Урок русского языка 8 класс на тему Группы вводных слов по значению


3 Урок русского языка 8 класс.
Дата: 03.2015г.
Тема урока Тема:. : Группы вводных слов по значению.
Цель урока
(Цели обучения, которые помогает достичь данный урок)
1.Систематизирование и обобщение знаний о вводных словах,
вводных конструкциях и вводных предложениях;
2.Углубление понятия об изучаемом явлении.
Критерии успеха: 1. Я знаю, какие группы вводных слов есть в русском языке.
2. Я знаю назначение и функции разных групп вводных слов.
3. Я умею употреблять в речи разные виды вводных слов.
Задачи урока Обучающие
Формировать умение выражать определённые отношения к высказыванию с помощью вводных слов, использовать вводные конструкции и вводные слова в письменной и устной речи. Развивающие
Развивать аналитические способности обучающихся (умение сравнивать, выделять, обобщать), умение использовать вводные конструкции и вводные слова в письменной и устной речи.
Воспитательные
Воспитывать активное и сознательное отношение к изучению русского языка Формировать функциональную грамотность, используя для этой цели книгу Солоухина «Камешки на ладони».
Вид использованных на уроке средств ИКТ Наглядно - учебный комплекс: презентация для ИД, выставка справочников по русскому языку, аудио - запись мелодии «Космические мотивы» группы «Зодиак», карточки - задания, опорные карточки.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
ЭТАП 1 Организация учебной деятельности
Психологический настрой на работу. Ход урока.
Эпиграф к уроку    
   Я очень сожалел бы, если бы мои произведения
    только развлекали моих слушателей:
я всегда стремился сделать моих читателей лучше.
В. Солоухин (Слайд № 3)
Цель Создание коллаборативной среды на уроке Активити. Подгот. учениками.
Длительность этапа 2 мин
ЭТАП 2Повторение изученного
содержание 1. Оргмомент
Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения и успеха. На сегодняшнем уроке мы повторим, обобщим сведения о вводных словах и вводных предложениях, используя фрейм - камень, книга.
Урок имеет подзаголовок “Тема пройдена, но …” Фраза не закончена, она требует продолжения. Что стоит за этим НО, каждый из вас решит по - своему. Этот вывод вы сделаете в конце занятия на основе материала, используемого на уроке, выполняя практические задания и анализируя свои знания, свою работу на уроке. Чтобы вам было легче оценить себя, я предлагаю вам лист самооценки.
Сформулируйте цель нашего урока. ( Слайд 2)
А еще мы будем говорить о книге, о ее воздействии на человека, о тех, кто оставил незабываемый след в истории художественного искусства, о тех, кто своим творчеством пытался пробуждать в человеке человеческое.
В качестве эпиграфа к уроку взяты слова В Солоухина (чтение и обсуждение эпиграфа).
Итак, за работу.
Форма организации деятельности учащихся фронтальная
Функции преподавателя на данном этапе организация
ЭТАП 3 Словарная работа (Слайд № 4)
Цель Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.
Длительность этапа 10мин
Содержание Алмаз - (гр. адамас) переводится как непобедимый, несокрушимый. Возраст алмазов от 990млн. лет до 4, 2 млд. лет. Формируется на глубине 200 км. под землей под огромным давлением. Каждый атом углерода связан с четырьмя другими атомами в форме тетраэдра.
Бриллиант - это алмаз, ограненный особым способом, чтобы подчеркнуть блеск камня. Оценивается «4С»: карат, цвет, огранка и чистота. Карат соответствует 1/5 грамма.
Форма организации деятельности учащихся Диалоговое обучение, саморегуляция, обучение критическому мышлению, определение темы и целей урока
Функции преподавателя на данном этапе организующая
Оценивание Суммативное самооценивание и формативное взаимооцениваниеЭТАП 3 Повторение теоретических сведений.
Цель Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание уч-ся изучаемого материала:
Длительность этапа 20мин
Содержание Чтобы успешно выполнить практические задания, вспомним теоретический материал о вводных словах и предложениях. С этой целью мы проведем игру “Дерево мудрости”.
Задание: образовать группы по 4 человека, просмотреть домашний параграф; каждому сформулировать вопрос по материалу параграфа, написать этот вопрос на карточке, сложить ее и скрепкой прикрепить к «дереву» (можно вопрос «на засыпку»). На работу отводится 1 минута.
