Литературно-музыкальная композиция Все начинается с любви…


Литературно-музыкальная композиция «Все начинается с любви»,
посвященная 126-летию Б.Л.Пастернака
Звучит музыкальное произведение Ф.Шопена «Весенний вальс», учащаяся исполняет танцевальную композицию, по окончании танца выходят все участники литературно-музыкальной композиции.
1 ведущий
Все начинается с любви... Твердят: "Вначале было   слово..." А я провозглашаю снова: Все начинается с любви!.. 2 ведущий
Все начинается с любви: и озаренье,    и работа, глаза цветов, глаза ребенка - все начинается с любви. 3 ведущий.
Все начинается с любви, С любви! Я это точно знаю. Все,        даже ненависть - родная и вечная сестра любви. 4 ведущий
.Все начинается с любви: мечта и страх, вино и порох. Трагедия,        тоска             и подвиг - все начинается с любви... 5 ведущий.
Весна шепнет тебе:                             "Живи..." И ты от шепота качнешься. И выпрямишься. И начнешься. Все начинается с любви
1 ведущий. Да, все начинается с любви. В судьбе и творчестве Б.Пастернака любовь занимала важное место.  Всю жизнь, начиная с рождения и до последнего дня, рядом с Борисом Леонидовичем были женщины, которых он любил. Сначала - мать, потом - жёны. Практически в каждом его произведении, будь то стихи или проза , отражается образ женщины-музы, которая была с ним рядом...
2 ведущий 1921 год является одним из самых счастливых в жизни Бориса Пастернака, именно тогда поэт познакомился с очаровательной художницей, 22-летней Евгенией Лурье . И вот в 1922 году на Волхонке в доме 14 появилась молодая хозяйка, первая жена поэта – Евгения Владимировна Пастернак.
2 ведущий.  После их знакомства и в первое время после брака Борис испытывал удивительный прилив сил. В тот период он не только много писал. Словно по волшебству, наконец-то удалось издать работы, над публикацией которых поэт бился не один год. Например, книгу «Сестра моя – жизнь». Она вышла в 1922 году и сделала автора знаменитым – вся Москва теперь зачитывалась его стихами, учила их наизусть, а самого Пастернака называли «не поэтом от Бога, а самим Богом». Пастернак, возможно, впервые в жизни был счастлив. Знакомые вспоминали, что он тогда словно светился.
1 ведущий. В сборнике «Сестра моя -жизнь» любовь для Пастернака – это вся жизнь с её радостями и неудачами, возлюбленная – царица, которая помогает раскрыться герою, она своими чувствами очищает всё окружающее.
ведущий Любимая,- жуть! Когда любит поэт, Влюбляется бог неприкаянный. И хаос опять выползает на свет, Как во времена ископаемых
2 ведущий . Они оба были людьми искусства, нуждались в заботе, освобождении от житейских тягот Совместная жизнь Пастернака и Лурье продолжалась всего 7 лет, и от былого чувства к Евгении остались лишь сын и... строки:
Годами когда – нибудь в зале концертной
  Мне Брамса сыграют, - тоской изойду.
  Я вздрогну, я вспомню союз шестисердный,
  Прогулки, купанье и клумбу в саду.
Художницы, робкой как сон, крутолобость,
С огромной улыбкой, улыбкой взахлёб,
Улыбкой широкой и круглой как глобус,
Художницы профиль, художницы лоб.
1 ведущий .В конце 1929 года в жизнь Бориса Леонидовича вошла другая женщина - Зинаида Николаевна Нейгауз. Когда он познакомился с Зинаидой Николаевной, она была замужем.  Однажды в доме Нейгаузов появился Пастернак – кто-то из общих друзей привёл его на творческий вечер, в разгар которого Бориса попросили что-нибудь почитать. Он согласился. А потом спросил хозяйку дома, что она думает о его стихах. На этот вопрос Зинаида честно ответила:
Зинаида Нейгауз: «На слух я Ваши стихи не очень поняла. Мне надо прочитать их ещё раз глазами».
2 ведущий Этот бесхитростный и, может быть, немного наивный ответ потряс писателя своей искренностью и простотой. Он засмеялся и пообещал писать проще. Но ночью долго не мог заснуть и почему-то думал о Зинаиде. Она тогда была очень хороша собой, и Борис Леонидович влюбился.
1 ведущий.
Красавица моя, вся стать,
Вся суть твоя мне по сердцу,
Вся рвется музыкою стать,
И вся на рифмы просится.
А в рифмах умирает рок,
И правдой входит в наш мирок
Миров разноголосица…
И в рифмах дышит та любовь,
Что тут с трудом выносится,
Перед которой хмурят брось
И морщат переносицу…
Красавица моя, вся суть,
Вся стать твоя, красавица,
Спирает грудь и тянет в путь,
И тянет петь и - нравится.
