Классный час Эти вредные конфликты

Классный час «ЭТИ ВРЕДНЫЕ КОНФЛИКТЫ»
Классный час, посвященный способам эффективного общения.
Пояснительная записка.
Многие классные руководители восьмых классов замечают, как трудно в этих классах вести работу по сплочению коллектива. Многие восьмиклассники просто не научены мирно решать конфликты. Причиной конфликтов между подростками становится их нервозность, неспособность долго выдерживать напряжение, привычка к агрессии. Классный час о способах разрешения конфликтов для детей 13-14 лет представляется нам очень актуальным. Уточнение понятий «конфликт», «конфликтная ситуация», осознание причин конфликтов, освоение навыков конструктивного разрешения конфликтов - таково основное содержание классного часа. Сценарий мероприятия построен в форме часа общения, использованы разнообразные методики (беседа, незаконченное предложение, проблемная ситуация, дискуссия).
Цели- расширить представление детей о том, что такое конфликт и конфликтная ситуация, дать представление о способах предупреждения конфликтов и выхода из конфликтных ситуаций; способствовать формированию позитивного отношения к своей семье, к родителям, сверстникам, пробуждать желание овладеть навыками общения ; побуждать детей к сотрудничеству, взаимопониманию.
Подготовительная работа с детьми найти исполнителей на роли мамы и Тани (им нужно выучить или пересказать своими словами два небольших монолога).
Оформление:
написать на доске тему, эпиграф;
написать список:
Способы выхода из конфликта:
- соревнование (соперничество);
- приспособление;
- компромисс;
-уход;
- сотрудничество
написать незаконченные предложения: Умение владеть собой - это... Чтобы научиться владеть собой, нужно... Чтобы найти компромисс, нужно...
 
План классного часа:
1.  Проблемная ситуация «На приеме у психолога».
2.  Интерактивная беседа.
3.  Информационная минутка «Способы выхода из конфликта».
4.  Ролевая игра «Если бы психологом был я...».
5.  Незаконченные предложения по теме «Секрет счастливой семьи».
6.  Работа в группах. Сочинение-миниатюра «Закон бумеранга».
7. Заключительное слово.
Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа
(Слайд 1-2)
I. Проблемная ситуация «На приеме у психолога»
Классный руководитель. Начать наш разговор я бы хотела с маленькой сценки в кабинете психолога. ( Слайд 3) Сегодня на прием пришла мама с дочерью - восьмиклассницей Таней. Наедине с психологом мама высказала наболевшее.
Мама. Помогите, я не знаю, что делать с дочерью. Она нас с отцом совершенно не понимает! Ну ладно: прическа, голое пузо, курение - это вообще неприступная тема. Но в комнате своей можно убрать?! Там у нее - как после бомбежки. Везде все разбросано. В шкафу на верхней полке - учебники вперемешку с колготками, под кучей футболок можно найти пачку сигарет и тюбик моей самой дорогой помады! А на нижней полке тарелки с остатками еды, съеденной неделю назад. Они так и будут стоять, пока я не почувствую запах! Сама не убирает и меня не пускает - это, мол, ее «территория детства». Про учебу уже не говорю - в школу стыдно зайти. Иногда так и подмывает взять ремень да выпороть хорошенько! (Обреченно.) Но я пока терплю, глотаю обиды.
Классный руководитель. Изложив ситуацию, мама вышла за дверь. В кабинет вошла Таня. Вот что она рассказала.
Таня. Родаки конкретно достали своими наездами: и то не так, и это не так. Им вообще чихать на мои дела: иду в ванную, а они говорят: «Вынеси ведро», только включу музыку, надену наушники: «Сходи за хлебом!». Только возьму телефон, чтобы побазарить с друзьями: «Мой посуду!»
А главное - постоянно хотят рулить мной: туда не ходи, то не смотри, с тем не дружи, то не слушай. Если начинаешь отрываться, сразу обзывают неблагодарной. А я все равно буду все делать по-своему. Иначе они так и не поймут, что я уже взрослая.
II. Интерактивная беседа «Отчего происходят конфликты?»
(Слайд 4) Тема классного часа. Цели дети формулируют сами.
