Урок русского языка в 10 классе. Лексический анализ текста (по фрагменту 9-ой главы романа И.А.Гончарова Обломов


ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
АНАЛИЗ ТЕКСТА
(1)Где мы? (2)В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? (3)Что за чудный край!
(4)Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал и пропастей, ни дремучих лесов – нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого.
(5)Да и зачем оно, это дикое и грандиозное? (6)Море, например? (7)Бог с ним! (8)Оно наводит только грусть на человека: глядя на него, хочется плакать. (9)Сердце смущается робостью перед необозримой пеленой вод, и не на чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины.
(10)Рев и бешеные раскаты валов не нежат слабого слуха: они все твердят свою, от начала мира одну и ту же песнь мрачного и неразгаданного содержания;и все слышится в ней один и тот же стон, одни и те же жалобы будто обреченного на муку чудовища да чьи-то пронзительные, зловещие голоса. (11) Птицы не щебечут вокруг, только безмолвные чайки, как осужденные, уныло носятся у прибрежья и кружатся над водой.
(12)Бессилен рев зверя перед этими воплями природы, ничтожен и голос человека, и сам человек так мал, слаб, так незаметно исчезает в мелких подробностях широкой картины! (13)От этого, может быть, так и тяжело ему смотреть на море.
(14)Нет, бог с ним, с морем!..
(15)Горы и пропасти созданы тоже не для увеселения человека. (16)Они грозны, страшны, как выпущенные и устремленные на него когти и зубы дикого зверя…(17)И небо там, над скалами и пропастями, кажется таким далеким и недосягаемым, как будто оно отступилось от людей.
(18)Не таков мирный уголок, где вдруг очутился наш герой.
И. А. Гончаров
Цель: Провести лексический и содержательный анализ текста с целью выявления его композиционных особенностей, главной мысли и роли лексических средств языка в создании художественного образа и эмоционального воздействия на читателя.
-На уроке нам предстоит работа с текстом определенного стиля речи. У каждого из стилей речи существуют особые приметы:
- цель высказывания,
- сфера применения,
- лексические, морфологические, синтаксические средства языка.
Текст, предложенный для анализа – начало 9-ой главы романа А.И. Гончарова «Обломов», что само по себе помогает понять, что это текст художественного стиля речи, цель которого – создание художественного образа, эмоциональное воздействие на читателя, слушателя.
По словам литературного критика Дружинина, И.А.Гончаров создал «великолепный эпизод, который останется в нашей словесности на вечные времена».
А вот суждения ваших сверстников:
-Начало «Сна Обломова» произвело на меня сильное впечатление.
-Трудно бывает сразу разобраться в тексте, правильно воспринять его. Очень странно поначалу показалось мне, что «Сон Обломова» начинается с описания того, чего нет в этом благословенном уголке земли. Только вчитываясь в строки понимаешь, что автор не случайно выбрал такое начало.
-Гончаров добивается создания яркого и устрашающего образа неподвластной человеку природы. Каким жалким и слабым кажется себе человек по сравнению с такой природой!
-Я поражена мастерством А. И. Гончарова.
Одна из задач урока – исследовав текст, понять, как лексические средства языка: синонимы, антонимы, лексические повторы, перифразы, прямое и переносное значение слов – способствуют созданию художественного образа.
Для её реализации выполните задания.
1. Прочитайте текст выразительно, выделяя нужные слова и смысловые отрезки интонацией, паузами, повышением или понижением тона.
2. Отметьте композиционно-смысловые части текста. Озаглавьте их. Обратите внимание на начало и конец отрывка. Как они соотносятся? На каких приемах основана композиция текста?
Три основные части:
1-4 предложения. Чудный уголок,
5-17 предложения. Картина дикой природы (человек, море, горы, пропасть),
18 предложение. Мирный уголок.
Начало и конец отрывка замыкают круг, обрамляя центральную часть. Это обрамление и несет в себе главную мысль: подчеркнута благословенность того мира, в котором живут обломовцы.
