Календарно-тематическое планирование урока _Музыка_ 5 класс


Тематическое планирование курса « Музыка»
для 5-х классов на 2014-2015 учебный год.
Учитель: Я.С.Гарбуз.
№ Тема урока Содержание Цели и задачи ИМО дата
план факт
“Музыка и литература”
(17 часов)
Что роднит музыку с литературой.

Интонационно - образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими видами искусства.
Реальная жизнь – источник сюжетов, тем и образов в музыке и литературе. Интонация – единый стержень музыки и литературы. Музыкальная интонация – язык композитора. Связь музыки и литературы. Общность жанров в музыке и литературе.
М.Глинка, сл. Н.Кукольника «Жаворонок»,
Г.Струве, сл. Н.Соловьевой «Моя Россия»;
П.Чайковский. Симфония №4;
Э.Григ. Фрагменты сюиты «Пер Гюнт»
Знать/понимать: понимать взаимо-действие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них.
Уметь: размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее. Узнавать на слух изученные произведения. Воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения
- М.Глинка, сл. Н.Кукольника «Жаворонок»,
- Г.Струве, сл. Н.Соловьевой «Моя Россия»;
- П.Чайковский. Симфония №4;
Э.Григ. Фрагменты сюиты «Пер Гюнт»
Вокальная музыка.
Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов (лирические). Народные истоки русской профессиональной музыки.
Жанры вокальной музыки – песня.
Осень. П. Чайковский, слова А. Плещеева.
Осень. Ц. Кюи, слова А. Плещеева.
П.Аедоницкий, сл. И. Шаферана «Красно солнышко»; Знать/понимать: основные жанры вокальной народной и профессиональной музыки.
Уметь: выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства.
Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость. - Осень. П. Чайковский, слова А. Плещеева.
- Осень. Ц. Кюи, слова А. Плещеева.
П.Аедоницкий, сл. И. Шаферана «Красно солнышко»; нПесни народов Севера. Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Основные жанры русской народной музыки (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, лирические песни).
Народная песня, ее жанры и особенности.
Средства музыкальной выразительности – способы передачи эмоциональных переживаний. Дуэт. Музыкальная форма
Русские народные песни:
«А мы просо сеяли»,
«Бояре, а мы…»,
«Уж ты, поле мое»; Знать/понимать: основные жанры народных песен, ее особенности.
Уметь: разучивать и исполнять образцы
музыкально_- поэтического творчества.
Распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произве-дений. Рассуждать о многообразии музы-кального фольклора России. Выражать свое эмоциональное отношение к музы-кальным образам исторического прош-лого в слове, рисунке, жесте, пении.
Обнаруживать, выявлять общность
истоков народной и профессиональной музыки.
Русские народные песни:
- «А мы просо сеяли»,
- «Бояре, а мы…»,
«Уж ты, поле мое»; Вокальная музыка.
Развитие жанров камерной вокальной музыки – романс.
Определение романса как камерного вокального произведения для голоса с инструментом, в котором раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и природе.
Горные вершины. А. Варламов, слова М. Лермонтова.
Горные вершины. А. Рубинштейн, слова М. Лермонтова Знать/понимать: основные жанры вокальной профессиональной музыки – романс, определение: камерная музыка.
Уметь: проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзыв-чивость.
- Горные вершины. А. Варламов, слова М. Лермонтова.
Горные вершины. А. Рубинштейн, слова М. Лермонтова Фольклор .Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки.
Народные истоки профессиональной музыки. Использование композиторами выразительных свойств народной песенной речи. Народно-поэтические сюжеты и образы в композиторской музыке. Народное сказание. Симфоническая миниатюра. Программная музыка.
Кикимора. Сказание для симфонического оркестра (фрагменты) А. Лядов.
«Колыбельная» А. Лядов. Знать/понимать: особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки.
Уметь: сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их
сходство и различия. Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — народная, композиторская.
- Кикимора. Сказание для симфонического оркестра (фрагменты) А. Лядов.