Классный руководитель. Вот такие клиенты оказались сегодня на приеме у психолога. Даже не верится, что живут они в одной семье. Ведь семья дает человеку защиту, покой, уверенность в себе. (Слайд 5)Как вы считаете:
хорошо ли все чувствуют себя в семье у Тани?
можно ли назвать их семью счастливой?
что отравляет отношения? Можно сказать, что между дочерью и родителями возник конфликт?
(Дети высказываются.)
Классный руководитель. Поднимите руки, кому приходилось когда-либо участвовать в конфликтной ситуации?
(Дети поднимают руки.)
Давайте вспомним, отчего возникла ваша конфликтная ситуация. Что было причиной конкретного конфликта? Для этого предлагаю вам закончить предложение, записанное на доске: «Причиной конфликта было то, что...»
(Слайд 6)
(Дети поднимают руки, высказываются.)
Примерные ответы детей:
У нас с подругой были разные мнения о школьной дискотеке.
Мы по-разному относились к одному мальчику.
Мы обе хотели быть лидерами в классе.
У нас совершенно разные характеры.
Мне не понравилось его поведение.
Он оскорбил моего брата.
Мы стали болеть за разные футбольные команды.
Он стал фанатом музыкальной группы, которую я не переношу.
И т. п.
Классный руководитель. (Слайд 7) Как видим, конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у всех схожие: несовпадение целей, желаний, оценок, неуважение к другим, неумение общаться.
(Слайд 8) А что такое конфликт? Как вы понимаете это слово? Какие слова вызывают ассоциацию к данному слову?
(Дети высказываются.)
Затем дети работают в парах. На партах лежат разные словари и они находят определение конфликта.
(Слайд 9)Конфликт - это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми. Ученые выявили несколько разновидностей конфликтов. (Слайд 10) Самый распространенный - неуправляемый конфликт. Вот в автобусе вам кто-то наступил на ногу и вы возмутились: «Вот нахал, даже не извинился!» Теперь уже тот вынужден нападать: «На такси нужно ездить!» В результате дело может дойти и до драки.
Другой вид конфликта - холодная напряженность (внутренний конфликт). Он может возникнуть у людей стоящих в очереди, когда кто-то, пользуясь своим правом, пытается обойти всех. Например, ветеран показывает свое удостоверение, люди молчат, но внутри у них все кипит. Но вот кто-то не выдержал и запротестовал, очередь его поддерживает и разгорается скандал. Этот вид конфликта называется «пристройка снизу».
Есть и третья разновидность - избегание, когда человек явно показывает, что не хочет поддерживать общение.
В чем же вред таких конфликтов? Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека. Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, все валится из рук. В-третьих, страдает физическое здоровье - поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты.
Прежде всего ни в коем случает нельзя употреблять запрещенные приемы - это фразы типа: «Да брось ты!», «Что ты понимаешь?», «Ты же вроде умный человек, а говоришь чепуху». Наоборот, просто волшебное действие производят слова: «мне кажется», «может быть, я ошибаюсь», «может быть, ты со мной согласишься» и т. п. Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других.
(Слайд 11) Да, конфликт - это столкновение идей, взглядов, мнений. Именно такое столкновение мы и наблюдаем. А какова причина конфликта? Из- за чего выплескивается столько эмоций, вспоминается столько обид?( на примере мамы и Тани)
Примерные ответы детей:
Трудный возраст дочери.
Невоспитанность, упрямство, плохой характер дочери.
Успеваемость, учеба.
Лень, неаккуратность.
Придирчивость родителей.
Родители считают ее ребенком, а она уже взрослый человек.
И т. п.
Классный руководитель. (Слайд 12) Таня конфликтует с родителями, отстаивая свое право на взрослое поведение: вредные привычки, выбор друзей, поздние гулянья, вызывающая внешность и т. д. Что значит, по-вашему, быть взрослым человеком?
Примерные ответы детей:
Быть самостоятельным, зарабатывать на кусок хлеба.
Получить паспорт, участвовать в выборах президента.
Делать что тебе захочется.
Делать не то, что хочешь, а то, что должен.
Иметь много обязанностей.
Жить по правилам, выполнять все законы.
