Урок литературного чтения по теме «А.А.Блок «Ветхая избушка», «Сны». Средства художественной выразительности для создания поэтического образа»


Проект урока по теме:
«А.А.Блок «Ветхая избушка», «Сны». Средства художественной выразительности для создания поэтического образа»



Выполнила учитель нач. классов
ОУ «Школа №140» Приокского района
Ракова Елена Викторовна
Квалификационная категория: высшая
Стаж работы учителем нач.кл. – 35 лет
г. Нижний Новгород
2016 год
Проект урока
Общие сведения о проекте:
Учебный предмет: Литературное чтение
Класс: 3
УМК (или система начального образования): Школа России
Авторы учебника, издательство, год: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., Виноградская Л.А., учебник «Литературное чтение», часть 2, М: Просвещение, 2013, аудиоприложение к учебнику.
Тема урока: А.А Блок «Ветхая избушка», «Сны». Средства художественной выразительности в создании поэтического образа.
Цель урока: познакомиться с поэзией А. Блока, научиться понимать и читать его стихи
Задачи урока:
Образовательные:
Организовать поиск необходимой информации о жизни и творчестве А.А.Блока в группе.
Выявить общие черты и различия в поэтических произведениях А.Блока и И.Сурикова «Детство».
Учиться понимать авторское слово, настроение, читать выразительно.
Сформулировать средства художественной выразительности, выбранные автором для создания образа.
Развивающие:
1. Развивать аналитические способности учащихся, память.
2. Содействовать развитию речевых навыков детей.
Воспитательные:
1. Воспитывать стремление применять новое знание на практике.
2. Воспитывать интерес обучающихся к литературному слову, внимательное отношение к речи.
3. Формировать исследовательские умения.
Ожидаемые результаты:
Предметные:
Познавательные УУД: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания, смысловое чтение, свободная ориентация и восприятие поэтического текста;
Логические УУД: анализ, синтез, установление причинно – следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, доказательство;Метапредметные:
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение точно выражать свои мысли в монологической и диалогической речи.
Личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать ценность детства; самоопределение в заинтересованности чтения лирических стихотворений.
Регулятивные УУД – осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять.
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование: Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий. «Литературное чтение» 2 часть, 3 класс, тетрадь по чтению, тексты на карточках для исследовательской деятельности, компьютер, м/проектор, мультимедийная презентация, аудиозапись стихотворения А. Блока «Сны».
План урока с хронометражем:
Этапы урока Временная реализация
1. Мотивация учебной деятельности 4 мин
2. Актуализация знаний 5 мин
3. Построение проекта выхода из затруднения 4 мин
4. Реализация построенного проекта 6 мин
5.Физкультминутка  3 мин
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи 3 мин
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 6 мин
8. Включение в систему знаний и повторение 5 мин
9. Рефлексия деятельности на уроке 2 мин
10. Домашнее задание 2 мин