«Колыбельная» А. Лядов. Особенности фольклора
Интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной народной музыки.
Использование композиторами выразительных свойств народной песенной речи. Народно-поэтические сюжеты и образы в композиторской музыке. Симфоническая сюита.
Шехеразада. Симфоническая сюита (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.
Знать/понимать: интонационное свое-образие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной народной музыки. Уметь: по характерным признакам определять принадлежность музы-кальных произведений к соот-ветствующему жанру и стилю — музыка классическая или народная на примере опер русских композиторов - Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.
Баркарола. Ф. Шуберт, слова Ф. Штольберга, перевод A.Плещеева. Музыкальные жанры
Развитие жанров светской вокальной и инструментальной музыки. Наиболее значимые стилевые особенности классической музыкальной школы.
Вокализ, Песня без слов, Ария, Романс, Серенада,
Баркарола: своеобразие и выразительность, лиричность.
Вокализ. С. Рахманинов.
Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» (фрагмент) Г. Свиридов.
Баркарола (Июнь). Из фортепианного цикла «Времена года». П. Чайковский.
Песня венецианского гондольера (№ 6). Из
фортепианного цикла «Песни без слов». Ф. Мендельсон..
Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.
Баркарола. Ф. Шуберт, слова Ф. Штольберга, перевод A.Плещеева. Знать/понимать: жанры светской вокальной и инструментальной музыки: вокализ, песня без слов, романс, серенада.
Уметь: выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах. Размышлять о музыке, анализировать, выказывать своё отношение. - Вокализ. С. Рахманинов.
- Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» (фрагмент) Г. Свиридов.
- Баркарола (Июнь). Из фортепианного цикла «Времена года». П. Чайковский.
- Песня венецианского гондольера (№ 6). Из
фортепианного цикла «Песни без слов». Ф. Мендельсон..
Вторая жизнь песни.

Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование.
Связи между русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством. Интерпретация, обработка, трактовка.
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (фрагмент финала). П. Чайковский.
Веснянка, украинская народная песня.
Пер Гюнт. Музыка к драме Г. Ибсена (фрагменты). Э. Григ.
Знать/понимать: особенности русской народной музыкальной культуры.
Уметь: исследовать интонационно - образную природу музыкального искусства. Проявлять эмоциональный отклик на выразительность и изобра-зительность в музыке.
- Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (фрагмент финала). П. Чайковский.
- Веснянка, украинская народная песня.
Пер Гюнт. Музыка к драме Г. Ибсена (фрагменты). Э. Григ. Вторая жизнь песни. Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: создание музыки в народном стиле.
Связь между музыкой русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством, отражающим жизнь, труд, быт русского народа.
Сцена «Проводы Масленицы». Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков. Знать/понимать: особенности русской народной музыкальной культуры.
Уметь: наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа. - Сцена «Проводы Масленицы». Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.
Обобщающий урок. Всю жизнь мою несу родину в душе…
Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической музыкальной школы.
Язык искусства. Колокольность и песенность – свойства русской музыки. Значимость музыки в жизни человека, ее роль в творчестве писателей и поэтов.
Программная симфония. Симфония-действо. Кантата.
Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония-действо для солистов, большого хора, гобоя и ударных (фрагменты). B.Гаврилин
Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, слова Б. Пастернака.
Запевка. Г. Свиридов, слова И. Северянина.
Знать/понимать: стилевое много-образие музыки 20 столетия, находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.
Уметь: сопоставлять образное содержание музыкального произведения, выявлять контраст, как основной прием развития произведения, определять средства выразительности, подчеркивающие характер музыкального произведения; размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
участвовать в коллективной исполнительской деятельности
- Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония-действо для солистов, большого хора, гобоя и ударных (фрагменты). B.Гаврилин
- Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, слова Б. Пастернака.
Запевка. Г. Свиридов, слова И. Северянина.
Писатели и поэты о музыке и музыкантах.
