Основы деятельности детского хореографического коллектива


ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
Хореографическое искусство всегда привлекало к себе внимание детей. Оно приобрело широкое распространение в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах. Оно обеспечивает более полное развитие индивидуальных способностей детей, и поэтому обучение в хореографических коллективах должно быть доступно значительно большему кругу детей и подростков. Они любят искусство танца и посещают занятия в течение достаточно длительного времени, проявляют настойчивость и усердие в приобретении танцевальных знаний и умений. Используя специфические средства искусства танца, заинтересованность детей, преподаватели хореографии имеют возможность проводить большую воспитательную работу.
Для разностороннего развития детей, обогащения их чувственного опыта и эстетических представлений, наиболее приемлемым является любительский хореографический коллектив.
Любительское художественное творчество напрямую связано с выполнением им функции досуга. В связи с этим можно выделить два типа объединений:
коллектив, участники которого руководствуются преимущественно установкой на досуг, то есть рассматривают свое включение в коллектив как отдых, развлечение;
коллектив, участники которого относятся к занятиям в коллективе не как к досугу, а как к возможности получения определенных профессиональных знаний, умений и навыков.
Если говорить о любительстве, как деятельности художественно-творческой, то все объединения также можно разделить на два типа:
Любительские объединения, ориентированные на профессиональное искусство, участники которых стремятся к постижению различных видов и жанров искусства и овладевают приемами художественной деятельности, аналогичными профессиональным.
Любительские объединения, ориентированные на фольклор и декоративно-прикладные виды народного искусства.
Процесс формирования детского любительского хореографического коллектива может быть стабильным и нестабильным, формальным и неформальным. Это зависит от силы и устойчивости интереса детей, от содержания, методики и организации работы коллектива. К формальным любительским коллективам относятся детские коллективы, в которых досуговая деятельность строго регламентируется расписанием и осуществляется под управлением руководителя. К неформальным коллективам относятся такие коллективы, деятельность которых не имеет строгой регламентации и строится всецело на инициативе их участников. К ним следует отнести детские объединения по интересам.
Формирование детского любительского хореографического коллектива представляет собой длительный процесс, требующий больших усилий, как руководителя, так и самих детей. Коллектив – это высший уровень развития любого объединения. Он отличается внутренним единством, организованностью, подготовленностью и психологической коммуникативностью его членов.
Важнейшими принципами организации любительских хореографических коллективов являются: массовость, общедоступность, добровольность, систематичность, планомерность. Не будет этих принципов, не будет и развитого коллектива, возможности которого можно использовать для всестороннего развития личности.
Коллектив любительского художественного творчества – это форма организованной деятельности группы людей, основанной на общности художественных интересов, совместном учебно-творческом процессе по освоению теоретических основ и исполнительских навыков музыкального, хорового, вокального, хореографического, театрального, изобразительного, декоративно-прикладного и других видов искусств, способствующая развитию дарований его участников, освоению и созданию ими культурных ценностей в свободное от основной работы и учебы  время, не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли.
Только через коллектив каждый его член входит в общество. Дети не только постоянно соприкасаются с коллективами взрослых, но и сами по инициативе взрослых объединяются в коллективы, оказывающие на них огромное воспитательное влияние. Вступая в коллективные связи, зависимости, взаимодействия, дети приобретают благоприятные условия для своего социального развития, удовлетворения потребности интересов, применения способности и дарования, для самопроявления, самоутверждения и самосовершенствования.
Необходимость художественного воспитания подрастающего поколения обусловлена тем, что творческое развитие личности в одном виде деятельности распространяется на все другие виды жизнедеятельности. Причём оптимальным возрастным периодом для творческого развития личности является возраст от 3-5 до 16-18 лет. Этот возрастной период является сенситивным, т. е. наиболее благоприятным для творческого развития личности. В этом возрасте закладывается и формируется мировоззрение, наилучшим образом развиваются способности и навыки. При этом навыки, в том числе творческие, приобретённые в этом возрасте, откладывают отпечаток на настоящую и всю последующую жизнь человека. Особенно сильно искусство воздействует на ребенка, подростка.
