Рабочая программа технология 4 класс УМК Перспектива


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средняя школа с. Рыткучи»
Рассмотрено
на заседании ШМО
учителей предметного направления
 «____»___________2016 г.
Руководитель МО
___________Т.В.Байрхаева Согласовано
«___»____________2016 г.
Зам. директора по НМР
___________Н.Б. Сангаджиева Утверждено
Приказ №____
 «_____»____________2016 г.
Директор
МБОУСШ с. Рыткучи
______________А. Ф. Беляева
Рабочая программа
курса
«Технология»
4 класс
на 2016– 2017 учебный год
Учитель: Жукова В.В.
Рыткучи 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
ХХI век — век высоких технологий. Это стало девизом нашего времени. В современном мире знания о технологии различных процессов, культура выполнения технологических операций приобретают все большее значение. Вводить человека в мир технологии необходимо в детстве, начиная с начальной школы.
Возможности предмета «Технология» позволяют гораздо больше, чем просто формировать у учащихся картину мира с технологической направленностью. В начальной школе при соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентирование в задании, преобразование, оценка результата, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, нахождение практических способов решения, умение добиваться достижения результата и т. д.) достаточно наглядны и, значит, более понятны для детей. Навык выполнять операции технологично позволяет школьнику грамотно выстраивать свою деятельность не только при изготовлении изделий на уроках технологии. Знание последовательности этапов работы, чёткое создание алгоритмов, умение следовать правилам необходимы для успешного выполнения заданий любого учебного предмета, а также весьма полезны во внеучебной деятельности.
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий).
Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Цели изучения технологии в 4 классе:
•Овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями.
•Освоение продуктивной проектной деятельности.
•Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Общая характеристика курса
Теоретической основой данной программы являются:
- системно-деятельностный подход — обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.);
- теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности — понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Задачи:
духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;
развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;
формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат своего труда;
формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;
развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;
формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности;
развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;
формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в процессе реализации проекта;
развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций;
формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии изготовления любых изделий;
развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции, работе над изделием в формате и логике проекта;
формирование умения переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с конструктором, формирование умения подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты;
формирование привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места;
формирование первоначальных умений поиска необходимой информации в словарях, каталогах, библиотеке, умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера;
формирование коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.);
формирование потребности в общении и осмысление его значимости для достижения положительного конечного результата;
формирование потребности в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами.
Особенностью программы «Технология» 4 класс является то, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека, осваивающего природу на Земле, в Воде, в Воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Освоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности.
В программе «Технология» 4 класс как особые элементы содержания обучения технологии представлены технологическая карта и проектная деятельность. На основе технологической карты ученики знакомятся со свойствами материалов, осваивают способы и приемы работы с инструментами и знакомятся с технологическим процессом. В каждой теме реализован принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному изготовлению определенной «продукции», реализации конкретного проекта.
Все эти особенности программы отражены в содержании основных разделов учебника:
«Человек и земля»,
«Человек и вода»,
«Человек и воздух»,
«Человек и информация».
В программе «Технология» 4 класс как особые элементы содержания обучения технологии представлены технологическая карта и проектная деятельность. На основе технологической карты ученики знакомятся со свойствами материалов, осваивают способы и приемы работы с инструментами и знакомятся с технологическим процессом. В каждой теме реализован принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному изготовлению определенной «продукции», реализации конкретного проекта.
Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:
• знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты;
• овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы) разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др.;
• знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира,
• знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при выполнении работы;
• учатся экономно расходовать материалы;
• осваивают проектную деятельность (учатся определять цели и задачи, составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и группе, оценивать результаты, корректировать деятельность);
• учатся преимущественно конструкторской деятельности;
• знакомятся с природой и использованием её богатств человеком.
В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда. Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчётов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика».
При изучении предмета «Технология» предусмотрена интеграция с образовательными областями «Филология» (русский язык и литературное чтение) и «Окружающий мир». Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.
Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребёнком мира во всём его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Проектная деятельность и работа с технологическими картами формирует у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умения находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, нести ответственность за результат и т. д. Всё это воспитывает трудолюбие и закладывает прочные основы способности к самовыражению, формирует социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчества.
