Классный час Обзорная экскурсия по музею

Музейный классный час.

Здравствуйте!
Я пригласила вас провести классный час не у себя в кабинете, а здесь, где теперь располагается небольшая экспозиция музея-мастерской «Живая старина».
- Что такое музей? ( Это место, где собирают, изучают и хранят предметы на определённую тему.)

Всем известно название «краеведческий музей». Что значит слово «краеведческий»? край, ведать – знать о своём крае.

Тема нашего музея – ремёсла, которыми владели наши предки, ремёсла, которые прославили нашу местность, наш район. Также вы увидите предметы крестьянского быта и просто интересные вещи из далёкого или недавнего нашего прошлого.
Предмет, выставленный в музее, называется экспонатом, а сама выставка – экспозицией.
- Что мы можем узнать, рассматривая музейные экспонаты?

Мы можем узнать, какими ремёслами владели люди в какое-то время, как был устроен их быт, какие предметы их окружали, что было для них ценно. И какие это были люди – наши предки, наши личные бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки и наши предки вообще – предыдущие поколения, жившие 50, 100, 150 лет назад.

Приступим к осмотру экспозиции.
Скажите, какие игрушки были у наших предков , где они их (игрушки) брали?
Родители делали для своих детей игрушки сами из тех материалов, что были под рукой.
Из каких материалов делали игрушки? -Из глины, соломы, бересты, дерева. Папа – плотник из дерева делал щепную птицу, мама из лоскутков – остатков от шитья – куклу.
И, конечно, здесь мы вспоминаем о том, что в нашем Курчатовском районе есть деревня Кожля, в которой лепили глиняную игрушку-свистульку. И игрушка эта была забавой не только для местной детворы, она известна далеко за пределами Курской области.
Рассказать об этом мне помогут юные экскурсоводы – ученики 2 класса, которые посещают музейный кружок.
Выступают дети.

Деревня Кожля находится в 18 км от города Курчатова за прудом-охладителем Курской атомной станции.
Эта деревня – родина расписной глиняной игрушки-свистульки, названной по имени деревни – кожлянской.
Игрушку издавна лепили, начиная с осени, когда заканчивались работы в поле и огороде. Глину брали в 8-ми км, в местечке Глинище.
Продавали игрушку здесь же в Кожле на ярмарках, а также возили в соседние районы и области.
Игрушки были такие: кот, собака, петух, коза, другие домашние и дикие животные. Были также барыни и всадники.

Красили игрушки в четыре традиционных цвета:
- зелёный,
- жёлтый,
- красный или малиновый,
- синий или фиолетовый.





В 20 веке игрушку прославили потомственные мастерицы Ольга Ивановна Дериглазова, Ульяна Ивановна Ковкина и Валентина Венедиктовна Ковкина.
Все они имеют звание « член Союза художников РСФСР», народный мастер России. Их игрушка есть в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Курска и, конечно, в Курчатовском краеведческом музее.

Чтобы у современных мастеров кожлянской игрушки была возможность показать свои изделия на выставке и продать их, в нашем городе 1 раз в 2 года проводится фестиваль народной культуры «Батюшка Егорий». Осенью 2013 года он тоже был. Здесь вы видите афишу фестиваля, памятную сувенирную тарелку с эмблемой фестиваля и грамоту, которой был награждён участник.
Продолжим экскурсию по нашему музею.
Обратимся к следующему стенду «Дроняевская посуда».
Слово нашим экскурсоводам.


В селе Дроняево делали глиняную посуду: горшки, кувшины, тарелки. Маленькие горшочки с крышкой назывались махотки, а большие – корчаги.
Всё это делали на гончарном круге, а мастер назывался – гончар.



Сейчас игрушку и посуду обжигают в электрической муфельной печи. А раньше обжиг делали в печи, которая называлась – горн. Он состоял из двух камер: внизу горели дрова, а вверху были сложены гончарные изделия: игрушка и посуда. Обжиг длился до 10 часов. Глиняные изделия во время обжига раскаляются в печи докрасна, как угли.


