Приемы создания проблемной ситуации по математике в средней школе


Некоторые приемы создания проблемной ситуации на уроках математикиИспользование проблемных ситуаций требует от учителя значительных затрат времени при подготовке уроков, т. к. сформулировать проблемный вопрос достаточно сложно, важно продумывать каждое задание и каждое слово, чтобы они вызвали затруднение у учащихся и в то же время не отбили желания это затруднение преодолеть. Достаточно много времени тратится и на уроке на разрешение той или иной проблемы, но это время более ценно по сравнению с тем, которое тратилось бы на подачу готовых знаний.
Следовательно, с помощью проблемных ситуаций решаются многие педагогические задачи:
Самостоятельный поиск новой информации;
Самостоятельная работа с учебником;
Воспитание активной личности, формирование инициативности, ответственности, способности к сотрудничеству;
Развитие личностных качеств;
Прочность усвоения знаний, т.к. путём поиска разрешения проблемной ситуации достигается полное понимание материала;
Решение проблемы психологического комфорта на уроках.
Постановка перед учеником проблемных ситуаций приводит к тому, что ученик перестаёт бояться трудных заданий, и стремиться их разрешить, тем самым идёт работа по формированию творческой личности всегда способной к поиску.
Создание проблемных ситуаций на уроках математики не только формирует ту систему математических знаний, умений и навыков, которая предусмотрена программой, но и самым естественным образом развивает у школьников творческую активность. Нельзя заставлять ребёнка слепо штудировать предмет в погоне за общей успеваемостью. Необходимо давать ему  возможность экспериментировать и не бояться ошибок, воспитывать у учащихся смелость быть не согласным с учителем.
Методы, приемы и средства проблемного обучения: 1 Создание проблемных ситуаций через умышленно допущенные учителем ошибки
Решаю быстро уравнение: (3х + 7) × 2–3 = 17 х = 0 При проверке ответ не сходится. Проблемная ситуация. Ищем ошибку. Дети решают проблему.
2. Создание проблемных ситуаций через выполнение практических заданий Длина аквариума 80 см, ширина 45 см, а высота 55 см. Сколько воды надо влить в этот аквариум, чтобы уровень воды был ниже верхнего края аквариума на 10 см? Проблема: не знают понятие объема и формулу для нахождения объема параллелепипеда. Учащиеся выбирают необходимую им информацию, используя текст учебника. Обсуждают решение задачи, делают вывод, записывают формулу в тетради.
3. Задачи с несформулированным вопросом. Шоколад стоит 45 руб., коробка конфет 230 руб. Задайте все возможные вопросы по условию данной задачи;
4. Создание проблемных ситуаций через противоречие нового материала старому, уже известному Вычисляем: (3 + 4)² = 3² + 4² = 9 + 16 = 25 Попробуйте сосчитать по другому: (3 + 4)² =7² = 49 Проблемная ситуация создана. Почему разные результаты? (3+4)² ≠3²+4²
5. Задачи с недостающими данными. Учащимся ставятся вопросы: почему нельзя дать точного ответа на вопрос задачи? Чего не хватает? Что нужно добавить? Докажи, что теперь задачу можно будет точно решить. Поезд состоит из цистерн, товарных вагонов и платформ. Цистерн на 4 меньше, чем платформ, и на 8 меньше, чем товарных вагонов и платформ? (Неизвестно их общее число).
6. Задачи с излишними данными. Масса 11 ящиков яблок 4 ц 62 кг, а масса 18 ящиков груш 6 ц 12 кг. В магазин привезли 22 ящика яблок и 6 ящиков груш. На сколько килограммов масса одного ящика яблок больше массы одного ящика груш.
7. Задачи с измененными данными У мальчика было несколько рублей. Когда ему дали еще 14 рублей, то он на все деньги купил 4 карандаша, заплатив за каждый вдвое больше того, что он имел прежде. (На свои прежние деньги он не мог купить и одного карандаша). Сколько денег было у мальчика до получения 14 рублей?
8. Задачи с несколькими решениями. Задачи, которые могут быть решены различными способами. Эти задачи направлены не формирование способности переключения внимания от одной операции к другой, от одного способа к другому.               
В кинотеатре число мест в ряду на 8 больше числа рядов. Сколько рядов в кинотеатре, если всего в нем имеется 884 места?                Послан человек из Москвы в Вологду и велено ему проходить всякий день по 40 верст. На следующий день вслед ему был послан другой человек и велено ему проходить по 45 верст в день. Через сколько дней второй догонит первого?
9. Приём «Столкновение мнений». Сколько нужно купить ленты, если на отделку юбки необходимо 13,5 метра, а для пояса — 1,83 метра ленты? Предлагают варианты ответов, среди них есть как верный, так и неверные. Задаю вопросы: Задание было одно? А какие получились ответы? Как вы думаете: почему? Какова же цель нашей работы на уроке?
10. Ситуация предположения В каком треугольнике сумма внутренних углов больше — в остроугольном или тупоугольном? (Выдвигается предположение, проверяемое на практике).
Литература:
Маеренкова В. В. Технологии проблемного обучения как средство формирования и развития универсальных учебных действий учащихся на уроках математики в условиях реализации ФГОС // Школьная педагогика. — 2016. — №1. — С. 53-55.