Программа мастер-класса Формирование УУД на уроках русского языка и литературы при обучении анализу текста

ПРОГРАММА МАСТЕР – КЛАССА
Формирование УУД на уроках русского языка и литературы при обучении анализу текста
Пояснительная записка
Обоснование актуальности. Актуальность данной программы определяется необходимостью развития аналитических навыков повышения лингвистической и коммуникативной компетенции учителя, что в целом поможет обеспечить формирование нового качества знания школьников и позволит педагогам соответствовать современным образовательным стандартам.
Практическая значимость. Поделиться со слушателями методикой, которая применялась и успешно внедрялась мной. Передать действующую технологию при обучении анализу текста на уроках русского языка и литературы.
Цели и задачи мастер-класса:
создать условия для профессионального самосовершенствования учителя, при котором формируется опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды ученика;
сформировать индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности;
Познакомить с программой и задачами мастер-класса «Аспекты анализа художественного текста»;
обобщить знания о методах анализа художественного текста в современном литературоведении;
сформировать умение раскрывать идейно-эстетическую сущность каждого художественного произведения;
способствовать пониманию духовного единства, национального своеобразия;
привлечь внимание участников мастер-классов к аспектам анализа художественного текста;
сформировать поликультурную компетентность обучаемых на основе анализа текстов.
Содержание занятий мастер-класса по этапам.
Презентация педагогического опыта:  кратко охарактеризовать основные идеи технологии, описать достижения в работе; доказать результативность деятельности учащихся, свидетельствующей об эффективности технологии, определить проблемы и перспективы в работе.
Представление системы учебных занятий: описать систему учебных занятий в режиме презентуемой технологии, определить основные приемы работы, которые будут демонстрироваться слушателям.
Проведение имитационной игры: провести учебное занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с учащимися, при этом слушатели одновременно играют две роли: учащихся экспериментального класса и экспертов, присутствующих на открытом занятии.
Моделирование: учителя-ученики выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме предложенной технологии, организовать самостоятельную работу слушателей и управлять ею, провести обсуждение авторских моделей учебного занятия.
Рефлексия: провести дискуссию по результатам совместной деятельности.
Методы работы со слушателями:
- эвристический (цель: самостоятельно сконструировать цель и содержание необходимости анализа текста на уроках русского языка и литературы, сформировать умение открывать новое в слове);
- исследовательский (цель: развить творческие способности слушателей в ходе активного участия в научно-исследовательской, проектной и поисковой деятельности, так как это одно из условий формирования их готовности к дальнейшему получению образования и овладению профессией);
- проблемный (цель: последовательно и целенаправленно привлечь слушателей к решению учебных проблем и проблемных познавательных задач, в процессе которых они должны активно усвоить новые знания, приобрести навыки и умения анализа текста исходя из предлагаемых условий).
Приемы и формы занятий со слушателями:
- лекции;
- семинары;
- творческое и комментирование чтение текстов;
- проблемные задания, ситуации
- эвристические беседы;
- коллажи;
- диалоги;
- работа в творческих группах.
Основные вопросы, рассматриваемые в рамках мастер – класса:
Теория и практика анализа
Анализ художественного текста методом стилистического эксперимента.
Комплексный анализ текста.
Лингволитературный анализ текста.
Анализ художественного текста при помощи концептуальных схем;
Компаративный анализ текста.
Лингвистический анализ текста.
Количество часов на всю программу мастер-класса - 14, каждое занятие рассчитано на 2 часа (1час – теории, 1 час – практики).
Прогноз результатов работы участников мастер – класса:
-повышение уровня теоретических знаний;
- освоение методики организации и проведения разных видов анализа текста на уроках русского языка и литературы;
- обогащение методической копилки;
- профессиональный и личностный рост педагогов.
2. Учебно – теоретический план.
№ п/п
Тема
Всего часов
Теоретические занятия
Практические занятия

1.
Теория и практика анализа.
2
1
1

2.
Анализ художественного текста методом стилистического эксперимента.
2
1
1

3.
Комплексный анализ текста.
2
1
1

4.
Лингволитературный анализ текста
2
1
1

5.
Анализ художественного текста при помощи концептуальных схем
2
1
1

6.
Компаративный анализ текста.
2
1
1

7.
Лингвистический анализ текста.
2
1
1


3. Содержание программы.
Занятие № 1
Тема: Теория и практика анализа (2ч.)
Цель: формирование потребности в изучении данной темы, ознакомление с методологическими основами теории и практики анализа художественного текста.
Форма проведения: теоретический семинар.
Основные понятия: сюжетная мотивировка, форма психологизма, форма присутствия автора, психологическая функция пейзажа, образная характеристика, образ, система образов, речь персонажей, характер, тип, типизация, персонаж, художественная деталь, лейтмотив.
Прогнозируемый результат: создание понятийного аппарата то теме, усвоение теоретических знаний и умение применять их на практике.
Занятие № 2
Тема: Анализ художественного текста методом стилистического эксперимента (2ч.)
Цель: формирование представлений о методе стилистического эксперимента при анализе художественного текста, отработка последовательности действий при данном виде анализа, способствовать углубленному пониманию идейного и эмоционального содержания текста.
Форма проведения: лекция, практическое занятие с использованием интерактивных методов.
Основные понятия: авторский замысел, ассоциативно-смысловые сцепления, форма и содержание текста, художественный образ, лексические, синтаксические средства выразительности, рассказчик, автор, детали сюжет, жанр, типы речи.
 Прогнозируемый результат: освоение педагогами методики проведения анализа художественного текста методом стилистического эксперимента и ее применение при подготовке к ГИА и ЕГЭ.
Занятие № 3
Тема: Комплексный анализ текста (2ч.)
Цель: раскрытие сущности комплексного анализа текста, познать творчество как процесс, ознакомить с планом комплексного анализа.
Форма проведения: методический диалог, презентация, тренинг.
Основные понятия: творчество, сочинение-рассуждение, позиция автора, комментарий проблемы, ее актуальность, развитие данной темы в литературе, аргумент.
Прогнозируемый результат: усвоение теоретических понятий, создание методической копилки по теме, применение умений при подготовке к ГИА и ЕГЭ.

