Психолого-педагогическое слпровождение обучающихся как условие эффективного профессионального самоопределения старшеклассников (из опыта работы)


Психолого-педагогическое cопровождение обучающихся
как условие эффективного профессионального самоопределения обучающихся.
Работа с профессиональным самоопределением старшеклассников серьезна и многообразна, имеет задел на будущее каждого из детей. И от того, как будет выбрана профессия, во многом зависит и судьба человека. Однако трудностей на сегодня выявилось достаточно. Так, проводя занятия с девятиклассниками, я столкнулась очередной раз со следующими проблемами:
*примерно 35% девятиклассников на сегодняшний день не определились с выбором будущей профессии;
*65% подростков имеют не вполне адекватную или неадекватную самооценку (завышенную или заниженную);
*существует рассогласованность между идеальным и реальным образом выбираемой профессии;
* подростки имеют поверхностное представление о содержании профессии и требованиях, которые предъявляются к выбирающему ее;
*несоответствие уровня притязаний учащихся 9 классов реальным возможностям (рассогласованность между «хочу» и «могу»)
* слабое знание собственных ресурсов;
*есть желание попробовать себя в избираемой профессии, но не всегда есть возможности это сделать в городе.
Цель курса «Твоя профессиональная карьера» - оказание психолого-педагогической помощи обучающимся в осознанном профессиональном самоопределении в соответствии с их склонностями, способностями, возможностями, интересами .Девятиклассники, стоящие на пороге профессионального выбора, обладают особым психологическим настроем к самопознанию. Для них характерны: стремление разобраться в себе, оценка своих возможностей в современном мире, в том числе и в профессиональном, стремление оценить, какие условия могут способствовать, а какие мешать вхождению в мир профессии.
Универсальные упражнения из арсенала психолога, которые помогают в работе по профессиональному самоопределению. Например, задание для дошкольников -Графический диктант.
Девятиклассникам предлагается выполнять упражнение, строго следуя инструкции.
После выполнения задания оказывается, что правильно и до конца выполняют упражнение от 30- 60% учащихся.
Задается вопрос: « Почему получилось правильно выполнить задание и какие личные качества, способности, возможности вы использовали?» (усидчивость, умение регулировать эмоции, внимательность, исполнительность, твердость, сила воли, была цель-хотел достичь, ) .
« Почему не получилось? Что помешало, какие ресурсы быстро иссякли» (не смог справиться с эмоциями, раздражала монотонность, слишком медленно-быстро диктовали - не совпал темп деятельности , мешало шуршание, вы не сказали откуда начинать-а как же другие начали одинаково? – поиск виноватых ).
Упражнение помогает на простом примере выявить проблемы личностного плана, которые могут помешать в любой профессиональной деятельности. Но есть мотивация – будешь работать над самосовершенствованием.
Упражнение на самоопределение, самоанализ «Да - нет - может быть» Вопросы ДжефаЦель: активное осмысление жизненных ситуаций (самоанализ, самопознание).
Предлагаем примерный вариант суждений для оценочной реакции
Хотели бы вы изменить свой возраст?
Лучше быть умным, чем богатым.
Обманываете ли вы своих родителей?
Верите ли вы в любовь с первого взгляда?
Смогли бы вы жить в одиночестве?
Я знаю, для чего живу.
Считаете ли вы, что цель оправдывает средства?
Нет прекраснее на Земле существа, чем человек. Самое страшное существо на Земле - человек.
Возможен ли рай в шалаше?
Смогли бы вы помочь другим в ущерб себе?
Я знаю, для чего живу.
Развиваются следующие умения:
-умение делать выбор в непростой жизненной ситуации
-умение аргументировать свой выбор ( отдавать отчет в своих поступках)
-воспринимать обоснованную критику (не заниматься критиканством)
- слушать и слышать другого и т. Д.
В результате подростки получают веер суждений, могут соотнести свою позицию с позицией других и, по необходимости, изменить свое представление (в жизни при возникновении проблемы обучаются находить множество выходов)
Дискуссия . Упражнение «Сердце для ...»
Задача: формирование активной гражданской, жизненной позиции учащихся, умения делать выбор, отстаивать свою точку зрения (аргументированно).
Участники: учащиеся, ведущий (психолог), группа экспертов.
Работа по группам.
Следует проговорить, что несмотря на некую «нереальность» обсуждаемой проблемы, в любой момент в реальной жизни может наступить проблема выбора. Нужно уметь этот выбор делать.
Проблема состоит в том, что в клинике города «Д» нуждаются в срочной операции по пересадке сердца 6 жителей. Однако донорское сердце только одно. Участникам предстоит решить, кому из больных отдать сердце.
Участники получают характеристики на 6 нуждающихся в операции.
Каждой группе предлагается выступить в поддержку того или иного больного и отдать ему сердце.
Упражнение «Сердце для...: Задание: выбрать 1 человека, которому, по вашему мнению, необходимо пересадить сердце. Выбор аргументировать, убедительно обосновать, объяснить, почему другим откажите.
Легенды людей, нуждающихся в пересадке сердца:
Леонид Васильевич Петров, русский, 56 лет, доктор медицинских наук, женат, имеет 2 взрослых детей. В последние годы работает по проблеме лечения СПИДа. По мнению экспертов, его исследования через 2-3 года увенчаются успехом и будет создано лекарство от СПИДа.
Зинаида Приходько, украинка. Учитель начальных классов. 2 года назад муж погиб в автокатастрофе, имеет 3 детей – 15, 12 и 9 лет.
Каринэ, грузинка, 15 лет, ученица 10 класса. Очень любит рисовать, неоднократно участвовала в международных конкурсах, лауреат премии «Новые имена».