2 ведущий. Чувство Пастернака к Зинаиде Нейгауз было мучительным. Он ни о чём другом не мог думать, рвался к ней, боялся этих встреч, презирал себя и заставлял себя приходить на свидания. Эта страсть должна была сломить все препятствия, иначе все кончилось каким-нибудь несчастьем. Вспыхнувшее чувство между этими людьми летом 1930 года привело к распаду двух семей.
Чтец
Не волнуйся, не плачь, не труди Сил иссякших и сердца не мучай
Ты жива, ты во мне, ты в груди,
Как опора, как друг и как случай.
Верой в будущее не боюсь Показаться тебе краснобаем.
Мы не жизнь, не душевный союз, - Обоюдный обман обрубаем.
1 ведущий Если есть такие прекрасные стихи, есть и женщины, которым эти стихи посвящены. И они были.: с большой любовью, нежностью и восхищением писал Борис Пастернак о своей жене:
Чтец
Любовь иных - тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет Разгадке жизни равносилен.
Весною слышен шорох снов И шелест новостей и истин.
Ты из семьи таких основ.
Твой смысл, как воздух, бескорыстен.
Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца выпрясть И жить, не засоряясь впредь.
Всё это - не большая хитрость.
(«Любить иных - тяжёлый крест»).
2 ведущий Вскоре Борис Леонидович и Зинаида Николаевна стали мужем и женой. Пастернак в «Охранной грамоте» написал об этой женщине:
Пастернак: «Я знаю лицо, которое равно разит и режет и в горе, и в радости, и становится тем прекрасней, чем чаще застаешь его в положениях, в которых потухла бы другая красота. Взвивается ли эта женщина. Вверх, летит ли вниз головой, её пугающему обаянию ничего не делается, и ей нужно что бы то ни было на земле гораздо меньше, чем сама она нужна земле, потому что это сама женственность, грубым куском небьющейся гордости целиком вынутая из каменоломни творенья. И так как законы внешности всего сильнее определяют женский склад и характер, то жизнь и страсть такой женщины не зависят от освещения, и она не так боится огорчений...».
1 ведущий Ничего лучшего, а главное, более возвышенно-точного нельзя было сказать о Зинаиде Николаевне.
2 ведущий Об отношении Пастернака к Нейгауз говорят письма, написанные им в 1930-е годы. Тихим, нежным голосом читала Зинаида Николаевна письмо Бориса Леонидовича, написанное 18 июня 1931 года:
Зинаида Пастернак.«Ты настолько оказываешься совершеннее того большого, что я думая о тебе, что мне становится печально и страшно. Я начинаю думать, что счастье, которое кружит и подымает меня, предельно для меня, но для тебя ещё не окончательно полно. Что я не охватываю тебя, что как ни смертельно хороша ты в моём обожаньи, в действительности ты еще лучше.».
1 ведущий Как по волшебству, в новогоднюю ночь с 1937 на 1938 год у Пастернака и Зинаиды родился сын Леонид. Счастье представлялось безмерным, любовь – огромной, Зинаида была пусть земной, но всё же музой для Пастернака.
Звучит песня на стихи Б. Пастернака «Никого не будет в доме…»
1 ведущий Они разлучались редко и вынужденно. Так это случилось во время войны, когда Зинаида Николаевна с младшими детьми провела долгие месяцы в эвакуации в нашем городе.
2 ведущий Зинаида Николаевна бережно хранила письма Бориса Леонидовича. В своих воспоминаниях она рассказывала, как увозила их в эвакуацию:
Зинаида Пастернак «В дорогу не разрешалось брать много вещей, но я захватила Лёнины валенки и шубу и завернула в неё Борины письма и рукописи 2-й части «Охранной грамоты». Они были очень мне дороги, и я боялась, что во время войны они пропадут. Благодаря этому письма и рукописи уцелели».
1 ведущий У них были очень интересные отношения. В отношении к жене на людях Борис Леонидович вел себя не как взрослый человек, зрелый муж, а скорее как избалованный мальчик. Она часто одёргивала его капризы быстрой фразой. Она была в его жизни - кроме матери - единственной женщиной, глубоко и верно его любившей, и это сходство в любви к нему матери и Зины прочно удерживало его в доме, в кругу семьи, где главенствовала, конечно, Зинаида Николаевна. Здесь ему всё, несмотря на одёргивания, позволялось и прощалось. Но любовь Зинаиды Николаевны, как и материнская, была лишена, какой бы то ни было корысти. По натуре своей человек страстный, Зинаида Николаевна умела «властвовать собою».
2 ведущий Но так уж случилось, что в жизни Пастернака была и третья женщина. Её звали Ольга Всеволодовна Ивинская. Она родилась в 1912 году и была литературным переводчиком. Она - Лара из романа «Доктор Живаго», олицетворение жизнерадостности и самопожертвования. Она была посвящена в духовную жизнь и во все писательские дела поэта, но так и не стала его женой. В интервью английскому журналисту Пастернак сказал о Ивинской:
Пастернак: «Она - мой большой друг. Она помогла мне при написании книги, в моей жизни. Она получила пять лет за дружбу со мной. В моей молодости не было одной, единственной Лары. Лара моей молодости - это общий опыт. Но Лара моей страсти вписана в моё сердце её кровью и её тюрьмой.».
