Биологический КВН на тему Сердечно — сосудистая система (8 класс)


Корнилова С.В. учитель биологии высшей категории
ОШ №193 Жетысуского района г. Алматы
Биологический КВН в 8 классе по теме «Сердечно-сосудистая система»
Цели:
Образовательная: систематизировать и обобщить знания учащихся о строении и функции кровеносной системы, их нервной и гуморальной регуляции, выявить качество усвоения учебного материала.
Закрепить умение учащихся оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях.
Развивающая: применяя индивидуальные, фронтальные, проблемно- поисковые методы способствовать развитию учащихся умение познавать мир и самого себя, способности использовать знания в реальной жизни, потребности в творческой самореализации. Развивать навыки общения, совершенствовать умение работать в группе.
Воспитательная: с пособствовать формированию научного мировоззрения.
Формировать культуру учебного труда и этических норм межличностного общения, убежденность в ценности здорового образа жизни.
Оборудование: компьютер, мультимедиопроектр, презентация, таблица “Кровеносная система”, “Строение сердца”, “Схема кровообращения”, Участвуют две команды, выбираются члены жюри.
Каждая команда придумывает название, девиз, приветствие.
Члены жюри оценивают ответы разноцветными жетонами:
Красный цвет – 5 баллов, зеленый – 4 балла, синий – 3 балла.
Ход урока
Организационный момент
Вводное слово учителя: объявление темы урока, постановка цели и задачи урока
Учитель читает эпиграф урока:
Что такое сердце?Камень твердый?
Яблоко с багрово-красной кожей? Может быть, меж ребер и аортойБьется шар на шар земной похожий. Так или иначе все земноеУмещается в его пределы. Потому что нет ему покояДо всего есть дело.
1-й раунд
Приветствие команд.
2-й раунд
Разминка
Вопросы для первой команды (проецируются на экране)
Вопросы для первой команды (проецируется на экране):
Движение крови по сосудам?
Сколько отделов в сердце человека?
Сосуды, приносящие кровь к сердцу?
Врач, лечащий сердечно-сосудистые заболевания?
Самая крупная артерия нашего тела?
Как называются клапаны между предсердиями и желудочками?
Понижение кровяного давления?
Кровь, насыщенная кислородом?
Вопросы для второй команды (проецируются на экране):
Кровь насыщенная углекислым газом?
Прибор для измерения кровяного давления?
Ритмические колебания стенок сосудов?
Повышение кровяного давления?
Где находятся полулунные клапаны?
Самые мелкие кровеносные сосуды?
Сосуды, уносящие кровь от сердца?
В каком органе кровь обогащается кислородом?
3-й раунд
Вопрос-ответ
Каждая команда тянет по карточке.
Что такое сердечный цикл? Из каких фаз он состоит? Объясните термины “систола”, “диастола”.
По таблице рассказать о строении сердца. Стенки правого желудочка тоньше, левого.  Чем это объяснить?
4-й раунд
Конкурс капитанов
Каждый капитан тянет по карточке.
Показать по таблице движение в большом круге кровообращения.
Показать по таблице движение в малом круге кровообращения
5-й раунд. «Ты-мне, я-тебе»
Команды задают друг другу занимательные вопросы по данной теме.  (Вопросы готовят заранее)
6-й раунд. Практическое задание
Участники выбирают № задачи
Задача №1 При аварии у мотоциклиста повреждена рука. Из раны кровь сначала бьёт фонтаном, а затем идёт пульсирующей струёй ярко-алого цвета. Какой сосуд повреждён?
- Какова первая помощь при артериальном кровотечении
Задача №2 Повреждена рука. Из раны несильно идёт кровь тёмно-вишнёвого цвета. Какой сосуд повреждён?
- Какова первая помощь при венозном кровотечении
Задача №3 Сын решил сделать сюрприз маме – приготовить ужин. Когда он чистил овощи, то порезал палец. Кровь идёт не сильно, но вся поверхность раны кровоточит. Какое кровотечение у мальчика?
- Какова первая помощь при капиллярном кровотечении
Задача №4 Во время перемены мальчики веселились, бегали по коридору, толкали друг друга. После очередного неудачного толчка один мальчик получил очень сильный удар в живот. Через некоторое время он почувствовал себя плохо: у него выступил липкий пот, появилась одышка, стала кружиться голова, лицо стало бледным. Он обратился в медпункт. Какой предварительный диагноз может поставить врач?
8-й раунд. Составляй-ка
Если вы правильно ответите на вопросы, то у вас получится биологический термин.
1. Обмен между кровью и клетками происходит в...
М) капиллярах;А) в венах; У) артериях; Р) лимфатических сосудах.
2. Малый круг кровообращения заканчивается в...
К) правом предсердии;Ы) левом желудочке; Л) правом желудочке;И) левом предсердии;
3. В правое предсердие впадают:
Е) легочные вены;Т) верхняя и нижняя полая вены;З) венечные( коронарные) сосуды;Д) легочные артерии
4. Венозные клапаны:
П) изменяют направление движение крови. В) подталкивают кровь к сердцуЖ) регулируют просвет сосудов. О) препятствуют обратному току крови
5. Кровь в аорту поступает...
С) из правого желудочка сердца. З) из левого желудочка. Ч) из левого желудочка сердца. Ф) из правого предсердия.
Таблица ответов
1 2 3 4 5
М И Т О З9-й раунд. Биологическое ассорти
Задание 1
Выберите верные суждения.
Артерии – это сосуды, несущие артериальную кровь.
Артерии – сосуды ,по которым кровь течет от сердца.
Вены – сосуды, несущие венозную кровь.
Вены – сосуды по которым кровь течет в сердце.
Клапаны имеют артерии и вены.
Клапаны имеют вены и лимфатические сосуды.
Большой круг кровообращения начитается с левого желудочка
Малый круг кровообращения начинается с левого желудочка.
Малый круг кровообращения заканчивается в левом предсердии.
Ответы: 2, 4, 6, 7, 9
Задание 2
Найдите ошибки в тексте.
Сердце человека – это трехкамерный мышечный орган.
Оно помещается в околосердечной сумке из соединительной ткани, внутри которой находится жидкость, уменьшающая трение при сокращениях.
Сердечная мышца сильнее развита в правом желудочке, так как он качает кровь по большому кругу кровообращения.
Между правым и левым желудочками находится неполная перегородка, поэтому кровь в большом круге смешанная.
Ошибки, допущенные в предложениях:
1. Сердце у человека четырехкамерное. 3. Сердечная мышца сильнее развита в левом желудочке, так как именно он качает в большой круг кровообращения. 4. Перегородка полная, а кровь разделена на венозную и артериальную полностью.
Объясни смысл этих высказываний.
Задание для первой команды:
Сделано от всего сердца.
Сердце ноет.
Вырвать из сердца.
Нож в сердце.
Задание для второй команды:
Отлегло от сердца.
Сердце кровью обливается.
Сердце ушло в пятки.
Скрепя сердцем.
Подведение итогов, объявление команды – победителя.
Рефлексия. У каждой команды на столе смайлики: “ грустные” и” “веселые”. Какое у вас настроение?