Календарно-тематическое планирование урока _Музыка_ 4 класс


Календарно - тематический план. Музыка. 4 класс.
34 часа (1 час в неделю)

п/п Тема урока Содержание курса Характеристика деятельности учащихся Информационно- методическое обеспечение Дата по плану Фактическая дата
«Россия - Родина моя».
1 Мелодия-душа музыки.
Общность сюжетов, тем, интонаций народной музыки и музыки СВ. Рахманинова, М. П. Мусорского, П. И. Чайковского.
Знать понятия: народная и композиторская музыка, мелодия. Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки.
С.Рахманинов «Концерт № 3»
2 Вокализ.
Вокализ, его отличительные особенности от песни и романса. Глубина чувств, выраженная в вокализе.
Знать понятия: вокализ, песня, романс, вокальная музыка. С.Рахманинов «Вокализ»
3 Жанры народных песен Как складываются народные песни. Жанры народных песен, их особенности. Обсуждение: как складывается народная песня, какие жанры народных песен знают.
Знать жанры народных песен и их особенности. Уметь отвечать на проблемный вопрос. «Березка»,
«Во кузнице» «Солдатушки, бравы ребятушки»
Н.Римский-Корсаков «Колыбельная Волховы»
( оп. «Садко» фрагмент)4 «Я пойду по полю белому...». Патриотическая тема в кантате С. С. Прокофьева «Александр Невский». Горестные последствия боя.
Знать: понятия: кантата, хор, меццо-сопрано. Уметь: проводить интонационно-образный анализ прослушанной музыки. С.Прпокофьев кантата «Александр Невский» -фрагменты.
5 «На великий праздник». Фольклор и творчество композиторов, прославляющих защитников Родины, народных героев. Народные песни. Фрагменты из оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки и кантаты «Александр Невский» С. С.
Знать: понятия: народная и композиторская музыка, кантата, опера, кант. Напев Киево-Печерской Лавры «Земле Русская» - стихира всем Святым
А.П.Бородин «Богатырская симфония»
«О России петь - что стремиться в храм...»
6 Святые земли Русской.
Святые земли Русской: княгиня Ольга, князь Владимир, Илья Муромец. Стихира русским святым. Величание. Былина. Знать:
-имена святых, их житие, подвиги русских святых;
-понятия: стихира, величание.
Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки. М.Мусоргский «Богатырские ворота» ( из сюиты «Картинки с выставки»)
«День, полный событий».
7 Образ Осени Осень в поэзии А. С. Пушкина и музыке русских композиторов. Лирика в поэзии и музыке. Знать: понятие лад (мажор, минор). Уметь: сопоставлять поэтические и музыкальные произведения. П.Чайковский «Осенняя песнь», «У камелька»
( из «Времен года»)
«Зимнее утро»
( из «Детского альбома»)
Г.Свиридов «Осень», «Пастораль»
( из муз. зарисовок к повести Пушкина «Метель»)
В.Шебалин «Зимняя дорога» 8 «Что за прелесть эти сказки...». Образы пушкинских сказок в музыке русских композиторов. «Сказка о царе Салтане...» А. С. Пушкина и опера Н. А. Римского-Корсакова. Музыкальная живопись. Знать: понятия: опера, регистр, тембр.
Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки.
Н.Римский-Корсаков «Океан-море синее»
( оп. «Садко»)«Три чуда» (из оп. «Сказка о царе Салтане»)9 Музыка ярмарочных гуляний.
Музыка ярмарочных гуляний: народные песни, наигрыши, обработка народной музыки.
Знать: жанры народной музыки.
Г.Свиридов «Пастораль»
П.Чайковский фрагменты из оп. «Евгений Онегин»
10 Святогорский монастырь. Музыка, связанная со Святогорским монастырем. Колокольные звоны. Вступление к опере М. П. Му-сорского «Борис Годунов».
Знать: понятие опера. Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки.
М.Мусоргский вступление к оп. «Борис Годунов»
М.Глинка «Венецианская ночь»
11 «Приют, сияньем муз одетый...».
Музыка Тригорского (Пушкинские Горы). Картины природы в романсе «Венецианская ночь» М. И. Глинки. Обобщающий урок. Знать: понятия: романс, дуэт, ансамбль. Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки.
Музыка для ОРНИ
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
12 Композитор - имя ему народ.
Народная песня - летопись жизни народа, ее интонационная выразительность. Песни разных народов. Музыка в народном стиле.
