Статья «Работа над аргументами при обучении выпускников анализу текста на уроках русского языка и литературы»

Работа над аргументами при обучении выпускников анализу текста на уроках
русского языка и литературы (К4)


Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ №14» Абрамовой С. В.



Аргументация- это приведение доказательств, объяснений, примеров
для обоснования какой-либо мысли.




















. Журнал «Русский язык и литература для школьников» №8 за
2010 год напомнил о том, что аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения,
объяснения
От тезиса к аргументам можно поставить вопрос: «Почему?», аргументы отвечают на вопрос: «Потому что»
Различают аргументы «за» и «против». Если вы согласны с позицией автора, то его и ваши тезисы совпадают. В случае несогласия с автором потребуется выстроить опровергающую
аргументацию, что потребует такта и подчеркнутой корректности (К11).
Нельзя забывать и о правилах аргументации. Аргументы надо
приводить в системе: продумать, с каких аргументов начать и
какими закончить. Лучше располагать аргументы так, чтобы их
доказательная сила возрастала. Нельзя забывать и о временной
последовательности (сначала Лев Толстой, потом Татьяна Толстая).
Ваши аргументы ни в коем случае не должны повторять то, что
прозвучало в исходном тексте. Даже простое развитие авторской мысли – еще не собственный аргумент. Вспомните, что вы читали
(слышали, знаете ) о поставленной в тексте проблеме, какие ассоциации она у вас вызывает. Аргументы должны быть развернутыми и убедительными. Особенно важно, чтобы они подтверждали, доказывали заявленную вами точку зрения, а не были простой иллюстрацией на ту же тему. Как аргумент может быть рассмотрена аналогичная ситуация, подобный авторскому или, наоборот, отличный от него подход к ней, а не тот факт, что другие развивали ту же тему. Четвертый абзац сочинения можно начать фразой : « С позицией автора я полно-
стью согласен (трудно не согласиться; позиция автора мне близка и понятна). Или: «Я разделяю негодование (неприятие, восхищение,
восторг, возмущение) автора и тоже думаю (нельзя не вспом-
нить хочется вспомнить приходит на ум вспомним это
подтверждается).
Каждый аргумент нужно начинать с абзаца и обязательно про-
думывать связи между абзацами. Вспомните о вводных словах (возможно, во-первых, во-вторых, следовательно), указательных местоимениях и наречиях (то же, так же ), союзах (тоже, также) и других скрепляющих средствах
Собственно, как вводить аргументацию в текст своего сочинения-рассуждения, каждый из вас прекрасно знает и, не сомневаюсь, прекрасно учит этому. Уже существует немало качественных пособий, обучающих работе над частью С ЕГЭ. Хочется все же ещё раз напомнить о том, что работа над аргументами при обучении анализу текста имеет два важ-
ных аспекта: во-первых, надо учить обосновывать свою позицию;
во-вторых, необходимо накапливать материал, который можно будет использовать в качестве аргументов.
Доказательности ответа нужно учить на каждом уроке русского языка, а не только на уроках речеведения. И здесь мож-
но использовать самые разные задания. Приведу только несколько примеров:
1). Является ли слово «прыжок» именем существительным? Обоснуйте ответ.
2).Один богач решил нанять себе работника.
Какой частью речи является здесь слово «один» и почему?
3).Есть ли ошибка в предложении «На свободную вакансию заявле-
ние подали три претендента»? Обоснуйте своё мнение.
4).Потерянный ключ – потерянный вид
Одинаковой ли частью речи является слово «потерянный» в этих
словосочетаниях? Обоснуйте ответ.
5).Может ли союз « и» быть другой частью речи? Докажите своё
мнение.
6).Являются ли слова «горный» и «горевать» однокоренными? Докажите своё мнение.
7).Он знал, что ()когда вернётся домой, будет вспоминать не раз
эту лесную глушь.
Нужна ли запятая между союзами «что» и «когда» в этом пред-
ложении?
8).Какое слово и почему является лишним в этом ряду:
косить, пилить, стелить, копить, растить? Необходимо, чтобы ученик не просто отвечал «да» или «нет», а высказывал своё мнение и обосновывал его.