Занятие № 4
Тема: Лингволитературный анализ текста (2ч.)
Цель: знакомство с опытом по лингволитературному анализу текста и методы организации его работы.
Форма проведения: семинар-практикум.
Основные понятия: Языковые средства(фонетические, грамматические, лексические, синтаксические и др.), своеобразие языка, художественные средства текста, авторская мысль.
Прогнозируемый результат: обогащение методической копилки участников мастер-класса, формирование профессиональных умений лингволитературного анализа текста и применение их при подготовке к ГИА и ЕГЭ.
Занятие № 5
Тема: Анализ художественного текста при помощи концептуальных схем (2ч.)
Цель: знакомство с опытом по созданию концептуальных схем и организация работы при данном виде анализа..
Форма проведения: лекция, семинар-практикум.
Основные понятия: концептуальная схема, структура текста, взаимосвязи, внутренний мир героя, композиция, сюжет, идея, концептуальная расчистка, концептуальное дополнение.
Прогнозируемый результат: обогащение методической копилки участников мастер-класса, формирование профессиональных умений анализа художественного текста при помощи концептуальных схем.
 Занятие № 6
Тема: Компаративный анализ текста (2ч.)
Цель: развить умение анализировать перевод, активизировать умение сопоставлять художественные произведения на разных уровнях, воспитать эстетический вкус, понимание красоты поэтического слова.
Форма проведения: лекция, практическое занятие с использованием интерактивных методов, проблемное задание.
Основные понятия: компаративный анализ, виды перевода ,компаративистика, плюрилингвизм, оригинал, перевод, подстрочник, поликультурная компетентность.
Прогнозируемый результат: обогащение методической копилки участников мастер-класса, формирование профессиональных умений компаративного анализа текста.
 Занятие № 7
Тема: Лингвистический анализ текста (2ч.)
Цель: овладения основными способами лингвистического анализа текста, сформировать культурно-речевые навыки, постичь глубину мыслей и чувств автора.
Форма проведения: семинар-практикум.
Основные понятия: текст, объект текста, типы речи, образность лексики, средства художественной выразительности, внутренний мир, авторский стиль
Прогнозируемый результат: обогащение методической копилки участников мастер-класса, формирование профессиональных умений лингвистического анализа текста и применение их при подготовке к ГИА и ЕГЭ.
4. Методическое обеспечение
Дидактический материал (Приложение№1)
Разработка урока (Приложение №2)
Самостоятельные работы (Приложение №3)
Проверочные и тестовые работы (Приложение №4)
Разработки занятий в виде презентаций (Приложение№5)
Тексты для анализа (Приложение №6)
Материал об учителе. (Приложение №7)
Техническое оснащение занятий: компьютер, проектор.

5. Список литературы
Анализ лирики в старших классах. Под. ред. И.Е. Каплан. Издательство «Экзамен»,2005
История русской литературы 19 века. М.: «Просвещение», 2006.
Словарь по русской речевой культуре. Под ред. В.Д. Чернак. Издательство «Экзамен», 2006.
Николина Н.А. Филологический анализ текста. М.: Издательский центр «Академия», 2008.
Ирина Исакова. Литературное произведение: теория и практика анализа. Русский язык и литература, 2008.
Татьяна Пахнова. От анализа текста – к сочинению, к изложению, к устному экзамену. Русский язык и литература, 2008
Тюпа В. И. Анализ художественного текста. М., 2006.



















Дополнительная литература
Анализ одного стихотворения. Под ред. В. Е. Холшевникова. Л., 1985.
Анализ художественного текста. Литературоведческие штудии. Омск, 1998.
Асоян А. А. Пролегомены. Лекции по теории литературы. Омск, 1995.
Бахтин М. М.. Эстетика словесного творчества. М., 1986.
Вейдле В. В.. Эмбриология поэзии. М., 2002.
Гаспаров М. Л. Избранные труды. В 2-х т. Т. 2. М., 1997.
Гаспаров М. Л. Очерк истории русского стиха. М., 2002.
Гаспаров М. Л. Русские стихи 1890х – 1925х годов в комментариях. М., 1993.
Гинзбург Л. Я. Литература в поисках реальности. Л., 1987.
Гиршман М. М.. Литературное произведение: Теория и практика анализа. М.,1991.
Егоров Б. Ф. Структурализм. Русская поэзия. Воспоминания. Томск, 2001.
Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 2000.
Женетт Ж. Фигуры: В 2-х т. М., 1998.
Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977.
Книга как художественное целое: различные аспекты анализа и интерпретации. Филологические штудии – 3. Омск, 2003.
Кожевникова Н. А. О роли тропов в организации стихотворного текста. // Язык русской поэзии ХХ века. М., 1989.
Кожевникова Н. А. Типы повествования в русской литературе ХIХ – ХХ вв. М., 1994.
Купина Н. А., Николина Н. А. Филологический анализ художественного текста. Практикум. М., 2003.
Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л., 1972.
Маймин Е. А. Слинина Э. В. Теория и практика литературого анализа. М., 1984.
Очерки истории языка русской поэзии ХХ века. М., 1995.
Писатель. Общество. Власть. Омск, 1995.
Пути анализа литературного произведения. М., 1981.
Слово – текст – контекст: иерархия художественных смыслов. Литературоведческие штудии – 2. Омск, 2000.
Текст. Интертекст. Культура. М., 2001.







