Доклад из опыта работы Реализация компетентностного подхода в процессе обучения химии через внедрение регионального компонента


«Шемонаиха ауданын білім беру бөлімі» мемлекеттік мекемесі
«Шемонаиха ауданының білім беру бөлімі» «Н. А. Островский атындағы № 1 жалпы білім
беретін орта мектеп ө гимназиясы» комудалдық мемлекеттіқ мекемесі
Государственное учреждение «Отдел образования Шемонаихинского района»
Коммунальное государственное учреждение «Общеобразовательная средняя школа –
гимназия № 1 имени Н.А. Островского» отдела образования Шемонаихинского района»
Реализация компетентностного подхода
в процессе обучения химии через внедрение регионального компонента
(выступление на районном методическом объединении учителей химии и биологии)
Байтулесова Айнура Айтугановна,
учитель химии высшей категории
2016-2017 учебный год
Образование – один из главных институтов социализации личности. Главная цель образования – формирование свободной, ответственной, гуманной личности, способной к дальнейшему саморазвитию. Целью обучения химии является целостное формирование системы химических знаний и естественнонаучного представления об окружающем мире, развитие функционально грамотной и творческой личности.
Одним из направлений модернизации образования является обновление его содержания с учётом природных и культурно - исторических особенностей регионов Республики Казахстан, в связи с чем, одной из задач проектирования среднего образования признаётся задача разработки содержания его национально - регионального компонента. 
Ведущей педагогической идеей становится создание условий для воспитания учащихся, влюблённых в родную природу, заботящихся о ней. Привлечение учащихся к познанию родного края - это процесс дарования им Родины. Это та сфера, где творчество учителя и учащихся может проявиться наиболее полно. Разработка региональной составляющей содержания, во взаимосвязи с краеведческим подходом, позволяет установить связь между известными фактами из окружающей действительности и исследованным местным региональным материалом. 
Природное, культурно-историческое, социально- экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет учащимся адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды. 
На уроках химии я определяю общие направления взаимодействия с учащимися по формированию активной краеведческой и природосберегающей позиции учащихся: - формирование активной краеведческой и природосберегающей позиции учащихся через систему знаний о промышленности региона; - гармонизация содержания экологического образования на основе регионального компонента и воспитание природосберегающей позиции учащихся;  - обучение приёмам и методам природосберегающих технологий и методов применения их в повседневной жизни. Такой подход позволяет получать не только фундаментальные химические знания, но и воспитывать активную гражданскую позицию у учащихся через предметное обучение, проводить параллель с местными экологическими проблемами. 
Здесь особое место должно уделяться информированию учащихся о роли химии в их будущей профессиональной деятельности. Любой учащийся, заканчивающий среднюю школу, должен четко представлять промышленную инфраструктуру своего района и области, являясь потенциальным работником. Каждому учащемуся необходимо четко знать какие предприятия в регионе действуют и где он в дальнейшем может быть трудоустроен, после получения среднего или высшего профессионального образования.
Функциональная грамотность учащихся - это определенный уровень образованности учащихся основной школы, выражающий степень овладения ими ключевыми компетенциями, позволяющий эффективно действовать в учебной деятельности и за ее пределами. 
Функциональная грамотность учащихся по химии - это определенный уровень образованности учащихся основной школы, выражающий степень овладения ими ключевыми компетенциями, определяемых образовательным стандартом по химии основной школы, позволяющий эффективно действовать в учебной деятельности и за ее пределами. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
В ниже приведенной таблице я предлагаю перечень тем учебной программы по химии, где возможно внедрение регионального компонента на уроках химии в нашем регионе.
Тема
Вопросы учебной программы Региональныйкомпонент
Открытие периодического закона и системы Д.И. Менделеева. Установление сложного строения атома. Состав атома
 
Строение атома.
Ядро атома. Ядерные взрывы, произведенные на территории Семипалатинского полигона. Последствия ядерных испытаний на территории Восточно-Казахстанской области и Шемонаихинского района
Вода. Растворы.
Основания. Охрана водоемов.