Сущность любительского объединения заключается в художественно-воспитательном воздействии коллектива на участников, и его деятельность можно охарактеризовать как приобретение, создание, хранение, накопление, а также распространение и пропаганда художественных ценностей. Детские любительские хореографические коллективы позволяют с максимальной эффективностью воздействовать на нравственный облик младшего школьника и подростка. Специально подобранный репертуар способствует формированию возвышенных идеалов.
Детское самодеятельное творчество – это сфера педагогической деятельности, в которой происходит подготовка детей к жизни и, таким образом, осуществляется социально-педагогическая функция. Детское самодеятельное творчество помогает воспитанникам расширить свой художественный кругозор, осуществить переход к более глубокому познанию искусства, к постижению процесса художественного опыта предшествующих поколений, знакомит с историей и теорией искусства, а стало быть, реализуется художественно- просветительная функция. Принцип занимательности в развитии детского самодеятельного творчества заключается в создании непринужденного общения посредством введения в учебно-творческий и воспитательный процесс игры (со всем ее многообразием), театрализации и самой разнообразной атрибутики, что превращает художественно-творческую деятельность детей в праздник. 
Овладение профессиональными навыками и освоение репертуара должно быть подчинено максимальному развитию творческих способностей детей. Вопросы подбора репертуара, овладение средствами художественной выразительности, применение различных форм и методов обучения, сочетание коллективных занятий с индивидуальными и мелкогрупповыми, составляют основу для понимания сущности учебно-воспитательного процесса в детском хореографическом коллективе.
Методы обучения – это способы совместной деятельности педагога и воспитанников, при помощи которых наилучшим образом усваивается учащимися музыкально-хореографический материал, прививаются танцевальные навыки, формируются и развиваются хореографические способности. Кратко можно охарактеризовать каждый из методов применительно к специфике обучения хореографии.
1. Метод танцевального показа – способ обучения, при котором педагог исполняет танцевальную композицию, отдельные фигуры и элементы, и соответственно анализирует их. Наглядно-образные представления, получаемые учащимися, являются основой для последующего разучивания схемы движений, поворотов, вращений и т.п. При показе хореографического материала педагог подробно анализирует и объясняет, как правильно выполнить данные элементы и фигуры.
2. Метод устного изложения учебного материала органически сочетается с методом показа танца. С помощью этого метода педагог передаёт учащимся знания об истории и современном состоянии хореографии, рассказывает об отдельных танцах и танцевальной музыке. Показывая и разъясняя те или иные танцевальные композиции, руководитель коллектива помогает воспитанникам понять характер танцевальной лексики и особенности танцевальной музыки.
3. Метод танцевально-практических действий. Приемы наглядного обучения и устного изложения материала органически сочетаются с методом танцевально-практических действий, например, танцевальные задания, с помощью которых учащиеся воспроизводят танцевальную лексику с целью дальнейшего ее закрепления.
4. Метод познавательной деятельности. Различают иллюстративно-объяснительный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый и исследовательский методы. Эти методы применяются взаимосвязано. Они отличаются друг от друга по характеру познавательной деятельности участников коллектива. Использование педагогом этих методов способствует более глубокому и прочному усвоению детьми танцевального материала.
Непосредственное руководство любительским хореографическим коллективом осуществляет руководитель коллектива – балетмейстер или педагог дополнительного образования. В таких хореографических коллективах не предусмотрена работа репетитора, постановщика, режиссёра, музыкального руководителя, художника по костюмам. «Нет более утомительной в физическом и умственном отношении профессии, чем профессия балетмейстера», – писал реформатор балета Ж.-Ж. Новерр. Руководитель любительского хореографического коллектива работает в школах искусств, школах-студиях, Дворцах культуры, внешкольных детских и юношеских учреждениях культуры, Центрах детского творчества. Он обеспечивает эстетическое и художественное воспитание, образование и творчество детей. Руководитель детского любительского хореографического коллектива выполняет следующие функции: коммуникативные, организационные, воспитательные, психологические, информационные, мобилизационные и управленческие.
