Экологический проект по работе с детьми средней группы и их родителями «По тропе волшебной сказки».


Экологический проект по работе с детьми средней группы и их родителями
«По тропе волшебной сказки».
База: МДОУ № 91 «Росинка»
Руководитель проекта: воспитатель Рассохина Елена Юрьевна
Участники проекта: родители и дети, воспитатель
Цель: Становление ценностного отношения детей и родителей к окружающей природе в процессе познавательной и творческой деятельности посредством создания экологических сказок.
Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Задачи:
Формировать у детей и родителей ответственного и доброжелательного отношения к природе
Развивать познавательный интерес детей к миру природы;
Развивать умение детей использовать полученные знания в творческой деятельности
Посредством экологических сказок прививать детям экологическую культуру поведения;
 Воспитывать гуманное, заботливое отношение к окружающему миру в целом;
1 этап. Посановка проблемы, определние цели и задач исследовательской работы.
Проблема: во время организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детям была прочитана экологическая сказка «О чудище мусорном и царице лесной». После обсуждния сказки дети задали вопрос: «Что мы можем сделать, чтобы в наших лесах такое чудище никогда не появилось?»
Гипотеза исследования: (выдвиалась в ходе совместного обсуждения воспитателем и детьми экологической сказки про чудище мусорное).
Чтобы в наших лесах не появилось чудище мусорное, люди должны беречь окружающую природу, не мусорить, не обижать лес. А еще можно придумать новые экологические сказки, которые научат людей тому, как нужно вести себя в природе, что бы сберечь ее.
Продукты исследования: сборник экологических сказок, сотавленных родителями с детьми, выставка рисунков к экологическим сказкам, коллективная работа родителей и детей «Берегите природу», выставка поделок из бросовых материалов.
В соответствии с проблемой и гипотезой исследования, дети с помощью воспитателя поставили следующие задачи дальнейшего исследования:
Познакомиться с правилами поведения в природе
Составить вместе с родителями экологические сказки о защите окружающей среды
Начиться рассуждать и докзывать свои мысли в разговоре с другими детьми
2 этап: Организация исследования
Сбор, анализ и систематизация информации о составлении экологических сказок
Творческая познавательная деятельность детей:
Составление экологических сказок вместе с родителями
Подготовка инсценировок по экологическим сказкам родителями и детьми
Создание рисунков к придуманным экологическим сказкам родителями и детьми
Создание коллективной работы родителей и детей «Берегите природу»
Создание сборника экологических сказок
3 этап. Презентация продуктов исследовательской деятельности детей и родителей.
Экологическое развлечение «По тропе экологических сказок»
Выставка рисунков к экологическим сказкам
Приложение 1.
Конспект непосредственно образовательной деятельности детей по познавательному и художественно-эстетическому развитию.
Тема: Вслед за сказкой о природе
Цель: Создание условий для становления бережного отношения к природе посредством знакомства с экологической сказкой.
Задачи:
Формировать интерес детей к проблеме защиты окружающей среды
Способствовать формированию бережного отношения к природе
Развивать творческие способности детей путем переноса своих впечалений на бумагу в виде рисунка
Воспитывать умение сопереживать героям литературных произведений
Развивать умение
Оборудование: цветные карандаши, бумага для рисования по количеству детей.
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
- Здравтвуйте ребята! сегодня нам с вами пришло письмо из далекого северного леса. А написали нам его лесные обитатеи этого леса. В этом письме – сказка, очень интересная и непростая – экологическая. Послушайте ее пожалуйста очень внимательно.
Экологическая сказка «О чудище мусорном и царице лесной».
В дальнем-дальнем лесу на маленькой горушке в небольшой избушке жили-поживали, годы коротали старичок-лесовичок и старушка-лесовушка. Дружно жили, лес сторожили. Из года в год, из века в век их не тревожил человек.
А кругом красота – глаз не отведешь! И грибов и ягод, сколько хочешь, найдешь. Мирно жили в лесу и звери, и птицы. Могли старички своим лесом гордиться.
И были у них два помощника, два медведя: хлопотунья Маша и ворчун Федя. Такие мирные и ласковые с виду, они не давали лесовичков в обиду.
И все бы ладно, все прекрасно, да однажды осенним утром ясным неожиданно с верхушки елки высокой закричала тревожно Сорока. Попрятались звери, разлетелись птицы, выжидают: что же такое случится?
Наполнился лес и гулом, и криком, и беспокойством, и шумом великим. С корзинами, ведрами и рюкзаками люди приехали за грибами. До самого вечера машины гудели, а старичок-лесовичок и старушка-лесовушка, в избушке спрятавшись, сидели. И ночью-то, бедные, глаз сомкнуть не посмели.
А утром солнышко ясное выкатилось из-за горушки, осветило и лес, и избушку-вековушку. Вышли старички, на завалинке посидели, на солнышке косточки погрели и пошли поразмяться, по лесу прогуляться. По сторонам поглядели – и обомлели: лес не лес, а какая-то свалка, которую и лесом-то назвать жалко. Банки, бутылки, бумажки и тряпки повсюду разбросаны в беспорядке.
Старичок-лесовичок затряс бородою:
- Да что же это делается такое?! Пойдем, старушка, лес прибирать, мусор убирать, а то ни звери, ни птицы здесь не будут водиться!
Смотрят: а бутылки и банки вдруг вместе собираются, друг к другу подбираются. Закрутились винтом – и вырос из мусора зверь непонятный, тощий, неопрятный и ужасно противный притом: Чудище мусорное. Костями грохочет, на весь лес хохочет:
Вдоль дороги по кустам –
Хлам, хлам, хлам, хлам!
