КАЖДЫЙ ИЗ НАС В ОТВЕТЕ ПЕРЕД БУДУЩИМ (Анализ рассказа Рэя Брэдбери « И грянул гром»)



5 класс. Литература. Образовательная система «Школа 2100»

КАЖДЫЙ ИЗ НАС В ОТВЕТЕ ПЕРЕД БУДУЩИМ
(Анализ рассказа Рэя Брэдбери « И грянул гром»)
ЦЕЛЬ. Показать, в чем состоит основная идея рассказа Рэя Бребери, какими художественными средствами автор выражает данную идею.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ. Беседа с учащимися, групповая работа на уроке, представление проекта, «дерево знаний ».
ОБОРУДОВАНИЕ. «Дерево знаний».
Словарь: диктатура, демократия, депрессия, парадокс, сафари, чресла.
ХОД УРОКА
1.Слово учителя.
Ребята, мы с вами на прошлом уроке познакомились с историей жизни американского писателя-фантаста Рэя Брэдбери и с его рассказом «И грянул гром». Сегодня нам предстоит решить трудную задачу. Мы должны ответить на вопрос: что же необходимо сделать нам сейчас, в настоящем, чтобы у нашей матушки - планеты было будущее, в котором царит мир и покой. Сегодня мы спасатели и аналитики, а тема нашего урока – «Каждый из нас в ответе перед будущим».
Вопросы учащимся Возможные ответы
1.Вспомните, с какого эпизода начинается рассказ, каковы планы Экельса? Экельс собирается отправиться в прошлое.
Основная цель поездки – охота.
2.Кто и что помогает Экельсу совершить путешествие в прошлое? Тревис и машина времени.
3.Кто такой Тревис? Проводник в Прошлое.
4. Зачитайте эпизод, где Тревис объясняет Экельсу, почему нельзя сходить с тропы. Стр. 29-30.
5.Поняли ли вы в чем смысл теории
Тревиса?
если нарушить что-то в прошлом, если уничтожить самое малое – это может при-
вести к непоправимым последствиям;
ни в коем случае нельзя сходить с тропы.
6. Не вступает ли в противоречие теория
Тревиса и его действия?
Между теорией Тревиса и его действиями
есть определенные противоречия.
Хотя Тревис очень осторожен в своем
обращении с прошлым, но все же сафари
служит для него и его сотрудников
средством наживы.
7.В чем особенность авторского замысла? Автор не мог избрать другого пути: ему необходимо было отправить героев в прошлое, чтобы показать, что может произойти, если
забыть о своей ответственности перед будущим.
Ведь наше настоящее – это прошлое для
будущих поколений. И мы в ответе за
это прошлое.
8. В чем состоит вина Экельса?
Сколько преступлений он совершил за то короткое время, что провел в прошлом?
Вина его состоит, прежде всего, в его легкомысленном отношении ко всему происходящему: он никак не хочет понять
Тревиса, шутя целится в Птеродактиля. Кроме того, он трус (в конторе возмущается,
в прошлом бросает товарищей в минуту
опасности и сходит с Тропы).
9. Каковы последствия поступков Экельса? Зачитайте.
Стр. 35-36.
10.Сравните начало и конец рассказа. Кто победил на выборах в начале рассказа?
Что изменилось? Кто победил на выборах в конце рассказа? Каковы его политические взгляды? Что значат слова демократия
диктатура?
Как называется такой авторский прием? С какой целью использует его автор?
(чтобы ярче выразить авторский замысел) Примечание. В результате ответов
учащихся на доске
появляется следующая надпись:
Кейт Дойчердемократ диктатор
А между ними всего лишь бабочка
(рисунок)
11.Как вы поняли смысл финала? Почему
Тревис убивает Экельса, ведь он уже однаж-
ды пощадил его? Тревис еще сомневался в правильности своей теории, а теперь понял, что мир изменился и совсем не в лучшую сторону.
12.Ребята, а вы заметили, с какой буквы
пишет Рэй Брэдбери такие слова, как Тропа,
Прошлое, Настоящее? Как вы думаете:
почему?
13.Почему рассказ называется « И грянул
гром»? Сколько раз гремит гром в рассказе?
В чем смысл данного образа? Гром гремит два раза: когда появляется
динозавр и когда стреляет Тревис.
Гром-предупреждение, гром – расплата.