Приложение №1
Осень. Хлюпает дождик. Как ему не надоест целый день хлюпать? Желтые листья все падают, и скоро деревья будут совсем лысые. А потом пойдут туманы, - большая собака заберется в будку и будет храпеть с утра до вечера. Я иногда хожу к ней в гости. Но она глупая и необразованная: когда я с ней играю и осторожно цапаю ее за хвост, она бьет меня лапой по голове и хватает зубами поперек живота.
Деревенщина! Саша Черный. "Дневник Фокса Микки".
1. Найдите в тексте разговорные слова, объясните, зачем они употребляются. (Слова: хлюпать, дождик, лысый, будка, пойти, цапать, деревенщина - создают эффект разговорной речи, естественной в дневнике - жанре разговорного стиля.)
2. Найдите слова, употребленные в переносном значении и создающие образы. (Это слова: лысые, необразованная, - которые нетрадиционно сочетаются с другими словами и имеют в тексте особые значения.)
3. Назовите предложения, в которых способ выражения сказуемого носит разговорный характер. (1. Скоро деревья будут совсем лысые. 2. Она глупая и необразованная. - Сказуемые выражены прилагательными в полной форме.)
4. Назовите односоставные и неполные предложения, определите их роль в тексте. (1. Осень. - назывное. 2. Как ему не надоест целый день хлюпать? - безличное. 3. Деревенщина! - неполное двусоставное с пропущенным подлежащим. Эти предложения создают эффект разговорной речи.)
5. Определите тип второго предложения по цели высказывания. Для текстов какого типа характерны такие предложения? (Это риторический вопрос - фигура, характерная для рассуждения.)
6. Определите тему рассуждения. Почему она меняется? (В начале текста предметом рассуждения является осень, во второй половине текста - собака. Рассуждение принадлежит фоксу Микки, поэтому в нем намеренно нарушена логическая связь между частями текста, чтобы показать наивный, несвойственный взрослому человеку способ мышления.)



Не жалейте о нас, ведь и мы б никого не жалели. Это неправда. Это - гордыня. И поэт, создавший эти строки, был горд. И защищался. За этими строками все кричит: жалейте нас, сострадайте... Плачьте с нами, не отпускайте... Держите нас на поверхности своей жалостью... В. Токарева. "Телохранитель".
1. К какому типу принадлежит текст (описание, повествование, рассуждение)?
(Это фрагмент рассуждения.)
2. Что в тексте создает экспрессию в большей степени - лексика или синтаксис?
(Синтаксис.)
3. Какие предложения являются самыми экспрессивными и почему? (Побудительные обобщенно-личные предложения: 1. "Не жалейте о нас"; 2. "Жалейте нас, сострадайте", 3. "Плачьте с нами, не отпускайте"; 4. "Держите нас на поверхности своей жалостью".)
4. Определите наклонение и время (где это возможно) глаголов. (Глаголы: жалейте, сострадайте, плачьте, отпускайте, держите - в форме повелительного наклонения; не жалели б - условного наклонения; был, защищался - изъявительного наклонения прошедшего времени; кричит - изъявительного наклонения настоящего времени. Разнообразие глагольных форм создает экспрессию.)
5. Являются ли оправданными повторы слов и употребление однокоренных слов в тексте? (Повтор глагола "жалеть" и употребление существительного "жалость" подчеркивают значение этих слов и создают экспрессию.)
6. Какое значение в тексте имеет знак многоточие? (Оно оформляет фигуру "умолчания", создает ощущение недоговоренности и эмоциональной напряженности речи.)









