проект Как помочь зимующим птицам?

Цель: формирование познавательного интереса к природе, знаний об условиях существования птиц зимой, ознакомление с видами природоохранной деятельности.
Оборудование: слайд-фильм «Зимующие птицы»; звукозапись «Голоса птиц»; рисунки с изображением макетов кормушек; подручный бросовый материал (пластиковые бутылки, пакеты из-под сока, коробки из картона, фанера, нитки, верёвочки, ножницы, шило); Детская энциклопедия «Я познаю мир»; книги писателей-натуралистов В. Бианки, Н. Сладкова и др.; подборка стихотворений-загадок о зимующих птицах; ящик для писем; таблица отражения результатов участников проекта.
Ход занятия
Этапы выполнения проекта
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся

Мотивация.
Эмоциональный настрой









1 этап
Целеполагание.
Цель проекта:
Создание кормушек для открытия «Птичьей столовой» на территории школьного парка для организации регулярной работы по подкармливанию птиц зимой.

Проект по составу участников-коллективный; по срокам реализации-кратковременный; по целевой установке- созидательный, познавательный.
2 этап.
Разработка проекта-плана деятельности по достижению намеченной цели.










3 этап.
Выполнение проекта-конкретные дела.













































































4 этап. Подведение итогов и определение задач для новых проектов.









Демонстрация слайд-фильма «Зимующие птицы» на фоне стихотворения.
Солнце землю греет слабо,
По ночам трещит мороз,
Во дворе у снежной бабы
Побелел морковный нос.
На полянке куропатки
Снег копают без лопатки.
Стало голодно синице,
Но в кормушку сесть боится.
- Будь смелее, не робей, - приглашает воробей.
Введение в проблему.
- О чём пойдёт речь на занятии? (Педагог помогает ученикам определить актуальную и в то же время посильную для них задачу).
- Как вы думаете, человеку посильно спасти своих пернатых от зимней бескормицы?
- Сегодня мы будем работать над проектом, который называется «Птичья столовая», девизом работы будут слова: «Не торопись словами, а торопись делом».
- Что для этого нужно сделать?


- Что будет главным результатом нашей работы?



- Продумаем наш маршрут к поставленной цели.
Старт.
- К кому будем обращаться за помощью?

- Какую литературу необходимо изучить?


- В кабинете есть всё, что пригодится для выполнения нашей проектной задачи. Что ещё необходимо сделать, чтобы подготовиться к выполнению задуманного как можно лучше?
Знакомство с алгоритмом движения к поставленной цели (с помощью учителя).
- Чтобы достичь цели, придётся сделать несколько важных шагов ( на доску помещаются рисунки-«шаги» и подписи к ним).
1 шаг. Определить названия зимующих птиц по Детской энциклопедии «Я познаю мир» и произведениям писателей-натуралистов


2 шаг. Экологическая почта. Написать письмо «Зимующие птицы».

3 шаг. Решение проблемы. Чем страшна птицам зима?

- Как спасти птиц в трудное время?

Театрализация. Раздаётся стук в дверь. Почтальон Печкин приносит конверт из леса. Учитель читает письмо.
«Дорогие ребята! Спасибо вам за письмо, которое вы мне прислали по лесной почте. В зимнюю стужу я очень люблю отведать несолёное сало, а ещё мне нравятся семена подсолнуха и арбуза. Жаль, что зимой корм отыскать трудно. Я собираюсь прилететь к вам в гости и посмотреть, кто из вас приготовил зимние кормушки для птиц, а кто ещё не успел. Не забывайте пожалуйста про нас!»
- Догадались, какая из зимующих птиц ответила на одно из ваших писем?
- Что служит кормом для птиц?


- Что мы ответим синичке?

- У кого дома есть кормушки? Какие вы знаете виды кормушек?

