Совершенствование методики экологического воспитания учащихся начальной школы на примере экологической игры Крестики-Нолики




ЭКОЛОГИЯ

ИГРА «КРЕСТИКИ – НОЛИКИ»

ЦЕЛИ:
развивать логическое мышление в процессе выявления связей между природными элементами, учить сравнению, анализу, обобщению;
развивать логическое мышление путём разгадывания загадок, ситуаций, кроссвордов связанных с экологией, природоведением;
развивать творческие способности детей; (творчество – создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей)
воспитывать чувство коллективизма, товарищества;
выявить имеющийся уровень знаний и умений по экологии и природоведению.

Игра проводится с учащимися 3-4 классов. Для игры необходимо: игровое поле – квадрат 3 x 3 , условные знаки «Х» и «О», песочные часы, набор цифр 1, 2, 3, изображения животных, эмблемы команд, призы, плакаты с жалобами.

ХОД ИГРЫ
Организационный момент
Команды под музыку входят в класс (на сцену).
Ведущий 1.
Добрый день, девчонки и мальчишки! Сегодня у нас проходит информационно-развлекательная игра «Крестики-нолики».
Число «9» является её символом. В каждой команде 9 человек, в игре 9 конкурсов. Тема нашей игры «Экология».
Что же такое экология?
Толковый словарь даёт такое объяснение: «Экология – наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде». Участвуя в конкурсах, не забывайте об этом. (Можно использовать монтаж.)
Ведущий 2.
Проверим готовность команд.








Команда «Крестики» готова?
Скрестив руки, члены команды показывают готовность.
Команда «Нолики»?
Готовность показывают, образовав руками цифру «О».
Ведущие (поочерёдно).
Перед вами находится игровое поле. На нём вы видите названия тех конкурсов, в которых будете участвовать.

1
2
3

4
5
6

7
8
9


После каждого конкурса подводится итог, который отмечается на игровом поле. В игре победит та команда, чьих знаков окажется на игровом поле больше.
Между конкурсами – музыкальная пауза.

1 сектор
Конкурс «Узнай животных»
Детям раздаются рисунки с отдельными частями тела животных: лисы, белки, зайца, медведя, волка и лося. Они должны определить, что это за животные.
2 сектор
Конкурс «Отгадай загадки»
Члены команды по очереди загадывают друг другу загадки о природе, животных и растениях, бросая мяч тому, от кого хотят услышать ответ.
3 сектор
Конкурс «Счастливый случай»
(конкурс капитанов)
Ведущий. Природные богатства, находящиеся в глубине земли, которые человек использует в хозяйстве.






Капитан 1. Полезные ископаемые.
Ведущий. Деятельность человека, нацеленная на защиту живой и неживой природы.
Капитан 2. Охрана.
Ведущий. Распространённое вещество, встречающееся на Земле в трёх состояниях.
Капитан 1. Вода.
Ведущий. Верхний слой земли, в котором растут растения.
Капитан 2. Почва.
Ведущий. Живое существо, активно и сознательно воздействующее на живую и неживую природу.
Капитан 1. Человек.
Ведущий. Организмы, встречающиеся во всех природных зонах, которые не могут жить без света, воды и воздуха.
Капитан 2. Растения.
Ведущий. Учебный предмет, изучаемый в школе и связанный с природой.
Капитан 1. Окружающий мир, природоведение.
Ведущий. Как называется линия, ограничивающая видимую часть земной поверхности?
Капитан 2. Горизонт
Ведущий. С помощью какого прибора можно ориентироваться в любую погоду?
Капитан 1. С помощью компаса.
Ведущий. Как называется умение находить стороны горизонта?
Капитан 2. Ориентирование.

Ведущий. (Для всех.) Какую сторону горизонта можно найти с помощью тени в полдень?
Дети. Север. (Если в полдень встать лицом по направлению
полуденной тени, то впереди будет север, позади – юг, справа
– восток, слева – запад.)
4 сектор
Конкурс «Жалоба»
Ведущий предлагает вытянуть одну из карточек с текстом «жалобы» животного, определить, о ком идёт речь, и какую пользу оно приносит.







Жалоба 1.


Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то и камнем бросят или ногой пнут. А за что?
Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то.
Не всем же быть красавицами! А польза от меня людям большая.



Жалоба 2.
На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно.



Дети. В первой жалобе говорится о жабе. Одна жаба сохраняет от
гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись
тараканы, принеси жабу – и они исчезнут.
Во второй – о летучей мыши. Она охотится только ночью, но
польза от неё огромная. Охотятся за насекомыми (мотыльки,
комары и др.)
5 сектор
Конкурс «Кроссвордный»
По жребию представители команд вытягивают кроссворд и за отведённое время
отгадывают его.
Кроссворд № 1.
Вопросы. По горизонтали:
4. Звенит и цветёт.
6. Делает из воды лёд и снег.
7. Ваше любимое время года, когда большие каникулы.
8. Насекомое, которое живёт у воды, а пьёт кровь.
9. Жидкость, без которой никто не может жить.






По вертикали:
1. Серая, с хвостом, боится кошек.
2. Место, где растёт пшеница.
3. Самый большой в океане.
4. Мама «Милки–уэя».
5. Мама жеребёнка.
Ответы.
По горизонтали: 4- Колокольчик. 6- Мороз. 7- Лето.
8- Комар. 9- Вода.
По вертикали: 1- Мышь. 2- Поле. 3- Кит. 4- Корова.

· 5- Лошадь.

