Человек и свобода в поэме А.С. Пушкина Цыганы

МАОУ «Лицей №62» г. Саратова
Конспект урока литературы в 9 классе.
Учитель Ваничкина Марина Анатольевна.

УРОК – ЭВРИСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА

Тема. Человек и свобода в поэме А.С. Пушкина «Цыганы»


Цели: доказать, что поэма «Цыганы» - романтическое произведение;
продолжить работу над темой: «Свобода в творчестве А. Пушкина»;
продолжить обучение анализу поэтического текста.

Ход урока.

Cообщение темы и целей урока.
Работа по теме урока. Эвристическая беседа.
О чём эта поэма?
Учащиеся коротко рассказывают содержание: (приходит человек из города. «Его преследует закон». «Он хочет быть как мы, цыганом»).
Что влечёт его к цыганской жизни?
Что оставляет Алеко в городе?
Что привлекает Земфиру в городе, цивилизации?
Это так для неё важно?
(Нет, это скорее любопытство).
В чём проявляются недостатки вольной жизни для непривычных к ней людей?
(Легенда об Овидии: «Не всегда мила свобода тем, кто к ней приучен»).
Зачем в повествование введена эта легенда?
Как относились люди к певцу? Почему?
(«Не обижая никого. людей рассказами пленяя»
Живёт по нравственным законам племени).
Как ведёт себя Алеко, попавший на волю?
(«Птичка Божия не знает ни заботы, ни труда»).
Изменили его годы на свободе?
(«Всё тот же он»)
Читаю отрывок ироническим тоном.
-Идиллия?
- Что предвещает тревогу? Какие средства языка?
Чтение диалога Земфиры и Алеко (с песней).

Анализ.
Что случилось?
(«Мне скучно, сердце воли просит»)
(«Его любовь постыла мне»)
Какое слово важнее?
(«Ты для него дороже мира»)
На чьей стороне читательские симпатии?
Анализ разговора Старика и Алеко.
На чьей стороне Старик? Алеко? Земфира?
Из сложившейся ситуации есть два выхода.
Старик – гордо переносил уход жены.
Алеко – «Я не таков»
Какой он? («не таков»)
(«Всё тихо, страх его объемлет»)
Что за страх? Страх чего?
Читаю. Алеко: «Проснулся я»
Что это за чувство?
Месть.
Почему мы ему не сочувствуем?
Какова реакция свободного племени на преступление Алеко?
(Холодное презрение к герою, даже не хотят ему мстить).
В лице Алеко в племя цыган пришло «Просвещение». Оно несёт им неприятности.
До его появления они жили счастливо?
Почему же у них так всё разумно устроено?
Почему Мариула уходит от старика? Цивилизация ещё тогда не пришла в их жизнь.
Так это не плоды просвещенья несут им беды?
А когда происходят события? (год)
А важна дата? Почему?
(«Но счастья нет и между вами

И от судеб защиты нет»)
Эти общечеловеческие проблемы, которые не зависят от времени и места.
НО. Также одинаково значимо для людей всех времён и народов звучат слова старого цыгана о том, что нигде не сможет жить человек, который «для себя лишь хочет воли»
О чём же эта поэма?
III. Домашнее задание: письменно ответить на этот вопрос.