Новомученики и исповедники земли Серпуховской (Священномученик Даниил Мещанинов)- По материалам архивов школьного краеведческого музея.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
СЕРПУХОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МОУ
«Данковская средняя общеобразовательная школа»
142200 Московская область Серпуховский район м. Данки телефон: 70 – 71 - 52




Предметная неделя
Духовно – нравственной
(православной) культуры
«Подвиг новомучеников и исповедников земли Подмосковной»


Подтема: «20 век. Мартиролог земли Подмосковной.
События, люди, жизнь»

Новомученики и исповедники земли Серпуховской
(Священномученик Даниил Мещанинов)-
По материалам архивов школьного краеведческого музея.











Выполнили обучающиеся 5 б класса

Руководитель: Токарь О. А.,
преподаватель
Духовного краеведения Подмосковья



2017 год

Пояснительная записка.
Умереть за веру можно тихо и для всех незаметно. Но Бог не дает забыть своих исповедников. Нашим современникам открылись документы, рассказывающие о новомучениках Серпуховских. Есть люди, которые многое могут рассказать. Пора узнать о тех, кто служил в храмах до самого их закрытия, изгнания и поругания.
В 2015 – 2016 учебном году сверстники нашей школы изучили и обобщили материал, собранный краеведами нашей школы по теме «Новомученики и исповедники российские» Посетив школьный музей и его экспозицию по этой теме мы попытаемся в своей исследовательской работе раскрыть подвиг новомученика Даниила Мещанинова, т.к именно он является нашим земляком, проживавшим и служившим на территории нашего Данковского поселения.
Исследования проводились учениками- краеведами нашей школы. Систематизировав собранный материал, мы пришли к выводу: тема новомученичества имела место и в нашем благословенном краю.
Цель проекта: изучение явления мученичества в христианской православной культуре 20 века и установление взаимосвязи исторических событий России в его контексте.
Задачи:
1. Изучить жизнь и подвиг мучеников и исповедников Серпуховских на примере жизни священника Даниила Мещанинова;
2. Пройти маршрутом Духовного краеведения Подмосковья по местам, где служил новомученник Даниил Мещанинов;
3. Исследовать архивные материалы школьного краеведческого музея по данной теме.
Этапы работы над проектом:
1. Поисковый
Определение тематического поля и темы проекта.
Поиск и анализ проблемы.
Постановка цели проекта.
2. АНАЛИТИЧЕСКИЙ
Анализ имеющейся информации.
Поиск информационных лакун.
Сбор и изучение информации.
 Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности.
Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ.
3.ПРАКТИЧЕСКИЙ
 Посещение запланированных этапов маршрута Духовного краеведения Подмосковья.
Работа с архивом школьного краеведческого музея.
4.ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ
Подготовка презентационных материалов.
Презентация проекта.
 Изучение возможностей использования результатов проекта
С 1999 года поисковая группа при школьном музее Данковской средней школы начала заниматься изучением истории родного края. Одним из направлений работы стал сбор материалов по истории близлежащих деревень и истории памятников христианской культуры- храмов и церквей. На сегодняшний день в разделе «Церковное краеведение» оформлены материалы «Возвращение храма» (с. Игумново), «Троицкая церковь. Возрождение» (д. Лужки), составлен «Экскурсионный проект на основе изучения истории церкви Святителя Николая» (с. Бутурлино). Но для нас очень сильными оказались впечатления после знакомства с темой «Новомученики и Исповедники Земли Российской» на внеурочной деятельности «Православная культура»



2. Основная часть
Когда читаешь жития мучеников, невольно сомневаешься: может ли человек перенести такое? Человек, наверное, нет, но христианин – да.
Мученичество как явление есть одно из главных неопровержимых доказательств истинности веры Христовой. Огромнейшее количество людей разного общественного положения, различных национальностей, отличающихся друг от друга условиями существования и телесной крепостью, не только показывают, что видят свет истины, но и готовы пожертвовать всем: имуществом, положением, семьей, самой жизнью, если требуется этой жертвой подтвердить незыблемость веры как всецелого сознания близости и соприсутствия Живого Бога. Этому есть примеры
Один из них – подвижническая жизнь нашего односельчанина – Даниила Мещанинова, жизнь которого является свидетельством не отречения от Веры в годы лихолетья и богоборчества.

Погибший за веру.