Знать: понятия: народная музыка, музыка в народном стиле.
Г.Свиридов «Ты воспой жавороночек»
М.Глинка «Жаворонок»
Н.Римский -Корсаков «Звонче жаворонка пенье»
13 Музыкальные инструменты России.
Многообразие народных инструментов. История возникновения первых музыкальных инструментов. Состав оркестра русских народных инструментов. Ведущие инструменты оркестра.
Знать:
-названия и тембры народных инструментов;
-состав и ведущие инструменты оркестра.Уметь: отличать звучание различных музыкальных инструментов.
Народная музыка.
Н.Римский -Корсаков «Пляска скоморохов»
( из оп. «Снегурочка») 14 О музыке и музыкантах.
Мифы, легенды, предания и сказки о музыке и музыкантах.
Уметь: приводить примеры литературного фольклора о музыке и музыкантах.
А.Бородин «Ноктюрн»
( из «Квартета № 2»)
П.Чайковский «Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром»
«В концертном зале».
15 Музыкальные инструменты.
Музыкальные инструменты: скрипка и виолончель. Струнный квартет. Музыкальный жанр ноктюрн. Музыкальная форма вариации.
Знать: понятия: ноктюрн, квартет, вариации.
Уметь: на слух различать тембры скрипки и виолончели.
16 Старый замок.
Сюита. Старинная музыка. Сравнительный анализ. Романс. Образы родной природы.
Знать: понятия: сюита, романс.
Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки.
М.П.Мусоргский «Старый замок»
( из сюиты «Картинки с выставки»)
Г.Гладков «Бременские музыканты»
17 Ф.ШопенСудьба и творчество Ф. Шопена. Музыкальные жанры: полонез, мазурка, вальс, песня. Форма музыки: трехчастная.
Знать: многообразие танцевальных жанров. Уметь: на слух определять трехчастную музыкальную форму.
Ф.Шопен «Полонез № 3»
«Вальс № 10»
«Мазурка ля-минор»
«Мазурка фа-мажор»
«Мазурка си-бемоль мажор»
18 «Патетическая» соната Бетховена. Жанры камерной музыки: соната, романс, баркарола, симфоническая увертюра. Знать: понятия:
-музыкальных жанров:соната, романс, баркарола, симфоническаяувертюра;
-оркестр, дирижер.
Л.Бетховен «Соната № 8№ («Патетическая»)
М.Глинка «Венецианская ночь»,
«День, полный событий».
19 Зимнее утро. Зимний вечер.
Образ зимнего утра и зимнего вечера в поэзии А. С. Пушкина и музыке русских композиторов. «Зимний вечер». Музыкальное прочтение стихотворения. Выразительность и изобразительность музыки.
Знать: понятия: выразительность и изобразительность музыки, лад.
Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки.
П.Чайковский «Баркарола»
М.Глинка«Арагонская хота» «В музыкальном театре».
20 М. И. Глинка «Иван Сусанин»Бал в замке польского короля. Народная музыка представляет две стороны - польскую и русскую.
«За Русь мы все стеной стоим». Смена темы семейного счастья темой разговора Сусанина с поляками. Ответ Сусанина. Знать:
-процесс воплощенияхудожественного замысла произведения в музыке;
-содержание оперы.Уметь: проводить интонационно-образныйанализ музыки. М.Глинка фрагменты оперы «Иван Сусанин»
21 М. И. Глинка «Иван Сусанин» Сцена в лесу. Изменения в облике поляков. Кульминация - ария Сусанина.
Знать:
-название изученных жанров и форм музыки.
Уметь:
- размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять образное содержание;
-петь легко, звонко, не форсируя звук.