4 шаг.
Открытие «Творческой мастерской» по изготовлению кормушек. Работа проводится под девизом, словами которого стали строчки из стихотворения Ю. Кушака (звучит запись «Голоса птиц»)
Повсюды у еле заметной дорожки
В кормушки насыпаны зёрна и крошки.
Слетайтесь, слетайтесь, лесные пичуги!
В холодные вьюги, в холодные вьюги
Мы помнить и думать должны друг о друге!
(Т/б при работе с шилом и ножницами).

5 шаг.
Чем хороши ваши кормушки? Для каких птиц они предназначены? Как и где лучше их разместить?

Игра «Покормите птиц зимой»
На классной доске помещается макет кормушки, к которой прикрепляются карточки с изображением корма, т.е. «насыпается корм». Группе ребят, пожелавших быть «стайкой птиц», раздаются карточки с изображением зимующих птиц. «Птички» должны «полететь» к кормушке и «поклевать» корм, который любят, т.е. забрать с кормушки нужные карточки. Выигрывает тот, кто правильно и быстро выполнит задание.

6 шаг. Открытие «Птичьей столовой». Экскурсия в школьный парк.
- Мы кормушки смастерили,
Мы столовую открыли,
Воробей, снегирь-сосед,
Будет вам зимой обед.

Опорные вопросы к самоанализу:
- Выполнили ли мы то, что задумали?
- Что было сделано верно?
- Что было сделано неверно?
- Что было выполнять легко, а что оказалось трудным?
- Кто бы смог сказать мне спасибо за этот проект?
- Какие задачи для новых проектов мы хотели бы определить?












Решение проблемной ситуации.

- О том, каково приходится тем птицам, которые зимуют у нас в краях и нуждаются в нашей помощи.

- Конечно. Только нужно вовремя прийти на помощь им.


- Узнать, что служит кормом для птиц зимой. Изготовить кормушки для зимующих птиц. Осуществлять ежедневную подкормку птиц в школьном парке и у себя в саду.

- Кормушки-домики для птичьей столовой, удовольствие, полученное от работы над проектом, присуждение звания «Лучший изобретатель кормушки».




- К учителю, к школьному библиотекарю, к родителям.

- Детскую энциклопедию «Я познаю мир», прочитать произведения писателей-натуралистов В. Бианки, Н. Сладкова
- Составить план совместной работы, соблюдать правила этикета, уметь договариваться, сотрудничать, помогать друг другу в поиске необходимой информации.







Сбор информации учащимися, классификация материала.
Используя сведения из детской энциклопедии и произведений писателей-натуралистов, детьми выясняются названия зимующих птиц (работа индивидуальная, групповая).
Работа в микрогруппах по составлению текста письма и «отправке» его по «Лесной почте» (ящик для писем).
Предположения детей. Вывод: голодом страшна зима птицам, а не холодом. Сыта птица- и тепло ей под пухом и перьями.
- Если каждый из нас поставит хотя бы одну кормушку, то птицы будут обеспечены кормом.












Предположения и высказывания детей (синичка).


Высказывания детей (семена сорняков, ягоды калины, бузины, рябины, семена берёзы, лучший корм-подсолнухи, семена арбузов, тыквы и дыни).
- Мы ждём тебя в гости, прилетай скорей к нам.
Опираясь на рисунки-схемы, помещённые на классной доске, дети рассказывают о том, какие виды кормушек существуют.
Трудовая деятельность.
Работа индивидуальная или в парах.
Дети мастерят кормушки из бросового материала, опираясь на рисунки-схемы, изобретают по своему замыслу.







Защита проектов кормушек детьми.


Игровая деятельность учащихся.










Заочная викторина «Узнай птицу»
Дети отгадывают стихотворения-загадки о птицах, которые они приготовили дома, развешивают кормушки в удобных местах, помещают в них принесённый из дому корм.



Самоанализ деятельности учащихся.
Школьники оценивают свою работу, выявляют самых активных участников каждого шага, этапа проекта по 10-балльной шкале и отражают результаты участников проекта в таблице достижений.