Романтизм в западно – европейской музыке: особенности трактовки драматической и лирической сфер на примере образцов камерной инструментальной музыки – прелюдия, этюд. Творчество Ф. Шопена как композитора связано с его исполнительской деятельностью. Именно Ф.Шопен утвердил прелюдию как самостоятельный вид творчества, открыл новое направление в развитии жанра этюда, никогда не отделяя техническую сторону исполнения от художественной. Знать/понимать: понимать взаимо-действие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них. Знать композиторов – романтиков: Ф.Шопен, жанры фортепианной музыки: этюд, ноктюрн, прелюдия.
Уметь: размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощении, выявлять связь музыки с другими искусствами, историей, жизнью. Узнавать на слух изученные произведения зарубежной классики.
- «Этюд №12» Ф.Шопен- «Прелюдия№7» Ф.Шопен- «Прелюдия№20» Ф.Шопен«Вальс №7» Ф.Шопен«Этюд №12» Ф.Шопен«Прелюдия№7» Ф.Шопен«Прелюдия№20» Ф.Шопен«Вальс №7» Ф.ШопенПисатели о музыке. Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками. ( В.Моцарт – Ф.Шопен)
Значимость музыкального искусства для творчества поэтов и писателей. Музыка - «главное действующее лицо» рассказов К. Паустовского. Расширение представлений о творчестве В. А. Моцарта. Хор. Оркестр. Жанры вокальной музыки: реквием
Откуда приятный и нежный тот звон. Хор из оперы «Волшебная флейта». В.-А. Моцарт.
Маленькая ночная серенада (рондо). В.-А. Моцарт.
Dona nobis pacem. Канон. В.-А. Моцарт.
Реквием (фрагменты). В.-А. Моцарт.
Знать/понимать: понимать взаимо-действие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них, что музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроений, мыслей, но и играет драматургическую роль, не только в литературе, но и в жизни. Знать жанры музыки: реквием, сюита.
Уметь: находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия. - Откуда приятный и нежный тот звон. Хор из оперы «Волшебная флейта». В.-А. Моцарт.
- Маленькая ночная серенада (рондо). В.-А. Моцарт.
- Dona nobis pacem. Канон. В.-А. Моцарт.
Опера.

Развитие жанра – опера. Народные истоки русской профессиональной музыки. Обращение композиторов к родному фольклору.
Особенности жанра оперы. Либретто – литературная основа музыкально-драматического спектакля, в которой кратко излагается сюжет оперы. Синтез искусств в оперном жанре. Разновидность вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы (увертюра, хор, речитатив, ария, ансамбль). Мастера мировой оперной сцены. Музыкальный портрет.
Садко. Опера-былина (фрагменты).
Н. Римский-Корсаков.
Знать/понимать: особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы; знать разновидности вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы: увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль, а также исполнителей: певцы, дирижеры и т.д.
Уметь: творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в рисунке, участвовать в коллективной исполнительской деятельности, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. - Садко. Опера-былина (фрагменты).
Н. Римский-Корсаков.
Балет.

Развитие жанра – балет. Формирование русской классической школы.
Синтез искусств в балетном жанре. Образ танца. Сказочные сюжеты балетного спектакля. Исполнители балета (танцоры-солисты, кордебалет - массовые сцены). Лучшие отечественные танцоры и хореографы.
Щелкунчик. Балет-феерия (фрагменты). П. Чайковский.
Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.
Знать/понимать: имена лучших отече-ственных хореографов, танцоров, особен-ности балетного жанра, его специфику.
Уметь: участвовать в коллективной исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическом интонировании); наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа. - Щелкунчик. Балет-феерия (фрагменты). П. Чайковский.
- Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.
Музыка в театре. Творчество отечественных композиторов – песенников, роль музыки в театре, кино и телевидении.
Музыка как неотъемлемая часть произведений киноискусства. Киномузыка – важное средство создания экранного образа. Музыкальный фильм.
Песня о Родине из к/ф «Цирк» И. Дунаевский.
Песня о веселом ветре из к/ф «Дети капитана Гранта» И. Дунаевский.
Знать/понимать: роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: театре, кино, телевидении.
