Классный час Доброта спасет мир


Доброта спасет мир
(Классный час)
Цель: познакомить учащихся с основами бесконфликтного общения.
Задачи:
Образовательные:
Формировать представление о различных вариантах человеческого общения;
Ознакомить учащихся с понятиями «конфликт», «компромисс», базовыми нравственными категориями «добро», «зло».
Развивающие:
Развивать познавательный интерес учащихся;
Повышать активность учащихся.
Воспитательные:
Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям;
Формировать социально одобряемые формы поведения.
Ход занятия
Ученик«Здравствуйте!» -
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
«Здравствуйте!» -
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте»,
Больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
(В. Солоухин)
Учитель. Давайте и мы на капельку радостней и добрее сделаем нашу жизнь. А как мы это можем сделать? Что для этого нужно? (Ответы учащихся). Правильно. Мы должны жить без ссор, помогать людям, не оставлять в беде друга. Тема нашего классного часа «Доброта спасет мир».
Наше мироощущение, удовлетворение жизнью зависит не только от деловых успехов и
материального благополучия, но, в большой мере, от того, как складываются взаимоотношения в семье, учебном и трудовом коллективах, общественных местах… Искусству общения учатся всю жизнь. Однако, именно, в молодые годы закладывается фундамент коммуникативной культуры.
Очень хороший педагог, замечательный человек, В.А.Сухомлинский писал: «Вы живете среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражаются на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно. Ваше желание – это радость или слезы ваших близких. Проверяйте ваши поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо».
Мы все разные и у каждого из нас есть свои отличительные черты, свои личные особенности, свой характер и темперамент. И сейчас мы поиграем. Каждый из вас встает и говорит свою отличительную черту, начиная со слов: «Я отличаюсь от других людей тем, что я…» Проводится игра. По окончанию игры подводим итоги. Все люди разные по внешнему виду, характеру. Все мы отличаемся друг от друга.
УченикСтань добрым волшебником,
Ну-ка, попробуй!
Тут хитрости вовсе не нужно особой,
Понять и исполнить желанье другогоОдно удовольствие, честное слово!
Учитель. Ребята, а теперь давайте подумаем о том, какими качествами должен обладать человек, чтобы людям, которые окружают его, было хорошо. (Ответы детей). Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей – основы человеческого счастья.
Добрый человек умеет общаться, поддерживать хорошие отношения с людьми. В жизни бывает всякое. Люди ссорятся. Тем самым человек становится сварливым, несдержанным, злым. Поэтому, надо избегать конфликтов, ссор, непродуманных поступков. Если ссора все же состоялась – миритесь! А как вы понимаете слово «конфликт»? (Ответы учащихся). Правильно, конфликт – это столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений.
Ученик В жизни немало страниц мрачных, тяжелых, суровых.
Хочется дружеских лиц, хочется доброго слова.
Хмурый, неласковый день, тучи нависли свинцово.
Как не хватает нам всем теплого, доброго слова!
Вывод отсюда простой, это любому понятно:
Маленькой кошке и той доброе слово приятно.
Пусть тишина и покой в сердце поселятся снова!
Пусть на планете земной царствует доброе слово!
Учитель. Мы с вами говорили о тех качествах, которыми должен обладать человек: доброта, отзывчивость, умение любить и помогать… А как вы понимаете слово доброта? (Ответы детей). Доброта – это чуткость, отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим, деликатность по отношению к другому человеку. Деликатный человек – вежливый, мягкий в обращении; отзывчивый – легко отзывающийся на чужие нужды, готовый помочь; чуткий – отзывчивый, сочувствующий другим людям. Но часто рядом с добром идет зло. Зло – это все плохое, вредное: грубость, жадность, ненависть, равнодушие.
Ученик Добро и зло творить всегда во власти всех людей.
Но зло творится без труда, добро творить трудней.
Рождает зверя зверь, рождает птица птицу.
От доброе – добро, от злого – зло родится.
Добро, сколь ни было б оно мало,
Гораздо лучше, чем большое зло.
Учитель. Ребята, давайте поиграем. Задание – заменить все плохие слова добрыми, противоположные по смыслу:Грубость – вежливость Ненависть - любовь
Обман – доверие Злость - доброжелательность
Унижение - уважениеРавнодушие – внимательность
Много хороших дел ждет вас впереди. Но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми – добрыми, честными, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. В каждом из нас есть маленькое солнце. Это доброта. Она согревает окружающих людей и помогает им в трудную минуту.
Каждый день нам приходится решать те или иные сложные задачи. Давайте посмотрим, как бы вы поступили в следующих ситуациях?
Ситуации:
Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы поступите?
Будете плакать;
Ударите его;
Сделаете ему замечание;
Не скажете ничего;
Пожалуетесь учителю.
Один из одноклассников смеется над вашим другом. Как вы поступите?
Будете плакать;
Пожмёте плечами;
Будете смеяться над ним;
Будете защищать товарища кулаками.
Вам не везет: вы второй раз подряд проигрываете в шашки. Ваши действия?
Будете плакать;
Продолжите играть;
Начнете злиться;
Ничего не скажете.
Приятель схватил вашу ручку без разрешения. Как вы поступите?
Пожалуетесь учителю;
Будете кричать;
Попытаетесь отобрать её;
Отлупите приятеля.
Ученик Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши.
Гнев на друга, может быть, мгновенный,
Изливать покуда не спеши.
Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай.
Провинился друг и повинился-
Ты ему греха не поминай. (Р. Гамзатов)
Учитель. Ценное качество в людях – умение мылено поставить себя на место другого. Если человек что-то говорит, то ему очень важно знать, слышат ли. Понимают ли его. Сплошь и рядом можно наблюдать такие ситуации, в которых люди не умеют или не желают поставить себя на место собеседника. В таких случаях может возникнуть конфликтная ситуация. Собеседника надо принимать таким, каков он есть. Относиться надо к нему уважительно. Не навязывать ему свое мнение, впечатление, быть терпеливым. А стремитесь ли вы понять своих близких и друзей? (ответы друзей). Чтобы легко жилось с людьми, чтобы с ними складывались близкие, теплые отношения, надо уметь внимательно относиться к людям, уметь становиться на их место. А задумывались ли вы о своих недостатках? Какие из них вам удалось преодолеть? (ответы учащихся. Например, лень, обидчивость, вспыльчивость.) Удается ли вам бережно относиться ко времени своих друзей и знакомых? В чем это выражается? (ответы учащихся. Например, назначил встречу – приди вовремя, не можешь – предупреди заранее.) А теперь, давайте посмотрим, так ли вы чутки к настроению другого человека.


