Конспект непосредственно образовательной деятельности «Познание окружающего мира» по реализации образовательной области Познавательное развитие в подготовительной к школе группе


Конспект непосредственно образовательной деятельности «Познание окружающего мира» по реализации образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной к школе группе
Воспитатель первой квалификационной категории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Усадская прогимназия» Лаишевского муниципального района Республики Татарстан Рахманова Земфира Зенатьевна.
Тема: Деньги
Цель: Формирование понимания ценности денег, произведений искусства, драгоценностей и природных ресурсов.
Задачи:
Развивать представление детей о денежных единицах разных стран, о возникновении денег, их назначении и использовании.
Вспомнить государственные символы нашей страны (герб).
Воспитывать правильное отношение к деньгам как к предмету жизненной необходимости (деньги как средство удовлетворения основных жизненных потребностей, как средство купли-продажи); воспитывать уважительное отношение к труду, интерес к истории и своему прошлому.
Дать понятие о роли банков.
Учить быть бережливыми и экономными.
Обогащать словарь детей словами: нумизматы, купюры, монеты.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Оборудование: Сказочный сундук, в котором спрятаны атрибуты к занятию - кукла Маша (из мультфильма «Маша и медведь»), глобус, игрушки — стадо овечек, мешочек с зеркалом, корова, бочка с мёдом, туфли (игрушечные), морские ракушки и сушёная рыба (нарисованная) — в качестве денег; образцы денежных купюр различных стран; монеты.Форма организации детей: фронтальная.
Предварительная работа: экскурсия в магазин, сюжетно – ролевая игра «Банк», знакомство с глобусом, чтение сказки Э. Успенского «Бизнес крокодила Гены».
Ход:
№ п/п Время Ход НОД Деятельность детей
1. 1 мин. Организационный момент. Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами узнаем, что такое деньги, поговорим о ценности денег, произведений искусства, драгоценностей и природных ресурсов. Дети приветствуют воспитателя.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10. 3 мин.
3 мин.
2 мин.
1 мин.
2 мин.
5 мин.
3 мин.
5 мин.
5 мин. II. Основная часть.
Воспитатель: А начнем мы нашу деятельность с отрывка из стихотворения А.Усачева «Как найти деньги?». В стихотворении говорится о рассеянном академике. Звание академика получают самые выдающиеся, умные ученые. А очень увлеченные своей работой академики иногда бывают рассеянными.
Жил на свете академик.
Он всегда ходил без денег:
Рассует все по местам,
А куда – не помнит сам!
Как-то утром академик
Не нашел в кармане денег.
- Как же мне купить батон? -
Почесал макушку он.
- Обойдусь, решил, - без пищи…
Но не буду жить в грязище!
И, чтоб время не терять,
Стал в квартире убирать.
Только взялся он за веник –
Что увидел академик?..
Ба! В прихожей, на полу –
Рубль новенький в углу!
Позабыв о голодовке,
Убирать он стал в кладовке –
И в кастрюле киселя
Вдруг блеснули два рубля…
Три рубля валялись в ванне,
А четыре – на диване.
Влез он тряпкой под кровать –
И еще увидел пять.
Шесть монет нашарил вскоре
Под комодом в коридоре,
В сапоге - еще семь рэ,
Восемь – в мусорном ведре!
Пылесося под паласом,
Обнаружил девять разом,
Наконец, из старых брюк
Вытряс он десятку вдруг!
И когда, отбросив веник,
Сумму он пересчитал,
То подпрыгнул академик:
- Я теперь богатым стал!
Зажил он с тех пор богато,
Я же так скажу, ребята:
Кто решил богатым стать –
Должен в доме подметать.
Ребята, откуда же берутся деньги на самом деле?
А хотите знать историю возникновения денег?
Воспитатель вносит сказочный сундук и предлагает детям произнести волшебные слова. Воспитатель «приглашает» куклу Машу и от ее лица рассказывает детям о том, как много путешествовала, много видела и много знает (слайд). Маша достаёт глобус, спрашивает у детей, что это такое, какой формы глобус?
Маша: Оказывается, наша замечательная и уютная планета Земля, на которой мы живём, круглая. Вот она какая! (Показывает глобус) (слайд) А какого цвета на глобусе больше? Что нарисовано синим цветом? А что обозначается жёлтым, оранжевым цветом?
На нашей большой планете очень много городов. Они были построены очень давно и некоторые были совсем не такими, как сейчас.
Маша: Однажды я села в машину Времени, нажала на какую-то кнопку и вдруг оказалась... в далёком прошлом (слайд). Я очень удивилась, т. к. не увидела автобусов, троллейбусов, не увидела многоэтажных домов. Люди ездили лишь на лошадях, а дома были маленькие и деревянные. Долго пришлось мне идти по пыльной дороге пешком. Мои туфельки совсем порвались, и решила я купить себе новые. Стала я искать магазин, но, оказывается, раньше магазинов не было вовсе (слайды). Увидела я какую-то площадь, а на ней много народу собралось, как у нас на базаре. И вот что я увидела на этом базаре: (слайд). Дедушка привёл стадо овец продавать, а бабушка привезла мешок зерна. Нужно бабушке овечку купить, а деду — зерна, чтобы хлеб дома печь.
Маша: Дети, что нужно иметь для того, чтобы купить товар?
Маша: А раньше, оказывается, денег не было. Что же делать бабушке и дедушке?
Маша: Снова я перенеслась дальше в машине Времени. Снова вижу базар. Продают корову, мёд, туфли. Приходит мужик. Ему нужно купить для жены новые туфли (они стоят три сухие рыбины, корова — 10 сухих рыбин, бочка мёду — 5 сухих рыбин) (слайды).