Задание: Теперь каждый должен вкусить плод с этого дерева: снять карточку и дать ответ на вопрос. Остальные следят за ответом, высказывают свои замечания, делают поправки. Ребята, было бы неплохо, если бы вы при рецензировании ответа для смягчения тона высказывания использовали следующие вводные слова и выражения:
На мой взгляд. .
Как мне кажется …
По - моему…Самооценка.
Учитель: Мы повторили практический материал, данный в учебнике. В общем - то, правила несложные. Почему же в пунктуации при вводных словах и предложениях допускается большое количество ошибок? Каковы трудности при выделении вводных слов и предложений? Это проблема, которую мы должны с вами разрешить, выполнив ряд заданий
Давайте выработаем критерии успеха
1.Выполняем упражнения без ошибок.
2.Приводим примеры употребления вводных слов.
3.Знаем, когда при вводных словах ставятся запятые, когда тире, скобки.
ФИЗМИНУТКА(икт)
Форма организации деятельности учащихся Диалоговое обучение, групповая, новые подходы в обучении, обучение критическому мышлению
Функции преподавателя на данном этапе Организация, наблюдение
Оценивание Формативное оценивание и самооцениваниеЭТАП 4 Практическая часть.
Цель Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений
Длительность этапа 8 мин
Содержание Задание 1. Работа по карточкам с дифференцированным заданием.
Анализируя предложение, пользуйтесь следующими рекомендациями (слайд № 5)
выразительно, с правильной интонацией прочитать предложение;
найти вводное слово;
определить, к какой группе по значению относится вводное слово;
объяснить знаки препинания при вводных словах
Карточка №1
Расставить знаки препинания, определить значение вводных слов. Привести примеры вводных слов с этим же значением.
1. Пожалуй, ни одно другое искусство так настойчиво не вторгается в жизнь человека, как книга
2. Книга без сомнения делает человека добрее, благороднее, красивее.
(Слайд №6 «Проверь себя»№1)
Карточка №2.
Вставьте нужные по смыслу вводные слова и запишите, расставляя знаки препинания. Определить значение вводных слов.
1. Есть люди, которых хорошая даже книга никак и ничем не увлекает и не волнует.
2. Неустанный труд, увлеченные занятия, большие мысли и глубокие чувства – все, чем живет человек, нашло отражение в художественном произведении.
(Слайд № 7 Карточка «Проверь себя» №2)
Карточка №3
Вставьте нужные по смыслу вводные слова и запишите, расставляя знаки препинания. Определить значение вводных слов.
1. Иску. . . тво формирует характер человека пробуждает любовь к прекрасному воспитывает готовность борот?ся за торжество добра и правды.
2. По мнению В. Солоухина для писателя необходима боль познания чужих бед.
(Слайд №8 Карточка «Проверь себя» №3)
Учитель: Легко ли было найти вводные слова в данных предложениях? (Самопроверка по слайду)
Вывод 1: На письме, когда знаки препинания не поставлены, затрудняется нахождение вводных слов
Чтобы найти вводные слова, нужно знать, какие именно слова могут выступать в роли вводных.
Но и здесь возникает трудность: какая? Ответим чуть позже?
(в учебнике список вводных слов очень ограничен. )
- Прошу обратить ваше внимание на следующее задание.
Задание 2 Устный пунктуационный разбор (Слайд№9)
Сравнить предложения, ответить на вопрос: почему в одном предложении это слово выделено запятыми, а в другом нет?
а) Настроение, которое выражает и создает книга, может быть веселым и грустным, спокойным и взволнованным.
б) Быть может, я никогда не стал бы художником, если бы с детства не полюбил книгу. (В. Солоухин)
– Какой вывод напрашивается в результате этого анализа?
– Как отличить, где вводные слова, а где члены предложения?
Вывод 2: Одни и те же слова могут употребляться то в роли вводных слов (следовательно, не членов предложения), то в качестве членов предложения (чаще сказуемого или обстоятельства). Чтобы различить, нужно попробовать исключить слово из предложения.
Задание 3. Работа с таблицей (Слайд № 10)
- Обобщим, какие трудности встречаются при нахождении и выделении вводных слов.
“Трудности при выделении вводных слов
Помогает найти вводное слово особая интонация. На письме нахождение вводного слова по интонации затруднено.