Необходимой предпосылкой эффективного педагогического руководства детским хореографическим коллективом является умение педагога планировать свою деятельность. В связи с этим необходимо подчеркнуть ещё одну сторону педагогической деятельности балетмейстера: пробудить в детях настоящий интерес к занятиям, зажечь в них огонек творческого соревнования и инициативы можно лишь поставив перед ними ясные перспективные цели.
Вот что писал об этом выдающийся советский педагог А.С. Макаренко: «Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость. В педагогической технике эта завтрашняя радость является одним из важнейших объектов работы. Сначала нужно организовать самую радость, вызвать её к жизни и поставить, как реальность. Во-вторых, нужно настойчиво претворять более простые виды радости в более сложные и человечески значительные. Здесь проходит интересная линия: от простейшего, примитивного удовлетворения до глубочайшего чувства долга… Неудачи многих детских учреждений... зависят от слабости и неясности перспективы». Перспективной должна быть и работа в детском любительском хореографическом коллективе. Также успешное руководство определяется набором личных качеств руководителя, от которых зависит эффективность обучения в коллективе.
Осуществляя руководство детским любительским хореографическим коллективом, педагог должен знать современное состояние и тенденции развития народного творчества и художественной самодеятельности, принципы организации художественного творчества, основы хореографического исполнительства, методику и организацию учебно-воспитательного процесса в хореографических коллективах художественной самодеятельности. Профессионально важными качествами руководителя детского любительского хореографического коллектива являются: хореографические данные, художественный вкус, трудолюбие, чувство ответственности, музыкальный слух, организаторские способности, педагогический такт, творческая инициатива, внимательность, толерантность, самообразование. Наличие перечисленных качеств дает возможность руководителю создать благоприятный психологический климат в коллективе.
В детском любительском хореографическом коллективе особая трудность работы для руководителя заключается в том, что наряду с постановочными задачами важнейшее значение приобретают учебно-воспитательные. Руководитель данного вида коллектива – это, прежде всего, умный, знающий педагог, чуткий и справедливый воспитатель. Замечено, что тот руководитель, который ставит во главу угла только творческую работу и пренебрегает во имя достижения внешнего эффекта задачами воспитательными и общественными, очень скоро теряет авторитет в коллективе, а за этим и коллектив утрачивает свою работоспособность. Прежде всего, руководителю следует помнить, что его деятельность должна быть подчинена помощи школе, родителям, а также интересам учреждения. Балетмейстер детского коллектива обязан знать, как обстоят дела с учёбой и дисциплиной в школе у всех участников.
Педагог в своей работе должен руководствоваться взыскательным, но справедливым отношением к детям, иметь одинаковый подход к любому члену детского коллектива, равномерно распределять роли среди исполнителей.
Большое значение в работе с детьми имеют преемственность и развитие чувства коллективизма. Балетмейстер должен добиваться такого положения, чтобы каждый ребёнок знал, что он может в любую минуту заменить товарища, чтобы каждый член коллектива привык поступаться своим личным «я» для общего дела. С другой стороны, младшие обязательно должны тянуться за старшими и стремиться скорее достичь уровня их мастерства, а старшие – помогать в этом младшим.
«Ответственна и разнообразна работа педагога-балетмейстера детского хореографического коллектива. В его руках – действенные средства воспитания подрастающего поколения. Всестороннее использование этих средств на занятиях хореографией должно привести к широкому распространению танцевальной культуры. А это, в свою очередь, внесёт вклад в формирование человека, гармонично сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство».
Таким образом, детский любительский хореографический коллектив можно обозначить как форму организованной деятельности группы детей, основанной на общности художественных интересов, совместном учебно-творческом процессе по освоению теоретических основ и исполнительских навыков   хореографического искусства. Цели и задачи  работы  детского любительского хореографического коллектива – формирование гармонически развитой, духовно богатой, физически здоровой личности, приобщение к танцевальной культуре, развитие музыкально-двигательных, художественных способностей и творческой инициативы детей. В основе работы такого коллектива лежит стремление его участников к творческой самореализации.