Приложение №2

Тема урока: «Лингвистический анализ текста»
Цели урока:
Образовательная: обучение лингвистическому анализу текста, подготовка к написанию сочинения-рассуждения (ЕГЭ, часть С)
Развивающая: развитие связной монологической речи учащихся, их логического мышления
Воспитательная: способствовать нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей.
Задачи урока:
расширять лексический запас учеников;
воспитывать читательскую культуру;
выявить систему языковых средств, с помощью которых передаётся идейно-тематическое и эстетическое содержание текста.
I. Вступительное слово учителя
- Ребята, сегодня мы продолжаем работу над лингвистическим анализом текста. На уроке мы постараемся привести знания и умения по анализу текста в стройную систему. Вы закрепите навыки видеть его идейно-тематическое и эстетическое своеобразие, разбираться в его композиции. Всё это будет способствовать совершенствованию вашей собственной речи. Эта работа очень трудная и важная, так как подготовит вас к написанию сочинения-рассуждения, которое есть в структуре ЕГЭ по русскому языку на итоговой аттестации за курс средней школы. Таким образом, наш урок – очередной этап в подготовке к экзаменам. А разговор наш сегодня пойдёт о важном для каждого из нас понятии Родины.
Понятие Родины – это память обо всем,
что нам дорого в прошлом,
это дела и люди нынешних дней,
это родная земля со всем,
что растет и дышит на ней.
В.Песков
II. Этап целеполагания
- С какой цель вы пришли сегодня на урок? Можно использовать клише.
III. Лексическая работа
- Что такое Родина, Отечество, Отчизна? Можем ли мы сказать, что эти слова - синонимы? Все ли слова являются активными в нашем лексиконе? Почему? Какие пословицы, поговорки, афоризмы вы подобрали к сегодняшнему уроку?
- Для работы я предлагаю текст известного журналиста В. М. Пескова. Что вы знаете о нём?
ВАСИЛИЙ ПЕСКОВ родился в 1930 году в селе под Воронежем. С 23 лет занимается журналистикой. Начинал в областной молодежной газете. Более 40 лет активно работает в «Комсомольской правде». Главные журналистские интересы Пескова лежат в сфере взаимосвязей природы и человека, взаимосвязей хозяйственных и духовных. В. Песков принадлежит к числу людей подвижных и любознательных. Он много ездил по нашей стране, дважды был в Африке, в странах Индокитая, летал в Антарктиду.    Основой нескольких его книг, изданных «Молодой гвардией», являются очерки и фотографии, опубликованные в «Комсомольской правде». За одну из них в 1964 году Василий Песков удостоен Ленинской премии, за другую – премии имени Михаила Кольцова.
Обошёл и объездил всю Землю. Это север, юг, Центральная Азия, Дальний Восток, Камчатка, Балтийские острова, граница Европы и Азии. Выезжал за рубеж: девять раз в США, три раза на Аляску, шесть раз в Африку, был в Австралии, Антарктиде, Китае, во Вьетнаме.
Но писал В. М. Песков не только о природе, им созданы очерки о Юрии Гагарине, о маршале Жукове, с которым после интервью у него сложились дружеские отношения.
Всё его журналистское творчество проникнуто горячей любовью к Отечеству.
III. Беседа по вопросам. Анализ текста
- Перед вами лежит схема анализа текста, по которой мы будем работать. Результаты анализа вы будете излагать в виде связного высказывания.
- Прочитайте выразительно текст
- Укажите основные признаки текста. Карточка-информатор № 1 для учащихся испытывающих затруднение при выполнении данного задания).
- Что вы знаете о времени создания текста? (Текст – отрывок из очерка «Отечество», из цикла «Святые места», посвящённого 50-летию образования СССР, 1967.) - Какое впечатление производит этот текст? Какое настроение передаёт автор? (Лирическое раздумье автора о том, что умещается в слове Родина. Автор выражает трепетную любовь ко всему, что считает своей Родиной, гордость и надежду.)
- Определите тему, основную мысль текста, озаглавьте его. (Тема текста – понятие о Родине. Заглавие – «Огромная любовь к Родине»). Выделите ключевые слова.
- В каком предложении выражена основная мысль текста? (А 29)
1) 1 2) 17 3) 22 4) 25
- Выделите микротемы, составьте план
- Вспомните, что такое проблема текста? Над какими проблемами заставляет нас задуматься автор? (Из чего же вырастает огромная человеческая любовь к Родине?
- Почему человеку важно знать свои корни?)
Индивидуализация задания. «Слабые» ребята могут взять карточку-информатор № 2.
- Вы будете писать о вопросах, волнующих современное общество. Как вы определите характер проблемы по значимости? (Актуальная.)
Актуальный – важный, существенный для настоящего момента.
- Какую сторону жизни человеческого общества касаются проблемы текста? (Нравственные).
Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек; соблюдение принятых в обществе правил.
- Сформулируйте и запишите проблемы текста, используя речевые клише.
- Какова точка зрения автора на данные проблемы? (Без прошлого нет настоящего. Человек должен вырасти сыном своей страны.) Выскажите свою точку зрения. Аргументируйте её.
- Выполните задания
А 30. Определите стиль и тип речи.
1) художественный; рассуждение
2) художественный; повествование
3) публицистический; рассуждение
4) научный; рассуждение-объяснение
Карточка-информатор № 3
- В чём особенность композиции текста? (Рассуждение: тезис, аргументы (доводы), вывод. Последнее предложение по смыслу связано с первым. Завершённость текста.)
Языковые и стилистические особенности публицистического стиля
Морфологические – причастия, причастные обороты.
Лексические – метафоры, эпитеты, сравнение.
Синтаксические – стилистические фигуры: антитеза, инверсия, параллелизм, парцелляция, риторический вопрос, риторическое обращение.
- Выполните задание В 8
В 8. «С первого предложения В. М. Песков вводит читателя в круг проблемы с помощью ____. Размышляя о том, что умещается в слове Родина, публицист в предложениях 3, 4, 5, 6 использует ______. Лексическое _______ («подобно дереву», предложение 7) является средством развёртывания темы очерка. Такое синтаксическое средство, как _____ (предложения 9-12) помогает автору убедить читателя в правильности собственного высказывания.
Принадлежность к публицистическому стилю доказывает такое морфологическое средство, как употребление _________».
фразеологизм
ряды однородных членов
противопоставление
риторический вопрос
олицетворение
лексический повтор
причастие и причастные обороты
вводные слова и предложения
сравнение
IV. Итоги урока
- Подведём итоги урока. Что изменилось в восприятии текста после проведённого лингвистического анализа?
- Как вы понимаете слова:
Очень полезно оттачивать и шлифовать свой ум об умы других.
М. Монтель
V. Рефлексия
Справились ли вы, ребята, с заданиями, предложенными на уроке, чтобы достигнуть цели урока?
Какое задание у вас вызвало затруднение?
Сможете на ЕГЭ правильно определить принадлежность текста к публицистическому стилю речи, определить проблемы и написать по нему сочинение?
Над чем нам необходимо с вами поработать на следующих уроках?
Домашнее задание: записать в тетради анализ текста, опираясь на записи в тетради.
Оценки за урок.
- Урок окончен. Спасибо за сотрудничество.
Приложение №3
Ведь убыстренный темп современного мира, материальные богатства, накопленные в нем, машины, сумасшедшие скорости, перенаселенные города с их новой архитектурой, непрерывное движение, наконец, власть телевизора и кинематографа все это порой создает ощущение подмены истинной красоты, замены сущности прекрасного и в реальном мире, и в человеке. Порой нам кажется, что мы познали все, что нас ничем не удивишь. Закат в пролете улицы едва ли заставит нас остановиться на мгновение. Звездное небо уже не кажется нам тайной тайн.
В буднях повседневных забот, в учащенном жизненном ритме, в шуме, суете мы скользим мимо прекрасного. Мы уверены: истины на нашей ладони, они вроде бы так отчетливо видны, так привычны, что мы устали от них. И в итоге обманываем самих себя. Как бы ни господствовала на земле точная наука, мир и человек в нем еще тайна, к которой мы только прикоснулись. Но если бы некто всезнающий появился на земле и раскрыл вдруг все загадки вселенной, это бы людям мало что дало. Ибо каждому суждено пройти долгий путь познания.
Человеческая память, как известно, связана с комплексом ассоциаций. Маленький толчок извне и в нашем возбужденном сознании возникают целые исторические картины, характеры, явления. Память может что-то объяснить, она может быть даже орудием исследования. Одним людям память дана как наказание, другим как ответственность. Человек не может заставить себя не думать, не вспоминать, не обобщать. Процесс познания начинается с прошлого, он не может быть отъединен от настоящего и локализован. Я думаю, что такой памятью-ответственностью и памятью познания были наделены и Шолохов, и Леонов, и Алексей Толстой, и Николай Островский, когда в тридцатых годах писали свои знаменитейшие романы. Это было глубочайшее проникновение в прошлое, а следовательно, открытие, никогда не терявшее своей новизны. Двадцатые, а также тридцатые годы, таким образом, всеобъемно исследовались советской литературой. Думаю, сейчас в нашем искусстве наступила пора тщательного исследования сороковых и пятидесятых годов. Накоплен огромный жизненный и душевный опыт, связанный с этой эпохой. Это исследование и героического и трагического, исследование мужества народа и его характера. Все, что касается морали,  предмет искусства, а все, что связано с моралью, лежит в социальной сфере. Литература не может быть несоциальной.
Задание.
Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

























