Конспект ОД по формированию фонетических средств языка в старшей логопедической группе. «Звук И»


Конспект ОД по формированию фонетических средств языка в старшей логопедической группе. «Звук И»
Тема: Звук И. 
Цели: Уточнить произношение и артикуляцию звука И.
Задачи:
Образовательные: Упражнять в узнавании звука И в ряду других гласных звуков.
Коррекционные: Учить четкому произношению звука И изолированно, в слогах, словах (звук в начале и в конце слова). Запоминать цепочки из 3х обратных и прямых слогов, учить выделять звук в начале и в конце слова (ива, индюк, игла, утки, мухи, утюги). Продолжать учить навыкам звукового анализа звукоряда ИА, тренировать в составлении и «чтении» схемы.
Развивающие: Развивать фонематический слух, тренировать слуховое внимание, память, произносительные навыки. Развивать общую и тонкую моторику.
Оборудование: индивидуальные зеркала, индивидуальные пеналы со схемным материалом, демонстрационный схемный материал, предметные картинки (ива, индюк, игла, утки, мухи, утюги, игрушка лошадка, сигнальная картинка на звук И, презентация к занятию.
Содержание организованной деятельности детей:
I. Организационный момент. Сесть, услышав свое имя (произносит шепотом).
II. Основная часть.
1. Повторение. С какими звуками познакомились раньше? (У, А) Какие это звуки? Каким цветом обозначаем в схеме? Почему звуки У, А гласные? (правило).
Игра «Рыбки» (угадать по артикуляции: У, А).
2. Сообщение темы: Будем учиться красиво произносить самый веселый гласный звук, когда мы его произносим, наши губы улыбаются: И-И-И.
3. Ознакомление с артикуляцией звука И. (индивидуальные зеркала)
Губы улыбаются.
Артикуляционная гимнастика: «Часики», «Лягушка» (на счет до 10).
Дети правильно произносят звук [И] перед зеркалом, а затем воспроизводят артикуляцию звука без голоса. Объяснение, что звук [И] — гласный (его можно петь, т. к. воздух на своем пути не встречает преграду, в схеме обозначаем красным цветом, а также символ звука [И] — ослик кричит: ИИИ.
4. Фонетические упражнения.
• Лошадка ржет: ИИИИИИИИ. (произнести на плавном длительном выдохе вслед за взрослым тихо и громко).
• Дидактическое упражнение «Хлопнуть в ладошки». Взрослый произносит разные гласные звуки, а ребенок должен хлопнуть в ладошки только в том случае, если услышит звук [И]: у, а, и, о…
Физминутка: присесть на звук И (логопед произносит ряд гласных звуков, упражнение для развития координации речи с движениями (сначала ребенок хлопает в ладошки, затем поднимает руки): И раз, и два, и три — руки подними!
• произнесение цепочки слогов (хором, индивидуально, по цепочке): ип, им, ит; пи, ми, ти.
• определение место звука И в словах (в начале и в конце): ива, индюк, игла,утки, мухи, утюги.
• Провести пальчиковую гимнастику.
Индюк из города идет, - Пальчиками обеих рук «идут» по столу.
Игрушку новую везет.
Игрушка не простая —
Игрушка расписная.5. Звуковой анализ слога иа (ослик) – фронтально (на доске или презентация):
• Какой звук слышим первым? (И) Какой это звук (гласный). Каким обозначим цветом в схеме? (красным) – выставляется красный квадрат.
• Какой звук слышим вторым? (А) Какой это звук (гласный). Каким обозначим цветом в схеме? (красным) – выставляется второй красный квадрат.
• Сколько всего звуков? (два)
• Чтение схемы (логопед показывает первый квадрат, хором называется звук – И, логопед показывает второй квадрат, хором называется звук – А, читается вся схема – ИА.• Индивидуальное составление и чтение схемы детьми на столах.
• Игра «Живые звуки» (на столе логопеда лежат квадраты красного, синего и зеленого цвета, логопед называет первый звук – И, первый ребенок выходит и выбирает квадрат нужного цвета – красный, так же называется второй звук – А, второй ребенок выбирает нужный квадрат, дети хором называют слог: иа, дети с квадратами правильно выстраиваются, и называют друг за другом свои звуки).6. Вспомнить и назвать слова со звуком И (без зрительной опоры). Хором повторить слова (на доске выставить картинки или презентация)
III. Рефлексия: С каким звуком познакомились? Повторить правило: Гласные звуки можно петь и свободно говорить.