Конспект урока по русскому языку Морфологический разбор причастия (7 класс)

Подробный конспект урока.
Организационная информация

Тема урока
Морфологический разбор причастия

Предмет
Русский язык

Класс
7

Автор урока (ФИО, должность)
Доманова Марина Александровна, учитель русского языка и литературы.

Образовательное учреждение
МБОУ «Шалакушская СОШ» структурное подразделение «Шожемская основная школа»

Область
Архангельская

Район
Няндомский

Методическая информация

Тип урока
(мероприятия, занятия)
Урок «открытия» нового знания

Цели и задачи урока
(образовательные, развивающие,
воспитательные)
- систематизировать знания о грамматических признаках причастия;
- познакомить ребят с порядком морфологического разбора;
- научить производить морфологический разбор причастия
- развивать интеллектуальные исследовательские умения: анализировать, обобщать, делать выводы;
- развивать умение мыслить самостоятельно;
- развивать умение работать в коллективе, грамотно аргументировать свою позицию.
- способствовать воспитанию культуры общения;
- продолжить формирование познавательного интереса к предмету;
- воспитывать любовь к русскому языку.

Используемые педагогические
технологии, методы и приемы
Методы: устная работа, фронтальная работа, индивидуальная работа, дифференцированный подход.
Технологии: интерактивные, здоровьесберегающие.

Время реализации урока
1 урок, 45 минут

Знания, умения, навыки и
качества, которые
актуализируют/приобретут
/закрепят/др. ученики в ходе
урока
В ходе урока учащиеся:
- актуализируют следующие понятия: причастие, морфологические признаки причастия
- приобретут умения и навыки морфологического разбора причастия;
- закрепят навыки морфологического разбора причастия.

Необходимое оборудование и
материалы
Персональный компьютер учителя, мультимедиа проектор, картины осеннего пейзажа, учебник, тетрадь.
Презентация к уроку «Морфологический разбор причастия»

Дидактическое обеспечение
урока
Демонстрации механических, звуковых, магнитных, тепловых явлений.

Список учебной
и дополнительной литературы



Ход и содержание урока, деятельность учителя и учеников.

Подробное описание всех
этапов урока.
Этапы урока:

1.Организационный момент. Мотивация.
( слайд № 1)
Добрый день,ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души»
Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.
Откройте тетради, запишите число, классная работа и пропустите строчку для написания новой темы.

2. Актуализация знаний.
- Устная работа с классом. ( работа со слайдом № 2)
Обратите внимание на экран. Перед вами слова с пропущенными буквами. Ваша задача прочитать слово, вставить пропущенную букву и объяснить её написание.
ОсеННий, жЁлтый, дОждливый, ветреНый, безветреННый, бАгряный, яркокрасный.
- Ребята, слова какой части речи перед вами?
- А какая другая часть речи похожа на прилагательное, но ещё имеет и свойства глагола?
- Молодцы! Продолжаем работать дальше.
- Фронтальная работа с классом. (работа со слайдом « 3)
Обратите внимание на экран. Перед вами 4 словосочетания. Ваша задача записать эти словосочетания в столбик. Не забудьте отступить строчку для написания новой темы.
Листва, которая пожелтела
Цветы, которые увяли
Птицы, которые улетают
Листья, которые шуршат
- О каком времени года идёт речь?
А теперь замените выделенные конструкции причастиями. Выделите у них суффиксы, найдите главное -слово, зависимое слово и задайте вопрос. Для того, чтобы вы приступили к работе, разберём первое словосочетание вместе. (разбираем первое словосочетания: учитель на доске, учащиеся в тетрадях)
А теперь оставшиеся словосочетания разбираете в своих тетрадях. (ученики по очереди выходят к доске и записывают получившиеся словосочетания).
- Какой частью речи являются зависимые слова?
(Работа со слайдом № 4)
- Что такое причастие?
- Вы знаете, что причастие долгое время считали особой формой глагола. Почему? Но потом выяснилось, что оно имеет и признаки прилагательного. Какие? Причастие разделилось на 2 группы. Какие? Оказалось, что у причастия могут быть разные суффиксы. Какие суффиксы у действительных причастий в настоящем времени? в прошедшем времени? Какие суффиксы у страдательных причастий в настоящем времени? в прошедшем времени?
- Молодцы!

3. Изучение нового материала.

