Научно-исследовательская работа Роль школьного музея Родник в духовно-нравственном воспитании учащихся


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа №167»
Октябрьский район
Секция краеведение
Роль школьного музея «Родник» в духовно-нравственном воспитании учащихся.
Работу выполнил:
ученицы 9 класса
Волгина Наталия Алексеевна
Муса кызы АкмоорРуководители:
Смирнова Алла Валентиновна,
руководитель музея «Родник».
Контактный телефон: 8 905 959 3520
Ковальчук Валентина Андреевна,
учитель русского языка и литературы
Контактный телефон: 8 9 13 473 6095
Новосибирск, 2015
Роль школьного музея «Родник» в духовно-нравственном воспитании учащихся.
I.Введение
Нет человека, который бы не помнил того места, где он родился, провел свое детство, куда его тянет спустя много лет. Каждый помнит школу, где прошли детство и юность. Истоки духовного возрождения начинаются прежде всего в школе, а значит, велика роль школьного музея в духовно-нравственном воспитании личности.
Духовно-нравственное воспитание учащихся – целостный, многосторонний, сложный и важный процесс, ответственность за него лежит на взрослых, прежде всего на педагогах. Она заключается в усилении, совершенствовании, самопознании и самореализации духовного «Я» - высшей сущности человека. Духовное развитие – познание мира и, прежде всего, самого себя, различение добра и зла. Это развитие «я» как духовного центра, это самоуправление, свобода выбора, возможность самому управлять собой, строить свою жизнь, свою судьбу, опираясь на духовно-нравственные ориентиры. Важно, чтобы новые поколения учеников не забывали прошлое своего родного города, его традиции, культуру, людей, которые жили в этой местности, историю своего родного края. Именно поэтому школьный музей имеет огромное значение в воспитании подрастающего поколения.
Школьный музей имеет одну важную особенность – здесь дети сами собирают материалы в процессе общения с живыми людьми или документами, самостоятельно создают экспозиции, проекты и проводят экскурсии в музее и виртуальные. Поэтому и процесс воспитания протекает глубже, а формируемые ценности становятся более устойчивыми.
Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Музей воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой родине.
«Родной край, его история, – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».
Школьный музей даёт возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея.
Школьный музей – это сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной творческой работы коллектива педагогов и учащихся.
Как известно, музей осуществляет связь времён. Он даёт нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно – воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи.
В нашей школе с 2010 года работает школьный музей с интересным названием «Родник». Руководителем музея является учитель математики Смирнова А.В., а гимн написала учительница литературы Ковальчук В.А.

В нашей школе музей есть,
Экспонатов в нём не счесть:
Фотографии, макеты,
И альбомы, и портреты,
И рассказ про педагога:
У него трудна дорога,
По которой он идёт
И с собой детей ведет.
Пожелания, советы
И старинные газеты,
Конкурсы, соревнованья
И ребячьих глаз сиянье.
Наш музей только родился –
Сразу всем он пригодился.
Школа, Родина, «Родник»,
Памяти ты проводник.
Память - строгая девица:
Важна каждая страница:
Про уроки и походы,
Про друзей и про доходы…
Ты живи, «Родник» наш милый,
Набирайся больше силы,
Прежним ты не оставайся,
Вширь и вглубь ты разрастайся!
Напои, «Родник», водицей
Всех, кто так к тебе стремится.
Будь историей живой
Школы сто шестьдесят седьмой.

II.Теоретическая часть
Главное, ради чего создавался наш школьный музей, – дети: их обучение, воспитание и развитие. Какой бы тематике ни был посвящён школьный музей: войне, истории школы, природе родного края, он всегда воспитывает патриота своей Родины, гордость за себя и свой труд, так как школьный музей жив только тогда, когда в нём работают ученики: пишут исследовательские работы, выпускают газеты, проводят экскурсии.
Цель музейной деятельности – формирование чувства ответственности и гордости за своё Отечество, школу, семью, то есть чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой родины. В этом состоит актуальность темы исследования.
Проблема исследования: выяснить, какую роль играет музейная педагогика, краеведение и конкретно музей «Родник» в духовном и нравственном становлении личности.
Академик Д.С. Лихачев называл краеведение "самым массовым видом науки, прекрасной школой воспитания гражданственности", которая "учит людей не только любить свои родные места, но учит и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества". Он утверждал, что "без всестороннего комплексного изучения родного края невозможно формирование у человека культуры, гражданственности, патриотизма".
