Урок на тему Чингисхан

Тема урока: Завоевание монголами земель Казахстана. Создание монгольских улусов.

Цель урока: углубить и закрепить знания учащихся по монгольскому периоду в истории Казахстана.

Задачи урока:
Образовательная: проверить и закрепить знания учащихся по вопросам образования монгольской империи, ее общественного строя. Раскрыть борьбу казахского народа против завоевателей, рассмотреть последствия монгольского нашествия.
Развивающая: развивать внимание, устную речь, логическое и историческое мышление, способность самостоятельно делать выводы, анализировать.
Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, гражданственность, патриотизм.

Тип урока: комбинированный

Методы урока: наглядный, частично-поисковый, словесный

Формы работы: индивидуальная, в паре, групповая

Оборудование: портреты, карта, атласы

ТСО: DVD (отрывок из фильма «Чигисхан»), компьютер (презентация, слайды по теме)

Межпредметная связь: технология

Ход урока:

Организационный момент (приветствие, готовность к уроку, проверка отсутствующих в классе, психологический настрой)
Сообщение цели и задач урока
Опрос пройденных тем (составление схемы)
А) мозговой штурм
- первый этап в археологической периодизации древнего Казахстана. (каменный век)
- Бронза – это сплав двух металлов (меди и олова)
- Эпоха перехода от камня к металлу называется (энеолит)
- Назовите три группы саков (тиграхауда, парадарайя, хаомоварга)
- Великое переселение народов связано с племенами (гуннов)
- Основатель Тюркского каганата (Бумын)
- В каком году караханиды приняли ислам (960)
- «найман» означает (восемь)
Б) составление схемы
Ученикам раздаются термины, связанные с периодизацией истории Казахстана. Все вместе они должны составить периодизацию истории Казахстана до нашествия монголов.

История Казахстана






































Переход к новой теме.
Историю человечества невозможно представить без ее ярких представителей, оказывающих громадное воздействие на развитие общества.
Своей целеустремленностью, отвагой, даром предвидения и талантом они озаряли новый путь, придавали ходу исторических событий иной импульс, ускоряли исторические процессы. Подобной личностью, сыгравшей в истории Казахстана немаловажную роль был Чингисхан.
Просмотр отрывка из фильма «Чингисхан» о его рождении. Перед учениками ставится задача - в конце урока дать характеристику Чингисхану как личности и оценить последствия монгольского нашествия на Казахстан.

Подача нового материала – презентация на компьютере
А) Образование Монгольской империи
Б) Завоевание монголами территории Казахстана и Средней Азии
В) Создание системы улусов на территории Казахстана

Работа в группе
Класс делится на 3 группы, каждой группе выдается материал по новой теме – тексты, схемы, рисунки и т.д. и каждая группа должна создать кластер по полученному от учителя вопросу.
Группа экспертов должна назвать последствия монгольского нашествия.

Защита кластеров.

Закрепление новой темы. Заполнение таблицы


Что я знал
Что я узнал нового
Над чем стоит поработать

1
1
1

2
2
2

3
3
3


Домашнее задание: на «3» 1. Составить конспект по параграфу 15

На «4» 1. Работа с терминами
2. Составление хронологической таблицы


На «5» 1. Защита реферата «Роль Чингисхана в истории
Казахстана»
Каменный век:
Палеолит
Мезолит
Неолит

Древний Казахстан

Казахстан в период средневековья

Бронзовый век:
Нуринский период
Атасуйский период
Бегазы-Дандыбаевский период


Железный век:
Саки
Усуни
Кангюи
Гунны
Сарматы

Тюркский период:
Тюркский каганат
ЗТК
Тюргешский каганат
Карлукский
Огузское ханство
Кимакский каганат
Гос-во Караханидов
Каракитаи
Найманы, кереи
Кыпчакское ханство


Монгольский период
Нашествие монголов на Казахстан
Золотая Орда
Ак Орда
Ханство Абулхаира



Образование Казахского ханства

Новая
история Казахстана

Новейшая история Казахстана