Конспект урока в 11 классе по истории:«Причины свертывания нэпа. Индустриализация. Коллективизация».



Тема урока: «Причины свертывания нэпа. Индустриализация. Коллективизация».
11 класс история России
Урок проводится с учетом того, что материал изучался в 9 классе, в 11 классе материал обобщается и конкретизируется.
Цель урока:
- изучить основные направления развития экономики СССР в 30 годы 20 века и его итоги;
- формировать умения самостоятельного анализа , сравнения исторического материала, представленного в различных источниках( сравнивать пути развития СССР в данный период, выделять цели и средства модернизации экономики, подводить итоги развития)
- давать оценку историческим событиям, проводить исторические параллели;
Вид занятия: комбинированный урок
Методы обучения: частично- поисковый, наглядно- иллюстративный, игровой
Задачи:
•Образовательная: установление причинно-следственных связей, понимание новых терминов и понятий.
•Развивающая: развитие аналитических, сравнительных, коммуникативных навыков мышления.
•Воспитательная: появление личностной оценки к данному историческому процессу.
Форма организации обучения: лабораторно-практическая работа в малых группах.
Основные виды деятельности учащихся: работа с историческими источниками, плакатами, фотографиями; обсуждение в группах; сообщение о результатах работы, общий вывод.
Ход урока:
Организационный момент.
Постановка цели урока:
« Задержать экономическое развитие – значит отстать. А отсталых бьют. Но мы не хотим оказаться битыми. Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет»
Эта фраза принадлежит И.В.Сталину, в чем заключается смысл данного высказывания.
( ученики высказываются)
Вывод: НЭП не смог преодолеть кризисные явления в стране, нам был необходим новый курс.
Изучение Нового материала:
На основание материала предоставленного в учебнике выпишите причины свертывания НЭПа.( Объяснить каждую причину на основе технологии ПОПС).
Что такое формула ПОПС
Формула ПОПС - учащимся предлагается написать четыре предложения,
отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:
П – позиция
О – объяснение (или обоснование)
П – пример
С – следствие (или суждение)
Приложение 1: На столах у учащихся :Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:
«Я считаю, что…».
Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:
«Потому что …».
Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:
«Я могу это доказать это на примере …».
И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:
«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».
Данное задание пример развития речи учащихся на уроке, дополнительная подготовка к написанию сочинения по истории в 11 классе на ЕГЭ, и эссе по обществознанию.
Учащиеся дают ответы на задание.
Причины перехода к чрезвычайщине, отказа от НЭПа:
· Для достижения новых успехов на базе НЭПа требовалось углублять реформы, давать более полный простор этой политике не только в торговле, сельском хозяйстве, но и в промышленности. Главное же в том, что плюрализм в экономике должен был найти свое отражение в политической сфере, в системе власти. А Сталин и стоявшие с ним у власти не были готовы и не могли пойти на такой радикализм, потому что он мог, в конце концов, лишить их власти. Именно поэтому Сталин и его окружение пошли не на углубление, а на отказ от нэпа и утверждение в советском обществе тоталитарного режима.
· Первые годы существования нэпа убедительно показали жизнеспособность и устойчивость частного предпринимательства. Но данное обстоятельство не могло устраивать большевистскую партийно-государственную номенклатуру, которая все острее с середины 1920-х гг. стала ставить вопрос о целесообразности дальнейшего «обуржуазивания» страны.
· По мере углубления нэпа и усиления экономических позиций «несоциалистических» элементов партия большевиков шаг за шагом утрачивала свою социальную базу. Политика правительства постоянно менялась и напоминала игру без правил. В любое время нэпману могли либо предоставить какую-нибудь льготу, либо посадить в тюрьму.
· Нажим на частных предпринимателей негативно отразился на состоянии экономики, поэтому в начале 1925 г. политика вновь была пересмотрена.
· Свертывание нэпа было выгодно определенным влиятельным силам внутри страны, а именно, бюрократическому аппарату, который имел собственные интересы, отличные от интересов рабочих и крестьян. Сразу же после революции аппарат стал жить в соответствии с этими интересами, подчиняя себе всю экономическую и политическую жизнь страны.
Вывод: страна должна быть экономически независимой, НЭП это предоставить не смог, правительство берет новый курс, ставя в приоритет развитие тяжелая промышленность, машиностроение, с/х.
Имелось 3 варианта развития:
- развивать рыночную экономику ( Кондратьев)
- развивать смешанную экономику ( Бухарин)
- развивать тяжелую промышленность за счет легкой и с/х ( Сталин)
Чей вариант развития одержал победу?
Задание.: Составьте кластер: Индустриализация , коллективизация( на основании учебного материала), учитывая что необходимо обозначить все особенности явления.
Учащиеся дают свои варианты ответа, они меняются по мере ответов, создается оптимальный вариант.
4.Закрепление нового материала:
Давайте отметим положительные и отрицательные итоги этого периода.
Учащиеся дают ответы.
Выделите главный результат, который получит свое продолжение на последующим этапе развития нашей истории.
Итог урока
«Без индустриализации не было бы победы над фашисткой Германией. В этом и состоит историческое значение трудового подвига советских людей».
Этот главный вывод нашего урока.
6.Домашнее задание:
Написать сочинение:«Страна в годы коллективизации и индустриализации».
План:
Определить свою позицию, от какого лица идет повествование. Сторонник или противник.
форма: петиция, приказ, письмо, рассказ, заметки.
Кому адресован текст.
Четко обосновать рассматриваемый вопрос: позиция-аргумент-вывод.