Воспитатель рассказывает, что вместо денег стали использовать тот товар, который более всего был необходим людям.
Воспитатель: У разных народов мира роль денег играли самые разные товары: соль, ткани, медные браслеты, золотой песок, лошади, морские раковины и даже сушёная рыба (слайд). А потом вместо денег стали использовать медные пластины (слайд).
Маша: Дальше я отправилась в путешествие во времени. Видела я и царя. И в это время деньгами были золотые, серебряные и медные монеты. Эти монеты были самыми разнообразными, на них наносились изображения, например, портреты царей. (В наше время такие монеты просто собирают, коллекционируют - нумизматы.) (слайд). А в такой стране, как Китай, монеты делали из коры тутового дерева, на которые ставили царскую печать (слайд). На Руси вместо монет использовали кусочки кожи (слайд). Лишь позднее стали использовать бумажные деньги - купюры (слайд).
Воспитатель показывает детям разновидности денег (белорусские, российские, украинские и т. д.) (слайд) (В России и Беларуси — рубли, на Украине — гривны, в Америке — доллары, в Германии и Франции — евро и т. д.).Воспитатель: Ребята, как называются монеты? Как мы можем узнать, что это монеты нашей страны? Копейка называется так потому, что на первых монетах также было изображение всадника с копьем; от этого слова «копье» и произошло название монеты копейка. А монету рубль раньше отрубали от длинного серебряного прута, и современные рубли сохранили это название.
Я предлагаю вам сейчас взять монетку и сделать копию, подложив ее под лист белой бумаги, заштриховывая ее сверху простым карандашом. Потом мы их вырежем и будем играть в магазин.
Воспитатель проводит физкультминутку.
Воспитатель показывает бумажные деньги, объясняет, что на них изображено (знаменитые места нашей страны); что написано и почему; на бумажных купюрах находит вместе с детьми изображение российского герба. Рассказывает о Сберегательном и других банках, где люди хранят свои сбережения и оплачивают коммунальные услуги. Рассматривает с детьми несколько копилок, обсуждает, как ими пользуются. Рассказывает о Центральном банке нашей страны, о том, что в нем хранятся золото и другие драгоценные металлы (серебро, платина), драгоценные камни (алмазы, рубины, изумруды, сапфиры), жемчуг. Задает вопрос детям, почему золото и серебро являются драгоценными металлами (они не портятся ни на воздухе, ни в воде, ни в земле; сколько бы ни прошло лет, они не изменятся, не заржавеют). Говорит о том, что некоторые банки покупают картины и другие произведения искусства. Вновь задает вопрос «Почему?». (Потому что создания человеческого таланта тоже могут быть драгоценными, причем стоимость их с годами увеличивается).
Объясняет, что значит быть бережливым, экономным, что деньги зарабатываются трудом. Что означает пословица «Копейка рубль бережет». Обсуждает, почему нельзя зря расходовать воду, электричество, бензин, бумагу, даже, если на покупку новых вещей есть деньги.
Маша: Давайте, ребята, отгадаем интересный кроссворд.
Маша читает вопросы:
1. Без чего нельзя вынуть рыбку из пруда?
2. Он на дорожках во дворе,Он очень нужен детворе,Он на стройке и на пляже, Он в стекле расплавлен даже.
3. Топили, сушили, колотили, рвали, крутили, ткали, и на стол клали.
4. Промежуток времени от восхода до заката солнца.
5. Кто в беде всегда поможет?
6. Стандартный набор букв. (Как можно еще назвать азбуку?)
– Какое слово получилось в выделенном столбце?
Маша хвалит детей за правильные ответы.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как зарабатывают деньги в вашей семье? Расскажите мне, пожалуйста. (Беседа с детьми.)
Маша: Мне очень понравилось путешествовать в машине времени, и я собираюсь вновь отправиться в путешествие. А вы хотите со мной? (слайд).
Маша. Вот и хорошо! Значит, в следующий раз отправляемся вместе!
А сейчас мне пора к Мишке, ему тоже надо о моём путешествии рассказать. До свидания, ребята!
Воспитатель: Ребята, вам очень понравилось путешествовать вместе с Машей?
Что нового вы узнали?
Я предлагаю вам после нашего путешествия поиграть в «Магазин».
(Закрепление нового материала в сюжетно-ролевой игре «Магазин», «Базар» (обмен товарами, покупка товаров, торг).Дети слушают.

Дети высказывают свои предположения. Дети: Да.
Дети: Крибле-крабле, бумс!
Дети: Глобус. Круглый.
Дети: Синего. Синим цветом обозначаются моря, океаны, реки, озера.
Дети: Земля, суша.

Дети: Деньги.
Дети: Поменяться.
Дети повторяют новые слова: нумизматы, купюры, монеты.
Дети рассматривают монеты разного достоинства, сравнивают их между собой по цвету, размеру, весу, изображениям.
Дети: Рубли. Копейки.
Дети находят изображение герба России, герба Москвы – всадника с копьем.
Дети делают копии монеток при помощи алюминиевой фольги или бумаги, накладывая ее на монетку и заштриховывая простым карандашом.
Дети высказывают предположения.
Дети высказывают предположения.
Дети высказывают предположения.
Дети отгадывают кроссворд.
Дети: Труд.
Дети: Песок.
Дети: Лён.
Дети: День.
Дети: Друг.
Дети: Алфавит.
Дети: Деньги.
Дети рассказывают о том, как зарабатывают деньги в их семье.

Дети: Да, хотим!
Дети: Да!
Дети: Узнали о деньгах разных стран, о сберегательных банках. Выучили новые слова: нумизматы, купюры, монеты.