Образец.
Почему так часто мы не замечаем прекрасное рядом с нами? Среди обычной суеты не удивляемся маленьким чудесам? Почему происходит подмена истинной красоты, замена сущности прекрасного в реальном мире и человеке? Вопросы, которые интересуют Бондарева, значимы и актуальны, потому что нужно видеть, что в этом мире истинно, а что ложно.
Автор текста уверен в том, что «в учащенном жизненном ритме, в шуме, суете мы скользим мимо прекрасного». Оно, по мнению Бондарева, для нас становится привычным, обыденным. Литература – это тоже прекрасное! Ведь в ней – вторая жизнь, сконцентрированная во времени, потому что писатели наделены «памятью-ответственностью и памятью познания».
Не могу не согласиться с мнением Бондарева в том, что постижение прекрасного через искусство облагораживает душу человека. Особенно ярко это представлено в романе Толстого «Война и мир». Две героини: Наташа и Элен. В графине преобладает способность откликаться всем своим существом на то, что трогает ее сердце. Лев Николаевич Толстой противопоставляет ей Элен, светскую красавицу с застывшей лицемерной маской. Ее красота - ложная. Наташа же поистине красива. Это же мы наблюдаем и в искусстве, и в литературе. Мы забываем о том, говорит Бондарев, что «искусство связано с моралью, с истинной красотой»:
А если это так, то, что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?




Приложение № 4
Солдатский колодец
Когда-то возле нашего сада занимались солдаты: стреляли, окопы рыли, наступали.
Было жарко. Одному солдату захотелось пить. Достал он из чехла лопату и начал копать ямку. Скоро из земли выбился тоненький родничок. Солдат напился и пошел своей дорогой. Другой солдат углубил ямку. Родник заструился, наполнился водой колодец.
На следующий день солдаты принесли бревна и сделали сруб. Кто-то из солдат сплел ковшик из бересты и повесил его у колодца.
Через неделю солдаты уехали в город и больше не возвращались к нам в деревню. А колодец остался. Вот уже пятнадцать лет бьет там родник. Вода льется поверх бревенчатого сруба, и по лугу мимо деревни бежит ручеек, веселый, звонкий и чистый, как сам колодец. Все в деревне пьют из него воду, потому что она вкусная и чистая. А колодец называется солдатским.
Добрую память оставили после себя солдаты.

Как вы думаете, в каком предложении формируется главная мысль текста?
Какие произведения художественной литературы с таким же замыслом вам известны?
На каком примере раскрыл свой замысел автор?
Почему текст называется «Солдатский колодец»?
Определите тип текста.
Как достигается смысловая целостность текста?
Как связаны предложения в тексте?
Какие изобразительные средства употреблены в тексте?
Из предложения №4 выпишите словосочетания с разными типами связи, произведите их полный синтаксический разбор.
Из предложений 11- 16 выпишите СПП и произведите его полный синтаксический разбор.
Из предложения №7 выпишите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков.
Из предложения 11-16 выпишите относительные имена прилагательные.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленную автором текста.
Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на читательский опыт.