Классный руководитель. Быть взрослым - значит иметь не только права, но и обязанности. Родители выполняют свои обязанности по отношению к вам. Если Таня хочет быть взрослой, она должна взять на себя часть семейных обязанностей: мытье посуды, уборку квартиры, вынос мусора и т. п. Ученые утверждают, что две трети подростков конфликтуют с родителями. И только каждый третий умеет ладить с близкими. К какой части детей относитесь вы? I (Дети высказываются.)
Классный руководитель. (Слайд 13) Как видим, причин у конфликтов может быть много, но результат один: конфликты осложняют нашу жизнь, мешают учебе, отравляют существование.
III. Информационная минутка «Способы выхода из конфликта»
Классный руководитель. Итак, конфликт разгорелся. Какие же есть способы выхода из него? (перечисляет, потом комментирует) (Слайд 14)
а) соревнование (соперничество), наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, когда хотят добиться своего в ущерб другому;
б) приспособление, означающее принесение в жертву собственных интересов ради другого;
в) компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок;
г) уход от конфликта (уклонение);
д) сотрудничество, когда участники приходят к решению, которое устраивает обе стороны.
IV. Практикум. Способы предотвращения конфликтов
Классный руководитель. Как и болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Сейчас мы будем учиться предупреждать конфликтные ситуации. Для этого существует множество способов. Мы рассмотрим два самых распространенных. (Слайд 15) Первый способ предупреждения конфликта - это мягкое противостояние. Мягкое противостояние - это решительное возражение, высказанное в мягкой форме. Так можно и отстоять свою позицию, и не обидеть другого человека.
Мягкое противостояние
Классный руководитель. Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебников и пользуется вашими. Окажите ему мягкое противостояние. Попробуйте мягко намекнуть ему на это.
(Учитель дает слово детям, желающим высказаться. Если желающих не будет, можно предложить высказаться детям, сидящим в первом ряду. Каждый ученик, не вставая с места, должен обратиться по имени к соседу и высказать свои претензии (в максимально доброжелательной форме). Не страшно, что все дети будут говорить одни и те же слова. Важно, чтобы они нашли нужную интонацию - достоинство и твердость в мягкой форме.)
Примерные фразы:
Дима, не хочется ссориться, но мне очень не нравится, когда моими вещами пользуются другие.
Саша, не обижайся, но это мои учебники, и мне удобнее пользоваться ими одному.
И т. п.
Второй способ называется «конструктивное предложение». Это попытка найти компромисс, то есть выход, который бы смог устроить всех. Рассмотрим конкретные ситуации.
Конструктивное предложение
(Слайд 16) Классный руководитель. У вас очень хорошо получается мягкое противостояние. А как можно в этой ситуации избежать конфликтов с помощью конструктивного предложения?
(Дети высказываются так же, как и в предыдущем случае. Ситуация та же)
Примерные ответы детей:
Лена, мне кажется несправедливым то, что я одна ношу в школу учебники, давай будем делать это по очереди. Тогда никому не будет обидно.
Я понимаю, Аня, как тяжело носить в школу полный портфель книг. Сейчас есть такие портфели на колесиках и с выдвигающийся ручкой, как чемоданы. Может, попросишь у родителей такой на Новый год или на день рождения?
Классный руководитель. Мягкое противостояние и конструктивное предложение - это два способа поведения, которые помогут вам предотвратить конфликты и сохранить собственное достоинство.
IV. Ролевая игра «Если бы психологом был я...»
(Слайд 17) Классный руководитель. Вы узнали, какие способы поведения могут выбрать участники конфликта. Представьте себе, что вы психолог и именно к вам на консультацию пришла мама с Таней. Как вы объяснили им их поведение? Какие бы советы дали? Примерные ответы детей:
Таня выбрала самый плохой способ поведения - соперничество. Это поведение превращает ее в эгоистку.
Мама тоже выбрала плохой способ поведения - приспособление. При таком поведении она лишается уважения дочери, теряет уважение к себе.
Лучший способ поведения для них - это найти компромисс. Маме нужно немного ослабить давление на дочку, а дочери нужно пойти навстречу маме и помогать по дому, улучшить учебу, прислушиваться к советам родителей.
V. Незаконченные предложения по теме «Секрет счастливой семьи»
Классный руководитель. Всем известно, что каждый человек уникален, неповторим. Люди отличаются друг от друга не только внешностью и характером, но и вкусами, взглядами, мнениями. У членов семьи могут быть противоположные точки зрения на разные вопросы. Но не всегда это приводит к конфликтам. Как же удается некоторым счастливым семьям избегать ссор? Ответ очень прост: они умеют владеть собой, умеют находить компромиссы.