Обзор литературы по теме исследования.
Музейная педагогика является одной из форм современных образовательных технологий и имеет свою историю и свою научную методологическую базу.
Авторы статьи «Музейная педагогика как новая научная дисциплина» Е.Б. Медведева и М.Ю. Юхневич считают, что возникла музейная педагогика в Германии на рубеже 19 и 20 в. «Основополагающие идеи музейной педагогики связаны с именами таких немецких просветителей и музейных деятелей, как А. Лихтварк, К. Кершенштейнер, Г. Фрейденталь и А. Рейхвейн». Есть и другое мнение. Г.М. Гогоберидзе и М.Г. Чесняк в статье «Формирование музейной педагогики» пишут, что первый шаг в истории формирования музейной педагогики принадлежит отечественным ученым, а педагогическая деятельность музеев России зародилась по инициативе органов народного образования Санкт-Петербурга (1864г.) в области профессиональной подготовки учителей. Творческий коллектив музея объединил усилия таких видных педагогов, как Н.А. Корф, Д.Д. Семенов, П.Ф. Лесгафт, Л.Н. Модзалевский и других. При музеях работали кружки для учителей и родителей. Крупнейшие ученые и педагоги того времени (И.М. Сеченов, Н.М. Пржевальский, С.М. Соловьев и другие) проводили в музее публичные лекции для будущих учителей и школьников. К посещению музеев приобщали и гимназистов, и учащихся реальных училищ, и воспитанников кадетских корпусов. Словом, как российские, так и немецкие ученые в 19 веке активно занимались проблемами музейной педагогики.
Большой вклад в развитие музейной педагогики внесли французские педагоги и музейные работники. В Англии в 1920-е годы зарождаются традиции широких связей музеев с различными организациями. А сегодня Англия ежегодно проводит конкурсы музеев по образовательным проектам.
В США, Германии, Италии, Англии посещение детьми музеев стало обязательной частью учебных программ. Создана Европейская ассоциация детских музеев. В России также заметна эта тенденция, развиваются музейно-образовательные центры в Москве, Санкт-Петербурге, Владимире, Красноярске. В первой половине 20 века теоретическими вопросами просветительской деятельности отечественных музеев занимались А. Луначарский, П. Флоренский, Ф. Шмидт, А. Бакушинский. В 1990 г. на базе Государственного Русского музея был создан Российский центр музейной педагогики и детского творчества.
Одним из ведущих исследователей в области отечественной музейной педагогики является профессор Б.А.Столяров – автор целого ряда публикаций по музейной педагогике. Б.А.Столяров разработал модель музейно-педагогического процесса. Им выделены:
- составляющие музейно-педагогического процесса среда: околомузейное пространство, музейная комната, экспозиция, экспонат, зритель, музейный педагог;
- формы музейно-педагогического процесса (экскурсия, занятие в музейной аудитории, лекция);
- методологическая основа музейно-педагогического процесса (диалог с памятником, музейным педагогом, межличностный диалог участников педагогического процесса.Исходя из выше сказанного, мы выдвигаем гипотезу: если музейная педагогика является одной из форм современных образовательных технологий, то, несомненно, велика роль музея «Родник» в духовно-нравственном воспитании учащихся.
Цель музейно-педагогической деятельности в образовательном учреждении МБОУ СОШ №167 – качественное и стабильное расширение образовательного пространства, включение в него максимально возможного объёма культурного наследия, закладка надёжного фундамента в становление и развитие высококачественного обучения и воспитания подрастающего поколения.
Основная цель нашей исследовательской работы:
Исследование роли музея «Родник» в воспитании патриотизма и гражданской нравственности через экспонаты и экскурсии, которые несут в себе смысловую, образно-знаковую нагрузку и помогают изучить духовную культуру народа.
Задачи:
1.Формирование чувства ответственности и гордости за свое Отечество, школу, семью на примере результатов работы музея «Родник».
2.Развитие социальной активности и творческой инициативы, обучающихся в процессе сбора, обработки, оформления и презентации музейных предметов, имеющих воспитательную, научную и познавательную ценность на примере истории ручки как письменной принадлежности.
3.Овладение практическими навыками поисковой и исследовательской деятельности.
В музее «Родник» собраны экспонаты, представляющие культурную и историческую ценность, руками учащихся и педагогов, родителей школы. Огромная работа была проделана школьниками и педагогами, чтобы будущее поколение детей могло увидеть раритеты нашего района. Здесь накоплен богатый материал по краеведению.
