Внедрение личностно-ориентированного и компетентностного подхода в обучение


Внедрение личностно-ориентированного и компетентностного подхода в обучение
Выступление учителя Старомихайловской ОШ Белецкой Н. Е. на районном семинаре учителей биологии. 16.02.2016
Плохой учитель преподносит истину,
хороший - учит её находить”
А. Дистервег В современной педагогической науке происходит гуманизация образовательной среды и наблюдается переход от информационной модели обучения к деятельностной и личностной. Такая модель обучения требует новых форм организации учебного процесса и новых педагогических технологий.
Урок был и остаётся основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации, к нему предъявляется ряд особых требований, которым я стараюсь следовать. На уроках создаю атмосферу доброжелательности, сотрудничества, заинтересованности каждого ученика в работе класса, положительный эмоциональный настрой на работу в течение всего урока. Одним из целевых ориентиров на таких уроках является оказание помощи ученикам в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытие и развитие индивидуальных познавательных процессов и интересов, а также содействие ребенку в развитии творческих способностей. Главным принципом личностно-ориентированного урока является формирование у учащихся системы знаний на основе ранее приобретенных знаний, умений и навыков.
В рамках личностно-ориентированного обучения как самостоятельные технологии можно выделить разноуровневое обучение, коллективное взаимообучение, модульное обучение, технологию проектного метода, игровые и информационно-коммуникационные технологии, технологию сотрудничества. В своей работе активно использую четыре основные технологии личностно-ориентированного обучения: технологию разноуровневого обучения, игровые технологии, информационно-коммуникационные технологии, технологию проектной, исследовательской деятельности.
Актуализация
Например, при изучении темы «Внешнее строение земноводных» детям можно задать вопрос - Вы брали когда-нибудь в руки лягушку? Правда ли, что потом появляются бородавки? Или при изучении темы «Полезные насекомые и их значение» можно предложить им вспомнить, как в мультфильме Винни-Пух пытался добыть себе мёд. С какими проблемами он столкнулся? Как бы вы добыли себе мёд?
Урок в 6 кл. «Общая характеристика покрытосеменных»
Актуализация – давайте нарисуем цветок, плод, схему опыление и с их помощью вспомним значение этих понятий.
Мотивация и целеполагание . Мотив - это желание чего-либо
делать. Мотивация - это побуждение к деятельности. При личностно-ориентированном подходе на этом этапе учитель должен постараться создать условия для самомотивации школьниками собственной деятельности (желательно мотивом обеспечить каждый этап деятельности учеников).
-я хочу знать
-хочу научиться
Цель - это ожидаемый результат. Желательно, чтобы ученики формулировали цель сами. Для этого можно сформулировать личностно-значимый вопрос. Например, при изучении новой темы спрашиваю у учеников: что бы вы хотели узнать о …. (отвечают по цепочке - могут записать вопрос в тетрадь) - вот и мотив изучения новой темы. Например, при изучении темы «Растительные ткани» детям предлагается, исходя из названия ткани, догадаться какие функции они выполняют.
Приёмы мотивации:
1.«Парадоксальные факты»
- картофель имеет красивые цветки - белые и фиолетовые. Однако насекомые их мало посещают. Почему?
2.«Использование художественной литературы»
-В.Шекспиру принадлежат следующие строки:
Врачующий бальзам больной души, Сон - это чудо матери-природы, Вкуснейшее из блюд в земном пиру. Насколько прав великий поэт?
3.Экскурс в историю
-во время Великой Отечественной войны в качестве перевязочного материала использовали мох сфагнум. Почему?
4.А знаете ли вы что...
-откуда пошло слово «лягушка»? от слова «ляга» - нога, бедро. «Лягать» - ударять ногами. В.Даль в своём словаре отмечал: «лягать» - ходить прыжками, т.е. прыгать, как лягушка.
На ряду свыше изложенными приёмами мотивации, ученикам можно сообщить требования образовательного стандарта и предоставить право выбора за его пределами.
Приучать детей к ответственности, инициативности, товариществу и развивать навыки коллективной работы можно при «обучении в сотрудничестве», когда они работают в небольших группах и отвечают за успех друг друга, помогают друг другу. Вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Например, когда идёт изучение тканей животного организма, класс делится на группы, каждая из которых получает задание изучить строение и функции какой-то ткани (часть одного большого задания). Затем проводится «презентация» изученного материала.
При организации урока с использованием элементов личностно-ориентированного обучения акцент делается на собственный личный опыт учеников. Школьникам предлагаются на выбор различные учебные задания и формы работы, которые отображают интересы детей и ведут к самостоятельному поиску путей решения этих заданий. Также предусматривается самостоятельная оценка результатов работы и исправление допущенных ошибок. Такая деятельность учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их поведение, побуждает детей обсуждать возникающие конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их решения. При этом существует возможность вести индивидуальную работу с детьми. (На традиционном уроке даётся образец правильного выполнения задания, материал для изучения определяется учителем, который планирует деятельность учеников в определённом русле и исправляет допущенные ими ошибки).
Таким образом, использование элементов личностно-ориентированного обучения на разных этапах урока предоставляет каждому ученику возможность изучить учебный материал на различных уровнях (но не ниже базового), в зависимости от интеллектуальных способностей и индивидуальных предпочтений. Средствами развития интеллектуальных способностей учащихся при таком обучении является стремление к развитию личности, предоставление ученику возможности активной познавательной деятельности через посильную самостоятельную работу и предоставлении творческой свободы.
Урок должен носить обучающий, развивающий и воспитывающий характер, обогащать ученика новыми знаниями, умениями и навыками, развивать познавательный интерес, наблюдательность, речь и мышление, творческую активность. Владея дифференцированным подходом и психологическими характеристиками, пользуясь средствами предмета, можно реализовать идею развития личности, владея индивидуальным подходом к ученику, можно помочь ему усвоить материал и при этом решить задачу развития и воспитания.