Статья Развитие познавательного интереса школьников на уроках математики

Развитие познавательного интереса школьников
на уроках математики

Дурникина Н.И. МОУ СШ № 111 Волгограда

В своей статье я хочу поделиться опытом работы, рассказать о своих приемах работы с учащимися, способствующими углублению знаний, развитию их дарований, логического мышления, расширению их кругозора, о том, как на уроках и во внеурочной деятельности пытаюсь заинтересовать учащихся предметом, вовлечь в серьезную самостоятельную деятельность.
Как и любому учителю математики, мне хочется, чтобы каждый мой урок был интересен детям, чтобы процесс решения задач был для большинства ребят не скучной обязаловкой, а учил думать, анализировать, чтобы каждая трудная задача вызывала не чувство страха и беспомощности, а спортивный азарт, умение думать, работать и побеждать. Чтобы активизировать работу учащихся на уроке, я использую некоторые приемы, которыми пользуются и другие учителя, о них пишут и в методических пособиях для учителей. Расскажу о некоторых из них. В 5-6 классах я, как правило, использую «разминки», чаще всего это устные упражнения. Использую, их я не всегда вначале урока, а в те моменты, когда чувствую, что ученики, немного устали и им нужна небольшая разрядка. Для решения предлагаю примеры с занимательным содержанием, устные упражнения, содержащие много действий, задачи-шутки, задания на внимание. Ученикам нравится выполнить задания с преднамеренно сделанными ошибками в решении.
Считаю, что развитию познавательного интереса на уроках математики и во внеурочной деятельности способствует исторический аспект. Очень важно, чтобы каждый ребенок понимал, что у математики есть свои герои, и знать их имена нужно и важно. Важно знать, как шаг за шагом появлялись все новые и новые математические знания, и какой огромный вклад внесли они в развитие нашей цивилизации. На уроках и во внеурочной деятельности знакомлю своих обучающихся с именами людей, творившими науку математику, эпизодами их жизни. Сами учащиеся, подготавливают доклады и сообщения. В качестве примера могу привести названия внеклассных мероприятий, проведенных мною во время недели математики: Галерея великих русских математиков, математический турнир «Шаг к познанию», знакомство с советскими и российскими математиками, лауреатами Филдсовской премии.
Для поддержания интереса к математике в старших классах использую нестандартные формы уроков: уроки-лекции, семинары, соревнования, уроки с использованием ИКТ. Это делает процесс обучения более интересным, позволяет, экономить время на уроке.
Большой эффект в обучении математике дает использование на уроках наглядности: таблиц, плакатов, использование современных информационных технологий. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности».
Наглядность может заменить и словесную формулировку условия, и подробную запись решения.
Для поддержания интереса к своему предмету, привлекаю учащихся к проектной и исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время, использую свои презентации, а также презентации выполненные учащимися.
Однако чрезмерно увлекаться на уроках математики использованием ИКТ не всегда обоснованно. Ведь если ребята в целях экономии времени на уроках вместо долгого прорисовывания чертежа к задаче сразу видят его готовый вариант на экране, и так повторяется из урока в урок, то стоит задуматься, сумеет ли такой ученик самостоятельно конструировать рисунки, чертежи, если он привык видеть их в готовом красивом виде?
Сделать математику «занимательной» помогает мне внеклассная работа: проведение мероприятий во время недели математики, занятия с обучающимися, интересующимися математикой, олимпиады, конкурсы, марафоны и т.д.
На внеклассных занятиях при подготовке к олимпиадам, районным мероприятиям рассматриваю с обучающимися следующие темы:

Задачи, решаемые с конца.
Математические ребусы.
Задачи на переливание.
Задачи на взвешивание.
Логические задачи.
Задачи на движение.
Принцип Дирихле.
Задачи на делимость.
Геометрические задачи.
Комбинаторные задачи.

Стараюсь применять на практике личностно ориентированные методы педагогики с целью повышения уровня образования и воспитания обучающихся, работаю над совершенствованием контрольно-оценочной деятельности учителя, стараюсь дать каждому обучающемуся возможность для самореализации.
Не секрет, что в 10 класс приходят учащиеся, слабо усвоившие программу основной школы. Каждый учитель математики сталкивается с проблемой, как организовать подготовку к ЕГЭ в выпускном классе?
Как и многие учителя, я пытаюсь решить эту задачу с помощью технологии разноуровнего обучения и обобщающего повторения. Работу по подготовке к ЕГЭ провожу в несколько этапов.
Изучение программного материала, работа над текстами для подготовки к ЕГЭ прошлых лет.
Изучение демоварианта ЕГЭ, плана экзаменационной работы. Проведение диагностических тестов.
Решение тестов под новый демовариант.
Самостоятельная работа обучающихся под контролем учителя, постепенный переход на самоконтроль.
Самый ответственный – IV этап, когда надо эффективно организовать работу всех групп обучающихся (сильных, средних, слабых). Для слабых учащихся я разрабатываю карточки-тренажеры, включающие в себя теоретический материал и примеры решения заданий. С помощью них школьники овладевают системой опорных задач. Для средних учащихся, претендующих на оценку «4» также готовлю учебные блоки.
Сильные обучающиеся получают блоки по наиболее сложным заданиям ЕГЭ. Получив этот материал, ребята на уроке, столкнувшись с трудностями, не торопятся подзывать к себе учителя, а с помощью карточек-тренажеров, учебных блоков, пытаются самостоятельно выполнять задания. Роль учителя сводится к выборочному контролю, или к занятию с одной из групп обучающихся.
В старших классах основная масса обучающихся понимает, что «Математика – метод познания окружающего мира», а математические знания являются необходимым компонентом общей культуры. Учащиеся с хорошими математическими способностями связывают выбор своей будущей профессии с изучением математики.
Закончить свою статью я хочу словами К. Д. Ушинского:
«Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить этой работы в забаву – это одна из труднейших и важнейших задач дидактики».










Заголовок 115