Даниил Мещанинов родился в 1870 году в селе Новинки Серпуховского уезда Московской губернии в семье крестьянина-бедняка Феодота Мещанинова. Как мы прочитали в архивных материалах музея (из воспоминаний правнучки Юлии Николаевны Елагиной (фото 1), мы узнали, что в семье было три брата.
Один из них – странник, потомки второго сейчас живут в местечке Данки и в деревне Новинки. Третьим был Даниил. Из-за бедности семьи Даниил получил только первоначальное образование и в раннем возрасте устроился рабочим. Со слов Юлии Николаевны богатства он не нажил, но отличался трудолюбием, был хорошим семьянином. В 1916 году Даниил был призван в армию, где прослужил рядовым до 1917 года. После возвращения из армии он до 1920 года работал мастером на Новоткацкой фабрике в городе Серпухове (фото 2).
В 1920 году Даниил Феодотович, которому уже исполнилось 50 лет, решил посвятить свою жизнь церкви, которая в это время уже подверглась яростному беспощадному гонению со стороны новой безбожной власти. С 1920 по 1932 год Даниил Мещанинов служил псаломщиком в Покровской церкви села Мартьянова Серпуховского района, а в 1932 году Преосвященным Иннокентием (Летяевым) епископом Подольским был рукоположен во Священника к тому же храму. Его выбор был глубоко осознанным. После этого Даниила Мещанинова стали называть отцом Даниилом, а жену его – матушкой Анной (фото 3).
Правнучка отца Даниила Галина Петровна Горшкова (фото 1), рассказывает, что было у отца Даниила с матушкой Анной (фото 4) четырнадцать детей: двенадцать девочек и два мальчика.
Самая старшая дочь – Анна в 1937 году попала под поезд, оставив двоих детей (Петра (фото 5) и Нину). На похоронах её отпевал отец.
Не сложилась жизнь и у другой дочери – Ефросиньи: муж и сын погибли на фронте, защищая Родину в Великой Отечественной войне.
Очень доброй, понимающей сверстников росла Клавдия (фото 6).
Свою любовь и заботу она отдала своим пятерым детям.
Дарья рано умерла от падучей болезни.
Георгию, было шестнадцать лет, когда его арестовали. До этого он работал парикмахером в Царицыно, а по выходным пел в церкви. Он был сослан на Соловки только за то, что не отрекся от веры.
- Как ты думаешь, Бог есть? – спросили у него сотрудники НКВД.
- Бог есть, - твердо ответил юноша.
Из Соловков Георгий вернулся домой, спустя десять лет, умер от туберкулёза.
Зинаида (фото 7) и Николай были двойняшками. Николай погиб на фронте. Зинаида прожила 83 года, оставив на память рисунок с изображением церкви Покрова Богородицы (фото 8), где нёс службу её отец. Умерла она после Пасхи в 2006 году, на Красную горку, а хоронили её на Радоницу.






