Интегрированное занятие Путешествие в прошлое родного города


«Путешествие в прошлое родного города»
Конспект сюжетно – ролевой игры.
подготовила и провела
воспитатель Кравченко О. В.
ГККП «Детский сад №3»
г. АккольЗадачи:
Побуждать детей более широко и творчески использовать в играх знания о родном городе в прошлом и настоящем.
Использовать игру для формирования разнообразных интересов и способностей детей .Способствовать сознательному отношению к соблюдению правил ролевого взаимодействия, направляя внимание на качество исполняемых ролей, их социальную значимость.
Учить выявлять и разрешать проблемные ситуации.
Использовать методы и элементы ТРИЗ .Продолжать работу по обогащению словаря детей.
Развивать диалогическую и монологическую речь, побуждать использовать объяснительную речь, учить отстаивать свою точку зрения.
Выделять характерные и существенные признаки достопримечательностей родного города.
Воспитывать интерес и любовь к родному краю, бережное отношение ко всему окружающему.
Воспитывать доброжелательное отношение между детьми, умение работать в коллективе.
Развивать инициативу, организаторские и творческие способности детей.
Настрой на позитив. РНЭС.
Казахстан - моя страна
Птицам с высоты видна!
Там акын с домброй сидит,
Там на лошади джигит.
А в ауле угощают
Гостя очень вкусным чаем,
Баурсаки там пекут,
И ковры для юрты ткут.
Сбызги в степи поёт,
Солнце над страной встаёт!
Дарит каждому из нас
Лучик золотой сейчас!
Вос-ль: Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.
Дети приветствуют всех гостей: «Сәлемет сіз дерме»
Разминка: «Вопрос-ответ»
Как называется государство, в котором мы живём?
Имя президента нашего государства?
Государственные символы нашего государства? (герб – елтанба, флаг – ту, гимн – әнұран)
Коренные жители Казахстана?
Как называется народное жилище казахского народа?
А русского народа?
Люди, каких национальностей проживают в Казахстане?
Сколько всего национальностей и народностей проживают в Казахстане?
Как называется столица нашего государства, самый главный город Казахстана?
Как называется город, в котором мы живём?
А как можно ещё сказать о нашем городе? (моя малая Родина)
Вы совершенно правы. Наш г. Акколь мы называем моя маленькая родина.
Моя – потому что здесь моя семья, мои друзья, моя улица, мой дом.
Малая – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.
Родина – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
Словесная игра «Продолжи пословицу»
«На своей родине каждое дерево….. улыбается»
«Если не нашел счастье дома, не обретешь ….и на чужбине»
«Любовь к Родине у семейного очага…..зарождается»
«Родная земля – ……золотая колыбель»
У каждого государства и у каждого города есть свой герб. А вы ребята помните, какой герб у нашего города?
ТРИЗ: «Собери герб»
Дети по память собирают герб города, объясняя, что обозначает тот или иной элемент. В конце проверяется правильность выполнения при помощи изображения на карточке.
Показ герба г. Акколь
Я очень люблю наш город и хочу сегодня предложить вам отравиться в необычное путешествие – в прошлое нашего города.
– То, что было давно? ( прошлое.)
– А мы с вами где находимся? (В настоящем.)
– А завтра где будем? (В будущем.)
РуфинаПрошлое все то, что было, Никакая в мире сила Всё обратно не вернёт, Время лишь вперёд идёт.
Вика А.
То, что видим мы сейчас, – Настоящее для нас, Будущее – то, что будет И его не знают люди”.
Воспитатель: – Как же нам попасть в прошлое? На чём можно отправиться в путешествие во времени? ( на корабле времени)
Воспитатель:
Для путешествия нам нужно выбрать экипаж нашего корабля времени: руководителя полёта, штурмана, стюардессу. Какими они должны быть? ( сильными, смелыми, здоровыми).
Воспитатель: Ребята, в нашем корабле времени на каждое место с номером. Вам необходимо занять места в соответствии с номером на вашем бейджике.
Ребята занимают места в корабле времени.
Капитан корабля: Объявляю, трёхминутную готовность!
Штурман: Есть трёх минутная готовность!
Стюардесса: Уважаемые пассажиры, пристегните ремни безопасности.
Капитан корабля: Экипаж к полёту во времени готов?
Стюардесса: Все пассажиры, пристегнули ремни безопасности. К полёту готовы.
Штурман: Экипаж готов к полёту во времени!
Капитан корабля: Приготовиться к старту! Проверить кислород, радиосвязь. Внимание! 5-4-3-2-1! Пуск.
Штурман– Есть пуск! (Запись пуска ракеты).
Видео «Полёт)Воспитатель: Ребята, что вы видите в иллюминаторе?
Холмы, перелески,Луга и поля —Родная, зелёнаяНаша земля.