Цель музейной деятельности – формирование чувства ответственности и гордости за своё Отечество, школу, семью, то есть чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой родины.
Музей стал тем местом, где воплощены были замыслы и реализованы многие цели учителей и ребят.
1.Музей увековечил память об учителях-ветеранах школы, которые проработали более 40 лет в нашей школе. Более 70% педагогов работают в школе более 20лет и имеют награды: «Заслуженный учитель», «За трудовую доблесть», «За доблестный труд», «Отличник образования», «Отличник просвещения», Грамота министерства образования, «Ветеран труда». Директором в школе работает Шишкина Л.И., заслуженный учитель, РФ, «Отличник образования» - наш рулевой вот уже 27 лет. Её педагогическая траектория отражена в конкурсе «Учителями славится Россия»
Люблю свою работу, словно Бога,
И хоть трудна учительства дорога,
Другой я не пойду – не надо.
Учитель – это высшая награда.
(Приложение 1)
2.Началась активная работа по сбору материала об истории Октябрьского района и города. Создана и проведена виртуальная экскурсия «Исторический Новосибирск» (Приложение 2)
3.На базе музея продолжилось активное сотрудничество с ветеранами школы, в результате которого создан стенд «Ветераны педагогического труда» (Приложение 3)
4.Создана и неоднократно проведена виртуальная экскурсия с целью изучения «малой Родины»: «Улицы, окружающие нашу школу» (Приложение 4)
5.К семидесятилетию Победы был собран и обобщен большой материал об участниках Великой Отечественной войны, родственниках учеников и учителей школы, в проекте «Портрет Победы школы №167», проведены виртуальные экскурсии «Памяти павших будем достойны», создана открытка к юбилею. Приняли участие в НПК и конкурсах с этими работами (Приложение 5,6)
6.Проведена огромная поисковая работа по здоровьесберегающим технологиям, материал обобщен в альбоме «История школьных походов» (Приложение 7)
7.Создан стенд «Золотой фонд школы №167», в котором запечатлена история серебряных и золотых выпускников нашей школы; «Учителя – наши выпускники», а также победители конкурсов «Учитель года» (Приложение 8)
8.Ценными экспонатами в нашем музее являются: памятные медали, книги, газеты, посвященные нашей школе, городу; коллекции: радиола, фотоаппараты, пластинки, школьные принадлежности прошлого века, школьная форма, ретро-открытки, предметы быта, портреты первых 50 космонавтов.9.Конкурсная работа и виртуальная экскурсия «Фотовзгляд» (Приложение 9)
10.Конкурсная работа «Улица Красносельская» на которой я живу (Приложение 10)
11.Виртуальная экскурсия «Памяти павших будем достойны» Борис Богатков посмертно награждён орденом Отечественной войны I степени.
Поэт-воин, Памятник Богаткову открыт на улице его имени.
Первоочередной задачей любого создающегося музея является, конечно, поисково-собирательная работа – составление, систематизация материалов в экспозицию и учет всех экспонатов, документирование всех сведений.
Мы работаем по трём основным направлениям: семья, школа, родной край. Занимаясь поисковой работой, дети глубже, душевнее узнают свой край, теснее сближаются с родными. Кроме того, они постигают такие азы коллективной работы, как самоуправление, дисциплина, инициатива и ответственность.
III.Практическая часть.
Реликвия школьного музея.
История ручки как письменной принадлежности.
На примере одного из экспонатов музея, перьевой ручки, мы провели исследование и проанализировали результаты.
В школьный музей «Родник» выпускница нашей школы Смирнова Лариса передала свои и мамины перьевые ручки. Эти ручки привлекли наше внимание, и нам стало интересно, как ими пользовались наши бабушки и дедушки. Мы попробовали этими ручками писать и поняли, как это неудобно. С помощью ручки можно оставить чернильный след на бумаге. Но при этом чернильница с чернилами всегда должна быть с собой. Нам рассказали, что зимой чернильницу с замерзшими чернилами ученики приносили в школу. Чернила не сразу высыхали, и все пользовались промокашками. Это мягкий лист, впитывающий чернила. Мы решили познакомиться с историей перьевой ручки.
Писчие перья известны с глубокой древности, примерно с 3000 года до н.э., и вырезались из стеблей тростника. Археологические находки в руинах Помпеи включают бронзовые варианты перьев, однако распространение они получили лишь к концу XVIII века.