Ход урока:
Этап урока Деятельность
учителя Деятельность
обучающегося Теоретическое обоснование
1. Мотивация учебнойдеятельности Ребята, сегодня начнём наш урок немного необычно. Поэтому попрошу тихонечко сесть, закрыть глаза и внимательно послушать.
Учитель читает:
«Кончил учитель урок,
Мирно сидит на крылечке.
Звонко кричит пастушок.
Скачут барашки, овечки.
Солнце за горку ушло,
Светит косыми лучами.
В воздухе сыро, тепло,
Белый туман за прудами.
Старый учитель сидит,
Верно, устал от работы:
Много трудов и заботы».
- Вас заинтересовали стихи?
-Чем?
- Знаете ли автора?
- Хотелось бы познакомиться с другими стихами этого автора?
-Откройте учебник на с.50, Прочитайте имя поэта
слайд1
-Сформулируйте тему урока.
-Хорошо! Обобщим сказанное:
«А.А Блок «Ветхая избушка», «Сны». Средства художественной выразительности в создании поэтического образа.
2 слайд
- А с какой целью мы будем знакомиться со стихами А.Блока?
Все тихонько сели.
Слушают.
-Очень интересно!
-Немного грустные стихи; сразу перед глазами встаёт картина происходящего
-Нет, автор не знаком.
-Да, очень!
А.А. Блок
Дети высказывают свои предположения
Дети высказывают своё мнение Регулятивные: волевая саморегуляция.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
Коммуникатив-ные: планирование учебного сотрудничества.
Личностные: действия смыслообразова-ния.
2. Актуализация знаний Работа в группах.
- Возьмите карточки со статьёй о биографии А. Блока
- Изучите статью и выберите цитаты, подходящие по содержанию к фото на слайдах (3-6) презентации.
Учитель показывает 3 слайд
4 слайд
5 слайд
6 слайд Самостоятельное прочтение, обсуждают в парах.
1. Бабушка, мать и две тетки Александра Блока были писательницами, так что ему было «на роду написано» заниматься литературой. Он и занялся ею - первые стихи написал лет в пять.
2. В старших классах гимназии Блок увлекся театром, даже мечтал стать актером.
3.Оканчивал университет Александр Блок уже известным поэтом.
4. Многие знаменитые творения выдающегося русского поэта созданы в Шахматове. Удивительные по красоте места нашли свое воплощение в лучших стихотворениях о России, написанных Блоком. Этот уголок средней России называют его духовной Родиной. Здесь написано около 300 стихотворений. Познавательные общеучебные УУД: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Логические: анализ, синтез, выбор оснований.
Коммуникатив- ные:
Планирование учебногосотрудничества со сверстником.
Регулятивные: контроль, коррекция по эталону, Прогнозирование.
3. Построение проекта выхода из затруднения Прогнозирование по заголовку.
- Прочтите название первого стихотворения «Ветхая избушка». Значение какого слова необходимо объяснить? Подбери синоним.
- А что нам скажет компьютер?
7 слайд
- Предположи, о чем пойдёт речь в стихотворении.
Первичное прочтение.
(по цепочке)
- Верным оказалось ваше предположение?
- О чём говорит стихотворение? Какое оно по настроению? Подтверди словами текста.
Чтение, рисование словесных картин.
Что хотел сказать автор последними строками стихотворения: «Ан, уж дом растаял…»
-ветхая
(старая)
(версии детей)
-Весел ребятишкам
Быстрых санок бег...
-Бегают, смеются,
Лепят снежный дом
-Быстро проходит детство. Адекватно понимать оценку взрослого и сверстника; прогнозирование, целеполагание.
Поиск и выделение информации, смысловое чтение, структурирование знаний.
умение структуировать знания, формулировать проблему,
Строить речевые высказывания.
4.Реализация построенного проекта Какое стихотворение, прочитанное раньше, напоминает вам стихотворение А.Блока?
- Прочтите стихотворение «Детство» наизусть.
8 слайд
-В чем сходство и различие этих поэтических произведений?
И.З. Суриков «Детство»
читают наизусть отрывок (у доски 2ученика)
-Крестьянские дети, радость, зимние забавы…
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, построение речевого высказывания.
Целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.
Культура поведении в учебном диалоге
5.Физкульт-минутка Все нагнёмся за снежком,
Слепим снежный ком потом.
В цель стараясь попадать,
Будем мы снежки кидать! Выполняют упражнения. Регулятивные: проведение физической разгрузки в ходе работы, соотнесение слов и действий, снятие умственной нагрузки.
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи - Познакомимся со стихотворением А. Блока «Сны».
-Прослушайте аудиозапись и подумайте, о каких сказках идёт речь в стихах.
Дети слушают стихотворение.
Анализ, синтез, подведение под понятие, установление причинно-следственных связей.
Стимулирование к выражению собственного высказывания
7. Самостоятельная работа
с самопроверкой по эталону - Прочтите стихи самостоятельно, выделите слова лексическое значение вам не понятно.
- Найдите значение слов:-Сравните выбранные вами слова, со словами на слайде. Прочтите объяснение. Остались ли не понятные слова?
9 слайд Работают над содержанием.
ЛАМПАДКА ВНЕМЛЮ ДРЁМНЫЕ ПОКРОВЫ
ПОКРОВ Контроль в форме сличения с заданным эталоном, коррекция, оценка
Логические УУД: анализ, синтез, установка причинно-следственных связей, доказательство.
8. Включение в систему знаний и повторение Прочтите стихи ещё раз.
Как меняется настроение на протяжении стихотворения?
- Какую сказку вы вспомнили, подтвердите словами текста.
10 слайд
-Что общего в стихах И. Сурикова и А. Блока.?- Что хотели сказать поэты своими стихами?