Земля, где я сделалСвой первый шажок,Где вышел когда-тоК развилке дорог.
И понял, что это КириллРаздолье полей —Частица великойОтчизны моей. (Г. Ладонщиков)
Вос-ль:Предлагаю сделать первую остановку во времени. Приготовиться к выходу из корабля.
На экране видео: «Степь»
Вос-ль: Ребята, куда мы попали? Посмотрите, как колышется от ветра степь.
Звучат по очереди домбра и кобыз.
Я слышу, как красиво играет какой-то музыкальный инструмент. Вы его узнали? Как он называется?
А это звуки, какого инструмента звучат? К каким видам инструментов они относятся? (струнные)
Посмотрите, это Баян – Сулу и Козы Карпеш. А вы знаете, кто это? (ответы детей)
А вы знаете, что на том месте , где сейчас стоит наш город была только широкая степь, не было, ни озёр ни рек, ни сопок.
Мне кажется, что сейчас мы узнаем происхождение места, на котором находится наш город.
Вос-ль предлагает посмотреть легенду
Видео «Легенда «
Легенда о происхождении названия нашей местности связана с народным эпосом «Козы Корпеш – Баян Сулу»...
Жадный бай Карабай, у которого зимой снега не выпросишь, не хотел отдавать замуж свою дочь красавицу Баян за её возлюбленного Козы. Откочевал он подальше от аула отважного Козы, надеясь найти для своей дочери более богатого жениха. В суете одной из таких срочных откочевок, говорят, лопнула большая саба (бурдюк из конской кожи для хранения кумыса). И с тех пор место, где пролился на землю кумыс, называется Аккол - («белое озеро»).
Злой Карабай встретил сына ногайского бая Шакшака самоуверенного и грубого Кодар. Кодар, увидев красавицу Баян сулу, сразу влюбился в нее… но Баян Сулу любила своего Козы. Потеряв всякую надежду свидеться с любимым, Баянсулу отправляет к нему с гонца - джигита Айбаса, выбрав ему лучшего скакуна из многочисленных табунов отца – жеребца. Вместе с ним передает она также в знак любви и верности золотой ларец со своим ожерельем, домброй и головным убором, украшенным каркарой (птичьими перьями).
Долгий был путь по бескрайним степным просторам, измученный вконец джигит не заметил, как выпали из золотого ларца домбра и ожерелье Баян-сулу. И названы были эти места соответственно «Домбыралы» (букв.- «домбровое») и «Моншакты» (буквально - «ожерельевое»).
Много сотен лет тому назад, возможно, была эта история. Только с тех пор зовутся сопки в нашей местности Домбыралы, у её подножия расположился аул Домбыралы. И сопка Моншахты, у подножия которой находится наш город Акколь.
Вос - ль обращает внимание детей на предметы народного быта казахского народа:
(юрта,домбра, кобыз, сандык, бесык - люлька, моншак – ожерелье, камзол) и предлагает детям назвать их на каз языке, и рассказать о их предназначении.
Вос-ль: Это предметы быта казахского народа. Казахский народ много веков пользовался этими предметами и некоторые из них использует до сих пор.
Казахский народ очень любит играть в разные игры, и я предлагаю вам поиграть в игру.
П/игра : «Юрта»
Азиза:
Моя земля – мне словно матушка родная.И всё вокруг до боли любо мне: поля, леса.Люблю всё то, что меня с детства окружало.Люблю всё то, чего ещё не видела пока.
Очень давно казахстанская земля привлекала к себе людей с других стран. Вот так и место где сейчас находится наш город, приглянулся переселенцам из России, Украины, Белоруссии, тем, что здесь бескрайние степи, озера, леса, богатые грибами, ягодами, зверями, да и просто очень красивые места.
Было это очень давно –много лет назад, наш город был маленьким селом и назывался он тогда Алексеевка, в честь одного из первых поселенцев.
Сначала люди жили в землянках, вырытых прямо в земле, затем стали строить избы из брёвен. Вскоре открылась школа, магазины. Посёлок рос и развивался. Была построена железная дорога по которой стали ходить поезда. И все люди не смотря на разные национальности, жили очень дружно. Рядом с казахскими юртами стояли русские избы.
Д/игра «Найди отличия между юртой и избой»
Жители нашего города очень любили играть и в казахские народные игры и в русские.
Игра «Плетень»
Вос-ль обращает внимание детей на георгиевскую ленточку.
Ребята, что это? Что обозначает георгиевская ленточка?
Показ видео «Война»
Правильно, это знак победы над фашистами и знак памяти о героях, погибших в страшной Великой Отечественной войне.
Показ слайдов
Не обошли Алексеевку стороной и военные годы. Наш город снабжал фронт хлебом, мясом, теплой одеждой, лошадьми. Жители собирали деньги на танки и самолеты. В Алексеевской больницы был организован госпиталь для раненых бойцов Красной Армии.
