Конспект урока по географии на тему: Парниковый эффект


Тема: Парниковый эффект
Урок: Природоведение
Класс: 5
Цель: изучить парниковый эффект и его влияние на планету, а также методы его предотвращения в домашних условиях
Задачи:
Образовательная: понятия «парниковый эффект», «парниковые газы», «изменение климата»,
Развивающая: научить делать выводы, анализировать информацию, классифицировать объекты
Воспитательная: экологическое воспитание подрастающего поколения
Оборудование: слайдовая презентация, интерактивная доска, карандаши
Методы: ЛОК, опыт
Форма урока: объяснение нового материала
Ход урока:
Организационный
Мотивационный
ЗАДАНИЕ: приготовьте белые листы бумаги и карандаши, по ходу урока схематично зарисовывать полученную информацию
Парниковый эффект существует на Земле сотни миллионов лет с момента появления атмосферы. Если бы естественный парниковый эффект не задерживал солнечное тепло, то средняя температура нижних слоев атмосферы составляла бы -18°С, а, значит, огромные пространства земной поверхности были бы покрыты ледниками.
Именно парниковый эффект создал условия для появления жизни на Земле. Благодаря парниковому эффекту средняя температура на Земле составляет +14°С.
Задание: кроссворд. Какие нужно вспомнить понятия и термины, которые пригодятся при изучении темы
Кроссворд на тему «Парниковый эффект»
Источник жизни на Земле. (солнце)
Концентрация взвешенных в воздухе капель воды или кристалликов льда. (облако)
Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое.(конденсация)
Воздушная оболочка Земли. (Атмосфера)
Природное жидкое топливо (нефть)
Источник энергии, используемый для нагревания. (топливо)
Прибор для измерения температуры.(термометр)
Нижний слой атмосферы от поверхности Земли до высоты 8-12 км. (Тропосфера)
Что за газ СО2 (углекислый)
Объяснение нового материала
Парниковый эффект называется так потому, что земная атмосфера действует подобно стенам и крыше парника или теплицы. В теплице солнечная энергия в основном в виде света проходит через стеклянные стены и крышу, достигает земли и нагревает ее. Нагретая земля сама начинает излучать энергию, но уже в виде тепла, а не света. Когда солнечные лучи проходят через атмосферу и, частично рассеиваясь облачными системами, достигают поверхности Земли, они нагревают ее и нижние слои атмосферы. При этом ультрафиолетовое солнечное излучение преобразуется в тепловое (инфракрасное) излучение. Парниковые газы атмосферы поглощают отражаемую земной поверхностью тепловую инфракрасную радиацию и частично посылают ее обратно, создавая условия для дополнительного нагрева самой земной поверхности и нижних слоев атмосферы. Степень этого нагрева и количество отраженной радиации зависят от отражательной способности подстилающей поверхности (лес, трава, пашня, ледник, снег, скалы и т.п.). Очень упрощенно: слой воздуха вокруг Земли, который мы называем атмосферой, действует как стены и крыша теплицы.
Задание: зарисуйте в тетрадь схематично представленную картинку «Парниковый эффект».

На Земле мы балансируем на острие ножа в отношении пригодности природных условий для жизни. Это можно пояснить на примере ближайших планет — Марса и Венеры. У Венеры, которая ближе нас к Солнцу, есть атмосфера. Атмосферное давление у поверхности Венеры в 100 раз больше, чем у поверхности Земли. Атмосфера Венеры на 97 % состоит из углекислого газа. Температура у поверхности планеты достигает плюс 500°С. Именно парниковый эффект создает такую высокую температуру.
Жизнь вряд ли может существовать при такой температуре. Марс дальше от Солнца, чем Земля, поэтому получает от него меньше энергии. Атмосфера Марса очень разрежена, атмосферное давление у поверхности Марса в 200 раз меньше, чем у поверхности Земли, поэтому на Марсе нет парникового эффекта. Атмосфера Марса на 95 % состоит из углекислого газа. На Марсе очень холодно: минус 50°С в средних широтах и минус 100°С в полярных широтах. Недавние открытия показали, что жизнь на Марсе когда-то существовала. Тем не менее, природные условия на Марсе настолько суровы, что такие сложные организмы, как растения, животные, люди, не могут там жить.
На Земле сложились уникальные природные условия: жить на ней не слишком жарко и не слишком холодно. Но в результате деятельности человека, прежде всего в результате сжигания топлива и сокращения лесов на планете, в атмосфере увеличивается концентрация так называемых «парниковых газов».
Самое большое беспокойство вызывает то, что парниковый эффект усугубляет глобальное изменение климата на Земле, что может привести к целому ряду природных и социальных катастроф.