Композиция текста основана на противопоставлении чудного края дикой природе; ей же противопоставлен человек, ощущающий свою ничтожность, беспомощность перед лицом дикой природы.
Море, горы, пропасти – излюбленные образы романтической литературы, связанные с такими понятиями, как неуспокоенность, борьба, постоянное стремление к свободе, к преодолению обыденности. Противопоставляя эти образы мирному уголку, Гончаров усиливает впечатление от Обломовки как от замкнутого, тихого, благословенного мира, где царствует покой.
Одновременно автор подчеркивает свою литературную позицию: отказ от романтизма как метода, изображающее нечто необычное, исключительное, далекое от обыденной жизни.
3. Как называется оборот речи, состоящий в замене слова или имени описательным сочетанием, содержащим элемент характеристики описываемого предмета, явления или лица.
Например, царь зверей- вместо лев; Петра творенье- вместо Петербург.
Перифраза. Перифразы помогают избежать повторов, в образной форме выражают оценку объекта.
Выпишите все перифразы, заменяющие в тексте главы романа наименование «Обломовка» (благословенный уголок земли, чудный край, мирный уголок).
- Как вы думаете, с чьей точки зрения оценивается этот край? (С точки зрения обломовцев, которые не просто любят свою деревню, но даже считают ее идеалом жизни. Так думает и Илья Ильич Обломов, поэтому во сне он с умилением и радостью видит чудный край).
4. -Чтобы подчеркнуть в тексте основное противопоставление- мир Обломова – дикая природа- используются слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением, то есть антонимы. Контекстные антонимы помогают установить, усилить противоположное значение в рамках законченного в смысловом отношении отрезка письменной речи.
Найдите лексические и контекстуальные антонимы в 1-4 предложениях, 15-18 предложениях.
Благословенный уголок земли (2 предл.) – грандиозное, дикое, угрюмое (4 предл.).
Мирный уголок – грозны горы, пропасти
5. Найдите в предложениях текста лексические повторы.
2, 8 – уголок;
4, 6, 13, 14 – море;
4, 15 – горы;
4, 17 – скалы;
4, 15,17 – пропасти; 8, 12, 15 – человек;
- Почему так часто повторяется слово море?
(Автор разворачивает перед читателем грандиозную и угрожающую картину мира).
Найдите в предложениях 9-12 описательные обороты, перифразы, заменяющие слово море.
Необозримая пелена вод – общеупотребительные, относящиеся к определенному объекту перифразы.
Бесконечная картина, широкая картина ,бешеные раскаты валов – контекстуальные перифразы, т. е. относящиеся к данному предмету или лицу только в определенном контексте. В другом контексте они могли бы быть отнесены к степи, небу.
6. Найдите контекстуальный оценочный синоним слову море в 10 предложении. (Чудовище).
-Каким же предстает море перед читателем?
( Гончаров создает образ моря – громадного, ревущего и стонущего, вечно существующего чудовища, враждебного человеку: грандиозное, дикое, необозримая пелена вод, бесконечная картина, рев, бешеные раскаты валов, мрачное и неразгаданное, стон, чудовище, зловещие голоса.)
7. Какие тропы использует Гончаров для создания образа природы в предложениях 9, 10, 11, 16, 17 ? Найдите примеры эпитетов, сравнений, олицетворений.
Эпитеты: необозримая (пелена вод), бесконечная (картина), бешеные (раскаты валов), мрачное и неразгаданное (содержание), зловещие (голоса), дикого (зверя).
Сравнения: безмолвные чайки, как осужденные, уныло носятся и кружатся;
они (горы и пропасти) грозны, страшны, как выпущенные и устремленные на небо когти и зубы дикого зверя.
Олицетворения: рев валов, валы твердят свою песнь, небо отступилось от людей.
8. Обобщите результаты наблюдений над текстом художественного стиля речи и напишите сочинение-рассуждение о роли лексических средств языка в создании художественного образа «благословенного уголка земли» и их эмоциональном воздействии на читателя.