Фрагменты оперы М.Глинки «Иван Сусанин»
22 М.П.МусоргскийХарактеристика главной героини оперы М. П. Мусоргского «Хованщина». Сравнительный анализ песни «Исходила младшенька. ..» со вступлением к опере. Знать: процесс воплощения художественного замысла в музыке. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки. М.Мусоргский фрагменты оперы « Хованщина» - «Рассвет на Москве-реке»,
«Песня Марфы»
С.Прокофьев «Прогулка»,
«Мертвое поле» ( из кантаты «Александр Невский»)
23 Русский Восток. Поэтизация Востока русскими композиторами нашла свое отражение в различных музыкальных жанрах: опере, балете, сюите. Музыка А. И. Хачатуряна. Уметь:
-определять мелодико-ритмическое своеобразие восточной музыки;
-проводить интонационно-образный анализ. М.Мусоргский «Пляска персидок»
( из оп. «Хованщина»)М.Глинка «Персидский хор»
( из оп. «Руслан и Людмила»)А.Хачатурян «Колыбельная» , «Танец с саблями» ( балет «Гаяне»)
24 Балет И. Стравинского «Петрушка». Персонаж народного кукольного театра -Петрушка. Музыка в народном стиле. Оркестровые тембры. Знать: - процесс воплощенияхудожественного замысла в музыке; -значение народного.праздника - Масленицы. Фрагменты балета
И. Стравинского «Петрушка»
25 Театр музыкальной комедии. Жанры: оперетта, мюзикл. Понятие об этих жанрах и история их развития Обобщающий урок.
Знать: что такое оперетта и мюзикл, их особенности, историю развития И.Штраус «Вальс»
( из оперетты «Летучая мышь»)
Ф.Лоу «Я танцевать могу»
( из мюзикла «Моя прекрасная леди»)
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»
26 Исповедь души.
Музыкальный жанр: прелюдия, этюд. Музыкальная форма: трехчастная. Развитие музыкального образа. Любовь к Родине Знать понятия: прелюдия и этюд. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки
Ф.Шопен «Прелюдия № 7»
«Прелюдия № 20»,
«Этюд № 12»
27 Мастерство исполнителя. Многообразие музыкальных жанров. Исполнитель. Слушатель.
Интонационная выразительность музыкальной речи Знать понятия: композитор, исполнитель, слушатель, интонация.
Уметь «сочинять» -
импровизировать мелодию, начинающуюся с четырех звуков (до, фа, соль, ля) с передачей разного настроения Л.Бетховен «Соната № 8» («Патетическая»)
Вариации на тему РНП «Тонкая рябина»
И.Бах «Шутка»
Э.Григ «Утро», «Песня Сольвейг»
«О России петь - что стремиться в храм...»
28 Народные праздники. Светлый праздник - Пасха. Тема праздника в духовной и народной музыке. Тропарь, молитва, народные песни Знать понятия: тропарь, волочебники.
Уметь проводить интонационно-образный
и сравнительный анализ
музыки П.Чесноков «Ангел вопияше»
С.Рахманинов «Богородице Дево, радуйся»
( из «Всенощного бдения»)
Ф.Шуберт «Аве, Мария»
29 Светлый праздник. Тема праздника Пасхи в произведениях русских композиторов. Сюита С. В. Рахманинова «Светлый праздник» Знать понятия: сюита, трезвон.
Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки
Знать:
-понятия: гимн, величание Праздничный трезвон
С.Рахманинов «Светлый праздник»
30 Кирилл и Мефодий. «Житие святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Гимн. Праздник -День славянской письменности Знать:
-«житие» и дела святыхКирилла и Мефодия;
-понятия: гимн, величание Напев Киево-Печерской Лавры -«Земле Русская» - стихира всем святым.
В.Гаврилин «Вечерняя музыка» ( из симф. действа «Перезвоны»)
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
31 Троица. Народные праздники: Троицын день. Обычаи и обряды, связанные с этим праздником. «Троица» А. Рублева Знать содержание
и значение народногопраздника.
Уметь сочинять мелодию на заданный текст Троицкие песни,
РНП «Березка»
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»
32 Музыкальные инструменты. Музыкальный инструмент - гитара. История этого инструмента. Импровизация, обработка, переложение музыки для гитары. Гитара - универсальный инструмент. Авторская песня Знать:
-историю инструментагитара;
-понятия: обработка,импровизация, переложение музыки; авторская песня.
Уметь на слух различать тембры гитары (скрипки) П.Чайковский «Симфония № 4»-фрагм.
33 Музыкальный сказочник. Н. А. Римский-Корсаков - величайший музыкант-сказочник. Сюита «Шехерезада». Музыкальные образы. Образы моря в операх и сюите. Музыкальная живопись Знать художественное единство музыки и живописи.
Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки Н.Римский-Корсаков симф. сюита «Шехерезада» -1 часть
34 «Рассвет на Москве-реке» М.П.Мусоргский. Симфоническая картина М. П. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке». Образ Родины Обобщающий урок. Знать понятие изобразительность в музыке. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки М.Мусоргский опера «Хованщина» - «Рассвет на Москве-реке»