( появляется яркая надпись на доске)
14.Каков смысл данного рассказа? Это
рассказ-предупреждение. О чем
предупреждает нас писатель?
Даже незначительные изменения в
прошлом, могут привести к глобальным изменениям в будущем.
2. Слово учителя.
А теперь ваш проект, ребята. Мы с вами выпускаем книгу «И грянул гром». Какой она будет? Пожалуйста, вам слово.
3. Представление учащимися своих проектов.
Дизайнеры, художники – обложка книги.
Аннотация к книге.
Художники – представление герба писателя, созданного группой.
Предисловие.
Художники – иллюстраторы - представление иллюстраций к тексту.
Менеджер по рекламе – реклама книги.
4. Ребята, я очень рада, что в своих работах вы отразили тему рассказа и его основную мысль, придерживались задуманной формы проекта.
А сейчас я расскажу вам притчу.
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. Пошел он на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутыми ладонями и подумал: «Спрошу – ка я у мудреца: скажи, наимудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет: живая - я сомкну руки, и бабочка умрет, а если он скажет: мертвая - я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее».
Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у него: « Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, живая или мертвая?» И тогда мудрец, который был действительно очень умным человеком, сказал: «Все в твоих руках…»
Как эта притча соотносится с основной мыслью рассказа Брэдбери?
5. А можем ли мы предположить, почему именно бабочка изменила жизнь на планете, да и в притче тоже использован этот образ?
Учащийся:
Может быть, потому, что слово «бабочка» означало «душа бабушки», «дух прародительницы». Наши далекие предки, следя за полетом красивых насекомых, наблюдая, как кружатся они возле окон и дверей жилья, как упрямо летят на свет, задумались: да уж не порхает ли это вокруг родного дома душа умершей родоначальницы тех, кто в нем теперь живет? Выходит, что бабочка и бабушка – это одно и тоже слово.
И завершая наш разговор, прошу вас еще раз обратить внимание на схему рассказа.
6.Групповая работа.
Задание. Что необходимо сделать нам в настоящем, чтобы наши потомки жили счастливо, что хотели бы мы пожелать себе и другим? Работы представить на «дереве знаний».
Мини-проекты были следующими:
Помнить о том, что мы хранители прошлого.
Бережно относиться к своей Планете.
Думать не только о своей выгоде, но и о судьбе земли.
Думай, анализируй.
Наше счастье – это счастье нашей планеты.
Не допускать в свою душу Экельса.
Все в наших руках
7. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Оценки за работу в групповом проекте выставляются вместе с руководителями групп.
Руководители групп предварительно заполнили оценочные листы.
Например.
Тема работы группы: Вступительная
статья к книге. Самооценка Оценка
группы Оценка руководителя
группы
Руководитель группы :представление работы Члены группы Отбор материала Анализ и систематизация данного материала Оформление статьи В зависимости от уровня подготовки учащихся на следующем уроке может быть предложен следующий тест с самопроверкой или взаимопроверкой.
РЭЙ БРЭДБЕРИ « И грянул гром»
Фамилия имя учащегося ___________________________________________________
Коротко, 1-2 словами, ответьте на вопросы:
Вопрос Ответ
1. Куда было совершено путешествие? 2. «…нечто извивающееся и гудящее, переплетение проводов и стальных кожухов, переливающийся яркий ореол –
то оранжевый, то серебристый, то голу-
бой». Что это? 3. «В США будет хороший президент…»
О ком идет речь? 4. Этот тип против всего на свете –
против мира, против веры, против человечества, против разума…» О ком
идет речь? 5. «У нас теперь одна забота -…»
Какая? 6. В каком времени оказались герои? 7. «Она парит над землей на высоте шести
дюймов. Не задевает ни одного дерева, ни одного цветка,
ни одной травинки.» О чем идет речь? 8. Какие слова, как заклинание, все время произносит
Тревис? 9. «… слепо шагнул к краю Тропы, сошел
с нее и, сам того не сознавая, направился
в джунгли…» Как зовут этого героя? 10. «Пять минут спустя он, дрожа всем телом, вернулся к Машине. Он протянул вперед обе ладони. На них
блестели..» Что? 11.Кто победил на выборах после поездки в прошлое? Определите значение слов «диктатура», демократия ? «5» – 11-12 баллов
«4» – 8-10 баллов
«3» - 5-7 баллов
Общее количество набранных баллов Оценка