Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе


Использование технологии развития критического мышления на уроках
в начальной школе
В последнее время в системе образования становятся актуальными педагогические технологии. Большинство ученых считают, что творческие способности у учащихся формируются только тогда, когда созданы социальные условия для их реализации. Если ученик с самого начало учебного процесса начинает творить, что-то придумывать, то это является фундаментом для формирования творческой личности ребенка. Каждый учитель сам выбирает, какими технологиями он будет пользоваться на уроках.
На своих уроках чтения и окружающего мира я часто использую технологию «развития критического мышления».
Критическое мышление - очень важная и нужная форма мышления, это своеобразный интеллектуальный «фильтр», который позволяет нам спасаться не только от неизбежных информационных ошибок, но и от возможных интеллектуальных неприятностей.
Что такое критическое мышление?
В своей статье Дэвид Клустер, профессор, преподаватель американской литературы в Хоуп-колледже г.Холланд, США, дал определение критическому мышлению.
Во-первых, критическое мышление – это мышление самостоятельное. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы.
Во-вторых, информация является отправным пунктом развития критического мышления. Разумеется, мыслительные способности маленьких детей будут ещё совершенствоваться при обучении, но даже они способны думать критически.
В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопроса и уяснения проблем, которые надо решить.
В-четвёртых, критическое мышление стремиться к убедительной аргументации.
В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими, мы уточняем и углубляем свою позицию.
Таким образом, критическое мышление - это:
открытое мышление, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный опыт;
отправная точка для развития творческого мышления.
Технология критического мышления была предложена в середине 90-х годов XX века американскими психологами Д. Стилом, К. Мередитом и Ч. Темплом. Адаптирована к российской образовательной системе кандидатами педагогических наук Ириной Муштавинской, Игорем Загашевым, Сергеем Заир-Беком (кандидат педагогических наук, исполнительный директор программы развития критического мышления посредством чтения и письма).
Теории, на которых базируется ТРКМ (технология развития критического мышления):
1. Конструктивизм – развитие осуществляется в процессе активного конструирования знания субьектом обучения.
2. Теория схем – ученик в процессе познания видоизменяет, модифицирует свои схемы, представления. Значит необходимо развивать умение осознавать эти схемы, работать с ними.
3. Ответный критицизм читателя - для осмысления текста учащимся необходимо озвучивать своё мнение, самим конструировать смысл сообщения.
4. Метокогнитивное обучение - процесс познания должен быть осознанным. Эта осознанность осуществляется в виде рисунков, графиков, проговаривания.
Одна из основных целей данной технологии - научить ребёнка самостоятельно мыслить и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя.
Философ М. Липман сравнивает признаки обыденного и критического мышления:
Признаки обыденного мышления Признаки критического мышления
доверие к информации допущение разных трактовок информации
объединение понятий по ассоциации понимание принципов и механизмов
предположение без достаточных оснований построение гипотезы
случайная группировка фактов, явлений обоснованная классификация фактов, явлений
высказывание неаргументированного мнения, и/или суждения на основе интуитивной догадки высказывание аргументированного мнения
стихийное предположение взвешенное, оценивающее суждение
формулирование суждений без опоры на критерии формулирование суждений на основе критериев
спонтанная формулировка выводов логическая формулировка выводов как следствие предварительного критического анализа фактов и/или явлений
"Критическое мышление» - это технология, которая дает освоение нового способа познания. ТРКМ представляет собой систему методических стратегий и приемов, направленных на достижение определенных образовательных результатов:
- умение работать с большим объёмом информации;
- умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
- умение решать проблемы;
- умение вырабатывать собственное мнение;
- умение выражать свои мысли ясно и уверенно;
- умение обосновывать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
-умение сотрудничать и работать в группе и др.
Уроки, которые построены по технологии «развития критического мышления», учат детей самостоятельно задавать вопросы и активизируют к поиску ответа.
В технологии развития критического мышления используются 3 последовательные стадии: «вызов – осмысление новой информации – размышление (рефлексия)».