Перед вами записаны три незаконченных предложения. Предложите свои варианты окончаний (Слайд 18).
(Учитель дает высказаться по цепочке каждому ряду.) Умение владеть собой - это...
контролировать свое поведение;
сдерживать свои эмоции, не позволять себе кричать, выражаться нецензурно;
держать себя в руках;
не позволять себе грубости, хамства;
не только с чужими людьми, но и в семье быть уравновешенным, корректным.
Чтобы научиться владеть собой, нужно...
работать над собой, заниматься самовоспитанием, надо поставить себя на место другого;
читать книги по психологии;
не терять своего достоинства;
научиться уважать других людей;
научиться видеть свои недостатки;
быть строгим к себе и снисходительным к другим.
Чтобы найти компромисс, нужно...
найти такое решение, которое устроит всех;
войти в положение другого человека;
видеть правоту другого человека;
отказаться от своего эгоизма;
не считать себя выше других;
уважать чужое мнение.
Классный руководитель. Умение владеть собой, контролировать свои эмоции и поведение пригодится не только в семье, но и в школе, на работе - везде, где приходится общаться с людьми.
(Слайд 19) Чтобы научиться владеть собой, нужно заниматься самовоспитанием, уметь поставить себя на место другого человека.
Работа в группах. Сочинение-миниатюра «Закон бумеранга»
Классный руководитель. Говоря о конфликтах, нельзя забывать о том, что все наши поступки влияют не только на нас самих, но и на окружающих. Добро, которое мы делаем людям, возвращается к нам, делая нас счастливее, так же как и зло, которое мы причиняем (другим, возвращается к нам). Можно сказать, что в человеческих отношениях действует закон бумеранга.
Допустим, меня с утра оскорбила своей грубостью продавщица - придя в школу, я выплеснула свое раздражение на учеников - кто-то из них сорвал свою злость на прохожем - этим прохожим оказался муж той самой продавщицы, который от злости и бессилия напился и, придя домой, устроил скандал своей жене. Так бумеранг возвратился к тому, кто его послал.
Но к человеку бумерангом может вернуться и добро - все зависит от содержания послания. Я уверена, что всем вам приходилось сталкиваться с действием бумеранга. Сейчас вы будете работать в группах (по 4 человека - две соседние парты в одном ряду). (Слайд 20) Задание для групп: вспомните, как возвращались к вам ваши хорошие и плохие поступки, и сочините небольшую миниатюру «Закон бумеранга».
(Звучит музыка. В течение 5-7 минут дети придумывают рассказы.)
Послушаем, что у вас получилось.
(Дает слово представителям групп. Дети читают свои рассказы.)
Чтобы избежать конфликтов, чтобы к вам бумерангом возвращалось только добро, нужно соблюдать золотое правило общения: «Относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе».
VII. Заключительное слово
Классный руководитель. (Слайд 21) Причины конфликтов с родителями многие подростки объясняют «разными взглядами на жизнь». На самом деле причина большинства конфликтов - в незрелости Подростков, в их неготовности к жизни. С возрастом отношение к родителям, как правило, меняется. На этот счет есть остроумное высказывание Марка Твена: «Когда мне было 14 лет, мой отец был так глуп, что я его еле переносил. Но когда мне исполнился 21 год, я был изумлен, насколько старый человек за истекшие 7 лет поумнел». Мне кажется, что и вы когда-нибудь согласитесь с известным Писателем.
VIII. Подведение итогов (рефлексия)
Классный руководитель. Какие эмоции остались в конце классного часа? Захотелось ли сразу после школы сходить за хлебом или вынести мусор?
Примерные ответы детей:
Эмоции положительные, но после школы хочется отдохнуть.
За хлебом я и так хожу всегда - это моя постоянная обязанность.
Если родаки попросят, сделаю что-нибудь.
Эмоции отрицательные - мои родители могут только приказывать, пошлют - пойду.
А у нас все это делает бабушка. Никаких добрых дел для меня не остается.
(Слайд 22)










15