По нехоженым местам –
Хлам, хлам, хлам, хлам!
Я – великий, многоликий,
Я – бумажный, я – железный,
Я – пластмассово-полезный,
Я – бутылочно-стеклянный,
Я – проклятый, окаянный!
Поселюсь в твоем лесу -
Много горя принесу!
Испугались лесовички, кликнули медведей. Прибежали хлопотунья Маша и ворчун Федя. Зарычали грозно, встали на задние лапы. Что осталось делать Чудищу мусорному? Только бежать. Раскатился он мусором по кусточкам, по канавам и кочкам, да все подальше, да все в сторонку, чтобы не достали медведи ни одну бумажонку. Собрался в кучу, завертелся винтом, и снова стал Чудищем мусорным: зверем тощим и противным притом.
Что делать? Как до Чудища мусорного добраться? Сколько можно по лесу за ним гоняться? Приуныли старички-лесовички, притихли медведи. Только слышат: кто-то поет и по лесу едет. Смотрят: а это Лесная Царица на огромной огненно-красной лисице. Едет – удивляется: что это столько мусора в лесу валяется?
- Убрать немедленно весь этот хлам!
А лесовички в ответ:
- Да не справиться нам! Это не просто хлам, это – Чудище мусорное: зверь непонятный, тощий, неопрятный.
- Не вижу никакого зверя и вам не верю!
Лесная Царица нагнулась, за бумажкой потянулась, поднять захотела. А бумажка от нее улетела. Собрался весь мусор в кучу и завертелся винтом, стал Чудищем мусорным: зверем тощим и противным притом.
Не испугалась Царица Лесная:
- Ишь ты, невидаль какая! Вот так зверь! Просто куча хлама! Плачет по тебе хорошая яма!
Рукой махнула – земля расступилась, глубокая яма получилась. Свалилось туда Чудище мусорное, выбраться не смог, на дне залег.
Засмеялась Лесная Царица:
- Вот так - годится!
Старички-лесовички отпустить ее не хотят, и все тут. Чудище исчез, да осталась забота.
- А если снова приедут люди, что мы, Матушка, делать будем?
- Попросите Машу, попросите Федю, пусть приведут они в лес медведей!
Успокоился лес. Уехала Лесная царица на огненно-рыжей лисице. Старички-лесовички вернулись в свою избушку-вековушку, живут-поживают, чаек попивают. Хмурится небо иль солнышко светит, лес – он прекрасен и радостно светел. В шепоте листьев, в дыхании ветра столько отрады и радости светлой! Нежные звуки и чистые краски, лес – это самая дивная сказка!
Да только опять загудели машины, люди с корзинками в лес заспешили.
Вот только люди вдруг замечают: рыжий огонь за кустами мелькает.
- Спасайтесь! Из леса скорее бежим! С пожаром не шутят! Погибнем! Сгорим!
Люди с шумом в машины забрались, перепугались, из леса умчались. А это всего лишь Лесная Царица промчалась на огненно-рыжей лисице.
С тех пор и по сей день ждет Лесная Царица, когда люди добрыми и мудрыми станут, в лесу безобразничать перестанут.
Скажите ребята, понравилась вам сказка? А как вы думаете, почему чудище мусорное в том лесу появилось? Чему нас учит эта сказка? Кто из героев сказки понравился вам больше всего? (Обсуждение сказки, высказывания детей)
А сейчас ребята я вам предлагаю немного отдохнуть. (физкультминутка).
Ребята а теперь закройте глаза и попробуйте себе представить это чудище мусорное.Попробуйте его нарисовать. Для этого вам выданы листы бумаги и цветные карандаши.
(Дети выполняют задание)
Рефлексия: Ребята, скажите понравилась вам эта сказка? Чему она вас научила? Что вам понравилось на занятии больше всего? Хотите ли вы придумать такую сказку? Тогда я предлагаю вам придумать вместе с родителями свою экологическую сказку и нарисовать к ней рисунок.
(Также домашнее задание объясняется родителям)
Приложение 2.
Конспект экологического развлечения с родителями «По тропе экологических сказок».
Цель: Создание условий для активной творческой деятельности родителей и детей
Задачи:
Развивать творческие способности детей посредством театрализованной и продуктивной деятельности
Развивать умение действовать сообща
Способствовать развитию умения прислушиваться к мнению других
Оборудование:
Предварительная работа: создание родителями и детьми экологических сказок о защите природы, создание детьми и родителями рисунков к экологичским сказкам, подготовка театрализованного представления по своей сказке.
Ход развлечения:
Здравствуйте ребята, здравствуйте мамы и папы. Сегодня мы с вами собрались здесь, что бы познакомиться со сказками которые вы придумали.
Итак начнем с семьи……. Пожалуйста расскажите нам вашу сказку, а мы внимательно послушаем. (чтение или инсценировка). Представление рисунков.
Что ж вы все молодцы. Вместе вы придумали много замечательных сказок, которые мы обязательно соберем в нашем сборнике. Самое главное, что все эти сказки призывают нас беречь окружающую природу, заботиться о ней. А сейчас я вам прделагаю всем вместе придумать плакат, который призывал бы окружающих также бережно относиться к нашей природе. (создание коллективной работы).
Хочется сказать огромное спасибо нашим маленьким волшебникам, котрые и сказки придумали, и рисунки нарисовали – это наши ребята. Также огромное спасибо хочется сказать родителям. (вручение грамот и благодарностей).