О судьбе других детей, к сожалению, потомки не имеют никакой информации.
Клирик храма Богоявления (г.Серпухов) отец Сергий (Свирепов) (фото 9)
любезно предоставил исследователям – краеведам документальный фильм Романа Бычкова «Батюшка Даниил», где одна из младших дочерей Зинаида Данииловна (фото 10) вспоминает: всё время семья жила бедно. Было своё небольшое хозяйство. Отец Даниил держал пчёл, сам шил обувь, делал мебель, вспахивал огород. Когда отец ездил в город, дети с нетерпением ждали его, так как он никогда не возвращался без гостинцев, часто привозил баранки, которые в то время были самым лучшим лакомством для них. В семье отмечались все церковные праздники (фото 11). В церковь на службу отец Даниил всегда ходил натощак.
Матушка Анна хлопотала по хозяйству, растила детей. Она лечила людей молитвами и святой водой, всегда читала церковные книги. Правнучка Юля Елагина рассказывала, что матушка Анна, умершая в 82 года была настолько воцерковлённой, что знала день и час своей смерти и всем говорила, что умрёт на Николу. Действительно, матушка Анна преставилась в 1963 году 19 декабря – в день памяти Святителя Николая. Со слов дочери отца Даниила Зинаиды, место где стояла Покровская церковь, называлось Речма погост (Поповка).
Недалеко от церкви находилась школа. В церкви было два придела – Покрова Богородицы и Казанской иконы Божьей матери. Школу в 1883 году закрыли и открыли её вновь только при советской власти. В 1932 году была закрыта церковь. Настоятеля отца Василия арестовали. Прихожане стали просить отца Даниила вновь открыть приход. Он, осознавая все, чем это могло закончиться, открыл приход.
В это время гонения на церковь усиливались. Скудное хозяйство отца Даниила подверглось раскулачиванию. Архивные документы свидетельствуют, что конфискация была произведена на следующий после ареста день. Но дочь отца Даниила Зинаида вспоминает (фото 12), что всё конфисковали ещё при отце. Вывезли корову, тёлку и бычка, лошадь Зорьку, пчелиные ульи и вещи, рясу и книги, оставив только старый самовар и недействующее ружьё. Положение в семье было бедственным: родителям стало нечем кормить своих детей. Тогда отец Даниил решил написать обо всем случившемся председателю ЦИК СССР М.И. Калинину. На что последовал ответ: «Всё сделано правильно».
27 ноября 1937 года в доме священника власти планировали провести вторичный обыск, в дом приехали на конфискованной лошади Зорьке, но взять было нечего. Вот тогда и забрали недействующее ружьё. В ночь на 28 ноября, под Михайлов день, священник Даниил Мещанинов был арестован. Со слов дочери Зинаиды Данииловны: отца забрали обманным путём, попросили проехать в город, подписать какие-то бумаги. Отец сказал всем, что скоро вернётся, но ни вечером, ни на следующий день не появился. Зинаида с сестрой Клавдией отправились на его поиски. А он уже был заключён в Серпуховскую тюрьму. Отца Даниила обвинили в контрреволюционной агитации.
В архиве сохранился протокол допроса отца Даниила, сделанный в день ареста и заключения.
- Скажите, кого вы знаете из духовенства и какую вы имеете с ними связь.
- Из духовенства я знаю благочинных Студницина, Уарова, Некрасова как своих прямых начальников, только по работе.
- Признаёте вы себя виновным в том, что среди колхозников через проповеди проводили антисоветскую агитацию во время коллективизации? В 1930 году вы открыто агитировали не вступать в колхозы, говоря, что в колхозе жить хуже, что при колхозах закроют церкви, что в колхозе богато жить нельзя, а «то не попадёте в рай».
- 19 ноября 1937 года я действительно в церкви во время похорон среди верующих говорил проповедь, что «в колхозе богато жить не надо, а то не попадёте в рай», а также в 1937 году просил колхозников мне помочь, говоря, что налоги дают непосильные, не считаясь ни с чем, если не поможете, то меня посадят, и церкви закроют и некому будет хоронить и крестить, и ваши дети будут нехристи.
- В отношении того, чтобы крестьяне не вступали в колхоз, я никогда ни с кем не говорил.
В этот же день следствие было закончено. 5 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила отца Даниила к расстрелу, к этому времени его уже перевели в Таганскую тюрьму в Москве.
Священник Даниил Мещанинов был расстрелян 9 декабря 1937 года на полигоне Бутово под Москвой и погребён в безвестной общей могиле.
Следом за арестом священника пришёл приказ разрушить церковь. Сломать церковь, построенную в XVIII веке, оказалось делом непростым. Очевидцы рассказывают, что к ней приступали четыре раза с ломами. Первый же человек, взобравшийся на колокольню, упал на землю, сломал поясницу и вскоре умер. Поскольку здание храма простой разборке не поддавалось, его взорвали и растащили кирпичную кладку тракторами. И до сих пор на месте храма в центре села лежат кирпичные глыбы, намертво скреплённые старинным раствором.
Из церковных кирпичей построили клуб, который стоял, как говорят местные жители, всего лет 10. Стены его и зимой, и летом были мокрыми, словно плакали. Клуб разрушился сам. Осталось в деревне предание, что все, кто принимал участие в разрушении храма, вскоре умерли по разным причинам.
Отец Даниил был реабилитирован через 52 года, а в 2002 году Священный Синод признал отца Даниила священномучеником и причислил к лику святых.
Наступил XXI век
Прославлены сегодня церковью погибшие как новомученики и исповедники Российские. Уже известны имена 255 святых мучеников, пострадавших за Христа, из них 73 человека – наши земляки, святые останки которых покоятся в земле подмосковного посёлка Бутово. В истории христианской православной культуры Бутово – поле памяти и покаяния. Стоит сегодня на святой земле Бутовского полигона деревянная православная церковь, освящая страшное место. Установлен у границы рва Поминальный крест. На специальных щитах возле храма висят списки с известными уже именами убитых людей(фото 13) . И возносит церковь молитвенные песнопения в память о всех новомучениках. Таковы традиции христиан всех веков: помнить и просить прощения (приносить покаяние).

Покаяние.