ТЕСТОВАЯ РАБОТА
1. Какой звукотип лежит в основе создания [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]? Здесь страсти поджары и ржавы: Держав динамит! Здесь часто бывают пожары: Застава горит! Здесь ненависть оптом и скопом: Расправ пулемёт! Здесь часто бывают потопы: Застава плывёт! (М. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].) 1. З – С. 2. Ж – С. 3. Б – П. 4. Д – Т. 5. Все перечисленные звукотипы создают [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] катастрофы.
2. Чем объясняется наличие ударения на втором слоге слова колыхнет? Как тихо веет над долиной Далёкий колокольный звон, Как шорох стаи журавлиной,- И в шуме листьев замер он. Как море вешнее в разливе, Светлея, не колыхнет день,- И торопливей, молчаливей Ложится по долине тень. (Ф. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].) 1. Норма литературного произношения этого слова в XIX веке. 2. Индивидуально-авторское образование. 3. Рифма.
3. Вставьте пропущенную букву в словах. Лёгкий ветерок то пр..сыпался, то утихал: п..дует вдруг прямо в лицо и как будто разыграется, - всё весело зашумит, закивает и задвижется кругом, грациозно закачаются гибкие концы пап..р..тников, - обрадуешься ему, но вот уж он опять замер, и всё опять стихл.. . (И. Тургенев.) 1. А. 2. О.
4. Установите, к какой части речи относится слово то в вышеприведённом тексте. 1. Частица. 2. Местоимение. 3. Союз.
5. Можно ли заменить слово задвижется словом задвигается в вышеприведённом тексте? 1. Да. 2. Нет.
6. Можно ли назвать индивидуально-авторскими единицами выделенные в стихотворении формы причастий? Минута: минущая: минешь! Так мимо же, и страсть и друг! Да будет выброшено ныне ж – Что завтра б – Вырвано из рук! Минута: мерящая! Малость Обмеривающая, слышь: То никогда не начиналось, Что кончилось. Так лги ж, так льсти ж Минута: мающая! Мнимость Вскачь – медлящая! В прах и хлам Нас мелящая! Ты, что минешь: Минута: милостыня псам!.. (М. Цветаева.) 1. Индивидуально-авторские образования. 2. Общеупотребительные образования.
7. Каким «тихим словом» развязана [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] десяти лет? Десять лет замираний и криков, Все мои бессонные ночи Я вложила в тихое слово И сказала его напрасно. Отошёл ты. И стало снова На душе и пусто и ясно. (А. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].) 1. Уходи! 2. Не люблю! 3. Прощай!
8. Какое слово является вершиной стихотворного текста, его кульминацией? Проводила друга до передней. Постояла в золотой пыли. С колоколенки соседней Звуки важные текли. Брошена! Придуманное слово – Разве я цветок или письмо? А глаза глядят уже сурово В потемневшее трюмо. (А. Ахматова.) 1. Проводила. 2. Брошена. 3. Цветок или письмо.
9. Кому принадлежит своеобразный стихотворный месяцеслов? Я в январе была подругой. Памятным мне будет месяц вьюжный, Северный, встревоженный февраль. Мне жаль, что ваше тело Растает в марте, хрупкая Снегурка. Нежна апрельская прохлада. Как ты до мая доживёшь 1. М. Цветаева. 2. А. Ахматова. 3. О. Берггольц.
10. Почему слово нанять воспринималось как иностранное? В 1924 году, говорят, из Владикавказа в Тифлис можно было проехать просто: нанять автомобиль во Владикавказе и по Военно-Грузинской дороге, где необычайно красиво. И всего 210 вёрст. Но в 1921 году самое слово «нанять» звучало во Владикавказе как слово иностранное. (М. Булгаков.) 1. Оно только осваивалось нерусскими во Владикавказе. 2. Оно использовалось в сочетании с новым словом автомобиль. 3. Оно меняло свою стилистическую окраску: из разговорного переходило в состав литературных единиц.
11. В каком значении употребил М.Ю. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] слово странною (любовью) в стихотворении «Родина»? Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит её рассудок мой. Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой, Ни тёмной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадного мечтанья. Но я люблю – за что, не знаю сам 1. Не похожая ни на какие другие чувства любовь. 2. Страсть, захватывающая всего поэта. 3. Чувство, не объяснимое самим поэтом, неясное для него, непонятное ему.
12. О каком городе написал Ф. Глинка? Процветай же славой вечной, Город храмов и палат! Град срединный, град сердечный, Коренной России град! 1. Москва. 2. Новгород. 3. Владимир.
13. В каком значении употребил А.С. Пушкин слово державное (теченье) в своей поэме? Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой её гранит 1. Река, достойная столицы России – Петербурга. 2. Спокойное, важное, неторопливое. 3. Олицетворяющее державу – Российское государство.
14. В прямом или переносном значении употребил А.С. Пушкин слово пастырь в стихотворении «Кавказ»? А там уж и люди гнездятся в горах, И ползают овцы по злачным стремнинам. И пастырь нисходит к весёлым долинам, Где мчится Арагва в тенистых брегах 1. Прямое значение - «пастух». 2. Переносное значение – «духовное лицо, имеющее приход».
15. Какую функцию выполняют музыкальные термины бас, тенор, дискант в повести А.П. Чехова «Степь»? Как будто от того, что траве не видно в потёмках своей старости, в ней поднимается весёлая, молодая трескотня, какой не бывает днём; треск, подсвистыванье, царапанье, степные басы, тенора и дисканты – всё мешается в непрерывный, монотонный гул, под который хорошо вспоминать и грустить. 1. Номинативная (для называния) функция. 2. Стилистическая функция. 3. Изобразительно-выразительная функция.
16. Охарактеризуйте выделенное слово с точки зрения его исторического изменения. Мы долго бродили с Касьяном по ссечкам. Молодые отпрыски, ещё не успевшие вытянуться выше аршина, окружали своими тонкими, гладкими стебельками почерневшие, низкие пни (И. Тургенев.) 1. Архаизм. 2. Историзм. 3. Неологизм.
