Конспект мастер-класса «Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе »


Конспект мастер-класса
«Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе »
Цель: познакомить с методикой проведения технологии критического мышления
Задачи:
Обсудить с учителями проблемы ухудшения здоровья школьников под влиянием традиционных технологий проведения урока;
раскрыть значение и виды здоровьесберегающий технологий;
познакомить с методикой проведения технологии кратического мышления
поделиться личным и школьным опытом работы по сохранению и здоровья обучающихся и узнать об аналогичном опыте в других школах.
Оборудование: электронная презентация, листы формата А 4, ручки, листы ватмана, маркеры.
Ход мастер - класса:
Вступление. (Активизация и мотивация для дальнейшей работы).
Ведущий сообщает тему и цель мастер- класса.
У нас рынок, информационный бум и экономический кризис. С этим надо как-то жить. Надо выбирать и избираться, быть готовым проходить кастинги, побеждать в конкурентной борьбе. Надо продуцировать новые идеи, превращать их в процветающие предприятия. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.
Принципиальным отличием новых образовательных стандартов является их ориентация на развитие способности ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. На смену «знаниевому подходу» приходит подход «компетентностный». Современное образование озабочено не столько тем, чтобы «накормить» ребенка, сколько тем, чтобы научить его «добывать и готовить пищу», привить вкус к учебной деятельности, самообразованию.
Развитие критического мышления – это естественный способ взаимодействия; отправная точка для развития мышления. «Людям необходимо думать о том, что они делают и зачем, во что они верят и почему. Ни одного дня не должно пройти без этих вопросов.
2. Основная часть. ( Погружение в тему).
1. Обоснование проблемы.
Упражнение «Воздушный шар» (о ценности здоровья для человека).
lefttopздоровье деньги счастье любовь красота семья дети работа, друзья и т.д
Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?
Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Учитель записывает их на доске. Если слова повторяются, то учитель ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место- семья и т.д.
Стадия «вызова»
Упражнение «Кластеры».
Сейчас мне бы хотелось систематизировать знания. Что вы знаете о здоровье? На доске пишу ЗДОРОВЬЕ
Сейчас прошла стадия вызова. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать ученика к учебной деятельности; побудить к активной работе не только на уроке, но и дома. Этот прием составление кластера (корзины идей при ответе на вопрос: «Что вы знаете о…?»).
-Что вы знаете о здоровье?( Это правильное питание, отдых, закаливание, режим дня, свежий воздух, гигиена, спорт, и т.д)


ЗДОРОВЬЕактивность

долголетие
спорт
Стадия «осмысления». питание
Сейчас мы поработаем с текстом, но предлагаю не просто прочитать его, а во время чтения делать пометки в тексте. Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы: «V» – уже знал; «+» – новое; «?» – не понял, есть вопросы.
Этот прием работает и на стадии осмысления. Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием «Инсерт» дает возможность накопления информации, путь от «старого» знания к «новому».
Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы: «V» – уже знал; «+» – новое; «–» – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.
Сформулируем некоторые правила: «Как читать текст, сохраняя интерес к теме?»
Делайте пометки. Мы предлагаем вам несколько вариантов пометок: 2 значка «+» и «V», 3 значка «+», «V», «?» , или 4 значка «+» , «V», «–», «?». Ставьте значки по ходу чтения текста на полях. Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.
На этапе осмысления удачно использование способа маркированного чтения текста на основе приема «Выделение цветом» по заданным условиям. Задание учащимся – прочитать учебный текст, заранее перенесенный учителем на компьютеры и интерактивную доску, промаркировать информационные единицы текста в соответствии с тремя позициями: «это мы уже знаем» (синий цвет), «это мы не поняли» (фиолетовый цвет), «это для нас новая информация» (зеленый цвет). Получившаяся «картинка» дает визуальное представление о степени осведомленности по теме, сигнализирует о моментах непонимания.
Важным этапом работы станет обсуждение .
Что вы уже знаете и отметили «V»? Что новое узнали? У кого есть вопросы?
Третья стадия « рефлексия»
Вернемся к началу, к нашей записи на доске. Что-то уберем, что-то добавим.
психическое благополучие
активный отдых
питаниеЗДОРОВЬЕ физкультура и спорт
отказ от вредных привычек
Получился несложный по структуре кластер, позволяющий систематизировать полученные знания.( обвести ЗДОРОВЬЕ, поставить стрелочки)
На стадии рефлексии можно применить технический прием» СИНКВЕЙН» - это стихотворная форма из 5 строк, основанная на рефлексии и построенное по правилам.
Жизненные впечатления рождают переживания, поэтому любое лирическое произведение – рефлексия. Среди стихотворных форм, основанных на рефлексии и построенных «по правилам», мы знаем не так уж много: японские танку, хокку; сонет. К таким формам относится синквейн.
Слово синквейн происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Как это делать:Название (обычно существительное)___________________________ Описание (обычно прилагательное)____________________________Действия___________________________________________________ Чувство (фраза)_____________________________________________Повторение сути____________________________________________
Если следовать правилам, может получиться, например, такой синквейны. Познакомьтесь с синквейнами, которые составили дети.
КаникулыДолгожданные, но недолгие. Планируешь, предполагаешь - не успеваешь.Ну почему хорошее так быстротечно!Мгновение.
ЗемляПлодородная, теплаяВзращивает, кормит, дарует.Недаром с любовью о ней говорим Матушка. Президент Умный, честный, Управляет, планирует, решает. Великий государь есть государь премудрый! Власть.
Лесник Одинокий, старый, Помогает, защищает, спасает, Помогаешь ты - помогают тебе! Хранитель.
Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности.
А сейчас я предлагаю составить творческое, но довольно сложное задание. синквейн к понятию ЗДОРОВЬЕ.( Групповая работа или в парах)
Цель данного приёма ключевые понятия, слова - понятия.
Какие синквейны у вас получились?
Итак, мы очень кратко прошли по 3 стадиям технологии: вызов, осмысление, рефлексия. На стадии вызова применялся приём АССОЦИАЦИИ.
На стадии осознания применялся приём ИНСЕРТ
На стадии рефлексии составили КЛАСТЕР по теме здоровье и попытались придумать СИНКВЕЙН.
Так что же принципиально нового несет технология критического мышления? Элемент новизны – это методические приемы учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой стадии урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. Каждый прием и стратегия в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся. Рефлексия является наиболее значимым этапом, т.к. именно здесь происходит творческое развитие, осознание вновь приобретенной информации. Технология критического мышления рекомендована Федеральными стандартами 2 поколения.