На уроках литературы для этого тоже достаточно возмож-
ностей, надо только стараться не изрекать истины, а спраши-
вать чаще учеников:
-К какому литературному направлению (классицизму или сентиментализму) относится повесть Н.М.Карамзина «Бедная
Лиза»?
-Согласны ли вы с тем, что в строке Н.Некрасова «ниже то-
ненькой былиночки надо голову клонить» использована гипербола?
-Согласны ли вы со словами Д.Писарева: «Онегин – не что иное,
как Митрофанушка Простаков, одетый и причёсанный по сто-
личной моде 20-х годов»? Обоснуйте свою позицию.
-«Можно ли назвать роман «Евгений Онегин» романом испытания? Чем и как испытываются его герои?» (Г.Макого-
ненко).
-Прав ли, по-вашему, Ф.М.Достоевский, утверждавший, что Та-
тьяна «глубже Онегина и, конечно, умнее его»?
-Что является самым важным для Печорина: честь, долг, совесть
или свобода?
Что касается второго аспекта (накопления материала для
аргументации), то это тоже дело не одномоментное. Тексты
для изложений на уроках русского языка, уроки внеклассного чте-
ния могут внести весомый вклад в эту работу.
Непросто бывает иногда подсказать ученикам, к какому про-
изведению обратиться в поисках аргументов. Здесь у каждо-
го учителя свой «золотой запас», который состоит и из хоро-
шо забытого старого и из новых произведений, афоризмов, ста-
тей.
Что касается афоризмов, то есть среди них классика. Согласи-
тесь, что даже 30 цитат для среднего ученика средней школы -
многовато, а вот 8 – 10 не помешают. Например, такие:
1).Нет победителя сильнее того, кто сумел победить самого себя.
Генри Уорд Бичер.
2).Не мощь армии, не качество оружия, а сила духа обеспечивает
победу.
Иоганн Фихте.
3).Смысл жизни не в благоденствии, а в развитии души.
М. Петровых.
4).Если хочешь, чтобы тебя любили, люби.
Сенека.
5).Дом – это там, где твое сердце.
Плиний Старший.
6).Не упускайте случая делать добро.
Марк Твен.
7).Истинной жизни нет без искусства.
Еврипид.
8).Люди перестают мыслить, когда перестают читать.
Д. Дидро.
9)архитектура – тоже летопись мира.
Н. Гоголь.
10).Свобода означает ответственность.
Бернард Шоу.
11).Человек без Родины – нищий человек.
Якуб Колас.
12).Воспитание детей всецело зависит от отношения к ним
взрослых, а не от отношения взрослых к проблемам воспи-
тания.
Гилберт Кит Честертон.
13).Человек есть не что иное, как ряд его поступков.
Г. Гегель.
14). Уметь с умом распорядиться досугом – высшая степень
цивилизованности.
Бертран Рассел.
15). Наши жизни подобны островам в океане или деревьям в лесу,
чьи корни переплетены в подземной глубине.
Уильям Джеймс.
16).В молодости мы принимаем оказываемое нам добро как дол-
жное.
Сомерсет Моэм.
Аргументация предполагает и обращение к публицистике. Смутное время наше. Мутное. Что дурно? Что хорошо? Хорошо бы не думать совсем, - полагают одни и туманят себе голову «дурью», гонят по венам своим не кровь – отраву. Такую дорогу они выбрали.
Хорошо бы иметь много денег, чтобы вовремя покинуть «эту» страну, - думают другие и делают, делают деньги. Такую дорогу они выбрали. А вернее, не дорогу – бездорожье. И кружит оно во тьме, превращаясь однажды в пропасть под ногами.
Где же та дорога, что ведет к храму?
Советую предложить вниманию учащихся статью Натальи Бояркиной « Миллионер из трущоб» в газете «Аргументы и фак-
ты» №45 за 2009 год об Асгате Галимзянове. Лошадь да мозоли-
стые руки сделали возчика казанского райпищеторга знаменитым.