Нужно знать, какие слова могут быть вводными. В учебнике ограничен перечень вводных слов.
Одни и те же слова могут выступать в роли вводного слова и членов предложения. Для проверки попробовать исключить из предложения вводное слово.
II. Решим несколько пунктуационных задач.
Задание 4
1) Записать предложения, сделать пунктуационный разбор. (Распечатать на стол).
а) Многие предпочитают читать не серьёзную литературу, а, напротив, легкую, развлекательную. – Книга не должна только развлекать, а наоборот, мы должны, читая ее, учиться думать, сопереживать.
(Примечание: если допущена ошибка в пунктуации при вводном слове с союзом «а», обратиться к опорной карточке (ОК) № 1)
б) Знаете ли вы, что, например алмаз ограненный – это и есть бриллиант?
(Примечание: если не смогут правильно поставить знаки при вводных словах, обратиться к (ОК № 2)
ОК № 1 (Слайд № 11)
/опорная карточка/
Союз «а» / реже «но»/ не отделяются запятой от последующего вводного слова, если образует с ним одно целое: а значит, а впрочем, а наоборот и т. д.
Для проверки нужно изъять из предложения вводное слово: если при этом структура предложения не нарушится, то союз не связан с вводным словом и отделяется от него запятой, в противном случае – нет.
ОК № 2 (Слайд № 12 )/опорная карточка/
Если слова, например, в частности, главным образом, допустим, скажем и т. п. стоят в начале уточняющего или присоединительного оборота, то они выделяются вместе со всем оборотом, т. е. после них запятая не ставится.
Пример: Некоторые вещества в алмазе, например, углерод, делают его очень прочным.
Учитель: О чем говорит выполненная работа? Какой еще вывод можно записать в нашу таблицу?
Вывод3: некоторые правила выделения вводных слов остаются за рамками учебника.
III. Анализ схем, записанных на доске (Слайд № 13)
Задание 5
1. [, ВП, ]. 2. [ - ВК - ]. 3. [ (ВК)]
- Какую информацию они нам дают?
- Что в них общего и чем отличаются?
- В каких случаях вводные предложения выделяются с помощью запятой, тире, скобок?
На письме вставные конструкции чаще всего выделяются парным выделительным знаком – скобками, иногда - тире. В устной речи выделяются интонацией: в ускоренном темпе, с понижением тона, более быстрый темп произнесения. Скобки обладают большей выделительной силой, чем тире, обозначают большую паузу в речи.
Вставные конструкции отличаются от вводных конструкций семантикой (они не являются способом выражения субъективной модальности, а передают дополнительную, уточняющую информацию).
Слово учителя: Обратимся к словам Пешковского «Вводные конструкции – «инородные слова, внутренне чуждые приютившему их предложению»
- Согласны ли вы с этим утверждением?
Давайте сделаем (4) вывод: для чего необходимы вводные конструкции и вводные слова в нашей речи?
Вводные конструкции способны расширить возможности нашего русского языка, красочность речи, с их помощью можно ярко, точно, образно выразить своё отношение к тому, что сообщается.
Можно полноценно участвовать в речевом акте, требующем точного и выразительного формулирования мысли и своего отношения к сообщаемому.
Учитель: А сейчас «Чёрный ящик». Вы должны догадаться, что в нём. Вот несколько подсказок. Это карточки с предложениями. Озвучить вы их сможете, если добавите вводное предложение или вводную конструкцию. Но сначала вспомните, чем отличаются вводные слова от вводного предложения или вводной конструкции. Схемы ВП, ВК даны (Слайд № 14)
Задание 6
1. [, ВП, ].
1 подсказка: Я уверена, при помощи этого предмета можно путешествовать во времени и пространстве.
2. [ (ВК)].
2 подсказка: Одни люди заполняют этим предметом жизнь, другие стеллажи.
3. [ - ВК - ].
3 подсказка: Я знаю, этот предмет является самым благовидным подарком.
Учитель:
- Что в «Чёрном ящике?»
- Верно: её величество - КНИГА. (Книга В. Солоухина « Камешки на ладони») (Слайд № 15)
IV. Творческая работа с последующей самопроверкой (Слайд № 16) (Отчет №6 (саморегуляция)
Учитель: Книга В. Солоухина «Камешки на ладони» - это размышления о природе, человеке, жизни, настоящих ценностях, которые не могут сравняться с бриллиантами.