Дроняевская посуда тоже была известна в области и за её пределами. Готовые изделия везли на рынок и продавали, а на вырученные деньги покупали всё, что необходимо для семьи. Говорили : «У кого нос в глине , у того руки в деньгах». Во время войны меняли горшки на продукты: картофель, яйца, муку.
Виктору Ивановичу Пашкову было 10 лет, когда началась война. Отец ушёл на фронт и уже не вернулся. Но сына успел научить основам работы на гончарнрм круге. И ребёнок засел за изготовление горшков, кувшинов. Вспоминал потом, что во время войны и после, когда были неурожайные годы, их семье голодать не пришлось. Ремесло прокормило.

Следующий стенд – ткачество.
Рассказ о нём я начну издалека.
Сейчас мы имеем возможность пойти в магазин и купить нужную нам ткань, а раньше полотна делали сами из шерсти, льна, крапивы.

На этой картинке цветущий лён. «Мал малышок в сыру землю вошёл, синю шапочку нашёл».
Когда семена льна поспевали , стебли вырывали из земли, сушили, а потом мяли, трепали выколачивали из него кострику, чтобы от стебля остались только серые волокна. Загадка о льне : «Били меня, колотили меня, во все чины производили меня». Потом из таких волокон вычёсывали спутанные грубые волокна, получалась кудель. Приступали к прядению нити. Из кудели равномерно вытягивали небольшое количество волокна, скручивали с помощью веретена, скрученную нитку наматывали на веретено. Потом придумали прялку, где колесо приводилось в движение ногой, а веретено было укреплено вверху, и его уже не нужно было раскручивать рукой.
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
И только тогда, когда было готово достаточное количество ниток, приступали к самому ткачеству Ширина ткани ограничивалась шириной ткацкого стана. Стан на фотографии. Детали стана – бёрдо. Готовую ткань нужно было разгладить – рубель.
Из тонкого полотна шили рубашки, из более толстого скатерти, мешки. Здесь ещё вы видите дорожки-половички.
Готовые изделия украшались вышивкой. Полотенца, скатерти.
Теперь давайте посмотрим на предметы быта. Какие из этих предметов вам знакомы, и вы можете сказать для чего они нужны.
Керосиновая лампа.
Ухват.
Чугунок.
Кочерга. Коромысло..
Утюги на углях.
Лапти..
Вы тоже приняли участие в сборе экспонатов для музея. Предоставим слово тем, кто нашёл дома что-то интересное и принёс это в школу.
Дети говорят. Вручение грамот. Выставление табличек.

Может ещё у кого-то в деревне найдётся предмет.
Вся выставка рассмотрена, и мы теперь сможем ответить на вопрос какими же были наши предки?

И мы, сегодняшние люди должны учиться быть такими же терпеливыми и умелыми и тогда и у нас будут получаться красивые вещи.
Но наш музей не просто выставка, это ещё и мастерская.
Ученики 3 классов посещают здесь кружок. Мы пробовали лепить и вот, что у нас получилось. Мы пробовали ткать, конечно не большое полотно, а маленький браслетик. А ещё мы плели шнуры. Все знают, как сплести косичку из 3нитей, а мы плели шнур из 4. вот такой. и как это делается, сейчас покажем.
А теперь разгадаем кроссворд. После того, как все ответы будут записаны, по вертикали у нас получится слово – предмет, особо чтимый как память.
1. Печь, в которой мастер обжигает глиняные изделия.
2. Место, где хранят предметы истории и культуры.
3. Глиняная игрушка со свистком.
4. Наука о родном крае.
5. Деревня в Курчатовском районе, где лепили игрушку-свистульку.
6. Село в Курчатовском районе, где делали гончарную посуду.
7. Природный материал, из которого делают игрушку и посуду.
8. Большое, шумное, многолюдное действо, где одни что-то продают, а другие покупают.
Какое слово получилось по вертикали? Реликвия.

А теперь можно подойти и посмотреть поближе, те предметы, которые вызвали у вас наибольший интерес.
15