Календарно-тематическое планирование по ИЗО. Школа России. Б.М. Неменский


№ Дата
Тема урока Кол-во часов Тип урока Содержание урока УУД Формы оценки деятельности учащихся Домашнее зада
ниеплан факт Познавательные
РегулятивныеКоммуникативныеЛичностные результаты Раздел 1: Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения – 8 ч
Цель: ознакомить детей с выразительными возможностями художественных материалов
1 Вводный инструктаж по охране труда и технике безопасности. Изображения всюду вокруг нас 1 Изучения нового материала С.10 Урок-экскурсия. Вводный инструктаж по технике безопасности - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
- уметь организовать место занятий.
- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимать роли культуры и искусства в жизни человека;
- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;
- иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности;
- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Фронтальный опрос, рисунок 2 Мастер Изображения учит видеть 1 Изучения нового материала С.14-17 Урок - игра «Изобразительное искусство». Чему мы будем учиться на уроках изобразительного искусства. Кабинет искусства — художественная мастерская. Выставка детских работ и первый опыт их обсуждения. Знакомство с Мастером Изображения.
Фронтальный опрос, рисунок 3 Изображать можно пятном 1 Комбинированный С.18-23 Урок - игра. Знакомство с понятием «форма». Сравнение по форме различных листьев и выявление ее геометрической основы. Задание: изображение сказочного леса, где все деревья похожи на разные по форме листья.
- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Фронтальный опрос, рисунок 4 Изображать можно в объеме 1 Комбинированный С.24-26 Урок-экскурсия. Объемные изображения.
Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Объем, образ в трехмерном пространстве. Задание: Превращение комка пластилина в птицу или зверушку (лепка).
- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
- уметь организовать место занятий.
Фронтальный опрос, рисунок 5 Изображать можно линией. Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость» 1 Комбинированный С.29-31 Урок-игра Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость». Линии в природе. Линейные изображения на плоскости. Повествовательные возможности линии (линия — рассказчица). Задание: рисунок линией на тему «Расскажи нам о себе». - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
Фронтальный опрос, рисунок 6 Разноцветные краски. Знакомство с цветом. Краски гуашь 1 Комбинированный С.32 Урок-экскурсия Знакомство с цветом. Краски гуашь. Цвет. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета (что напоминает цвет каждой краски?). - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
- уметь организовать место занятий.
Фронтальный опрос, рисунок .
7 Изображать можно и то, что невидимо. Настроение 1 Комбинированный Урок-экскурсия. Выражение настроения в изображении. Изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (невидимый мир). Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета. Какое настроение вызывают разные цвета?
Как изобразить радость и грусть? (Изображение с помощью цвета и ритма может быть беспредметным.) Задание: изображение радости и грусти. - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Фронтальный опрос, рисунок .
8 Художники и зрители (обобщение темы) 1 Комбинированный С.35 Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Восприятие детской изобразительной деятельности. Учимся быть художниками, учимся быть зрителями. Знакомство с понятием «произведение искусства». Картина. Скульптура. Цвет и краски в картинах художников. Художественный музей Фронтальный опрос, рисунок Раздел 2: Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения – 8 ч
Цель: ознакомить детей с тремя сферами художественной деятельности - изображением, украшением и постройкой
9 Мир полон украшений. Украшения в окружающей действительности 1 Изучения нового материала С.44-48 Украшения в окружающей действительности. Разнообразие украшений (декор). Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Знакомство с Мастером Украшения. Цветы — украшение Земли. Цветы украшают все наши праздники, все события нашей жизни. Разнообразие цветов, их форм, окраски, узорчатых деталей. Задание: составление (с помощью учителя) букета (корзины) из вырезанных сказочных цветов, созданных детьми (первая коллективная работа). - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность;
- уметь организовать место занятий. - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимать роли культуры и искусства в жизни человека;
- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;
- иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности;
- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Фронтальный опрос, рисунок 10 Красоту надо уметь замечать. Мастер Украшения учится у природы видеть ее красоту 1 Изучения нового материала С. 52-53 узоры на крыльях Любование красотой бабочек и рассматривание узоров на их крыльях. Ритмический узор пятен и симметричный повтор.
