающая новый образ.
Тема. Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна. (2 ч.)
Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Применение локального цвета. Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта. Выразительность линии и пятна, интонационность и многоплановость
Тема. Буква – строка – текст. Искусство шрифта. (2 ч.)
Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура» шрифта, шрифтовые гарнитуры. Шрифт и содержание текста. Понимание печатного слова, типографской строки как элементов плоскостной композиции.
Тема. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. (2 ч.)
Синтез слова и изображения в искусстве плаката, монтажность их соединения, образно-информационная цельность. Стилистика изображения и способы их композиционного расположения в пространстве плаката и поздравительной открытки.
Тема. Многообразие форм графического дизайна.
Многообразие видов полиграфического дизайна: от визитки до книги. Соединение текста и изображения. Элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала. Коллажная композиция: образность и технология. Художественно – творческое задании.
2 четверть – 8 часов
В МИРЕ ВЕЩЕЙ И ЗДАНИЙ. Художественный язык конструктивных искусств.
Тема. Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету.
Композиция плоскостная и пространственная. Прочтение плоскостной композиции как схематического изображения объемов в пространстве при виде на них сверху. Композиция пятен и линий как чертеж объектов в пространстве. Понятие чертежа как плоскостного изображения объемов, когда точка - вертикаль, круг цилиндр или шар, кольцо - цилиндр и т. д. Формирование понимания учащихся проекционной природы чертежа.
Тема. Архитектура- композиционная организация пространства.
Прочтение по рисунку простых геометрических тел, а также прямых, ломаных, кривых линий. Конструирование их в объеме и применение в пространственно-макетных композициях. Вспомогательные соединительные элементы в пространственной композиции. Понятие рельефа местности и способы его обозначения на макете. Дизайн проекта: введение монохромного цвета.
Тема. Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля.
Про слеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление простых объемов, образующих дом. Взаимное влияние объемов и их сочетаний на образный характер постройки. Баланс функциональности и художественной красоты здания. Деталь и целое. Достижение выразительности и целесообразности конструкции. Модуль как основа эстетической цельности постройки и домостроительной индустрии.
Тема. Важнейшие архитектурные элементы здания.
Рассмотрение различных типов зданий, выявление горизонтальных, вертикальных, наклонных элементов, входящих в их структуру. Возникновение и историческое развитие главных архитектурных элементов здания (перекрытия, стены, окна, двери, крыша, а также арки, купола, своды, колонны и др.). Использование элементов здания в макете проектируемого объекта.
Тема. Роль и значение материала в конструкции.
Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна. Отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных искусствах. Цвет и окраска. Преобладание локального цвета в дизайне и архитектуре. Психологическое воздействие цвета. Влияние на восприятие цвета: его нахождение в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта, формы цветового пятна, а также мягкого или резкого его очертания, яркости цвета. Специфика влияния различных цветов спектра и их тональностей. Фактура цветового покрытия
Тема. Контрольная работа на тему: «В мире вещей и зданий».
Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Вещь как образ действительности и времени. Сочетание образного и рационального. Красота - наиболее полное выявление функции вещи.
Тема. Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве.
3 четверть – 10 часов
ГОРОД И ЧЕЛОВЕК. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека.
Тема. Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого.
Образ и стиль. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, сознания людей и развития производственных возможностей. Художественно-аналитический обзор развития образно-стилевого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох. Архитектура народного жилища. Храмовая архитектура. Частный дом.
Тема. Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна.
Архитектурная и градостроительная революция 20 века. Ее технологические и эстетические предпосылки и истоки. Социальный аспект «перестройки» в архитектуре. Отрицание канонов и одновременно использование наследия с учетом нового уровня материально-строительной техники. Приоритет функционализма.
Проблема урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города. Современные поиски новой эстетики архитектурного решения в градостроительстве.
Тема. Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.
Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Различные композиционные виды планировки города: замкнутая, радиальная, кольцевая, свободно-разомкнутая, асимметричная, прямоугольная и др. Схема-планировка и реальность. Организация и проживание пространственной среды как понимание образного начала в конструктивных искусствах. Роль цвета в формировании пространства. Цветовая среда.
Тема. Вещь в городе и дома. Городской дизайн. (2 ч.)
Неповторимость старинных кварталов и кварталы жилья. Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации городской среды, в установке связи между человеком и архитектурой. Создание информативного комфорта городской среды: устройство пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи, «диваны» и пр.), киосков, информационных блоков, блоков локального озеленения и т. д.
Тема. Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера. (2 ч.)
Архитектурный «остов» интерьера. Историчность и социальность интерьера. Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер. От унификации к индивидуализации подбора вещного наполнения интерьера. Мебель и архитектура: гармония и контраст. Дизайнерские детали интерьера. Зонирование интерьера. Интерьеры общественных мест (театр, кафе, вокзал, офис, школа и пр.).
Тема. Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. (2 ч.)
Город в единстве с ландшафтно-парковой средой. Развитие пространственно-конструктивного мышления. Обучение технологии макетирования путем введения в технику бумага пластики различных материалов и фактур (ткань, проволока, фольга, древесина, стекло и т. д.) для создания архитектурно-ландшафтных объектов (лес, водоем, дорога, газон и т. д.).
Тема. Контрольная работа на тему: «Ты – архитектор! Замысел архитектурного проекта и его осуществление.»
Единство эстетического и функционального в объемно-пространственной организации среды жизнедеятельности людей. Природно-экологические, историко-социальные и иные параметры, влияющие на композиционную планировку города. Реализация в коллективном макетировании чувства красоты и архитектурно-смысловой логики. Художественно- творческое задание.
4 четверть – 8 часов
ЧЕЛОВЕК В ЗЕРКАЛЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ. Образ жизни и индивидуальное проектирование.
Тема. Мой дом – мой образ жизни. Скажи мне, как ты живёшь, и я скажу, какой у тебя дом. (2 ч.)
 Мечты и представления, учащихся о своем будущем жилище, реализующиеся в их архитектурно-дизайнерских проектах. Принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны: для работы, отдыха, спорта, хозяйства, для детей и т. д. Мой дом - мой образ жизни. Учет в проекте инженерно-бытовых и санитарно-технических задач.
Тема. Интерьер, который мы создаём.
Дизайн интерьера. Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Стиль и эклектика. Отражение в проекте дизайна интерьера образно-архитектурного замысла и композиционно-стилевых начал. Функциональная красота или роскошь предметного наполнения интерьера (мебель, бытовое оборудование).
Тема. Пугало в огороде, или… Под шёпот фонтанных струй.
Сад (английский, французский, восточный) и традиции русской городской и сельской усадьбы. Планировка сада, огорода, зонирование территории. Организация палисадника, садовых дорожек. Малые архитектурные формы сада: беседка, бельведер, пергола, ограда и пр. Водоемы и мини пруды. Со масштабные сочетания растений сада. Альпийские горки, скульптура, керамика, садовая мебель, кормушка для птиц ит. д. Спортплощадка и многое другое в саду мечты. Искусство аранжировки. Икебана как пространственная композиция в интерьере.
Тема. Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.
Соответствие материала и формы в одежде. Технология создания одежды. Целесообразность и мода. О психологии индивидуального и массового. Мода - бизнес и манипулирование массовым сознанием. Законы композиции в одежде. Силуэт, линия, фасон.
Тема. Встречают по одёжке. Дизайн современной одежды.
О психологии индивидуального и массового. Мода - бизнес и манипулирование массовым сознанием. Возраст и мода. Молодежная субкультура и подростковая мода. «Быть или казаться»? Самоутверждение и знаковость в моде. Философия «стаи» и ее выражение в одежде. Стереотип и кич.