Ребята, вы уже знаете, как выполнять морфологический разбор самостоятельных частей речи: существительного, прилагательного, числительного, местоимения, глагола. А сегодня мы с вами узнаем, как выполняется морфологический разбор причастия. Поэтому тема нашего урока – это (слайд № 5).
Какую цель мы с вами ставим на уроке? (слайд № 6)
Правильно, но перед тем, как начать выполнять морфологический разбор причастия, давайте познакомимся с планом разбора. (слайд № 7). Откройте учебники, с.65. Ознакомьтесь с планом разбора. (учащиеся читают план разбора вслух по очереди).
Вы, надеюсь, заметили, что порядок разбора причастия тот же, как и у других самостоятельных частей речи: определение части речи, морфологические признаки (постоянные и непостоянные) и синтаксическая роль слова.
Откройте с.66. Вам дан образец разбора причастия.
Вот мы с вами и познакомились с порядком морфологического разбора причастия.

а) Первичное закрепление нового материала.
- Фронтальная работа с классом.
( работа со слайдом № 8). Читаем предложение и записываем предложение в свои тетради.

Лес, давно уставший от осени, ждёт снега.
Находим причастие и выполняем его морфологический разбор. ( учитель у доски, учащиеся в тетрадях)

Уставший – причастие.
лес ( какой?) уставший
Н.ф. – уставший
Пост.призн.: действ.пр., прош.вр., сов.в.
Непост.призн.: И.п., ед.ч., м.р.
Какой лес? уставший.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
4. Физкультминутка ( слайд № 9)
Ребята, хорошо мы с вами работаем. Давайте немножко отдохнём, восстановим силы для дальнейшей работы.
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонились вправо, влево 
И берёмся вновь за дело.

5. Закрепление нового материала.

- Индивидуальная работа класса
(работа со слайдом № 10) Обратите внимание на экран. Перед вами 3 предложения. (ребята читают).
Берёзы покрыты золотой листвой, сверкающей на солнце.
На пожелтевшей траве лежали разноцветные листья.
Очень красивы клёны, одетые в багряную листву.

Вы будете работать по вариантам. (1, 2, 3 варианты). Ваша задача: каждый вариант списывает своё предложение и выполняет морфологический разбор выделенного причастия. (один учащийся от каждого варианта работает у доски).
Обратите внимание на доску.( Каждый вариант проверяет выполненную работу учащимся у доски.)
- Кто выполнил всё верно?
- Так что необходимо знать при выполнении морфологического разбора причастия?
- (Работа со слайдом № 11). Обратите внимание на экран. Как вы заметили, это задание состоит из двух уровней. Если вы будете выполнять задание из 1 уровня, вам надо списать предложения, расставить знаки препинания и обозначить причастный оборот.
- Что такое причастный оборот?
- Кто выберет задание из 2 уровня, то вам необходимо из предложений выписать в левый столбик причастия, а в правый – прилагательные.
Выбираете любой вариант и приступаете к работе. (музыка П.И.Чайковского).
- А теперь вы побудете в роли учителя. Поменяйтесь тетрадями с соседом. Проверяем. (слайд № 12). Поставьте оценку за работу и поменяйтесь тетрадями обратно.
- Кто выполнял 1 уровень? Выберете из любого предложения причастие и выполните его морфологический разбор. Кто выполнял 2 уровень? Перепишите любое предложение с причастием и выполните его морфологический разбор. (устная проверка работы учащихся).
- Фронтальная работа.
На магнитной доске части предложений.
- Среди деревьев петляла дорога, - ,выкрашенные к празднику,
- Тишина изредка прерывалась звуками, - освещённая бледной луной.
- Светились серебром луга, - долетавшими издалека.
- Дома смотрелись как новые. – припудренные утренним инеем.

Составьте предложения.( учащиеся подходят к доске и составляют предложения).
-Молодцы! Спишите понравившееся вам предложение в свою тетрадь.
6. Подведение итогов урока, выставление оценок.

- Какую цель мы ставили на уроке?
- Удалось ли нам достичь поставленной цели? Почему?
- Что было самым интересным на уроке? самым трудным?

7. Задание на дом. ( слайд № 13)
- Учитель выводит на экран домашнее задание, объясняет его;.
- Учащиеся записывают задание. ( слайд № 14)

Рефлексия деятельности на уроке.








ничего не понял
хорошо поспал






отличный урок

есть над чем подумать всё не так, как я зол

Домашнее задание (если это
необходимо на уроке)
С. 65, выучить план разбора причастия, выполнить работу в тетради.


Ссылки на использованные
интернет-ресурсы