Подсчитать, сколько за свою жизнь Галимзянов заработал денег, сложно. Невозможно сейчас и учесть, сколько тысяч он раз-
дал просто так: нуждающимся старикам, сиротам из детского дома, людям, неожиданно попавшим в беду. Не поддается счету
количество телевизоров, шубок и пальтишек, башмаков и игрушек,
которые он купил и передал в приюты, интернаты, дома малюток,
инвалидов, престарелых. Одних только автобусов Асгат Галимзя-
нович купил и подарил 73 штуки. Сам же герой очерка жил и живет в домишке без удобств, недалеко от центрального рынка.
Кобыла и рынок – вот два основополагающих звена того богат –
ства, что сколотил Галимзянов своими руками. Ну и без сметливой головы, конечно, не обошлось. Этот пожилой человек и сейчас про-
должает зарабатывать для сирот деньги.
Работая над текстами о том, что же такое героизм, обратим внимание наших выпускников на статью Зои Мозалевой в «АиФ» №8, 2011 «Повесть о настоящем десантнике».
Игорь Потапов, сын офицера ВДВ, с детства мечтал стать десантником. А тут еще отца перевели в Рязань. Казалось, сама судьба определила прямую дорогу в знаменитое десантное учили-
ще. Готовился к поступлению чуть ли не с 8-го класса : рукопаш-
ный бой, физика, математика. Поступил без проблем. Сразу после
окончания попал в 137-й полк.
В апреле лейтенант Потапов окончил родное училище, а уже в
сентябре его полк был отправлен в Дагестан. Все случилось 18 де-
кабря 1999 г. Разрыв снаряда. Помнит взгляды врачей без надеж-
ды – слишком большая кровопотеря, слишком серьезные раныКо-
гда после операции пришел в сознание, по гладко застеленной ниже
пояса кровати, на которой лежал, сразу понял диагноз. Вот тут с эмоциями справиться не удалось – первая капельница полетела в стену. А потом взял себя в руки.
Пошла череда госпиталей : Буйнакск, Волгоград, МоскваНа больничных койках он провел около года. И вернулся в строй. На
протезах. Рапорты о возвращении на службу он начал писать еще раньше – даже тогда, когда непонятно было, сможет ли ходить.
Для него сделали исключение – разрешили служить. И вскоре после
Выписки он отправился служить в Югославию. Прослужил там 9 месяцев, и тут поступило предложение – преподавать в родном училище.
Сейчас подполковник ВДВ Игорь Иванович Потапов – преподава-
тель Рязанского десантного училища. Большинство курсантов, ко-
нечно, знают, что у их преподавателя нет ног. Но лишних вопросов не задают. Потапов женат, растет сын Даниил. Игорь говорит:
«люблю жизнь и живу полноценно. Можно киснуть, жалеть се – бя. Но кому от этого станет легче?».
Говоря о мужестве и чести, не пройдите мимо статьи в газете
«АиФ» №13 за 2002 год. Практически ничего не написано о рядо –
вом Евгении Родионове.
Он был захвачен в плен еще на прошлой чеченской войне. Боевики потребовали, чтобы Евгений, если хочет остаться в живых, снял
нательный крест и согласился принять мусульманство. Евгений отказался, и озверевшие бандиты после трех месяцев мучений, пы-
ток отпилили ему голову. Палач Руслан Хойхороев выбрал для этого день, когда Евгению исполнилось 19 лет.
Зачем, спрашивают, Евгений Родионов пожертвовал своей мо –
лодой жизнью, чего он добился, что хотел доказать? Может быть, разумнее было бы пойти на компромисс
Эти рассуждения свидетельствуют только о духовной болезни,
поражающей общество, когда самые главные национальные мысли
оказываются не выраженными в нем
Ничего бы не достиг Евгений Родионов, совершив предательст-
во. На том краю, где оказалась наша страна и наш народ, гибель-
ны любые компромиссы.
А во-вторых, - и это самое главное – совершённый подвиг никогда не бывает напраснымМожет быть, никто: ни генералы,
ни подразделения прекрасно обученного спецназа – не сделали на этой войне для Росси больше, чем солдат Евгений Родионов
Его предало московское правительство, пославшее необученных
мальчишек на эту войну. Его предали отцы-командиры, пославшие
его прямо в руки чеченских бандитов.