При горении в присутствии кислорода органические вещества распадаются на углекислый газ и воду. Т. е. горение — процесс, противоположный фотосинтезу. Когда мы сжигаем нефть или древесину, выделяются вода, углекислый газ и энергия.
Таким образом, независимо от того, используем ли мы невозобновляемое топливо или биотопливо, углекислый газ все равно выбрасывается в атмосферу. Тем не менее, есть большая разница между сгоранием биотоплива и сгоранием невозобновляемых видов топлива. При горении биотоплива в атмосферу выделяется углекислый газ, который был поглощен при образовании биотоплива (при фотосинтезе) в течение последних лет. При горении ископаемого топлива (нефть, газ, уголь) выделяется углекислый газ, который поглощался миллионы лет, и это влечет за собой увеличение концентрации углекислого газа в атмосфере. Таким образом, увеличение концентрации углекислого газа в атмосфере вызвано только сгоранием невозобновляемого топлива.
Заполните таблицу: Расположите правильно причины парникового эффекта
Причины парникового эффекта
Природные Антропогенные
Наличие атмосферы Электроэнергетика
Солнечные лучи Дым из труб жилых домов, заводов
Наличие облаков Выхлопные газы
Углекислый газ Сжигание топлива
Подстилающая поверхность преобразует солнечные лучи в тепло Сокращение лесов
Глобальное потепление климата Сгорание невозобновляемого топлива
Антропогенные источники парниковых газов
Производство тепла
и электричества Уголь, нефть и природный газ - самые большие источники
парниковых газов на земле, и углекислого газа в частности. В смеси парниковых газов углекислый газ составляет 72 % всех парниковых газов, поэтому он главный виновник глобального потепления.
Промышленность Производство и обработка материалов, производство цемента и извести, железа, стали, алюминия и другие производства требуют большого количества энергии.
Транспорт Важно отметить, что выхлопы машин не только содержат СО2, но также стимулируют образование озона, из-за химической реакции на свету. В нижних слоях атмосферы озон также ведет себя как парниковый газ, он удерживает инфракрасное излучение, отраженное от поверхности земли.
Сельское хозяйство Разведение животных и отходы их пищеварительных процессов — один из основных источников еще одного парникового газа — метана. Сельскохозяйственные растения, выращиваемые на полях, — самый большой источник азота
в атмосфере (а также в воде), главным образом из-за избыточного использования минеральных удобрений.
Уничтожение лесов Если деревьев становится
меньше, то меньше углерода поглощается растениями из воздуха.
Чтобы понять, почему использование именно невозобновляемых источников энергии наносит такой вред окружающей среде, рассмотрим более подробно синтез и разложение органических веществ.
В клетках растений, содержащих хлорофилл, солнечные лучи вызывают процесс фотосинтеза. Фотосинтез — это образование органических веществ из углекислого газа и воды с поглощением энергии света, сопровождающийся выделением кислорода. Образовавшиеся при фотосинтезе органические вещества являются исключительно важными строительными «кирпичиками» для «строительства» клеток живых организмов. В «строительстве» клеток также участвуют другие элементы, такие, как азот и сера. В конце концов, возникают целые живые организмы, такие, как растения или животные. Органические вещества горючи, т. е. способны к самостоятельному горению, поэтому их можно использовать как топливо - источник энергии.
Опыт
Давайте смоделируем парниковый эффект. Вам понадобится два термометра с одинаковой шкалой, таких маленьких, чтобы они могли уместиться в банке из-под варенья с закручивающейся крышкой. В первой банке установите кусочек черного матового картона, который закроет примерно половину банки внутри. Термометр в банке должен на ходиться в затемненной стороне от картонки. В другую банку положите алюминиевую фольгу точно так же, как вы установили черную картонку в предыдущей банке. Термометр также должен находиться в затемненной стороне от фольги. Поставьте банки друг возле друга на открытом солнце. Поместите их на что-нибудь, что может служить в качестве теплоизоляционного материала, например, на книгу. Убедитесь, что термометры стоят на затемненных сторонах банок. Скоро вы убедитесь, что температура поднимается быстрее в банке с черной картонкой.
Задание: зарисуйте в тетрадь обе банки и покажите схематично действие процесса парникового эффекта.