17. В вышеприведённом тексте замените слово ссечки другим словом. Какое слово является более близким по смыслу? 1. Дорожки. 2. Просеки. 3. Вырубки.
18. Установите функцию выделенного слова в тексте? Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. (М. Пришвин.) 1. Номинативная (для называния) функция. 2. Изобразительно-выразительная функция. 3. Стилистическая функция.
19. Установите функцию тире в тексте. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. (М. Пришвин.) 1. Интонационное тире. 2. Тире в неполном предложении.
20. Какую форму имени существительного чай следует использовать в тексте? После ча.. я уходил на охоту за перепёлками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками. (М. Пришвин.) 1. Чаю. 2. Чая.
21. Установите, к какой лексике современного русского языка относится выделенное слово в тексте. С отрадой многим незнакомой Я вижу полное гумно, Избу, покрытую соломой, С резными ставнями окно (М. Лермонтов.) 1. Разговорная. 2. Нейтральная. 3. Книжная. 4. Высокая.
22. Установите значение слова выя в тексте. Ты не гнула крепкой выи В бедовой своей судьбе; Разве пасынки России Не поклонятся тебе?.. (Ф. Глинка.) 1. Спина. 2. Шея. 3. Хребет.
23. Замените слова саженей и версты словами метров и километра. Изменится ли смысл сказанного? Наши невысокие, отлогие холмы, на которые въезжаешь, почти их не замечая, подымающиеся много что на сто или полтораста саженей, и по скатам которых мы видим всё одни и те поля, леса, рощи, сёла и деревни, конечно, мало походят на высокие горы, вершины которых покрыты вечным снегом и льдом и, подымаясь на три, на четыре версты кверху, уходят далеко за облака. (К. Ушинский.) 1. Изменится. 2. Не изменится.
24. Существует ли в современном русском языке выражение из приведённого выше текста: подымающиеся много что на сто или полтораста? 1. Существует. 2. Не существует.
25. К какой лексике современного русского языка относятся слова в тексте? Нельзя думать, что ты уже художник, если научился прикладывать к действительности пропускную бумагу и получать на ней точное изображение реального мира. Дело в том, что сама видимость реального мира не вполне передаёт нам его истинную сущность – и задача художника заключается в добавлении к видимости того, что не хватает ей до её истинности, или в изменении её. (А. Платонов.) 1. Разговорная. 2. Книжная. 3. Нейтральная.
26. Отметьте в тексте диалектное слово. Утро на пряслинской усадьбе начиналось с птичьего гомона. Едва только из-за реки брызнут первые лучи солнца, как вся пернатая мелюзга, прижившаяся возле нового дома на угоре, принималась славить [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. На все голоса, на все лады. (Ф. Абрамов.) 1. Мелюзга. 2. Угор. 3. Гомон. 27. К какой лексике относятся выделенные слова? Село, значит, наше – Радово, Дворов, почитай, два ста. Тому, кто его оглядывал, Приветственны наши места. Богаты мы лесом и водью, Есть пастбища, есть поля. И по всему угодью Рассажены тополя. (С. Есенин.) 1. Разговорная. 2. Диалектная. 3. Просторечная.
28. Какие слова текста вступают в синонимические отношения? Скрипка издёргалась, упрашивая, и вдруг разревелась Так по-детски, Что барабан не выдержал: «Хорошо, хорошо, хорошо!» А сам устал, не дослушал скрипкиной речи, шмыгнул на горящий Кузнецкий и ушёл (В. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].) 1. Издёргалась – разревелась. 2. Устал – не дослушал. 3. Шмыгнул – ушёл.
29. Какое слово текста является индивидуально-авторским неологизмом? В смокинг вштопорен, Побрит, что надо, по гранд по опере гуляю грандом. Смотрю в антракте – красавка на красавице (В. Маяковский.) 1. Вштопорен. 2. Грандом. 3. Красавка.
30. Укажите разряд выделенных имён существительных. Кто Царь- колокол подымет? Кто Царь-пушку повернёт? (Ф. Глинка.) 1. Собственное. 2. Нарицательное.
31. Какое слово текста относится к устаревшим словам? Город чудный, город древний, Ты вместил в свои концы И посады и деревни, И палаты и дворцы! (Ф. Глинка) 1. Дворцы. 2. Посады. 3. Палаты. 4. Деревни.
32. Чем объясняется использование слова красивость в тексте А.С. Пушкина? Люблю воинственную живость Потешных Марсовых полей, Пехотных ратей и коней Однообразную красивость. 1. Рифма. 2. Размер стиха. 3. Значение слова. 4. Стилистическая функция.
33. Каково значение слова потешных в вышеприведённом тексте? 1. Забавные. 2. Смешные. 3. Связанные с военными зрелищами. 4. Связанные с парадами, в которых принимали участие дети.
34. К одному или разным спряжениям относятся глаголы двигать, дышать, использованные В.А. Жуковским? Безмолвное море, лазурное море, Открой мне глубокую тайну твою: Что движет твоё необъятное лоно? Чем дышит твоя напряжённая грудь? 1. Глаголы I спряжения. 2. Глаголы II спряжения. 3. Глаголы разных спряжений.
35. Установите стиль текста. Осень освобождала крестьянина от земледельческих работ, награждая за труды временным отдыхом. Щедрая, богатая, она украшала землю золотым нарядом. Наступала пора весёлых свадеб. Чтобы проверить сметливость, наблюдательность, ум жениха и невесты, очень часто прибегали к излюбленному в народе приёму – загадыванию загадок. (Г. Науменко.) 1. Публицистический. 2. Научный. 3. Художественный. 4. Деловой.
36. Какая форма слова является устаревшей в современном русском языке? Всем любиться в свете должно, И в семнадцать лет не можно Сердцу без другого жить. Что же делать? Где искать? И кому люблю сказать? (Н. Карамзин) 1. Любиться 2. Должно 3. Не можно 4. Все три формы являются устаревшими