Задание: украшение крыльев бабочки(работа по заготовке) или рисуется крупно на весь лист детьми Фронтальный опрос, рисунок 11 Красоту надо уметь замечать. Мастер Украшения учится у природы видеть ее красоту 1 Комбинированный С.54-56 Ритмическое соотношение пятна и линии. Симметрия, повтор, ритм, свободный фантазийный узор. Знакомство с техникой монотипии (отпечаток красочного пятна). Задание: украшение рыбок узорами чешуи(в технике монотипии с графической дорисовкой). - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Фронтальный опрос, рисунок .
12 Красоту надо уметь замечать 1 Изучения нового материала С.56-57 Мастер Украшения помогает рассматривать мир птиц, обращая внимание не только на цветной орнамент окраски, но и на форму Многообразие форм декоративных элементов. хохолков, хвостов, оформление лапок. Наряд птицы помогает понять её характер. Развитие начальных навыков объёмной работы с бумагой разной фактуры. Задание: изображение нарядной птицы в технике объёмной аппликации, коллажа. Фронтальный опрос, рисунок 13 Узоры, которые создали люди. Красота узоров (орнамент) 1 Комбинированный С.58-61 Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека. Задание: создание своего орнаментального рисунка на основе полученных впечатлений - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
- уметь организовать место занятий. Фронтальный опрос, рисунок 14 Как украшает себя человек. Украшения человека рассказывают о своем хозяине 1 Комбинированный Украшения человека рассказывают о своем хозяине. Задание: изображение любимых сказочных героев и их украшений. Фронтальный опрос, рисунок .
15 Мастер Украшения помогает сделать праздник 1 Комбинированный С.62-63 Традиционные новогодние украшения. Новогодние гирлянды, елочные игрушки Задание: создания украшения для новогодней ёлки или карнавальных головных уборов; коллективное панно «Новогодняя ёлка». Фронтальный опрос, рисунок .
16 Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы) 1 Комбинированный Традиционные
новогодние украшения. Новогодние гирлянды, елочные игрушки Задание: создания украшения для новогодней ёлки или карнавальных головных уборов; коллективное панно «Новогодняя ёлка». Фронтальный опрос, рисунок Раздел 3: Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки – 11 ч
Цель: развивать способности воспринимать оттенки чувств и выражать их в практической работе
17 Повторный инструктаж по охране труда и технике безопасности. Постройки в нашей жизни 1 Изучения нового материала С. 70-71 Русская изба. Первичное знакомство с архитектурой и дизайном Постройки, сделанные человеком. Строят не только дома, но и вещи, создавая для них нужную форму — удобную и красивую. - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
- уметь организовать место занятий.
- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимать роли культуры и искусства в жизни человека;
- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;
- иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности;
- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Фронтальный опрос, рисунок .
18 Постройки в нашей жизни 1 Изучения нового материала С.74-75 Задание: Домик для сказочного героя
Фронтальный опрос, рисунок 19 Дома бывают разными Многообразие архитектурных построек 1 Изучения нового материала Многообразие архитектурных построек и их назначение. Соотношение внешнего вида здания и его назначения. Из каких частей может состоять дом? Составные части (элементы) дома (стены, крыша, фундамент, двери, окна и т. д.) и разнообразие их форм. Задание: изображение сельского дома для себя и своих друзей. Фронтальный опрос, рисунок 20 Домики, которые построила природа 1 Комбинированный С.76-77 Задание: изображение сказочных домиков на бумаге.
- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Фронтальный опрос, рисунок .
21 Какие можно придумать дома 1 Изучения нового материала Задание: лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов, грибов - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
- уметь организовать место занятий.
Фронтальный опрос, рисунок .