Русский же термин «ручка» (произошедший от слова рука) означал первоначально лишь перодержатель — ту часть пишущего устройства, которая использовалась как рукоятка для собственно пишущего узла (сменного металлического пера) в общем значении слова «ручка» — «часть какого-либо предмета, предназначенная для его держания рукой или руками». Затем слово «ручка» стало применяться целиком ко всему пишущему устройству любой конструкции, хотя сменное перо как таковое уже вышло из употребления.
Вначале была перьевая ручка, которой великий А.С.Пушкин написал все свои бессмертные произведения, ими же иллюстрировал свои черновики. Это исследование отчасти посвящено году Литературы-2015, поэтому мы вспомнили имя А.С. Пушкина.
Люди использовали для письма крупные перья птиц, надлежащим образом подготовленные и заточенные. До появления металлических перьев и перьевых ручек использовались перья различных птиц. Причём наибольшую употребительность приобрели перья водоплавающих, в первую очередь гусей. Это связано с наибольшими среди прочих легкодоступных перьев птиц прочностью стенки и диаметром стержня пера.
Нами проведено исследование-подготовка гусиного пера к письму. Вначале из деревни нам привезли два гусиных крыла, потом действовали по инструкции.
Традиционный способ подготовки птичьих перьев к письму заключался в следующем:
•у здорового, крепкого, молодого гуся, вырывалось одно из пяти внешних перьев левого крыла — перо из левого крыла лучше ложится в правую руку пишущего, левши использовали перья из правого крыла или затачивали праворучные перья с обратной стороны;
•с пера обрезалась часть бородки для более удобного хвата за стержень;
•перо вываривалось в щёлочи для обезжиривания не менее 10—15 минут;
•вываренное и высушенное перо обжигалось и закаливалось в горячем песке с температурой не более 65 °С;
кончик заострялся при помощи перочинного ножа, причём в процессе эксплуатации затачивать («чинить») их приходилось часто, поэтому маленькие складные карманные ножи называются перочинными.
Мы проделали с перьями все по инструкции и с удовольствием попробовали писать. В результате анализа полученных результатов мы пришли к выводу, что писать гусиными перьями далеко не просто, нужно было приложить много усилий, чтобы почерк получился красивым, и письмо было аккуратным. Чтобы чернила стекали на бумагу и не делали клякс, кончик пера расщепляли-делали небольшую щелку. Когда нажимали на перо, по щелке на бумагу текли чернила. Поразительно, что любимые сказки написаны гусиным пером! «Аленький цветочек» С. Аксакова, «Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельского и все сказки Пушкина! Сколько нужно было извести гусей, ведь один гусь давал не больше 10 перьев, пригодных для письма.
На смену гусиным перьям пришла ручка с металлическими перьями.
Ручки с металлическими перьями
Конструктивно современное перо состоит из следующих элементов: хвостовик — служит для закрепления пера в корпусе ручки; нередко хвостовик пера просто вставляется в соответствующий зажим на ручке;
отверстие — находится ниже хвостовика (обычно в самом широком месте, перед началом сужения пера к кончику) и служит для удержания некоторого количества чернил при письме;
прорезь — ведёт от отверстия к кончику и служит для подачи чернил к пишущему кончику пера за счёт капиллярных эффектов
Технические особенности пера, существенно влияющие на параметры чернильного следа, как то количество, ширина и профиль капиллярных прорезей, форма и размер пишущего конца задаются в ходе изготовления пера и могут быть лишь относительно незначительно скорректированы подгибом и переточкой пишущего конца. В то же время выполнение штрихов различной ширины и интенсивности в некоторых ограниченных пределах может быть выполнено путем изменения нажима на перо и направления ведения пера.
Далее появились авторучки с различными системами заправки:
Наиболее распространены перьевые ручки с картриджно-конвертерной системой заправки. Они имеют унифицированное посадочное место на верхней части фидера, куда может устанавливаться как картридж с чернилами одного из стандартных типоразмеров, так и поршневой конвертер.
•Ручки с предустановленным поршневым ползунковым конвертером. Заправка производится погружением пишущего узла в чернила и перемещением ползунка чернила затягиваются в резервуар, как в шприц. Недостатком такой конструкции является то, что для ползунка в корпусе ручки следует предусматривать место, которое в ином случае занял бы резервуар для чернил.