Уметь: участвовать в коллективной исполнительской деятельности (вокализации основных тем, плас-тическом интонировании); участвовать в коллективной исполнительской деятельности. - Песня о Родине из к/ф «Цирк» И. Дунаевский.
Песня о веселом ветре из к/ф «Дети капитана Гранта» И. Дунаевский.
Мюзикл.

Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Знакомство с жанром мюзикл.
Мюзикл – театр «легкого» стиля. Особенности жанра мюзикла, его истоки.
Кошки. Мюзикл (фрагменты). Э.-Л. Уэббер.
Песенка о прекрасных вещах. Из мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджерс, слова О. Хаммерстайна, русский текст М. Подберезского.
Знать/понимать: особенности жанра – мюзикл. Выявления связей музыки с другими искусствами, историей и жизнью.
Уметь: творчески интерпретировать содержание музыкального произ-ведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности.
- Кошки. Мюзикл (фрагменты). Э.-Л. Уэббер.
- Песенка о прекрасных вещах. Из мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджерс, слова О. Хаммерстайна, русский текст М. Подберезского.
Мир композитора
Знакомство с творчеством региональных композиторов.
Литература обогащает искусство музыки. Нерасторжимая связь музыки со словом проявляется во всех видах вокальной музыки, фольклоре, операх, балетах, в инструментальной музыке, где использованы мелодии песен. Обобщение жизненно-музыкального опыта учащихся, закрепление представлений о взаимодействии музыки и литературы на основе выявления специфики и общности жанров этих видов искусства. Выявление многосторонних связей музыки и литературы. "Музыкальный шаман Ямала". Семен Николаевич Няруй - первый ненецкий композитор, заслуженный работник культуры России. Творчество современных композиторов Ямала
Обобщающий урок. Знать/понимать: взаимодействие музыки и литературы на основе специфики и общности жанров этих видов искусства; знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений. Знать имена ямальских композиторов: С.Няруй, А.Бердышев, Ю.Юнкеров.
Уметь: передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.
Реквием (фрагменты). В.-А. Моцарт.
“Музыка и изобразительное искусство” (18 часов)
Музыка и ИЗО
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (лирические).
Взаимосвязь музыки и изобразительного искусства. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. Специфика средств художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи.
Песня о картинах. Г. Гладков, стихи Ю. Энтина.
Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1-я часть). С. Рахманинов.
Знать/понимать: возможные связи музыки и изобразительного искусства. Специфику средств художественной выразительности живописи и музыки.
Уметь: вслушиваться в музыку, мысленно представлять живописный образ, а всматриваясь в произведения изобразительного искусства, услышать в своем воображении музыку, эмоционально воспринимать и оценивать разнообразные явления музыкальной культуры. - Песня о картинах. Г. Гладков, стихи Ю. Энтина.
Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1-я часть). С. Рахманинов.
Небесное и земное в звуках .Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.
Непреходящая любовь русских людей к родной земле. Духовные образы древнерусского и западноевропейского искусства. Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве.
Знаменный распев. Песнопение. Унисон. Пение а капелла. Хор. Солист.
«Богородице Дево, радуйся». П. Чайковский
«Богородице Дево, радуйся». С. Рахманинов
«Ave Maria», И.-С. Бах – Ш. Гуно«Ave Maria» Дж. Каччини«Ave Maria» Ф. Шуберт Знать/понимать: интонационно-образную природу духовной музыки, ее жанровое и стилевое многообразие.
Уметь: эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; сопоставлять средства музыкальной и художественной выразительности: цвет- тембр, колорит – лад, ритм музыки – ритм изображения, форма – композиция.
- «Богородице Дево, радуйся». П. Чайковский
- «Богородице Дево, радуйся». С. Рахманинов
- «Ave Maria», И.-С. Бах – Ш. Гуно- «Ave Maria» Дж. Каччини«Ave Maria» Ф. Шуберт Через прошлое к настоящему.