Только он не предал никого.
Он переступил и через свой страх, и через свои обиды и одержал
победу, которая дается труднее всегоОн одержал победу, кото-
рую должен одержать над собой каждый человек, если желает спасения и своей Родины и своего собственного
Предложенные вашему вниманию материалы могут быть использованы для написания кратких изложений, для комплексного
анализа на уроках русского языка.
А теперь обратимся к художественной литературе. Хорошо, если у учителя есть запас произведений ( небольших по объему,
чтобы не перегружать выпускников), которые он изучил с классом
в тесной связи с классикой. Не премину напомнить о повести Е.Но-
сова «Усвятские шлемоносцы», разговор о которой идеально вписывается в систему уроков после изучения «Слова о полку Иго-
реве». В поисках весомых аргументов вы не раз сможете обрати-
ться к ней. Повесть многопроблемна: проблема исторической па-
мяти; проблема патриотизма; проблема трудового и нравствен-
ного воспитания; проблема взаимоотношения поколений; проблема любви к малой родине; проблема истинных ценностей; проблема семейных ценностей; проблема неразрывной связи человека и при-
роды; проблема защиты родной земли
Года два назад на экзамене был предложен текст о роли искусства в жизни человека. Учащиеся, да и учителя испытали
трудности в поисках произведения, которое могло бы стать аргу-
ментом. Хочу обратить ваше внимание на рассказ В.В.Вересаева
«Мать». Повествователь, находясь в Дрездене, не может не посетить галерею Цвингер и не увидеть там «Сикстинскую Ма-
донну» Рафаэля. И вот он, знакомый с картиной лишь по снимкам,
иронически говорит, как будет натаскивать на себя почтительное выражение лица, подсмеивается над «друзьями по несчастью», над самим собой. А вот и картина. И вдруг
Немало предлагается текстов, заставляющих задуматься о смысле жизни, о том, как не проглядеть главного в жизни. Возь-
мите в руки короткий рассказ Юрия Буйды «О реках, деревьях и
звёздах»:
«Неба не видят только свиньи и змеи,- сказал Миша Лютовцев же-
не наутро после свадьбы. - А мы с тобой должны удержаться в
людях».
Хочется привлечь ваше внимание к рассказам Бориса Екимова
«Фетисыч»(о вымирании деревни), «Ночь исцеления (о нравст-
венном взрослении подростка), «Белая дорога»(тема праведни-
чества), «Говори, мама, говори»(об одинокой старости), «Ты не
всё написал»(о писательском труде), «От огня к огню»(о мгнове-
ниях, которые помогают жить), «Провожаю»(о мужестве жить)
Перечитайте рассказы Ю.Казакова «Тихое утро»(о победе над
собой), «Некрасивая»(о том, что есть красота; о чувстве собст-
венного достоинства), «На полустанке»(о предательстве в любви)
«Трали-вали»(о двойственности природного человека, силе талан-
та, о любви).
Хотелось бы, чтобы вернулись к рассказам В.Солоухина «Закон
набата» (о нарастающем равнодушии), «Мочёные яблоки»(человек
человеку - ?), «Кувшинка»(красиво лишь то, что любишь). О пути
человека, о соблазне на этом пути рассказ Бориса Шишаева «На огни»; о том, во что превращается человек без памяти, - легенда о
манкурте Чингиза Айтматова, рассказ В.Каплинского «Мешочек»;
о том, есть ли у войны «человечья правда», «Солдатская молитва»
В.Богомолова; о самоотверженной любви «Соня» Т.Толстой; о том, что детям для счастья нужно, «Самые счастливые» Б.Екимова и страшный рассказ Анны Матвеевой «Твою мать»; о
мужестве оставаться человеком в бесчеловечных условиях «Више-
ра» В.Шаламова; о нравственном выборе «Выбор» В. Дёгтева; об
ответственности перед братьями нашими меньшими «Шатохи»
Петра Краснова
Список этот, как и любой другой, условный, неполный, постоянно
пополняемый. И именно эта пополняемость, наша неустанная работа над созданием у учащихся привычки думать, над умением
аргументировать своё мнение не могут не принести плодов




15