Конспект НОД с элементами диагностики (старшая группа для детей с общим недоразвитием речи)



Конспект НОД с элементами диагностики
(старшая группа для детей с общим недоразвитием речи)

«Здравствуй, умный язычок!»

Цель: Знакомство с органами артикуляционного аппарата.
Задачи коррекционные и диагностические:
Активизировать кинестетическую и кинетическую основы артикуляционных движений.
Развивать тонкую дифференцированную моторику рук.
Формировать координацию речи с движениями тела.
Развивать высшие психические функции – память, внимание.
Обследовать тонкую моторику рук (переключаемость, синхронность, умение закрашивать предмет); силу воздушной выдыхаемой струи; артикуляционную моторику (ощущение позы, переключаемость, подвижность).
Задачи образовательные:
Учить отвечать на вопросы простым предложением.
Расширять активный словарь.
Задача воспитательная: воспитывать такие качества как усидчивость, доброжелательность, умение выслушивать других.
Оборудование:
магнитофон, аудиозаписи, мольберт, наглядные картинки, карточки со стихами, зеркала, цветные карандаши, раскраски, листья (из цветной бумаги), листья с заданиями.

Ход занятия.

Логопед ведет занятие, воспитатель фиксирует по ходу выполнения заданий результаты (+; –; + –):


1
2
3
4
5
6

Список
детей
Сила воздушной
струи
Переключаемость
(ручная моторика)
Синхронность
(ручная моторика)
Ощущение позы
(артик. моторика)
Переключаемость
(артик. моторика)
Навык закрашивания
(ручная моторика)

1







2







3 и т.д.









Дети заходят под музыку в группу, встают вокруг логопеда.

- Ребята, мы с вами начинаем большое путешествие в страну красивой и правильной речи!
Чтоб красиво говорить,
Надо многому учиться.
Быть внимательным всегда
И, конечно, не лениться.
На сегодняшнем первом нашем занятии мы познакомимся с умным, веселым язычком. Но, чтобы добраться до королевства, где правит веселый и умный язычок, необходимо выполнить несколько заданий. Я нашла необычные листики (вырезанные из цветной бумаги листья деревьев), на которых написаны задания, выполнив которые, мы попадем в гости к веселому и умному язычку.

Листик № 1
-Ответьте на вопрос:
-Какое сейчас время года? (осень)
-Верно. Осенью с деревьев опадают листья, ветер сильно дует и листики срываются с деревьев, кружатся в воздухе и ложатся на землю разноцветным ковром.
Сейчас мы с вами потренируемся правильно дуть. Посмотрите: вдох делаем носиком и с силой дуем на листик (на ладони), чтобы он далеко улетел.
- И вот мой листик полетел,
Как будто с дерева слетел.

Каждому ребенку даются небольшие листики, вырезанные из цветной бумаги. Дети сдувают под музыку по очереди по 2 листика с ладошки.
Воспитатель фиксирует результат(силу выдоха).

Листик № 2
– Вот второе задание: надо разучить упражнение «Листья».
- Запоминайте слова и движения, главное – говорить и делать движения необходимо одновременно.

Дети повторяют за логопедом 2 раза под музыку.

Листья осенние тихо кружатся (руки в стороны, покружиться),
Листья нам под ноги тихо ложатся (присесть),
И под ногами шуршат, шелестят (руками вправо-влево),
Будто опять закружиться хотят (встать, покружиться).

Листик № 3
–Вот еще одно задание: разучить упражнение для пальчиков рук «Осенние листья».
Я вам показываю, а вы повторяйте движения.

Дети повторяют за логопедом 2 раза под музыку.
Воспитатель фиксирует результат (переключаемость и синхронность).

Раз, 2,3,4,5 загибать пальчики, начиная с большого
Будем листья собирать сжимать и разжимать кулачки
Листья березы, листья рябины, загибать пальчики, начиная с большого
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберем
Маме осенний букет отнесем. «шагать» ср. и ук. пальцами.

Листик № 4
– Молодцы, дуть потренировались, руки, ноги потренировали, с пальцами поиграли, вот мы с вами добрались до королевства веселого и умного язычка.

Дети закрывают глазки, выставляется картинка «Язычок»
Теперь мы можем сказать: «Здравствуй, умный язычок!»
Дети садятся за столы (вас приглашает язычок) перед зеркалами.

-Ребята, послушайте, пожалуйста, мой рассказ. У каждого в этом мире есть свой домик: у мышки – норка, у птички – гнездо, а где живет язычок?... Правильно, он живет во рту: за алыми губами, за белыми зубами (сильно улыбнуться, показать зубы).

Дети повторяют, глядя в зеркало.

- Чтобы язычок стал ловким, выносливым и сильным его необходимо тренировать, выполнять специальные упражнения (зарядку для язычка), ведь если язык вялый, ленивый, то и говорим мы некрасиво, неправильно.
-Упражнения выполнять надо перед зеркалом, обязательно следить за своим язычком. Я вам буду показывать упражнения, а вы запоминайте, как оно называется и как выполнятся.

Выставляется картинка на каждое упражнение и читается стих.
Воспитатель фиксирует ощущение позы, переключаемость.


Общий комплекс упражнений для языка.

«Лопаточка» Язык лопатой положи
И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять
И под счет его держать:
1,2,3,4,5
Язык можно убирать.
2. «Накажем слегка непослушный язык»
Мы язык прижмем зубами
Та-та-та, та-та-та.
А потом прижмем губами
Пя-пя-пя, пя-пя-пя.
3. «Чищу зубы» нижние и верхние
Чищу зубы, чищу зубы
И снаружи, и внутри
Не болели, не темнели,
Не желтели чтоб они.
4. «Часики» Влево-вправо, влево-вправо
Мой язык скользит лукаво:
Словно маятник часов
Покачаться он готов.
5. «Качели» На качелях я качаюсь
вверх- вниз, вверх-вниз
я до крыши поднимаюсь
а потом спускаюсь вниз.

- Язычок вам дарит раскраски, на них вы должны увидеть, где губы, где зубы, а где язык и раскрасить его нужным цветом.
Дети говорят «до свидания, язычок», закрывают глазки, картинка «Язычок» убирается.
Дети под музыку раскрашивают картинку.
Воспитатель собирает раскраски, чтобы зафиксировать результат.
Логопед хвалит детей, отмечает наиболее удачно выполненные задания, просит детей назвать, какие они запомнили упражнения для язычка.









13PAGE 15


13PAGE 14115




15