Как совместить стандарт и творчество

Коркунова Г.В, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Аннинская СОШ с УИОП»
Как совместить стандарты и творчество
У этой проблемы существует 3 аспекта проблемы:
- Проявление творческого начала учителя в рамках ФГОС;
- Проявление творческого начала учителя в рамках профстандарта;
- проявление творчества учащихся в современной образовательной ситуации.
Суть проблемы в том, что понятие «стандарт», на первый взгляд, несовместимо с понятием «творчество».
Стандарт – это образец, которому должно соответствовать, удовлетворять что-нибудь по своим признакам, свойствам и качествам, а также документ, содержащий в себе соответствующие сведения, например, ФГОС.
А творчество – это создание новых, по замыслу, культурных и материальных ценностей. Новое всегда не вписывается в привычные рамки.
Стандартизация в определенном роде необходима, но учитель – творческая профессия. Соединить творческое начало и вписаться в стандарт – задача очень трудная.
В учительском деле стандарт может породить и серость, серая масса учителей воспитает боюсь даже представить кого. Опасения не беспочвенны.
Во все времена общество предъявляло определенные требования и к учителю, и к ученику. Это контролировалось и контролируется, без этого нельзя.
Данные требования – это и есть определенный стандарт.
Стандарт – это не ограничитель свободы учителя, элемент тотального контроля, признак установления административно-командной системы управления. Стандарты отражают стратегию развития образования в меняющемся мире, они инструмент повышения качества образования, помогают вывести отечественное образование на международный уровень, это объективный измеритель квалификации учителя, симбиоз ремесла и творчества, средство отбора педагогических кадров.
Свобода учителя выражается в творчестве. Педагогический труд не творческим не бывает, и быть не может, так как неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов.
Творчество – это определенное искусство общения учителя с учащимися.
Так как же совместить стандарты и творчество? Где выход творчества в стандарте?
Осмысляя ряд признаков, характеризующих творчество как вид человеческой деятельности можно выделить основные признаки педагога во ФГОС:
Умение внедрять науку в практику;
Способность разрабатывать научно-практические методики (инструментарий) внедрения;
Возможность использовать опыт других педагогов применительно к условиям собственной деятельности;
Способность прогнозировать педагогическую деятельность, создавать педагогические инновации, технологии;
Умение корректировать собственную деятельность в связи с изменяющимися социальными и региональными условиями;
Проявление гибкости в педагогическом труде: умение принимать оптимальные решения в конкретных ситуациях;
Выход за пределы образовавшейся системы знаний;
Возможность сопротивляться педагогическому консерватизму;
Желание переносить знания в различные педагогические ситуации и условия;
Возможность взаимодействия в тесном контакте с различными общественными организациями и родительскими сообществами (социальный проект, совместные мероприятия), с бизнес-структурами и органами местного самоуправления.
(Учитель-новатор: пробуй, внедряй новые методы, технологии, приемы, формы работы, УМК).
Все это заложено и профстандарте, например,
Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде;
Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона;
Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий
Объектом педагогического творчества и его конечным результатом является обучаемый. Он имеет возможность:
Развивать стремление к инновационной продуктивной деятельности;
Выбирать учебные курсы и курсы внеурочной деятельности;
Участвовать в конкурсах и олимпиадах различных уровней;
Строить свой индивидуальный учебный план;
Профилизации;
Проектно-исследовательская деятельность дает возможность ученику раскрыть природные способности, творческий потенциал, расширить знания по предмету.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15