Показ портретов Героев Советского союза,
В нашей памяти всегда останутся имена воинов-освободителей нашего города. Трое из них были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Их именами названы улицы нашего города. Петр Михайлович Исаков, Гавриил Фёдорович Кирдищев, Виктор Константинович Булавский, Сагадат Кожахметович Нурмагамбетов. Кем после войны был Сагадат Нурмагамбетов?
На площади нашего города установлен памятник, куда каждый год, в день Победы жители нашего города приносят цветы, в знак памяти всем погибшим в страшной войне с фашистами.
Война была очень страшной, но в перерывах между боями бойцы писали письма родным, шутили, пели песни.
Показ видео «В окопах»
Мальчики исполняют песню «Три танкиста».
Вос-ль обращает внимание детей на колосья пшеницы.
Ребята, что это?
Как вы думаете, почему в прошлом мы нашли колоски пшеницы?
Вы правы.
Казахстанские степи бескрайни, и поэтому решили, что если степь распахать и посадить на ней пшеницу, ты можно вырастить богатый урожай.
Показ видео «Целина»
И снова на казахстанскую землю стали приезжать люди разных национальностей, помогать казахскому народу, осваивать целину, так называется, непаханая степь. Было очень тяжело трудиться, но и здесь помогала дружба всех народов.
Дети исполняют танец «Целина»
Вос-ль ребята, мы знаем, что хлеб пекут из пшеницы, но чтобы из зёрнышка получилась булка хлеба, надо приложить много труда.
Д/игра: «Как хлеб на стол пришёл»( уточняет как на казахском языке слово «хлеб»)
Вос-ль: Ребята, какое национальное блюдо казахов? (бешбармак, бурсаки).
А давайте, мы с вами сегодня попробуем сделать из теста настоящие бурсаки.
Дети лепят из теста бурсаки.
Тесто очень любит доброту, и чтобы из него получились вкусные бурсаки, надо вложить в него теплоту своих рук, своей души. Если человек съест бурсаки, сделанные добрыми руками он и сам будет очень добрым. Наши вылепленные бурсаки мы отдадим на кухню, и к нашему возвращению они будут испечены.
Ну, что ребята, вот мы с вами и побывали в прошлом. Узнали много интересного из истории нашего города. Пора возвращаться назад в настоящее.
Капитан корабля: Приготовиться к возвращению в настоящее!
Штурман: Есть приготовиться к возвращению в настоящее!
Стюардесса: Уважаемые пассажиры, пристегните ремни безопасности.
Капитан корабля: начать отсчёт времени: 5-4-3-2-1-0 – пуск!
Видео «Вспышка на солнце»
Штурман: Есть пуск! (после паузы). Неполадки в системе. На солнце большая вспышка вывела из строя спутник «казсат 2», из за чего наши приборы вышли из под контроля.
Стюардесса: Уважаемые пассажиры. Просим сохранять спокойствие. Наш корабль потерялся во времени.
Капитан: Земля! Земля! Наш корабль посылает сигнал sos! Из за потери сигнала со спутника «Казсат 2» мы потерялись во времени!
Воспитатель: Ребята, я думаю, что мы полностью можем положиться на спасателей. А пока, корреспонденты возьмите у ребят интервью для газеты.
Корреспонденты: Что вы думаете о нашем городе? Что вы хотите пожелать нашему городу?
Ответы детей
Новости. Видео
Капитан: Штурман, сообщите о работе системы корабля.
Штурман: Система работает в штатном режиме. Корабль возвращается в настоящее время.
Стюардесса: Уважаемые пассажиры. Наш корабль возвращается в настоящее время.
Капитан: Приготовиться к приземлению!
Штурман: Есть, приготовиться к приземлению!
Капитан: 5,4,3,2,1 – приземление прошло успешно. Разрешаю всем покинуть корабль!
Штурман: Есть всем покинуть корабль!
Стюардесса: Уважаемые пассажиры. Можете покинуть корабль.
Вос-ль: Как хорошо, что наше путешествие закончилось благополучно. Что случилось с нашим кораблём времени? (он потерял управление). А кто нам помог? Специалисты космического центра, который находится рядом с нашим городом.
Слайды «Город Акколь»
Я очень люблю наш город и хочу, чтобы и вы его полюбили так-же.
Давайте прогуляемся по его улицам и посмотрим на его достопримечательности.
Дети рассказывают стихотворения на казахском языке.
Лейла, Илья.
Я предлагаю в знак любви к нашему городу сделать для него подарок – газету.
Дети из заранее приготовленных заготовок делают газету.
Воспитатель вместе с детьми рассматривают газету.
Под музыку Баян Сулу заносит бурсаки и угощает детей.
Вос-ль подводит итог занятия.