Тема. Автопортрет на каждый день. Грим и причёска в практике дизайна.
Лик или личина? Искусство грима и прически. Форма лица и прическа. Макияж дневной, вечерний и карнавальный. Грим бытовой и сценический. Лицо в жизни, на экране, на рисунке и на фотографии. Азбука визажистики и парикмахерского стилизма. Боди-арт и татуаж как мода.
Тема. Защита проектов: «Ты - дизайнер! Замысел дизайнерского проекта и его осуществление».
Тема. Моделируя себя – моделируешь мир.
Человек - мера вещного мира. Он или его хозяин, или раб. Создавая «оболочку» - имидж, создаешь и «душу». Моделируя себя, моделируешь и создаешь мир и свое завтра.
Заключительное занятие года, которое проводится в свободной форме на примере выставки сделанных учащимися работ. Занятие демонстрирует понимание учащимися роли дизайна и архитектуры в современном обществе как важной формирующей его социокультурного облика, показывает понимание места этих искусств и их образного языка в ряду пластических искусств.
Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса:
1. Дополнительная литература.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17 декабря 2010 г. № 1897).
2. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б. М. Неменского. 5–9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б. М. Неменский [и др.]. – М.: Просвещение, 2013.
3. Изобразительное искусство. 2–8 классы. Создание ситуации успеха: коллекция интересных уроков / авт.-сост. А. В. Пожарская [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2010.
4. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство / Н. М. Сокольникова. – Обнинск: Титул, 1996.
5. Хоруженко, К. М. Мировая художественная культура: тесты / К. М. Хоруженко. – М.: ВЛАДОС, 2000.
6. Я познаю мир. Архитектура: детская энциклопедия. – М.: Астрель, 2002.
2. Интернет-ресурсы.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. – Режим доступа: http://www. standart.edu.ru
Сетевое объединение методистов «СОМ»: проект Федерации Интернет Образования. – Режим доступа: http://som.fio.ru
Портал «Все образование». – Режим доступа: http://catalog.alledu.ru
Федеральный портал «Российское образование». – Режим доступа: http://www.edu.ru
Российский общеобразовательный портал. – Режим доступа: http://www.school.edu.ru
Единое окно доступа к образовательным ресурсам. – Режим доступа: http://window.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
Музейные головоломки. – Режим доступа: http://muzeinie-golovolomki.ru
Художественная галерея. Полное собрание работ всемирно известных художников. – Режим доступа: http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php
Виртуальный музей искусств. – Режим доступа: http://www.museum-online.ru
Академия художеств «Бибигон». – Режим доступа: http://www.bibigon.ru
Словарь терминов искусства. – Режим доступа: http://www.artdic.ru/index.htm
Режим доступа: http://www.orientmuseum.ru/art/roerich
Режим доступа: http://www.artsait.ru
3. Информационно-коммуникативные средства.
 Познавательная коллекция. Сокровища мирового искусства (СD).
 Познавательная коллекция. Энциклопедия (CD).
 Собственные компьютерные презентации.
 Энциклопедия изобразительного искусства. – [Б. м.]: ООО «БИЗНЕССОФТ», Россия, 2005.
 Шедевры архитектуры / New Media Generation (CD-ROM). – М, 1997; 2002.
4. Наглядные пособия.
 Таблицы «Введение в цветоведение».
 Портреты русских и зарубежных художников.
 Таблицы по перспективе.
 Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.
 Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.
 Альбомы с демонстрационным материалом.
 Дидактический раздаточный материал.
5. Технические средства обучения.
 Компьютер.
 Мультимедийный проектор.
 Принтер.
 DVD.
 Музыкальный центр.
6. Учебно-практическое оборудование.
 Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.
 Мольберт.
 Ученические столы двухместные или одноместные с комплектом стульев.
 Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
 Стенды для вывешивания иллюстративного материала.
