Формирование каллиграфических навыков у младших школьников.


Старчак И.М.
Формирование каллиграфических навыков у младших школьников.Письмо - половина знания. Пророк МухаммедВо всех первобытных культурах понятия писать и изображать были идентичными. Информацию передавали не буквы и слова, а картинки.
В дальнейшем рисунки схематизировались, становились не изображением предметов, а упрощёнными знаками, обозначающими эти предметы. У китайцев такими знаками стали иероглифы, представляющие собой совокупность письма и живописи, слова и рисунка, понятия и его обозначения. А так как в Древнем Китае написанное ценилось куда больше произнесённого, то искусство написания слов трудолюбивые и терпеливые китайцы довели до совершенства и возвели в культ. Так в мире появилось одно из самых изящных искусств- каллиграфия.
Каллиграфия- это искусство красивого и чёткого письма. В древности этой наукой обладали только монахи - именно им доставалась честь переписывать святые тексты. Монахи месяцами, годами сидели в кельях и выводили каждую буковку в рукописных книгах. Эти книги стоили целое состояние - ведь считалось, что каждой нарисованной буквой автор отдаёт книге часть своей жизненной силы.
В Японии и Китае каллиграфия считалась одним из видов изящных искусств, которым, наравне с поэзией и живописью, должен владеть каждый культурный житель страны. Красиво написанный иероглиф или строка из стихотворения свидетельствовали о красоте мысли и духа. По качеству почерка угадывался не только уровень образования пишущего, но и его характер и нравственные качества. В арабских странах степень владения каллиграфией также была показателем образованности и духовного совершенства человека. И если потереть голову от портрета незнакомки - это европейская романтика, то влюбиться по почерку - восточная реальность. Любой образец средневековой каллиграфии - это произведение художника, математика и тонкого стилиста в одном . Необходимо заметить, что каллиграфия- вид искусства, в котором произведение создаётся за один раз. Если оно получилось несовершенным - его выбрасывают, поправки невозможны. Достичь совершенства очень непросто. Мастера оттачивали годами свою руку, глазомер и чувство прекрасного, и это делало их мудрецами.
Каллиграфия может стать своеобразным лекарством для тела. В Китае был проведён ряд исследований психологических изменений человека в процессе письма. Результаты показали, что расслабленное состояние и эмоциональное спокойствие во время работы благоприятно сказывается на общем состоянии: дыхание замедляется, число сердечных сокращений уменьшается, кровяное давление восстанавливается, пульсовое кровенаполнение повышается. Более того, электроэнцефалографические исследования показали, что во время письма активность правого полушария головного мозга значительно повышается по сравнению с левым полушарием. Правая мозговая доля отвечает за чувство ритма, темперамент, рисование, воображение - это все основополагающие факторы для занятия каллиграфией. Правильные линии, структура симметрии, равномерность, ритм, темп- это каллиграфия. На всё это влияет правая мозговая доля. Кто изучает каллиграфию, гораздо быстрее воспринимает информацию, у них очень развита внимательность, а после изучения каллиграфии наблюдательность становится лучше.
Китайцы испытывают большое почтение к знакам, написанным от руки, ведь многие верили, что они оказывают лечебное действие. Согласно Конфуцию, наступить на исписанные листы, либо завернуть в них покупки означало выразить неуважение к автору текста и учёности в целом.
Красота и величие каллиграфии не могут не тронуть. Как отмечал персидский литератор 15 века Кади Ахмад: «Если кто-то, независимо от того, умеет он читать или нет, видит красиво выведенные строки, он получает наслаждение от одного их только вида».
Методы обучения письму.
Копировальный (стигмографический) метод- заключается в обведении букв, напечатанных в специальных тетрадях(точками, бледными чернилами). Линейный метод -шрифтовой подход к обучению - точные и всегда одинаковые расстояния между элементами букв, точные пропорции высоты и ширины буквы и её частей, т.е. букву, а следовательно, и слово можно писать, пользуясь вспомогательной сеткой, определяющей высоту письма буквы в целом и её половины, наклон, расстояние между элементами и т.д.