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героические и эпические)и особенности их драматургического развития (контраст)
Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Кантата. Контраст. Триптих, трехчастная форма. Выразительность. Изобразительность. Кантата «Александр Невский» С. Прокофьев:
«Песня об Александре Невском»
хор «Вставайте, люди русские» Знать/понимать: богатство музыка-льных образов (героические и эпические) и особенности их драматургического развития (контраст). Жанр вокальной музыки - кантата.
Уметь: сопоставлять героико - эпические образы музыки с образами изобразительного искусства; эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание; проявлять творческую инициативу.
Кантата «Александр Невский» С. Прокофьев:
- «Песня об Александре Невском»
хор «Вставайте, люди русские» Через прошлое к настоящему.
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героико - эпические) и особенности их драматургического развития. Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Сопоставление героико – эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. Песня-плач. Осмысление темы о героических образах в искусстве.
Кантата «Александр Невский» С. Прокофьев:
«Ледовое побоище»
«Мертвое поле»
«Въезд Александра во Псков»
Кантата «Александр Невский» С. Прокофьев:
- «Ледовое побоище»
- «Мертвое поле»
«Въезд Александра во Псков»
Музыкальная живопись

Общее и особенное в русском и западно – европейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прощлого.
Общность музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Значение жанра пейзаж в русском искусстве. Выражение любви к родной земле средствами искусства. Образы русской природы в песне, светской музыке, молитве, живописи, литературе. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов- романтиков. Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Музыкальные образы произведений, созвучные музыкальной живописи художника. Изобразительность.
Островок. С. Рахманинов, слова К. Бальмонта (из П. Шелли).
Весенние воды. С. Рахманинов, слова Ф. Тютчева. Знать/понимать: выразительные возмо-жности музыки и ее изобразительности, общее и различное в русском и западно – европейском искусстве, различных стилевых направлений. Знать выдающихся русских и зарубежных композиторов: С.Рахманинов, Ф.Шуберт, их творчество.
Уметь: сопоставлять зримые образы музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные), общность отражения жизни в русской музыке и поэзии.
Пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений, полу-чивших мировое признание. Узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики.
- Островок. С. Рахманинов, слова К. Бальмонта (из П. Шелли).
Живописная музыка.
Общее и особенное в русском и западно – европейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прощлого.
Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные) и обшность отражения жизни в русской музыке и поэзии. Восприятие, исполнение, сравнение произведений искусства, созданных в жанре пейзажа Ф.Шуберта и С. Рахманинова. Живописная пластика (цвет, линия, характер движения кисти) выражает тончайшие изменения настроений, состояний человеческой души. Изобразительность. Инструментальный квинтет. Мелодия. Рисунок. Колорит. Ритм. Композиция. Линия. Палитра чувств. Гармония красок
«Форель». Ф. Шуберт, слова Л. Шубарта, русский текст В. Костомарова
«Фореллен – квинтет» Ф.Шуберт. - «Форель». Ф. Шуберт, слова Л. Шубарта, русский текст В. Костомарова
«Фореллен – квинтет» Ф.Шуберт.
Колокольность Народные истоки русской профессиональной музыки.
Представление жизненных прообразов и народные истоки музыки - на примере произведений отечественных композиторов. Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Красота звучания колокола, символизирующего соборность сознания русского человека. Колокольные звоны: трезвон, благовест, набат. Гармония. Фреска. Орнамент.
Каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям, которым стремились следовать многие поколениям русских людей.
Прелюдия соль мажор для фортепиано. С. Рахманинов.
Прелюдия соль-диез минор для фортепиано. С. Рахманинов.
Сюита для двух фортепиано (фрагменты). С. Рахманинов.
Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты). В. Кикта. Знать/понимать: Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Колокольные звоны: трезвон, благовест, набат. Народные истоки русской профессиональной музыки. Характерные черты творчества С.Рахманинова. Композиторы отражают в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям. Уметь: находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения.
- Прелюдия соль мажор для фортепиано. С. Рахманинов.
- Прелюдия соль-диез минор для фортепиано. С. Рахманинов.
- Сюита для двух фортепиано (фрагменты). С. Рахманинов.
Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты). В. Кикта. Портрет
Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.
Осознание музыки как вида искусства интонации на новом уровне триединства «композитор - исполнитель – слушатель». Выразительные возможности скрипки. Скрипичные мастера. Великие скрипачи. Постижение музыкального образа через сравнение различных интерпретаций произведения. Сопоставление произ-ведений скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох, портрет Н.Паганини в музыке и изобразительном искусстве.
Каприс № 24. Для скрипки соло. Н. Паганини (классические и современные интерпретации).
Рапсодия на тему Паганини (фрагменты). С.Рахманинов.
Вариации на тему Паганини (фрагменты). В. Лютославский.
«Скрипка Паганини» В. Мигуля. Знать/понимать: Осознание музыки как вида искусства интонации на новом уровне триединства «композитор - исполнитель – слушатель». Выразительные возможности скрипки. Знать имена великих скрипичных мастеров, скрипачей.
Уметь: сопоставлять произведения скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох, через сравнение различных интерпретаций музыкальных произведений, эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения. Размышлять о музыке, анализировать ее, выражая собственную позицию относительно прослушанной музыки;
- Каприс № 24. Для скрипки соло. Н. Паганини (классические и современные интерпретации).
- Рапсодия на тему Паганини (фрагменты). С.Рахманинов.
Волшебная палочка дирижера.
Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров.
Значение дирижера в исполнении симфонической музыки. Роль групп инструментов симфонического оркестра. Симфонический оркестр. Группы инструментов оркестра. Дирижер.
«Музыкант» Б. Окуджава
Знать/понимать: имена выдающихся дирижеров, их значение в исполнении симфонической музыки, роль групп симфонического оркестра.
Уметь: передавать свои музыкальные впечатления в устной форме, размышлять о музыкальном произведении, проявлять навыки вокально – хоровой работы.
- Вариации на тему Паганини (фрагменты). В. Лютославский.
«Скрипка Паганини» В. Мигуля. Образы борьбы и победы

Особенности трактовки драматической музыки на примере образцов симфонии.
Особенности симфонического развития «Симфонии № 5» Л. Бетховена. Эскиз. Этюд. Набросок. Зарисовка.
Симфония № 5 (фрагменты). Л. Бетховен.
Знать/понимать: имена выдающихся дирижеров, их значение в исполнении симфонической музыки, роль групп сим-фонического оркестра. Сущность музы-кального исполнительства как искусства интерпретации.
Уметь: личностно-окрашенного эмоционально-образного восприятия и оценки изучаемых произведений отечественных и зарубежных композиторов различных исторических эпох и стилевой принадлежности.
«Симфонии № 5» Л. Бетховен. 28. Застывшая музыка.
Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.
Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Православные храмы и русская духовная музыка. Хор, а капелла.
Католические храмы и органная музыка.
Органная прелюдия (соль минор) И.-С. Бах
Ария альта из мессы (си минор) И.-С. Бах
«Богородице Дево, радуйся» П. Чайковский
«Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинов Знать/понимать: принадлежность духовной музыки к стилю русского или западноевропейского искусства, изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; понятие – полифония.
Уметь: соотносить музыкальные произведения с произведениями других видов искусства по стилю, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки; участвовать в коллективной исполнительской деятельности.
- Органная прелюдия (соль минор) И.-С. Бах
- Ария альта из мессы (си минор) И.-С. Бах
«Богородице Дево, радуйся» П. Чайковский
«Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинов 29. Полифония

Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Знакомство с творчеством композитора на примере жанра – фуга. Выразительные возможности различного склада письма (полифония).
Общность языка художественных произведений в музыке и живописи. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга.
И.-С. Бах: Прелюдия и фуга №1 (до мажор),
Аве Мария.
М.К. Чюрленис. Фуга.
Знать/понимать: принадлежность духовной музыки к стилю русского или западноевропейского искусства, изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; понятие – полифония, фуга. Органная музыка.
Уметь: соотносить музыкальные произведения с произведениями других видов искусства по стилю, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки; участвовать в коллективной исполнительской деятельности.