Планируемые результаты изучения учебного предмета:
В итоге освоения программы ученики получат возможность научиться:
– анализировать произведения архитектуры и дизайна; знать место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
– понимать особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образного начал и их социальную роль;
– определять основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства;
Ученики научатся:
– конструировать объемно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объеме);
– моделировать в своем творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;
– работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
– конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-пространственную композицию; использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику тектоники и фактур;
– владеть навыками формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
– создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
– использовать разнообразные художественные материалы.
Данной программой предусмотрено использование следующих видов контроля. Стартовый контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению дальнейшего материала. Стартовый контроль проводить в начале учебного года. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть, полугодие, год после прохождения, например, больших тем, крупных разделов программы. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля. Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и учащихся. Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровню национального стандарта образования.
Каждый из перечисленных видов контроля может быть проведён с использованием следующих методов и средств:
- устный (беседа, викторины, контрольные вопросы);
- письменный (вопросники, кроссворды, тесты);
-практический (упражнения, художественно-творческие задания, индивидуальные карточки-задания).
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов:
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы:
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Календарно-тематическое планирование по ИЗО 8 класс Приложение 3
№ урока
п/п Наименование раздела/темы
(Количество часов) Тема урока № урока (в рамках темы) Тип урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки учащихся Вид контроля Дата
план факт
1 Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств.
8 часов Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции. 1 Урок ознакомления с новым материалом. Введение в искусство архитектуры. Основные понятия: конструктивное искусство, дизайн. Представление об элементах композиции. Знать: основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.
Уметь: гармонично сбалансировать композиции из трех прямоугольников. 7.09 Прямые линии и организация пространства. 2 Комбинированный урок Представление об элементах композиционного творчества в архитектуре и дизайне. Знать: понятие композиция
Уметь: организовывать пространство на листе Творческая работа 13.09 2 3 Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна. 3
Комбинированный урок Представление об элементах композиционного творчества в архитектуре и дизайне. Знать: влияние цвета на организацию пространства
Уметь: организовывать пространство на листе Творческая работа 20.09
4-5 Искусство шрифта. Буква- строка – текст. 4-5 Комбинированный урок Общее и разное в образно-языковых основах и жизненных функциях конструктивных и изобразительных видов искусства. Знать: выполнение шрифта как искусство
Уметь: применять шрифт в изображениях Творческая работа 27.09
4.10 6-7 Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. 6-7 Урок ознакомления с новым материалом. Общее и разное в образно-языковых основах и жизненных функциях конструктивных и изобразительных видов искусства. Знать: композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне.
11.10
18.10 Многообразие форм дизайна. 8 Комбинированный урок Организация пространства вокруг архитектуры. Знать: формы дизайна
Уметь: выстраивать пространство вокруг архитектуры Творческая работа 25.10 8 9 Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий.
8 часов
Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий.
8 часов Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность. 1 Урок применения знаний и умений Ознакомление с понятиями: ландшафтная архитектура, памятник, рельеф, барельеф, горельеф, контррельеф. Место расположения памятника и его значение. Знать: понятие ландшафтная архитектура, памятник, рельеф, барельеф, горельеф, контррельеф.
Уметь: изображать объекты в пространстве Творческая работа 1.11 10-11 Архитектура – композиционная организация пространства. 2-3 Комбинированный урок Архитектура и ее функции в жизни людей. Творчество великих мастеров. Знать: понятие архитектуры, ее функции в жизни людей Творческая работа 8.11
15.11 12 Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. 4 Комбинированный урок Архитектурная конструкция как часть и целое. Знать: сочетание различных объемных форм
Уметь: сочетать различные объемные формы Творческая работа 22.11 13 Важнейшие архитектурные элементы здания. 5 Урок ознакомления с новым материалом. Важнейшие архитектурные элементы здания. Знать: важнейшие архитектурные элементы здания
Уметь: рисовать здания 29.11 14 Контрольная работа на тему: «единство художественного и функционального». 6 Урок обобщения и систематизации знаний Единство художественного и функционального. Знать: единство художественного и функционального. Творческая работа 6.12 15 Роль и значение материала и конструкции. 7 Комбинированный урок Роль и значение материала в конструкции. Знать: роль и значение материала в конструкции.