- Напишите свой «камешек» о любви, дружбе, долге, чести, правах, обязанностях, опираясь на свой (пусть небольшой!) жизненный опыт.
Предложения должны быть с вводными словами, предложениями, вводными конструкциями по теме урока. (Звучит музыка «Космические мотивы» группа «Зодиак»).
V. Работа с текстом. Читая текст, работаем над интонацией.
Вопросы для анализа текста притчи «О гальке и алмазах» Используется элемент технологии «Критическое мышление» - Чтение с остановками (Слайд № 17, 18, 19)
- докажите, что это текст,
- определить тему текста, основную мысль стиль текста, тип текста, доказав свое мнение
- найдите вводные конструкции в тексте. К какой смысловой группе относятся вводные слова, употребленные автором?
VI. Работа над пунктуацией
Задание 7. Расставить знаки препинания, объяснить их.
Учитель: Вернемся к книге В. Солоухина «Камешки на ладони». Он писал: «Лучшие картины природы, по мнению В. Солоухина, имеют черты человеческой деятельности: мостик, храм, собор, мечеть. Вдумайтесь в смысл сказанного. Согласны ли вы с писателем?
(Знаки препинания проверим по Слайду № 20)
Форма организации деятельности учащихся Самостоятельная работа в парах, работа с одаренными, учет возрастных особенностей
Функции преподавателя на данном этапе Контроль, наблюдение
Оценивание Суммативное самооценивание, формативное оценивание
ЭТАП 5 Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Цель Дать качественную оценку работы класса и отдельных уч-ся
Длительность этапа 8 мин
Содержание Итоги урока
Вернемся к подзаголовку нашего урока “Тема пройдена, но…”
- Итак, как бы вы закончили эту фразу? (Ответы учащихся)
Обобщение учителя о необходимости обращения к дополнительной литературе с целью расширения и углубления знаний.
В заключение подготовленный ученик делает обзор представленных на выставке справочников, учебных пособий, которые можно использовать дополнительно по теме урока.
Слово учителя: Я хочу подарить вам свой любимый «камешек» В. Солоухина:
У альпинистов есть золотое правило: нельзя терять высоту!
Крив, сложен, извилист путь к вершине. Но терять высоту нельзя!
Каждый новый шаг должен приподнимать тебя над предыдущим.
Я желаю вам, ребята, никогда не терять свою высоту! (Слайд № 21)V.
VIII. Дом. задание (разноуровневое)
1. Для всех: познакомиться поближе с книгой В. Солоухина « Камешки на ладони», понравившийся «камешек» записать в тетрадь, графически объяснив знаки препинания.
2. Для желающих: написать сочинение - миниатюру «Книга в моей жизни» с использованием вводных слов, вводных конструкций и предложений.
3. Для продвинутых и желающих творчески мыслить предлагается составить ДАЙМОНД по теме урока - фрейма. (Он состоит из 7 строк:
4. 1 и 7 - имена существительные, выражающие противоположные понятия;
5. 2 и 6 – по два прилагательных, раскрывающих признаки существительных;
6. 3 и 5 – по три глагола или деепричастия;
7. 4 - состоит из 4 - х слов: два первые характеризуют существительные 1 - ой строки, (Слайд № 23)
Образец ДАЙМОНДА по теме фрейма на уроке - камень:
1. Алмаз
2. Дорогой, драгоценный
3. Привлекает, поглощает, тянет.
4. Разум дороже всех богатств.
5. Помогает, строит, созидает.
6. Бесценный, жизненный
7. Разум.
Вторая тема фрейма – встреча с книгой.
1. Свидание
2. Долгожданное, радостное.
3. Зовет, учит, поглощает.
4. Радость жизни дарит книга.
5. Огорчает, пугает, разочаровывает.
6. Грустное, печальное
7. Расставание.
XI. Рефлексия:
- Что вы нового узнали на уроке?
- То, что вы узнали, пригодится ли вам в жизни вне школы?
Форма организации деятельности учащихся фронтальная
Функции преподавателя на данном этапе Организация
Оценивание Формативное самооценивание
Лист оценивания.
ФИ 1зад
«Дерево мудрости» 2 зад
Работа с карточками «Проверь себя» 3зад
Пунктуационный разбор 4зад
Решение пунктуационных задач 5зад
Творческая работа 6 зад
Работа с текстом Оценка итоговая