Вот что происходит: В солнечных лучах, доходящих до нас, есть короткие и длинные электромагнитные волны. Короткие — это свет, длинные — это тепловое излучение. Стекло легко пропускает короткие волны (свет), но плохо пропускает длинноволновое (тепловое) излучение. В банке с алюминиевой фольгой лучи отражаются от металла. Длина волн остается неизменной и они покидают банку так же легко, как и вошли в нее. В банке с черной картонкой лучи поглощаются самой картонкой. Солнечная энергия нагревает картонку, её температура повышается. Нагретая черная картонка сама излучает энергию, но длина волны у этих лучей больше, чем у солнечных лучей и они не могут выйти наружу через стекло. Энергия теплового излучения остается в банке, увеличивая температуру воздуха в ней. Таким же образом действует атмосфера Земли. Она хорошо пропускает солнечную энергию, которая приходит к нам в основном в виде света. Эта энергия используется на Земле и превращается в другие виды энергии. Земля же излучает тепловую энергию, которая задерживается атмосферой и не покидает Землю.
Последствие парникового эффекта: увеличение углекислого газа в атмосфере, глобальное потепление климата, таяние ледников.
Как предотвратить: энергосбережение, переход на возобновляемые источники энергии.
Тест на сбережение энергии
Ответьте на вопросы анкеты, и проверьте, умеете ли вы беречь энергию.
В нашем доме Да Нет Сложите все
ответы ДА.
Если у вас получилось:
От 1 до 5 ответов ДА:
Вам еще многому
надо научиться, так что начните прямо сейчас.
От 6 до 10 ответов ДА:
У вас много
хороших привычек,
которые могут
служить основой
для дальнейшей
работы над собой.
От 11 до 15 ответов ДА:
Вы являетесь
хорошим примером
всем остальным.
От 16 до 20 ответов ДА:
Кто-то из вашейсемьи должен стать
министром поохране природы.
Мы записываем наше энергопотребление Мы выключаем свет в комнате, когда уходим из нее. Стиральная машина всегда полностью заполнена, когда мы используем ее. Холодильник стоит в прохладной комнате. Мы не ставим мебель перед обогревателями. Мы начали использовать энергосберегающие лампочки Мы используем местное освещение (настольную лампу, бра, торшер) Мы проветриваем быстро и эффективно, всего несколько минут за раз. Мы заклеиваем окна на зиму Мы кладем крышку на кастрюлю, когда варим. Мы зашториваем окна на ночь. Мы часто размораживаем холодильник. Мы используем раковину для мытья посуды. Мы моемся под душем, а не принимаем ванну. Мы ходим пешком или ездим на велосипеде в школу и на работу. Мы снижаем температуру в помещении, когда выходим. Мы снижаем температуру в помещении ночью. Мы повторно используем стекло, бумагу и металл. Мы не покупаем товары, которые могут использоваться только один раз. Мы не покупаем товары в больших обертках. Мы чиним вещи, вместо того, чтобы заменить их. Нарисуйте памятку для себя и своих родителей, выберите то, что вы хотели бы применять дома для сохранения планеты.
Что вы можете сделать сами
Утеплить окна для устранения сквозняков.
Найти и устранить холодные сквозняки из дверей, щелей и других мест.
Покрыть наиболее холодные поверхности в комнате коврами и другими теплоизолирующими материалами.
Предпочтительно осуществлять вентиляцию, открывая ненадолго все окна, чем незначительно приоткрывая их на длительный период.
Выключайте свет, когда он не нужен.
Используйте энергоэффективные лампочки. Энергии, которая прежде расходовалась одной лампой, хватит для пяти новых ламп.
Иногда лучше сменить абажур, чем устанавливать дополнительное освещение.
Дайте доступ дневному свету, раздвиньте занавески.
Используйте как можно больше общественный транспорт вместо автомобиля.
Используйте велосипед или ходите пешком, когда это возможно.
Предпочитайте покупать местные продукты.
Ремонтируйте и продолжайте использовать старые вещи вместо покупки новых.
Сдавайте на вторичную переработку все, что можно сдать там, где вы живете.
Приобретайте бумагу и другие вещи, произведенные из отходов.
Что еще можно сделать
Установить индивидуальные и автоматизированные регуляторы на радиаторах отопления в каждой комнате (если это позволяет система отопления в вашем доме).
Использовать механическую вентиляцию с возвратом тепла.
Советы по сохранению хорошего микроклимата в классе:
Проветривайте класс 2–3 минуты. Это позволяет воздуху поменяться, не остывая. Это намного более эффективно, чем сидеть с открытым окном весь урок.
Проветривайте класс после каждого урока.
Отодвиньте парты от батарей отопления.
Одевайтесь соответственно погоде и температуре. Помните, что некоторые люди справляются с жарой или холодом лучше, чем другие.
Поменяйтесь местами, так как некоторые учащиеся плохо переносят холод, а другие - жару.
Проверьте, все ли выходят из класса на переменах.