На Русской земле много мест, связанных с жизнью и служением святых новомучеников. Многие из этих уголков совершенно заброшенные, и, чтобы память о подвигах не исчезла, существует древняя традиция - устанавливать крест или часовню на месте где когда-то был храм. 14 октября 2008 года, на Покров в Серпуховском благочинии произошло знаменательное событие, в деревне Мартьяново на месте разрушенного храма Покрова Богородицы (фото 14), был установлен памятный деревянный крест, высотой в 2,5 метра (фото 15), привезённый настоятелем Бутовского храма святых новомучеников и исповедников Российских отцом Кириллом Каледой. Выступая перед жителями Мартьянова, Арнеево, Новинок, Петрухино и Данков, чьи прадедушки и прабабушки были прихожанами разрушенного храма, отец Кирилл сказал:
- На Руси издавна существовала традиция воздвигать на поруганном месте крест или часовню. Пройдут люди, увидят крест, помолятся, станут ближе к Богу. Это очень важно.
Отец Кирилл передал икону с изображением Серпуховских священномучеников настоятелю ближайшей церкви в Новинках отцу Александру (Голубеву). Среди них – последний настоятель храма Покрова Богородицы отец Даниил Мещанинов (фото 16).
После молебна люди подходили и прикладывались к иконе священномученика Даниила (фото 17).
Нам удалось узнать, что в день расстрела фотограф Таганской тюрьмы сделал снимок отца Даниила, чтобы при массовых расстрелах, которые совершались ежедневно, палач не ошибся. По этой фотографии автором и оператором фильма «Батюшка Даниил» Романом Бычковым, и была написана икона священномученика Даниила (фото 18,19). Также существует молитва священномученику Даниилу (приложение №3).

Заключение.

Собирая материалы для написания нашей работы, мы обращались к руководителю школьного краеведческого музея – Карнауховой Наталье Евгеньевне. Она оказала нам большую помощь в поисках материалов по данной теме: предоставила архивные материалы, находящиеся в школьном музее, собранные обучающимися нашей школы во главе с руководителем поисковой группы Синюковой Ириной Викторовной, показала стенд «Молитвенники о земле Серпуховской» (фото 20) и газету «МИГ. Южное Подмосковье» от 23 января 2010 года со статьей «Погибший за веру» (фото 21). На стенде есть изображение иконы священномученика Даниила. Помимо этой иконы здесь находятся изображения семи мучеников и исповедников земли Серпуховской. Мы решили, что обязательно должны познакомить своих сверстников с результатами изученной исследовательской работы и продолжить изучение истории жизни людей – носителей христианских культурных традиций. Мы постараемся найти материалы по каждому изображенному на стенде человеку, пострадавшему за Христа, и познакомить своих сверстников с историей жизни этих людей.

3. Заключение.
Умереть за веру можно тихо и для всех незаметно. Но Бог не дает забыть своих исповедников, и поставляет их светильниками на горе Святой веры. Совсем недавно открылись документы, рассказывающие о новомучениках Серпуховских, но уже во всех храмах их поминают за богослужением. Веруем, что они не оставляют нас своим небесным заступничеством и помогают возрождать православную веру в Серпухове. Восстанавливается память о новомучениках земли Серпуховской, восстанавливаются и храмы, в которых они служили в разное время. Значит, возрождается духовная жизнь нашей страны, нашего народа.
Наши современные мученики, святые и праведные воочию свидетельствуют, что Жив Господь и Жива Его Святая Плоть - Русская Православная Церковь.
Написанная нами работа является началом в изучении истории жизни людей – носителей христианских культурных традиций. Мы постараемся найти более подробные материалы по каждому мученику, пострадавшему за Христа, и познакомить своих сверстников с историей жизни этих людей.
Для того чтобы память о новомучениках укреплялась в нашем обществе как пример стояния в вере, мы считаем, что надо умножить усилия для распространения в народе почитания святых новомучеников и исповедников. Поэтому целью нашей работы является не только изучение жизни и подвига мучеников и исповедников Серпуховских, но последующий рассказ о них нашим сверстникам как в Данковской школе, так и односельчанам Данковского поселения.


Литература и используемые материалы.

1. Орехов Д. Русские святые и подвижники XX столетия - Санкт-Петербург, 2006 год.
2. Шевченко Л.Л. Духовное краеведение Подмосковья. – Москва, 2007.
3. Протоиерей О.Пэнэжко Город Серпухов.Храмы Серпуховского района – Владимир, 2003.
4. ГАРФ. Ф.10035, д.19548.
5. Документальный фильм Романа Бычкова «Батюшка Даниил» – Серпухов, 2003 год.
6. Материалы выставки Русская Голгофа, посвященная Серпуховским Новомученикам. – филиал СИХМ Троицкий собор.
7. Буклет: «Новомученики и Исповедники Серпуховские за Христа пострадавшие» - Серпухов, Троицкий собор, 2001.


Правнучки отца Даниила:
слева - Ю.Н. Елагина, справа - Г.П.Горшкова.


Клавдия

Зинаида

Рисунок Храма Пресвятой Богородицы в д. Мартьяново



Picture 11 Заголовок 115