Сидоров Василий, 34 года, мари. Работает слесарем в ЖКО №5 г. Йошкар – Олы, женат, воспитывает 5 детей, жена – домохозяйка, на иждивении имеет престарелую мать.
Григорий, 25 лет, еврей, кандидат технических наук, работает в НИИ экологии. В настоящее время активно занимается проблемой нового вида энергии.
Маша Н. ученица 3 класса, единственный ребенок в семье.
Упражнение позволяет узнать противоречивые суждения. Главное – это умение слышать друг друга и уметь выдвигать достойные аргументы.
На каждом занятии – индивидуальное сообщение о профессии. Я намеренно прошу сделать не презентацию с применением КТ, а монологическое выступление, причем, перед классом, не с места. Разве не нужно будущему профессионалу уметь презентовать себя, свою информацию, когда такая конкуренция на рынке труда? Обнаруживается, что некоторые ребята (особенно с низкой самооценкой) не выступали перед аудиторией с начальных классов, предпочитая ответы с места или в письменной форме. Это задание дает возможность преодолеть некоторые комплексы, повысить самооценку, тем более что слушатели обязаны подчеркнуть достоинства и аргументировать недочеты в преподнесении информации. На занятиях отрабатывается умение находить нужную информацию в различных источниках, умение держаться на публике (презентовать себя)-поза, жесты, мимика, голос, правильное использование готового текста, реакция на вопросы слушателей, восприятие критики и т.д; умение четко следовать требованиям, предъявляемым к содержанию сообщения о профессии, а именно:
*Правильное название профессии
*из истории возникновения или интересные факты, знаменитости
*содержание труда
*медицинские противопоказания
*плюсы и минусы профессии
*требования к личностным качествам
*востребованность на рынке труда
*какие предметы сдавать
*где обучаться
Подростки учатся учащихся выявлять соответствия требований выбранной профессии собственным способностям и возможностям («соответствие между «хочу» и «могу»)
Немаловажное значение в расширении знаний о мире профессий и возможности подготовки к ней , формировании качеств творческой, активно и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях имеет знакомство с биографиями знаменитых людей (Святослав Федоров, Валентина Терешкова, Билл Гейтс, Коко Шанель и т.д.). Причем это не просто сообщение, а мини-исследование, которое позволяет на основе фактов из жизни знаменитостей составить личностные характеристики, необходимые для достижения успеха будущему профессионалу, а именно: талантливость; любовь к работе; постоянный поиск себя, своего места в жизни и профессии; большая работоспособность; забота о других; целеустремленность; настойчивость в достижении цели; уважение других; ответственность; постоянное развитие умственных способностей; заинтересованность тем, что делаешь; любопытство, любознательность; разносторонность интересов; сила воли; интерес к миру вокруг; самоотверженность; постоянное самосовершенствование; полная самоотдача; упорство; сила духа; огромное желание воплотить мечту в реальность; дальновидность; образованность; желание воплотить мечты в реальность; коммуникабельность; жертвенность, сила характера; профессионализм.Или следующее задание: найти знаменитых людей, добившихся успеха в своей деятельности, имя которых совпадает с именем девятиклассника. Например, очень трудно было найти имя Гвидон. Как вы думаете, сообщение о ком приготовлено было? О царе Гвидоне из сказки Пушкина. Подросток продемонстрировал умение быстро принимать решение, быть инициативным, мобильным,
Работая с самоопределением подростков, необходимо опираться на диагностическую базу, которая предоставляет возможность проводить самоанализ полученных результатов и определять индивидуальные психические ресурсы личности, помочь в ответе на вопрос « Кто я? Чего я хочу? Что я могу?» .
В процессе познания обучающимися собственного «Я» создаются ситуации, в которых подросток реально осознает, анализирует, раскрывает потенциальный уровень своих возможностей. Взрослый же, проводя занятия, приходит на помощь в определении способностей, осмыслении собственной позиции. Его задача - научить детей излагать мнение, формулировать выводы, искать аргументацию, рефлексировать свои действия, делать выбор, принимать решение, учиться относиться критически к себе, проектировать будущее.
Любой из нас, занимающийся вопросами личностного, жизненного, профессионального ли самоопределения, понимает важность и значимость того, что организует для детей во время проведения классных часов, встреч, любых иных форм занятий. Не стоит ограничиваться вопросом «Кем быть?», важнее решать «Каким быть?», «Как жить?», «Какой жизненный путь выбрать и не ошибиться?», «Как найти себя и не потеряться в этом мире?».
Психолого-педагогическая поддержка в самоопределении подростков должна носить доброжелательный, доверительный характер, не может быть по сути своей формальной и поверхностной. Содержание, формы занятий, применяемые методы – все для создания особой атмосферы на уроке, возникающей спонтанно или организуемой учителем. Без этого не обойтись, так как любое занятие задействует внутренние процессы саморазвития, такие, как самопознание (Кто? Что? Почему? Зачем?), самовоспитание, самовыражение (Как?), самоопределение (Как найти себе место в жизни?), саморегуляция (Как управлять собой?), самореализация (Как осуществить себя?)..
Как дополнительные материалы, создающие особый настрой, особую эмоциональную атмосферу на занятиях, используются афоризмы, притчи, отрывки из художественных произведений, дидактические, профориентационные игры, тренинговые упражнения и т.д.
В руках у каждого, кто работает с детьми в школе, очень тонкий инструмент – детские души. Потому столь важно помочь настроиться на нужный лад, не сломать его, перетянув струнку доверия или лишить возможности звучать.
Главное, чтобы все, что в наших руках - имело смысл, приносило удовлетворение и было на пользу тем, с кем мы работаем.