Игра. Ведущий показывает детям картинки – настроения.
Задание. Назвать настроение, изображенное на рисунке.

Учитель. Разрешение конфликта – дело творческое: необходимо учесть все компоненты сложившейся ситуации. Спокойное поведение во время конфликта значительно снижает напряженность ситуации. Некоторые считают, что предложить помириться первым – значит, проявить слабость характера. А вы как думаете? (ответы учащихся). При назревании конфликта или при враждебных отношениях с человеком полезно обратиться к нему с просьбой о какой-нибудь услуге. Это подчеркнет его значительность и снизить взаимное недовольство.
А как вы думаете, что еще помогает разрешить конфликт? (ответы учащихся). Правильно, шутка, юмор, а еще компромисс. Разрешить глубинный конфликт помогает компромисс. А вы знаете, что такое компромисс? (ответы учащихся).
Компромисс – это согласие на основе взаимных уступок. Человек может идти на него сознательно, выражая этой уступкой уважение к своему оппоненту. Тот, кто не боится идти на компромисс, чаще выходит из конфликта.
Ведущий демонстрирует учащимся рисунок про осликов, где животные «договариваются» о том, в какую сторону им идти.
Учитель. Как вы думаете, почему ослики смогли договориться, найти компромисс? (ответы учащихся). Правильно, общее решение можно найти в том случае, если стороны доверяют друг другу и не сомневаются в том, что каждый видит не только свои желания и потребности. При конфликте не исключен и третейский суд - обращение к третьему лицу, авторитетному для обоих людей.
Ученик Не обижай людей – придет расплата.
Нам счастья не сулит обида чья-то.
Ты будешь, ближними любим
И познаешь радость доброты,
Не пожелав другим того,
Чего себе не пожелаешь.
Без зла смотри на мирозданье,
А взглядом разума, добра, любви.
Жизнь – это море из благих деяний.
Построй корабль и по волнам плыви.
Учитель. А теперь, давайте посмотрим, как вы поведете в той или иной ситуации.
Ситуации:
Классный руководитель объявил ребятам, что удалось достать 18 билетов на елку. А в классе 35 человек. Кого выбрать? Как поступить? (ответы учащихся).
Ребята готовили к Новому году спектакль. Всем хотелось играть главные роли. Как быть? (ответы учащихся).
Учитель. В конце нашего занятия предлагаю разгадать кроссворд. В его основе лежит слово, которое помогает жить в мире и согласии, без ссор и конфликтов.
Кроссворд.
до б ро т а
о т зыв ч и в о с т ьл юб о в ьдо в е ри е к о нфл и к т
т е пл о т а в ни м а ни е Она может быть настоящая и мнимая (Дружба)
Готовность помочь, отозваться на чужие нужды (Отзывчивость)
Это чувство необходимо каждому человеку (Любовь)
Между друзьями должно быть взаимопонимание и… (Доверие)
Столкновение противоположных интересов (Конфликт)
Доброе, отзывчивое отношение к человеку (Теплота)
Заботливое отношение к людям (Внимание)
Советы на всю предстоящую жизнь
Избегайте конфликтов, ссор, не совершайте необдуманных поступков.
В споре будьте сдержанны и тактичны.
Никогда, никого не упрекайте. Если же все –таки упреки прозвучали, и ссора произошла – скорее помиритесь.
Старайтесь видеть в людях прежде всего хорошее и доброе: от этого все окружающие становятся лучше.
Учитель. Закончить наш классный час мне хочется словами Максима Горького: «Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо – увидишь, что все станут лучше. Всё в жизни зависит от тебя самого, поверь мне…».
Ученик Достается недешево счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего, чем ты людям помог?
Этой мерой измерятся все земные труды.
Может, вырастишь деревце на земле Кулунды?
Может, строишь ракету, гидростанцию, дом?
Согреваешь планету своим мирным трудом?
Иль под снежной порошей жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее – хорошеть самому. (Л. Татьяничева)