22 Дом снаружи и внутри 1 Комбинированный С. 76 Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Назначение дома и его внешний вид. Внутреннее устройство дома, его наполнение. Красота и удобство дома. Задание: изображение дома в виде буквы алфавита (нарисовать крупно на весь лист, первую букву своего имени и, представив себе, что это дом, населить его маленькими человечками). - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Фронтальный опрос, рисунок 23 Строим город Конструирование игрового города 1 Изучения нового материала Конструирование игрового города. Мастер Постройки помогает придумать город. Архитектура. Архитектор. Планирование города. Деятельность художника-архитектора. Роль конструктивной фантазии и наблюдательности в работе архитектора. Приемы работы в технике бумагопластики. Создание коллективного макета. Задание: постройка домика из бумаги путём складывания бумажного цилиндра, его двукратного сгибания и добавления необходимых частей; постройка города из бумажных домиков. - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
- уметь организовать место занятий.
- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.
- Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимать роли культуры и искусства в жизни человека;
- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;
- иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности;
- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Фронтальный опрос, рисунок 24 Все имеет свое строение. Конструкция предмета 1 Комбинированный С. 87 Конструкция предмета. Формирование первичных умений видеть конструкцию предмета, т. е. то, как он построен. Любое изображение — взаимодействие нескольких простых геометрических форм. Задание: создание из простых геометрических форм (заранее вырезанных цветных прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображений зверей в технике аппликации. - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
- уметь организовать место занятий.
Фронтальный опрос, рисунок 25 Строим вещи. Конструирование предметов быта 1 Комбинированный С.84 Постройка предметов (упаковок) Знакомство с работой дизайнера: Мастер Постройки придумывает форму для бытовых вещей. Мастер Украшения в соответствии с этой формой помогает украшать вещи. Как наши вещи становятся красивыми и удобными. Задание: конструирование упаковок или сумок, украшение их (цветная бумага). Фронтальный опрос, рисунок 26 Город, в котором мы живем. Создание образа города 1 Комбинированный С.80-81 - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Фронтальный опрос, рисунок .
27 Город, в котором мы живем (обобщение темы) 1 Комбинированный Фронтальный опрос, рисунок Раздел 4: Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу–6ч
Цель: ознакомить со средствами образной выразительности в изобразительном искусстве
28 Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе 1 Изучения нового материала С.92 Взаимодействие трех видов художественной деятельности. Три вида художественной деятельности (три Брата-Мастера) как этапы, последовательность создания произведения. Три Брата-Мастера неразлучны. Они постоянно помогают друг другу, но у каждого Мастера своя работа, свое назначение (своя социальная функция). В конкретной работе один из Мастеров всегда главный, он определяет назначение работы, т.е., что это — изображение, украшение или постройка. - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
- уметь организовать место занятий. - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.
- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.
- Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимать роли культуры и искусства в жизни человека;
- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;
- иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности;
- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Фронтальный опрос, рисунок 29 «Сказочная страна». Создание панно 1 Изучения нового материала С.94 Создание панно Изображение сказочного мира. Мастера помогают увидеть мир сказки и воссоздать его. Коллективная работа с участием всех учащихся класса. Фронтальный опрос, рисунок 30 «Праздник весны». Конструирование из бумаги 1 Изучения нового материала С.96 Развитие наблюдательности и изучение природных форм. Весенние события в природе (прилет птиц, пробуждение жучков, стрекоз, букашек и т. д.). Задание: конструирование из бумаги объектов природы (птицы, божьи коровки, жуки, стрекозы, бабочки) и украшение их.Фронтальный опрос, рисунок 31 Урок любования. Умение видеть 1 Изучения нового материала С. 76 Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Назначение дома и его внешний вид. Внутреннее устройство дома, его наполнение. Красота и удобство дома.
Задание: изображение дома в виде буквы алфавита (нарисовать крупно на весь лист, первую букву своего имени и, представив себе, что это дом, населить его маленькими человечками). - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
- уметь организовать место занятий. Фронтальный опрос, рисунок 32 Здравствуй, лето! 1 Комбинированный С.102-103
- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Фронтальный опрос, рисунок 33 Здравствуй, лето! (обобщение темы). 1 Комбинированный Фронтальный опрос, рисунок