Приложение №6
(1) Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью  значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. (2) Но вот в «Пророке»:
Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился
(3) Чего же не хватало пушкинскому герою  споров, театров и выставок? (4) Что это значит  духовная жажда?
(5) Духовность не то, что культура поведения или образованность. (6) Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. (7) Интеллигентность  не образованность, а духовность. (8) Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? (9) Да потому, что чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. (10) Духовная жизнь человека  это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям. (11) В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника  ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. (12) Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства. (13) Точно так же может быть бездуховным и само искусство  все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру, и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъёмно, в этом его назначение.
(14) Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. (15) Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. (16) Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот.
(17) Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? (18) Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. (19) Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. (20) Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать (21) Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные  назовём их стремлениями: “священный сердца жар, к высокому стремленье” (Пушкин). (22) Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте
(С.Соловейчик)

(1) Это было сразу после войны. (2) Лето выдалось на Кубани жаркое, но сухое. (3) Сочные травы вымахали чуть ли не по пояс. (4) Станичники, кто с косами, кто с серпами, с утра уходили на сенокос. (5) Пока старшие занимались делами, я бродил по округе. (6) Нередко мне попадались затянутые временем воронки, россыпи гильз.
(7) Однажды, когда я продирался сквозь заросли черёмухи, боярышника, облепихи, еле заметная тропинка вывела меня на поляну, заросшую разнотравьем. (8) Но что это? (9) Над зелёным ковром покачивались на ветру махровые фиолетово-синие ирисы. (10) Ровными рядами возвышались они над скромными полевыми цветами.
(11) Откуда здесь, среди леса, возникло это садовое чудо, украшение хрустальных ваз? (12) Может быть, тут когда-то стояла усадьба, снесённая военным шквалом?
(13) Вдруг кто-то кашлянул. (14) В тени на бугорке сидел пожилой мужчина. (15) На нём была выгоревшая гимнастерка, такие же солдатские брюки-галифе, через плечо ремень.
(16) Я подошёл, поздоровался. (17) Показывая на ирисы, спросил о цветах.
(18)  Сам сажал. (19) В сорок третьем. (20) После боёв здесь стояли. (21) На отдыхе. (22) Как раз на этом месте были разбиты наши палатки,  сказал мужчина. (23)  А ты, хлопец, чей будешь?
(24) Я ответил.
(25)  Гостишь, значит (26) А ирисы и впрямь хороши. (27) По весне их около хаты высажу. (28) Видел на краю станицы высокую шелковицу? (29) Так это моя. (30) Заходи. (31) С сыном познакомлю.
(32) Недавно я побывал в тех краях. (33) Ещё из автобуса заметил на околице высокую шелковицу. (34) Она! (35) Но рядом стояла не прежняя белая мазанка под соломой, а красного кирпича дом. (36) Да и вся станица сильно изменилась.
(37) Зашёл в дом. (38) Спросил хозяина.
(39)  Схоронили запрошлым летом,  ответила старушка. (40) Жена я ему. (41) Сын на ферме. (42) Посидите чуток.
(43) Пообещав вернуться, пошёл в лес: “Интересно, живы ли ирисы?”
(44) Вот, кажется, и то место. (45) Да, точно оно. (46) Раздвигаю ветки густых кустов  и сердце учащённо забилось. (47) На поляне, среди травы, стоят фиолетово-синие ирисы необыкновенной красоты. (48) Живы!
(49) Вот оно как бывает: солдат умер, а цветы, посаженные им, живут.
(По Ю.Медведеву)



(1) По грязному снегу только что освобождённой станицы наш солдат вёл взятого в плен немецкого офицера. (2) Офицер ранен, рука на перевязи, под меховой каскеткой  молодое, обросшее, испуганно заискивающее лицо.
(3) Из проулочка навстречу им, шатаясь от возбуждения от минуту назад пережитой атаки, выбежал коренастый солдат в распахнутом ватнике с прижатым к груди раскалённым стрельбой автоматом. (4) Злые, чёрно-угольные глаза солдата неистово блеснули на пленного, зыркнули на конвоира; цигарка, зажатая в зубах, горячо разгоралась, он жадно затягивался, не выпуская дым, а глотая хриплыми вдохами.
(5) Куда ведёшь курву?  выплёвывая докуренную до губ цигарку, крикнул он задохнувшимся голосом.  (6) Куда, я тебя спрашиваю?
(7)  В штаб. (8) Раненый он (9) Сдался вот. (10) Веду
(11)  Чего раненый? (12) Где? (13) Чего раненый? (14) Симулянт! (15) Гад ползучий! (16) Фашистская сволочь! (17) Церемониться, мать его в душу! (18) А ну!..
(19) Коренастый, оскалясь, подскочил к пленному и вдруг со всей силой рванул повязку на руке немца, отдирая её с треском бинтов, лопнула перевязь.
(20)  Их есть не фашист!..  закричал немец, с ужасом отшатываясь, видя кровь, проступившую сквозь полусодранный бинт на руке.  Камрад!
(21) Он сморщился, заплакал, сгибаясь от боли и нянча свою окровавленную кисть, как ребёнок.
(22)  Их есть камрад!..
(23)  Я те дам “камрад”!  прохрипел солдат и, не снимая ремень автомата с шеи, сбоку полоснул короткой очередью в перекошенное страхом и болью лицо немца, понявшего свою смерть лишь в последний момент.
(24) Он, мокро и коротко хлюпнув носом, вскинул дикие, отталкивающие неизбежное глаза, но сказать ничего не успел  брызнули кровь и мозги на снег, истоптанный, исчернённый колёсами, копытами, сапогами.
(25)  Ты что? (26) Очумел? (27) Зачем, а?  бормотал конвоир, бледный, весь трясясь, стуча зубами, растерянно, судорожно вытирая рукавом шинели забрызганный красными сгустками подбородок.
(28)  Нюня ты! (29) Баба с мокрым подолом!  крикнул низкорослый солдат. (30) Таких, как ты самих надо! 31) Они б тебя в плену конфеточками кормили!.. На вот им!..
(32) И, хлопая себя по ширинке, хрипло и страшно захохотал, как безумный.
(33) Они вместе пошли по дороге. 34) Конвоир, спотыкаясь, оглядывался. (35) Его колотила дрожь. (36) Он не мог выговорить ни слова.
(37) Потом из ближней хаты вышел старик, глянул из-под ладони вслед удалявшимся солдатам, поглядел на убитого немецкого офицера, покачал головой, забормотал печально, тихо:
(38)  Эх, война, война. (39) А ведь мать у него, должно, где есть. (40) Эвон молодой какой, прости Господи
(41) И, жалостливо вздыхая, стянул сапоги с убитого, затем, подумав, и шерстяные носки снял.
(42) Есть периоды в человеческой истории, когда добро и зло ходят в обнимку, шатаясь от жестокого хмеля.

Заголовок 315