Творческая работа 13.12 16 Цвет в архитектуре и дизайне. 8 Комбинированный урок Цвет в архитектуре и дизайне. Знать: выполнение цветового решения в архитектуре и дизайне
Уметь: использовать цвет в изображении архитектуры Творческая работа 20.12 Всего за 1 полугодие – 16 часов
№ урока
п/п Наименование раздела/темы
(Количество часов) Тема урока № урока (в рамках темы) Тип урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки учащихся Вид контроля Дата
план факт
1 ГОРОД И ЧЕЛОВЕК. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека.
10 часов
ГОРОД И ЧЕЛОВЕК. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека.
10 часов
Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого. Тенденция и перспектива развития архитектуры 1 Урок ознакомления с новым материалом. История развития архитектуры. Истоки архитектуры. Первоэлементы архитектуры.  Развитие образного языка конструктивных искусств. Подбор и анализ репродукций с изображением интерьера зданий Уметь: использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвет, объем, статику и динамику тектоники, фактуру;
владеть навыками формирования, использования объемов в дизайне и архитектуре;
создавать композиционные макеты объектов, архитектурные образы графическими материалами; Творческая работа 18.01 Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна. 2 Комбинированный урок Архитектурная и градостроительная революция 20 века. Ее технологические и эстетические предпосылки и истоки. Проблема урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города. Современные поиски новой эстетики архитектурного решения в градостроительстве.
Знать: элементы градостроительства, проблемы урбанизации ландшафта. Творческая работа 25.01 2 3 Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. 3 Комбинированный урок Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Различные композиционные виды планировки города: замкнутая, радиальная, кольцевая, свободно-разомкнутая, асимметричная, прямоугольная и др. Схема-планировка и реальность. Организация и проживание пространственной среды как понимание образного начала в конструктивных искусствах. Роль цвета в формировании пространства. Цветовая среда. Уметь: композиционно размещать проекты на листе.
Знать: виды планировки города, влияние цвета в формировании пространства. Творческая работа 1.02 4-5 Вещь в городе и дома. Городской дизайн. 4-5 Комбинированный урок Неповторимость старинных кварталов и кварталы жилья. Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации городской среды, в установке связи между человеком и архитектурой. Создание информативного комфорта городской среды: устройство пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи, «диваны» и пр.), киосков, информационных блоков, блоков локального озеленения и т. д. Уметь: отражать в эскизном проекте информационный комфорт для человека в городе.
Знать: роль архитектуры в городской среде, связь архитектуры с человеком. Творческая работа 8.02
15.02 6-7 Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера. 6-7 Урок ознакомления с новым материалом. Дизайн интерьера. Роль материалов, фактуры и цветовой гаммы. Стиль и эклектика.
Отражение в проекте дизайна интерьера образно-архитектурного замысла. Способы зонирования Уметь: отражать в эскизном проекте дизайна интерьера образно-архитектурного композиционного замысла.
Знать: законы композиции, способы зонирования пространства. Творческая работа 22.02
1.03 Контрольная работа на тему: «Ты – архитектор! Замысел архитектурного проекта и его осуществление.»
Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства
8
9-10 Комбинированный урок Ландшафтный дизайн. Дизайн сада. Зонирование территории. Садовые дорожки, клумбы, водоёмы, садовая мебель, кормушки для птиц, спортплощадка, зона отдыха, др. Уметь: совершенствовать умение работать с разными материалами.
Знать: узнавать о различных вариантах планировки территории сада. Творческая работа 15.03
22.03
5.04 8-9
10 11 ЧЕЛОВЕК В ЗЕРКАЛЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ. Образ жизни и индивидуальное проектирование.
