Конспект непосредственно образовательной деятельности в образовательной области «Познание» на тему «Мой край родной» в подготовительной к школе группе


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №19 « Светлячок»
г. Волжск Республики Марий Эл
Конспект непосредственно образовательной деятельности в образовательной области «Познание» на тему «Мой край родной»
в подготовительной к школе группе
Подготовила и провела
воспитатель,
учитель марийского языка
Чумукова Н. И.
г.Волжск
Цель: систематизировать знания детей о родном крае.
Образовательные задачи:
продолжать закреплять знания детей о природе, городах РМЭ;
расширять и уточнять словарь по теме «Родной край»;
упражнять в образовании сложного слова;
подбирать определения к словам, названиям достопримечательностей родного края, зверям.
Развивающие задачи:
развивать мышление, мелкую моторику, внимание.
Воспитательные:
воспитывать навыки сотрудничества активности, инициативности, любовь к родному краю.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Труд», «Социализация».
Оборудование: силуэт карты РМЭ, фотографии городов, ИКТ, цветная бумага, клей, ножницы, кассета с записью музыкального сопровождения с марийской мелодией.
Предварительная работа: беседы о РМЭ, разучивание стихотворения С. Вишневского «Марийский край», рассматривание иллюстрации, чтение рассказов, сказок, стихов о родном крае, составление рассказа о родном городе, рассматривание карт: географической, животного мира, растительного мира.
Ход занятия:
Воспитатель с детьми заходят в зал.
В.- Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся, улыбнемся, чтобы им от наших улыбок стало тепло, уютно и радостно. (дети садятся)
В.- Ребята, я пригласила вас в музыкальный зал на выставку стенгазет о марийском крае. Посмотрите почти все группы уже оформили стенгазеты, остались только мы. Я предлагаю вам оформить стенгазету. Давайте вспомним, что такое стенгазета?
Д.- Это газета, которая висит на стене и рассказывает о том, что происходит в группе, в детском саду.
В.- Да, в этом слове скрываются два слова: стена и газета, т.к. газету вывешивают на стене. Наша стенгазета будет в виде карты РМЭ и называется «Мой край родной».
Видите, карта республики пустая. Надо ее оформить. Подскажите, что там можно разместить.
Д.- Города, реки, животных.
В.- Да, ребята, вы правильно сказали города. Какие?
Д.- Йошкар-Ола, Волжск, Козмодемьянск, Звенигово.
(показываю слайд Й-.Ола старинное и современное).
В.- Между реками Большая и Малая Кокшага был основан г. Царевококшайск. В начале он был похож на крепость,- со всех сторон обнесен стенами, рядом со стенами глубокие рвы, наполненные водой. Затем Царевококшайск был переименован в Йошкар-Олу. Сейчас Йошкар-Ола современный город. Здесь люди гуляют, отдыхают. А сквозь зелень деревьев видны высокие светлые здания.
На берегах легендарной реки Волги расположен древний город Козьмодемьянск Начал расти город с маленькой деревянной часовенки. Затем поставили острог, окруженный крепостной стеной,стали появляться улицы. Город разрастался. Волга служила торговым путем.
Звенигово – самый молодой город в республике Марий Эл. Происхождение названия будущего города также объясняется громкими звонами, издаваемыми заводом.
Все мы с вами живем в нашем любимом городе, в…..?
Д.- Волжск.
В.- Значит мы все …
В.- Почему назвали город Волжск?
Д.- ……
В.- А он какой ? (зеленый, чистый, светлый, родной, любимый)
Послушайте какие строки написал о нашем городе Евгений Стариков.
Городов есть немало в России
Трудно все перечесть
Ну, а Волжск мой – один из красивых,
Хорошо, что ты есть
Молодой, но еще молодеешь
И на зависть другим городам
С каждым днем ты все хорошеешь
Бросив вызов годам.
В.- Дети, послушайте внимательно загадку:
Дом со всех сторон открыт
Он резною крышей крыт
Заходи в зеленый дом
Чудеса увидишь в нем. Что это? (лес). Скажите это слово по- марийски.
(Показываю слайд)
В.-  Да, леса — главное богатство Республики. Лес — это родной дом для множества зверей, кладовая всевозможных ягод, грибов и лекарственных растений. Сплошным зеленым ковром лесов укрыт левый берег Волги. Здесь расположился заповедник Большая Кокшага. Название заповеднику дала река Большая Кокшага. В заповеднике можно увидеть растения и животные, которые занесены в Красную книгу.
Недалеко от нас берет начало Национальный парк «Марий Чодра». Кто знает, что такое « Марий чодра»? «Марий чодра» в переводе с марийского означает «марийский лес». Лес здесь удивительный, прекрасный! Здесь и сосновые боры, и широколиственные леса. И населены они богато: и зверями, и птицами, и различными растениями.  Здесь можно встретить следы медведя и лося, сваленные бобрами могучие деревья, редчайшие растения.
В.- Про лес в народе говорят: Много леса- не губи, мало его,- береги, нет
его,- посади.
Назовите обитателей леса.
Д.- медведь …
В.- А он какой? Кто может сказать это слово на марийском языке?
Саша, скажи одним предложением – в нашем лесу живут ……
А какие птицы водятся в наших лесах?
Д.- ……
В.- Выходите на ковер, поиграем в игру «Кукушка».
(мар. нар. игра «кукушка»)
Вы с удовольствием играли в эту игру. Мне тоже нравится эта марийская игра.
В.- И, конечно в нашей республике много рек и озер. Какие озера?
Д.- ……..
В.- Какие реки?
Д.- ……..
В.- Рядом с нашим городом протекает могучая река Волга.
Течет она медленно, берега покрыты лесом.
А рядом с Йошкар-Олой текут Большая и Малая Кокшага.(Показываю слайд)
А какая река шире: Волга или Большая Кокшага?
Какая река не замерзает даже зимой?
Да, в Илети вода очень холодная, течение очень быстрое, поэтому она не замерзает даже зимой.
А теперь я предлагаю вам подойти к карте. Я обозначила города. Но все равно она пустая. А чтобы ее оформить, надо разделиться на три группы. В этом вам подскажут цветные кружочки на груди и на столах. Ребята, посмотрите что вы будете изготавливать:
-Ваша группа деревья. Какие?
-Ваша- животных. Каких?
-А вы- озера, реки.
Приступаем к работе. (Индивидуальная работа с детьми).
В.- Ребята посмотрите на нашу стенгазету. Какая она стала?
Д.- …….
В.- Я хочу закончить нашу встречу стихотворением. А прочитает нам его Катя.
Реб.- С. Вишневский
Марийский край.
Марийский край родной,
На карте мира
Ты даже меньше, чем кленовый лист.
У нас в сердцах,
Мой край Марийский милый,
Ты как цветок прекрасен, юн и чист.
В. - это же стихотворение Аня Ч. знает на марийском языке.
Марий элем, кугу тунян картлаштеОт нал ваштар лышташ гай верыматНо тый илет эртак мемнан шумнаштеПеледыш гай мотор, рвезак улат.
В.- Стенгазета должна висеть на видном месте. Куда можно повесить?
Д.- …….
В.- Пойдемте, повесим.