Растворы. Способы выражения концентрации растворов. Вода в природе и хозяйственная деятельность человека.
Очистка питьевой воды.
Экологические проблемы р.Уба и р.Иртыш.
Химический состав природных вод Шемонаихинского района. Работа Шемонаихинской СЭС в области контроля качества питьевой воды.
Диссоциация воды. Водородный показатель. Гидролиз солей 
Водородный показатель. Влияние рН-растворов на процесс флотации при обогащении полезных ископаемых на Николаевской обогатительной фабрике.
Деятельность химических лабораторий в корпорации «Казахмыс» в области контроля за производством.
Общая характеристика металлов Свойства металлов Металлы, добываемые в Восточно-Казахстанской области, их значение в развитии экономики Республики Казахстан. Место Казахстана в мировом производстве цветных металлов.
Металлургия Способы получения металлов, распространение металлов в природе Знакомство с горнодобывающей промышленностью ВКО и Шемонаихинского района. Корпорация «Казахмыс», АО «Казцинк», АО «Усть-Каменогорский титано-магниевый комбинат», АО «Ульбинский металлургический завод», опытный свинцовый завод и др.
Металлы главных подгрупп I – III групп периодической системы Кальций, его свойства
Жесткость воды и способы ее устранения
Кальций, его свойства. Магний, его свойства. Соединения кальция и магния. Их роль в природе и технике. Соединения кальция (известняк). Алюминий, его свойства. Соединения алюминия. Месторождения и добыча известняка для НОФ.
Принцип работы катионитов в котельных промышленных предприятий Шемонаихинского района.
Состав минеральных вод ВКО.
Строительные материалы в Восточно-Казахстанской области: глина, песок, гипс, цемент. Работа цементных заводов области.
Элементы побочных подгрупп периодической системы Медь, цинк, титан, ванадий, хром, кобальт, никель, ниобий, серебро, золото и др.Полиметаллические руды Восточного Казахстана, история добычи полезных ископаемых региона.
АО «Иртышский Химико-Металлургический Завод»
Общая характеристика неметаллов. Неметаллы IV группы периодической системы.
Кремний и его свойства, соединения кремния. Силикатная промышленность ВКО. Производство строительных материалов (кирпич, шлакоблоки, пеноблоки и др.)
Металлы главной подгруппы IV группы периодической системы Свинец, его свойства, получение и применение Добыча свинцовых руд, производство свинцового концентрата на НОФ
Природные источники углеводородов 
Природные источники топлива Виды топлива в Восточно-Казахстанской области: уголь, древесина. Перспективы развития лесоперерабатывающей промышленности.
Эфиры. Простые и сложные эфиры. Жиры.
Жиры. Состав жиров. Свойства и применение.
Экстракция. Масложировая промышленность региона. Деятельность СПК «Триумф Агро» - работа маслоэкстракционного завода в г. Шемонаиха.
Деятельность ТОО «Исток» по переработке молока.
Углеводы
Крахмал, целлюлоза, глюкоза, фруктоза Развитие сельского хозяйства в Шемонаихинском районе и Восточно-Казахстанской области. Производство пищевого сырья. Фермерские хозяйства и другие аграрные предприятия. СПК «Триумф Агро». Выращивание картофеля, зерновых в регионе. Производство меда и сопутствующих продуктов в Шемонаихинском районе.
Азотсодержащие органические соединения. Общие понятия о ВМС. Белки как ВМС.
  Белки как высокомолекулярные соединения. Аминокислотный состав белков. Роль белков в организме человека. Животноводство в регионе. Производство в регионе белковой продукции – мяса и молока
Обобщение курса химии Развитие химической промышленности Основные направления развития химической промышленности в Восточно-Казахстанской области: производство цемента и других силикатных материалов, горнодобывающая промышленность региона, масложировая отрасль пищевой промышленности, экология Восточно-Казахстанской области и Шемонаихинского района. Рациональное природопользование.
Использованные материалы
http://festival.1september.ru
https://kopilkaurokov.ru/himiya/prochee