- И.-С. Бах: Прелюдия и фуга №1 (до мажор),
- Аве Мария.
М.К. Чюрленис. Фуга. 30. Музыка на мольберте.
Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм.
Выявление многосторонних связей музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса. Живописная музыка и музыкальная живопись М.К. Чюрлениса. Иносказание, символизм. Звуковая палитра пьес. Цветовая гамма картин. Образ моря в искусстве Чюрлениса. Композиция. Форма. Триптих. Соната. Allegro, Andante.
М.К. Чюрленис. Фуга.
М.К. Чюрленис. Прелюдия ми минор,
М.К. Чюрленис. Прелюдия ля минор, Симфоническая поэма «Море». Знать/понимать: о связи музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса.
Уметь: сравнивать общность образов в музыке, живописи, литературе, размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения, проявлять творческую инициативу.
- М.К. Чюрленис. Фуга.
- М.К. Чюрленис. Прелюдия ми минор,
М.К. Чюрленис. Прелюдия ля минор, Симфоническая поэма «Море». 31. Импрессионизм в музыке и живописи.
Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Знакомство с произведениями К.Дебюсси.
Особенности импрессионизма как художественного стиля. Взаимодействие импрессионизма в музыке и в живописи. Импрессионизм. Прелюдия. Интерпретация. Фортепианная сюита. Джазовые ритмы.
«Детский уголок» К.Дебюсси«Диалог ветра с морем» К.Дебюсси«Океан море синее» вступление к опере «Садко» Н.Римский - Корсаков Знать/понимать: особенности импрес-сионизма, как художественного стиля, особенности творчества К. Дебюсси. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.
Уметь: определять характер, настроение и средства выразительности в музыкальном произведении. Передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении, рисунке. - «Детский уголок» К.Дебюсси- «Диалог ветра с морем» К.Дебюсси«Океан море синее» вступление к опере «Садко» Н.Римский - Корсаков 32. О подвигах, о доблести и славе...
Стилевое многообразие музыки 20 века. Богатство музыкальных образов - драма-тические, героические.
Тема защиты Родины в различных видах искусства. Сопоставление художественных произведений.
Реквием. «Реквием» Д. Кабалевский:
«Помните»
«Наши дети»
«Реквием» стихи Р. Рождественского.
Знать/понимать: установление взаи-мосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов; продолжать знакомство с жанром реквиема.
Уметь: выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства, участвовать в коллективной исполнительской деятельности. «Реквием» Д. Кабалевский:
- «Помните»
- «Наши дети»
«Реквием» стихи Р. Рождественского.
33. Музыкальные образы Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития в камерном – инструментальной музыке.
Образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского. Цикл «Мимолетности» Цикл «Картинки с выставки». Сопоставление музыкальных и художественных образов. Фортепианная миниатюра. Язык искусства. Интермедия
С. Прокофьев Мимолетности (№ 1, 7, 10)
М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»:
- «Избушка на курьих ножках»,
-«Балет невылупившихся птенцов» (классические и современные интерпретации)
рисунки В.Гартмана.
Знать/понимать: своеобразие музы-кальных образов в творчестве русских композиторов С. Прокофьева и М. Мусоргского.
Уметь: выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов; выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки. - С. Прокофьев Мимолетности (№ 1, 7, 10)
- М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»:
- «Избушка на курьих ножках»,
34. Мир композитора. Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов.
Слушание и исполнение произведений по желанию детей. Знать/понимать: о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов. знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений.
Уметь: владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений. -«Балет невылупившихся птенцов» (классические и современные интерпретации)
рисунки В.Гартмана.
35. Музыка и изобразительное искусство.

Обобщение музыкальных и художественных впечатлений, знаний, опыта школьников, опыт исполнительства.
Знать/понимать: понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);
Уметь: передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инстру-ментальных и вокальных жанров.
Весенние воды. С. Рахманинов, слова Ф. Тютчева. Итого 35 часов.