1 ведущий Пастернак и Ивинская познакомились в 1946 году. Она была очень дорога и близка ему. Он боялся её потерять.
Чтец
Ты также сбрасываешь платье,
Как роща сбрасывает листья,
Когда ты падаешь в объятье В халате с шёлковою кистью.
Ты - благо гибельного шага,
Когда житьё тошней недуга,
А корень красоты - отвага,
И это тянет нас друг к другу.
(«Осень»).
2 ведущий Ей тогда было 34 года, и она работала заведующей отделом начинающих авторов в «Новом мире». Тогда в 1946 году почти одновременно начался их роман и работа Пастернака над романом «Доктор Живаго». Одна из главных тем романа – тема любви. Обратимся к строкам, посвященным любви. Эти прозаические страницы можно отнести к вершинам поэзии. Вся книга наполнена стихами, она написана стихами, а прозаический слог и прозаичность жизни только подчеркивают ее лирическую, личностную глубину.
2 ведущий .«Свет полного месяца стягивал снежную поляну … Роскошь морозной ночи была непередаваема. Мир был на душе у доктора. Он вернулся в светлую, тепло истопленную комнату и принялся за писание». («Доктор Живаго» ч. 7)
Инсценировка отрывка из романа «Доктор Живаго»
Живаго:Прелесть моя незабвенная, пока тебя помнят вгибы локтей моих, пока ты еще на руках и губах моих, я побуду с тобой. Я выплачу слезы о тебе в чем – нибудь достойном, остающемся. Я запишу память о тебе в нежном, нежном, щемяще – печальном изображении.
Лариса Федоровна:Юрочка! Юрочка!... Юрочка, ты моя крепость, и прибежище, и утверждение… О, как я счастлива!
Живаго: Вот как я изображу тебя: Я положу черты твои на бумагу, как после страшной бури…ложатся на песок следы сильнейшей, дальше всего доплескивавшейся волны…
Лариса Федоровна: Вот и снова мы вместе, Юрочка. Как опять бог привел свидеться… Прощай, большой и родной мой, прощай, моя гордость, прощай, моя быстрая глубокая реченька, как я любила целодневный плеск твой, как я любила бросаться в твои холодные воды.
3 ведущий :О, какая это была любовь, вольная, небывалая, ни на что не похожая… Они любили друг друга потому, что так хотели все кругом: земля под ними, небо над их головами, облака и деревья…
1 ведущий Из письма Пастернака к Ольге Ивинской 26 февраля 1959 года
Пастернак: «Олюша, дорогая моя, моя золотая, родная Олюша! Как я по тебе соскучился! <…> Олюша любушка, золотая моя и мой ангел!»
ведущий: А вот строки из письма Бориса Леонидовича от 1 марта 1959
Пастернак: «Дорогая Олюша! <…> Прошло только десять дней, и мне трудно вообразить, что мне, может быть, дано будет услышать твой голос и тебя увидеть
ведущий: Это состояние тоски, ожидания встречи с любимой и веры в продолжение счастья отражено в стихотворении «Единственные дни»:
Чтец И любящие, как во сне,Друг к другу тянутся поспешней,И на деревьях в вышинеПотеют от тепла скворешни.И полусонным стрелкам леньВорочаться на циферблате,И дольше века длится день,И не кончается объятье.
1 ведущий По словам Евтушенко после Пушкина, пожалуй, никто так не чувствовал женщину, как Пастернак:
Чтец
1.И так как с малых детских лет
Я ранен женской долей.
И след поэта только след Её путей - не боле... («Весеннею порою льда…»)
2.И оттого двоиться вся эта ночь в снегу,
И провести границы меж нас я не могу...(«Свидание»)
3.Ты стала настолько мне жизнью,
Что всё, что не к делу, - долой, («Кругом семенящейся ватой»).
4.Она была так дорога
Ему чертой любою,
Как морю близки берега
Всей линией прибоя.(«Разлука»)
5.А я пред чудом женских рук,
Спины, и плеч, и шеи
И так с привязанностью слуг
Весь век благоговею.
6.Для тебя я весь мир, все слова
Если хочешь переименую.(«Без названия»)
7.Быть женщиной – великий шаг
Сводить с ума геройство.(«Объяснение»)
Участники литературно-музыкальной композиции читают стихотворение «Зимняя ночь»
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.
И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.
И все терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.
Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
2 ведущий Отношения Бориса Леонидовича с его любимыми давно канули в прошлое, но остались произведения, рожденные этими мгновениями. Не в этом ли и есть великая сила Любви?
1 ведущий.Уже в самом финале жизни поэт напишет обращение-благодарность ко всем женщинам, встреченным им на пути:
Пастернак: «Всем им, вскользь промелькнувшим где-либо И пропавшим на том берегу, Всем им, мимо прошедшим, - спасибо, Перед ними я всеми в долгу».