Внедрение личностно-ориентированного и компетентностного подхода в обучении. Методологический аспект темы в свете гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Школа № 88 города Донецка»











Внедрение личностно-ориентированного и
компетентностного подхода в обучении.
Методологический аспект темы
в свете гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили






Лукьянова Валентина Васильевна,
учитель биологии и химии




















Мы слишком часто даём детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить. Жак Делор – Президент Международной комиссии ЮНЕСКО по проблемам образования в ХХI веке, сформулировал цели образования ХХI века:
научиться познавать,
научиться делать,
научиться жить вместе,
научиться жить.

Главная цель школьного образования, которая закреплена в основных нормативных актах, - это формирование ученика как здоровой, гармонично развитой личности, гражданина и патриота. Обучающийся должен приобрести учебную (академическую) и жизненную компетентность, способность к твор-ческому развитию и самосовершенствованию. Это необходимо ученикам для:
- будущей успешной профессиональной деятельности,
- полноценной жизни в обществе и положительных взаимоотношений,
- личного развития, адекватного оценивания – себя, мира, своего места в мире, конкретных знаний, необходимости или ненужности их для своей деятельности, а также метода их получения или использования. То есть

Компетентность = мобильность знаний + гибкость метода + критичность мышления

Согласно программе внедрения компетентностно-ориентированного подхо-да в учебно- воспитательный процесс выделяют следующие ключевые компетен-тности.
Познавательная компетентность:
учебные достижения;
интеллектуальные задания;
умение учиться и оперировать знаниями.
Личностная компетентность:
развитие индивидуальных способностей и талантов;
знание своих сильных и слабых сторон;
способность к рефлексии;
динамичность знаний.
Самообразовательная компетентность:
способность к самообразованию, организации собственных приёмов самообучения;
ответсвенность за уровень личной самообразовательной деятельности;
гибкость применения знаний, умений и навыков в условиях быстрых изменений;
постоянный самоанализ, контроль своей деятельности.
4. Социальная компетентность:
сотрудничество, работа в команде, коммуникативные навыки;
способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей;
социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе;
развитие личностных качеств, саморегулирование.
5. Компетентное отношение к собственному здоровью:
соматическое здоровье;
клиническое здоровье;
физическое здоровье;
уровень валеологических знаний.

Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Возникает необходимость искать эффективные методы обучения и такие методические приёмы, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках ученик работал активно и увлеченно, использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознатель-ности, глубокого познавательного интереса.
Новые республиканские образовательные стандарты требуют глубоко задуматься над мировоззренческой, идеологической, методологической основами образования. В этом плане мне представляется важным и необходимым использовать в своей практической педагогической деятельности учение Гуманной педагогики Шалвы Александровича Амонашвили.
Гуманистические идеи Ш.А. Амонашвили вовлекают в свою орбиту всё большее число людей, по-настоящему озабоченных судьбой молодого поколения, бережно относящихся к проблеме воспитания и образования, понимающих, что начинать преобразования надо не с критики обучающихся, руководства и действующих методик, а прежде всего с себя. Во многих городах России, Белоруссии, Донбасса, других регионов созданы творческие лаборатории на основах гуманной педагогики, которые вовлекают в поиск новых форм и методов работы тех, кто принимает ребенка таким, каков он есть. Ведь суть гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили, базирующейся на обобщенном опыте великих педагогов-гуманистов: Песталоцци, Каменского, Корчака, Сухомлинского и многих других, заключена в трёх основных постулатах: вера в возможности Ребёнка, раскрытие самобытной природы в Ребёнке, уважении его личности.
Образовательный процесс происходит в Школе!
Школа – живое духовное существо со своим предназначением.
Она ведет общество, но не является слугой общества.
Она укрепляет государство, но не есть оружие в руках государства.
Она служит человеку, но не обслуживает его.
Какая же сила направляет Школу?
Её направляет сила собственного Духа.
Дух Школы имеет свои вечные основания и изменять их не будет. Иначе не будет самой Школы. Этими основаниями являются общечеловеческие ценности, которые определяют норму и качество жизни: Вера, Праведность, Любовь, Гуманизм, Справедливость, Культура, Совесть. То, что возникает в человеке путем образования на основе этих ценностей, можно назвать духовностью и духовной жизнью.
Но общечеловеческие ценности не существуют как абстракт, они проявляются как национальный дух, национальное самосознание, национальная культура.
Всё национальное есть источник общечеловеческого.
Высоко и ответственно предназначение Учителя.

Позвольте представить Вам ” Клятву Учителя “, написанную Ш.А. Амонашвили.

Я, Амонашвили Шалва Александрович,
добровольно выбрав профессию Учителя и находя в ней своё призвание, глубоко сознавая свою причастность за сохранение и процветание жизни на Земле, с полной ответственностью принимаю на себя заботу о судьбе ребенка, о судьбах детей, клянусь:

- любить детей, любить каждого ребёнка от всего сердца,
- быть им верным и преданным,
- следовать цели раскрытия, развития, воспитания, утверждения в Ребёнке личности,
- быть оптимистом в отношении любого ребеёнка в любых случаях.

Обязуюсь постоянно и усердно заботиться:

- о приобщении детей к высочайшим ценностям общечеловеческой культуры и нравственности,
- о развитии и воспитании в них доброты, заботы о людях, о Природе, о выживании человечества,
- об очеловечении знаний и очеловечении среды вокруг каждого ребёнка,
- об овладении искусством гуманного общения с детьми, с Ребёнком.

Клянусь:

- не вредить детям,
- не вредить Ребёнку.

И ёще просит учителя Шалва Александрович: ” Подарите Ребёнку Улыбку! “
Улыбка проявляет Жизнь, и какая же это будет школа, если она не признает улыбку, не насытит ею всё своё пространство?
Какая это будет педагогическая наука, для которой улыбка не есть сущностное понятие?
Улыбка очеловечивает Жизнь, несёт в ней Свет.
Без учительской улыбки гаснет в жизни учеников свет радости познания, тает любовь и устремления.
Учитель без улыбки – чужой человек среди учеников.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Гуманное педагогическое мышление, как вечная истина и как стержень всякого педагогического учения и наследия, таит в себе возможность для постоянного обновления жизни школы, для многогранной творческой деятельности учителя и учительских коллективов.

Человек становиться личностью в той мере, в какой он ищет себя, открывает в себе цель своего служения и служит ей, не смотря ни на какие трудности и осложнения.

Ш.А. Амонашвили































16 февраля 2016 г.