•Ручки с предустановленным поршневым винтовым конвертером. Заправка производится погружением пишущего узла в чернила и вращением наконечника винта, на который насажен поршень, чернила затягиваются в резервуар, как в шприц. Недостатками такой конструкции являются уменьшение объёма резервуара, через который проходит винт, и ненадежность уплотнения подвижного винтового соединения.
•Ручки с рычажной системой заполнения
Познакомившись с историей ручки, мы провели экскурсию для учащихся седьмых классов и рассказала им про перьевую ручку.

В музее мы проводим ещё и другие тематические и обзорные экскурсии, которые с удовольствием посещают ученики школы всех возрастов, младшие школьники приходят сюда с восхищением, потом занимаются в кружке «Следопыт» и вносят свой вклад в школьную историю. Так-же посетителями являются многочисленные гости школы – бывшие учителя и выпускники школы, жители микрорайона. Ещё одно направление деятельности музейного комплекса: образовательная, культурно-просветительская работа.
Музей школы № 167 находится ещё в стадии создания. Тем не менее, мы очень стараемся интегрировать его в учебно-воспитательный процесс. Уже сейчас школьный музейный уголок стал учебно-материальной базой в преподавании уроков истории, основ жизненного самоопределения. Обстановка музея, просмотр презентаций по тематике разделов экспозиции музея делают такие уроки интересными, эмоциональными и запоминающимися. Внеклассная работа, проводимая в школьном музее, направлена на историко-краеведческое воспитание. Работа в музее обязательно предусматривает интегрированные уроки с учителями начальной школы, истории, литературы, и окружающий мир. Подобные музейные уроки помогают ребятам больше узнать больше об истории и природе родного края, о людях, которые его населяют, об их традициях – все это закладывает основы духовно-нравственного формирования личности. Важным направлением в работе музея является участие в различных конкурсных программах. Участвуя в них, музееведы школы часто добиваются прекрасных результатов. (Приложение 13)
Результаты активной работы школьного музея находят свое отражение в средствах массовой информации школы: газете «Родник», школьных новостях.
Именно благодаря продуманной, методически грамотно выстроенной работе музея чувствуется уже сейчас уважительное, трепетное отношение наших учеников к истории своей страны, желание работать дальше, совершенствоваться и привлекать ребят младшего возраста. Видно, как с каждым мероприятием, с каждой успешно проделанной работой, сердца ребят наполняются гордостью за свой народ, за те события, о которых им довелось рассказывать, над чем пришлось работать.
IV.Заключение
В ходе исследования мы подтвердили свою гипотезу. Школьный музей- это уникальное место, которое может существовать, и как самостоятельная форма организации краеведческой деятельности, и как научное общество учащихся, и как поисково-собирательный клуб.
Роль его в деле духовно-нравственного воспитания школьников неоценима. Без музея в школе сегодня не обойтись. Во-первых, своим оформлением и содержанием он вызывает интерес посетителей. Здесь есть вещи, книги, документы, реликвии, которые ребятам в силу их любознательности всегда интересны. Во-вторых, материал для музея собирают все: ребята нынешнего поколения и те, кто был до них, и учителя, и родители, и жители района. В-третьих, здесь, в музее, как нигде, великолепно переплетаются интересы разных возрастов. Здесь всем интересно. Именно здесь пробуждается общественная активность и гражданственность. В-четвёртых, музей – это школа поиска, школа творчества и человеческого преобразования.
Прав академик Лихачев, который называл краеведение «самым массовым видом науки, прекрасной школой воспитания гражданственности и духовной культуры».
Школа живет и развивается, уверенно идет в будущее, в завтрашний день. Но у нее есть и прекрасное прошлое, которое бережно хранится в школьном музее и является достоянием каждого ученика и учителя, предметом гордости и восхищения.
Планы на будущее: мы начали оформлять экспозицию «Домашняя утварь сибирских крестьян 19 века» Готовим экскурсию по этой теме
V. Список источников информации.
1.Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. М., 1980.
2.Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание истории в школе №2, 2003 г.
3.Методика историко-краеведческой работы в школе, под ред. Н.С. Борисова. М., 1982.
4.Смирнов В.Г., Художественное краеведение в школе, М., 1987.
5.Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2002
6.Лихачев Д.С., Раздумье о России, С-Петербург, 1999
7. Столяров Б. А., Музей и художественное образование в контексте инициативы
«Наша новая школа» / Мир музея, 2011