Генетический метод- буквы изучаются от графически простой по форме буквы к графически более сложной.
Тактический метод- это письмо под счёт, в одинаковом для всех учащихся темпе, ритме.
Метод англичанина Иарстера(19век)-это обучение письму путём прописывания специальных упражнений для развития движения руки: пальцев, кисти, предплечья. При применении этого метода достигаются свободные уверенные и быстрые движения руки: сначала письмо элементов в крупном плане, затем букв, связанных особыми штрихами, затем слов без всяких вспомогательных линий.
Конечно, каждый из перечисленных методов обучения письму имеет свои достоинства и недостатки. Применение же их в комбинированном виде может дать оптимальные результаты.
Обучение письму требует специальной подготовительной работы. В задачи специальных занятий входит развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности и плавности письма.
Упражнения для разминки рук на уроках каллиграфии - это первое, что должен знать и понимать учитель, перед тем как начать любые графические упражнения с детьми. Подготовить мелкую мускулатуру пальцев и кисти руки очень важно перед занятием каллиграфии. Выполнение школьниками любых графических упражнений вызывает напряжение всего тела, теряется подвижность пальцев и кисти руки. Поэтому обязательно необходима разрядка, нужно чередовать графические упражнения с разминкой рук.
При: подготовке детей письму, особенно в добукварный период, предусмотрено упражнение - рисование, соединённое со штриховкой (его рекомендовали К.Д.Ушинский, И.Н.Шапошников и др.) Эта группа упражнений проводится с целью тренировки и выработки правильного, равномерного нажима; развития умений легко и свободно вести линии в разных направлениях: научится «доводить» линии «до конца» и «вовремя» останавливаться. Для этого используются силуэтные рисунки, конструкции, полученные путём обводки геометрических фигур по трафарету.
Занятия штриховкой положительно сказывается на развитии мышц предплечья, кисти и мелкой мускулатуры пальцев, развивают точность и глазомер, закрепляют необходимые в обучении письму понятия «справа», «влево», «вверх», «вниз» и т.д. Штриховать можно готовые формы, а можно рекомендовать объединить эти занятия с уроками плоскостного конструирования. В штриховке геометрических фигур много возможностей для творчества детей.
Рисование меандров и бордюров. В эту группу упражнений включены задания для рисования меандров и бордюров. (Меандр - распространённый тип геометрического орнамента, имеющий вид ломаных под углом.)
Упражнения предназначены для развития глазомера, терпеливости и аккуратности; для формирования у обучающегося навыков свободного движения руки, чувствительности больших и малых групп мышц руки; для освоения учащимися композиционных построений школьного шрифта, для выработки определённого ритма, соотнесения части и целого. Они просты по исполнению и изящны визуально.
Рисование меандров и бордюров поможет избежать в обучении письму определённых сложностей. Письмо одних только прямых сковывает движение руки, и поэтому необходимо чередовать письмо прямых линий с плавными, округлыми. Они нужны для практики чистописания, так же как и умение держать ручку, правильно сидеть, проводить точные линии и т.д.
Цель письма прямых и наклонных линий - закрепление умения проведения прямых и овальных линий определённой высоты, выработка правильного наклона при письме; тренировка глазомера, чёткости и аккуратности ведения линии с отрывом и без отрыва; дальнейшее развитие мелкой мускулатуры пальцев руки, кисти и предплечья, координация их во время письма. Главное при выполнении этих упражнений - умение «дотягивать» линию до рабочих строчек, чтобы различать высоту линий шрифта для строчных и заглавных букв.
Упражнения в письме основных структурных элементов школьного шрифта чередуются с отрывом и без отрыва ручки от тетради. При их выполнении обучающийся должен попробовать определить высоту выносных графических элементов и высоту заглавных букв, выработать и закрепить умение ведения параллельных штрихов, одинакового наклона, соблюдения одинакового расстояния между графическими элементами и научится ведению непрерывной линии. Такие упражнения также закрепят знания о разлиновке в тетрадях, подготовят условия для перехода к изучению и написанию букв и слогов, слов; дальше разовьют умение учащихся вести линию безотрывно.