Кроссворд № 2.
Вопросы. По горизонтали:
3. Коса без буквы «к».
5. Нераспустившийся цветок.
7. Предок человека.
8. Похож на розу, но без шипов.
9. Ядовитый гриб, убийца мух.
По вертикали:
1. Слепой вредитель садов и огородов.
2. Чёрная птица с большим клювом, но не грач.
4. Мама семерых козлят.
6. Большой, толстый, с рогом на носу.
8. Плетёт сети для мух, а не для рыбы.
Ответы.
По горизонтали: 3- Оса. 5- Бутон. 7- Обезьяна. 8- Пион.
9- Мухомор.
По вертикали: 1- Крот. 2- Ворон. 4- Коза. 6- Носорог.
8- Паук.
6 сектор
Конкурс «Тёмная лошадка»
Гостем «Тёмной лошадки» будет. А кто вы должны отгадать загадку.
Угадайте, что за птица
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаза пятачком,
Ушастая голова.
Это (сова).






«Тёмная лошадка» предлагает 4 вопроса на тему «Природа».
1. Назвать 10 съедобных грибов.
Белый гриб, подосиновик, подберёзовик, рыжик, волнушка,
сыроежка, маслёнок, лисичка, опята, сморчок.
2. Ветвь какого дерева означает на Руси могущество?
Ветка дуба.
3. Название какого мха связано с названием лесной перелётной
птицы, обычно подкладывающей яйца в чужое гнездо?
Кукушкин лён.
4. Кто полгода живёт без обеда?
Тот, кто зимой впадает в спячку.
Ведущий подводит итог.

7 сектор
Конкурс «Ситуация»
У членов команд набор карточек с цифрами «1», «2», «3». По сигналу ведущего поднимается карточка, указывающая правильный ответ.

Карточка 1.

Вы приглашены на день рождения, ваша подруга очень любит ландыши. Что вы подарите любимой подруге?
1. Искусно сделанный пластмассовый или стеклянный букетик.
2. Несколько благоухающих цветов.
3. Огромный букет этих нежных цветов.



Карточка 2.

Птенец выпал из гнезда. Как вы поступите?
1. Оставите на том же месте, даже не прикоснувшись к нему.
2. Положите птенца в гнездо.
3. Возьмёте домой и будете держать в клетке.










Карточка 3.

Вы всей семьёй или всем классом вышли в лес. Там вы жгли костёр, пекли картошку, ели конфеты, пили лимонад и варили суп из консервов. Прежде чем уйти домой, вы
1. Сложили бумажки, бутылки и банки аккуратно под кустик.
2. Всё бросили в костёр.
3. Бумагу сожгли, а железные банки и стеклянные бутылки взяли домой.
4. Почему? (Дополнительное очко.)



8 сектор
Конкурс «Почемучка»
По очереди члены каждой команды достают вопросы из коробочки обезьянки-Анфиски. Каждой команде предназначено по 4 вопроса.
1. Почему ласточки перед дождём летают низко?
Они ловят насекомых, которых холодный воздух прибивает к
земле.
2. Почему при безоблачном небе морозы бывают сильнее?
Облака для Земли всё равно, что одеяло, они не дают остывать
земле.
3. Почему особенно весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу,
включать магнитофон, разжигать костры?
Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц
бросать гнёзда, зверюшек – искать укромное местечко.
4. Вы увидели гнездо птицы. Как сохранить его?
Не вытаптывать траву у гнезда, если оно на земле. Не трогать
яйца руками. Не брать в руки птенцов.
5. Каковы причины лесных пожаров?
Непотушенный окурок, костёр, молния.
6. Ты натёр ногу в пути. Как облегчить боль?
Приложить лист подорожника.
7. Почему яркую божью коровку птицы не клюют?
Она выделяет едкую жидкость. Попробовав один раз, птица её
запоминает.








8. На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны и
сидел несколько минут. Для чего?
Принимая «муравьиную ванну», птица освобождается от
паразитов – муравьи опрыскивают тело дрозда остро пахнущей
муравьиной кислотой.
9. Зачем змеи язык показывают?
Не подумайте, что это они вас дразнят. Это они воздух
«ощупывают», добычу ищут. А что вынюхивают, «несут» на
языке в рот.
Если игроки достают карточку, на которой написано «Музыкальная пауза», то звучит песня.

9 сектор
Конкурс «Песенная перекличка»
Ведущий. Поём всей командой песни о природе по очереди. Условие: поём только 1-ый куплет и припев. Кто споёт больше песен и дружнее за отведённое время, тот побеждает. Начинает команда, которая проигрывает.

Игра со зрителями.
Ведущий. Продолжите предложение: «Когда наступит весна, я .»
Варианты ответов:
посажу дерево;
не буду рвать первоцветы;
сделаю скворечник;
не буду брать выпавших птенцов;
не оставлю горящий костёр в лесу

Игра заканчивается песней, которую поют все. Песня «Не дразните собак».

1. Не дразните собак, не гоняйте кошек,
Не жалейте для птиц ни зерна, ни крошек.
И тогда воробьи песенкой разбудят
И царапать и кусать вас никто не будет.
2. Если очень шуметь около берлоги
То придется, потом уносить вам ноги.








И пчела просто так тоже не пристанет.
Ведь ни жалить, ни рычать
Зря никто не станет.
3. Ни к чему обижать бабочку на ветке,
Веселее в лесу от её расцветки.
Не пугайте жуков с длинными усами
И поверьте, что жуки вас не тронут сами.
4. Если вам по душе красота земная
Берегите её, устали не зная.
Непременно тогда станем мы друзьями,
А про кошек и собак пойте вместе с нами.

Итоги на игровом поле отмечаются условными значками. Все участники игры получают подарки, изготовленные родителями.