А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне…»

Сны, сказки
Детство – лучшая пора Умение организовать общение в группе: слушать, договариваться, убеждать; культура поведения в учебном диалоге.
Владение монологической и диалогической речью, умение выражать свои мысли.

Объективная оценка результата деятельности.
9. Рефлексия деятельности на уроке - Ответьте на вопросы теста, занесите ответы в рабочие тетради по чтению.

-Сверьте ответы со слайдом.
-Устно ответьте на 2 последних вопроса.
10-11 слайды
- Оцените свою работу с помощью Смайлика, нарисованного в тетради под ответами.
- Сколько сегодня в классе у нас весёлых Смайликов, которые довольны собой и у них всё получилось.
- У кого в тетради поселился задумчивый Смайлик? Ничего, в следующий раз у него всё получится.
(грустный Смайлик на таких уроках практически не бывает в тетрадях у детей)
Дети записывают ответы в рабочие тетради по литературному чтению, устно отвечают на вопросы.
Дети могут нарисовать весёлого Смайлика,
задумчивого или грустного (на своё усмотрение)

Дети встают и показывают свои тетради классу Общеучебные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; смысловое чтение, извлечение необходимой информации;
Оценка- выявление и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.
10. Домашнее
задание Выучить стихотворение «Ветхая избушка».
Сделать рисунок к стихотворению «Сны» и подтверди словами текста. Записывают задание в дневник Умения само-контроля, само-оценки, саморе-флексии.
Приложение
Бабушка, мать и две тетки Александра Блока были писательницами, так что ему было «на роду написано» заниматься литературой. Он и занялся ею - первые стихи написал лет в пять. А в тринадцать стал вместе с двоюродными братьями издавать рукописный журнал. В журнале он был и главным редактором, и главным художником, и главным автором - помещал в нем свои стихи, рассказы, очерки.
Шахматово неразрывно связано с жизнью и творчеством Александра Блока. Будущего поэта привезли в усадьбу в шестимесячном возрасте, в мае 1881 года. И с тех пор, он проводил в ней  каждое лето на протяжении 36 лет из неполных прожитых сорока одного года. Многие знаменитые творения выдающегося русского поэта созданы в Шахматове. Удивительные по красоте места нашли свое воплощение в лучших стихотворениях о России, написанных Блоком. Этот уголок средней России называют его духовной Родиной. Здесь написано около 300 стихотворений. 
В старших классах гимназии Блок увлекся театром, даже мечтал стать актером. Профессия актера в те годы не была в большом почете, и он вслед за отцом, профессором права, поступил на юридический факультет университета. Но любовь к литературе победила все остальные увлечения, и Блок перешел на историко-филологический факультет.
Оканчивал университет Александр Блок уже известным поэтом. Его стихи печатались в разных журналах, стали выходить отдельными сборниками. Писал он и пьесы, и статьи о литературе.
Главные темы стихов Блока - Родина, человек, любовь, природа. Вклад его в русскую литературу необыкновенно велик. Поэтические произведения Александра Блока переведены на многие языки мира.
Памятник А. А. Блоку в Москве во дворе дома 8 по улице Спиридоновка.