1 стадия – вызов. На этой фазе происходит актуализация знаний, имеющихся у учащихся, возникает интерес к обсуждаемому вопросу. Для пробуждения вызова можно использовать рисунок, вопрос, задачу, проблему, ситуацию, мозговой штурм, работу с ключевыми терминами, перевернутые логические цепи, свободное письмо, разбивку на кластеры и т.д. Задачами 1 стадии являются:
самостоятельная актуализация имеющихся знаний по теме и пробуждение познавательной активности;
самостоятельное определение учащимися направлений в изучении темы, тех ее аспектов, которые хотелось бы обсудить и осмыслить;
на этой фазе работы с информацией школьник определяет для себя смысл: «Что это значит для меня?», «Зачем это мне нужно?
2 стадия – осмысление новой информации. Учитель предлагает учащимся новую информацию, которую нужно отработать. Основными задачами на этом этапе являются:
организация активной работы с информацией;
самостоятельное сопоставление изученного материала с уже известными данными и мнениями.
В ходе работы с информацией ученик выделяет главное, дает оценку содержания: «это я знаю», «знал, но забыл», «это противоречит моим представлениям», «не знал», «никогда не подумал, что так бывает» и т.д. В ходе работы с новой информацией он делает на полях пометки. Здесь также можно организовать взаимоопрос и взаимообучение, составление опорных схем, графиков, рисунков и т.д.
3 стадия – рефлексия, размышление. Происходит осмысление всей информации, полученной на 2 стадии. У ученика вырабатывается свое отношение к изученному вопросу или явлению. Методические приемы на этой стадии: возврат к стадии вызова, возврат к ключевым словам, возврат к перевернутым схемам и кластерам. По итогам работы можно составить синквейн.
Передо мной стоит задача: построить урок с использованием технологии РКМ так, чтобы дети научились слушать и слышать друг друга. Это зависит от четкой постановки учебных заданий и вопросов; выдерживания пауз для того, чтобы ребята самостоятельно искали свой путь выполнения задания; от коллективного анализа выполняемых заданий.
На уроках чтения я использую такой прием ТРКМ, как «Чтение с остановками».
Задача учителя на этих уроках: научить читать осмысленно, с интересом. В это мне помогает учебник Л.А. Ефросининой «Литературное чтение»
На 1 стадии (вызов) я задаю ребятам вопрос: почему именно так называется произведение? Что, как кажется обучающимся, может произойти в рассказе с таким названием?
На 2 стадии (осмысление) мы с ребятами читаем текст небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета, одновременно отвечая на вопросы автора.
На 3 стадии (рефлексия) текст опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, беседа, совместный поиск, выбор пословиц.
Дети с удовольствием откликаются на такие приемы технологии РКМ, как «Кластер» и «Верите ли вы, что…».
Суть приема «Кластер» заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.
Прием «Верите ли вы, что…».
Ребятам в начале урока я даю на листочках факты. Дети, работая в группах, знакомятся с ними. Если они согласны с ними, то в таблице ставят «+», а если нет – «-». В конце урока опять обращаемся к утверждениям. Ребята видят, в чем они были правы, а в чем заблуждались.
Введение темы «Звери - млекопитающие»
Верите ли вы, что:
Тигр и летучая мышь – звери
Звери могут жить на суше и в воде
Кит, щука и окунь – не звери, а рыбы
Млекопитающие не могут питаться молоком
Дельфин – это не рыба
Млекопитающие могут быть и домашними, и дикими
с помощью кислоты некоторые животные защищаются от врагов.
Это только несколько приемов ТРКМ. Главное, чтобы урок с использованием этой технологии способствовал повышению мотивации изучения материала, совершенствованию знаний и культуры обучающихся, развитию умения работать с информацией.
Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, cпособен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника. Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. На уровне ценностей критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей. Кроме того, ученик учится работать вместе. Таким образом, у ученика формируются ключевые (метапредметные) компетенции, а это именно то, чего требуют от нас современные подходы к образованию.
Список использованных источников информации:
1. Болотов В.А., Спиро Д. Критическое мышление - ключ к преобразованиям российской школы // Директор школы. - 1995. - № 1. - С. 67-73.
2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Учим детей мыслить критически. С.-Пб., 2003. – 191с.
3. Краснова М.И. Слушать и слышать, Ж. "Практика образования" 2005 г.