8 часов
ЧЕЛОВЕК В ЗЕРКАЛЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ. Образ жизни и индивидуальное проектирование.
8 часов Мой дом – мой образ жизни. Скажи мне, как ты живёшь, и я скажу, какой у тебя дом 1 Комбинированный урок Мечты и представления о своём будущем жилище, реализующиеся в архитектурно-дизайнерских проектах.
Принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны: для работы, отдыха, спорта, хозяйства, детей и т. д. Знать: законы композиции;
Творческая работа 12.04 12 Интерьер, который мы создаём 2 Комбинированный урок Дизайн интерьера. Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Стиль и эклектика. Отражение в проекте дизайна интерьера образно-архитектурного замысла и композиционно-стилевых начал. Функциональная красота или роскошь предметного наполнения интерьера (мебель, бытовое оборудование).
Уметь: отражать в эскизном варианте дизайн интерьера любой из функциональных комнат.
Знать: стили дизайна, роль материала, фактуры, цветового решения. Творческая работа 19.04 13 Пугало в огороде, или… Под шёпот фонтанных струй.
3 Комбинированный урок Сад (английский, французский, восточный) и традиции русской городской и сельской усадьбы. Планировка сада, огорода, зонирование территории. Организация палисадника, садовых дорожек. Малые архитектурные формы сада: беседка, бельведер, пергола, ограда и пр. Водоемы и мини пруды. Со масштабные сочетания растений сада. Альпийские горки, скульптура, керамика, садовая мебель, кормушка для птиц ит. д. Спортплощадка и многое другое в саду мечты. Искусство аранжировки. Икебана как пространственная композиция в интерьере.
Уметь: отражать в эскизном варианте планировку, зонирование и функциональность на определенном участке.
Знать: историю возникновения, стили, элементы ландшафтного дизайна. Творческая работа 26.04 14
15
Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. 4 Комбинированный урок Целесообразность и мода. Психология индивидуального и массового. Законы композиции в одежде. Силуэт, линия, фасон. Уметь: применять законы композиции в процессе создания одежды (силуэт, линия, фасон). Творческая работа 3.05 Встречают по одёжке. Дизайн современной одежды. 5 Комбинированный урок Человек как объект дизайна.  Понятие имидж-дизайна как сферы деятельности, объединяющей различные аспекты моды и визажистику, искусство грима, стилизм.  Связь имидж-дизайна с «паблик рилейшенс», технологией социального поведения, рекламой
Знать: общее представление о имидж-дизайне. Творческая работа 10.05 16 Автопортрет на каждый день. Грим и причёска в практике дизайна.
6 Комбинированный урок Лик или личина? Искусство грима и прически. Форма лица и прическа. Макияж дневной, вечерний и карнавальный. Грим бытовой и сценический. Лицо в жизни, на экране, на рисунке и на фотографии. Азбука визажистики и парикмахерского стилизма. Боди-арт и татуаж как мода.
Уметь: создавать грим на листе в эскизном варианте.
Знать: виды грима, современные стили визажа, сочетание грима с формой лица, прической. Творческая работа 17.05 17
Защита проектов: «Ты - дизайнер! Замысел дизайнерского проекта и его осуществление».
7 Урок применения знаний и умений Знать: основы архитектуры и дизайна;
Уметь: применять на практике полученные знания Творческая работа 24.05 18 Моделируя себя – моделируешь мир.
8 Комбинированный урок Человек - мера вещного мира. Он или его хозяин, или раб. Создавая «оболочку» - имидж, создаешь и «душу». Моделируя себя, моделируешь и создаешь мир и свое завтра.
Уметь: создавать образ человека в эскизном варианте.
Знать: взаимосвязи имиджа с внутренним миром человека. Творческая работа 31.05 Всего за 2 полугодие – 18 часов