Продуктивная проектная деятельность создаёт основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для его духовно-нравственного развития. В программе «Технология» предусмотрены материалы о гармоничной среде обитания человека, что позволяет сформировать у детей устойчивые представления о жизни в гармонии с окружающим миром. Знакомство с народными ремёслами и народными культурными традициями, активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствуют воспитанию духовности.
Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.
При усвоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении курса «Окружающий мир». Это не только работа с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Курс «Технология» предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека - созидателя материальных ценностей и творца окружающего мира — в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы, что способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».
Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.
Место курса учебном плане
На изучение технологии в начальной школе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 135 ч: 34 ч — в 4 классе (34 учебные недели)
Планируемые результаты изучения курса
Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
4 класс
Личностные результаты:
- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
- Получение представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
- Усвоение представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
- Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
- Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
- Приобретение знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Содержание курса
Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д. разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия разных народов.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность, гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для праздников, в учебной и внеучебной деятельности и т. п. Освоение навыков самообслуживания, по уходу за домом, комнатными растениями.
Выполнение элементарных расчётов стоимости изготавливаемого изделия.
Технология ручной обработки материалов.
Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств материалов, используемых при выполнении практических работ. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов в соответствии с их декоративно-художественными и конструктивными свойствами, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), соблюдение правил их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертёж и др.); анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), раскрой деталей, сборка изделия (клеевая, ниточная, проволочная, винтовая и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Умение заполнять технологическую карту. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и др.).
Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу.
Практика работы на компьютере
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО).
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
По итогам обучения в 4 классе учащиеся должны:
Знать свойства изучаемых материалов, освоить приемы сравнительного анализа изучаемых свойств, уметь применять эти знания на практике, в работе с проектом, при изготовлении изделия; знать варианты использования таких материалов, как полиэтилен, синтепон, проволока (металлы) в повседневной жизни;
Соотносить по форме реальные объекты и предметы быта (одежды), анализировать изделие, сравнивая его с реальным объектом, заменять используемые материалы при создании реальных объектов на доступные для моделирования изделия по образцу;
Различать виды мягких игрушек, уметь применять правила работы над мягкой игрушкой, знать последовательность работы над мягкой игрушкой;
Оперировать знаниями о видах швов и правильно применять их при изготовлении изделий;
Овладеть алгоритмом работы над стебельчатым и петельным швами; уметь свободно работать иглой, использовать пяльцы в практической работе;
Осмыслить понятие «развертка», усвоить правила построения развертки;
Знать приемы составления композиции;
Освоить понятия «масштаб», «чертеж», «эскиз», «технический рисунок», «схема»;
Уметь читать простые чертежи, различать линии чертежа и использовать их;
Уметь выполнять эскиз, технический рисунок, чертеж, соотносить знаковые обозначения с выполняемыми операциями, выполнять работу по схеме;
Знать профессии людей, занятых в основных видах городского хозяйства и производства;
Освоить новые виды работ: конструирование из проволоки (каркас), обработка мягкой проволоки, шитье мягких игрушек на основе использованных ранее материалов (старые перчатки, варежки), создание пальчиковой куклы, создание объемной модели по заданному образцу, составление композиции из воздушных шариков, вязание крючком, соединение различных технологий в работе над одним изделием;
Освоить технологию ручного ткачества, конструирование костюмов из ткани, бисероплетение.
В результате изучения блока «Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты» выпускник научится:
- на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
- отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);
- применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
- выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
Выпускник получит возможность научиться:
- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
- прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.

В результате изучения блока «Конструирование и моделирование» выпускник научится:
- анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
- решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи;
- изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
Выпускник получит возможность научиться:
- соотносить объемную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их разверток;
-создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале.
В результате изучения блока «Практика работы на компьютере» выпускник научится:
- соблюдать безопасные приемы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;
- использовать простейшие приемы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;
- создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций.
Выпускник получит возможность научиться:
- пользоваться доступными приемами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами ее получения, хранения, переработки.
Календарно – тематическое планирование по технологии 4 класс (34 часа)

п/п Тема Содержание урока
Деятельность
учащихся Универсальные учебные действия
Дата
План Факт
1. Как работать с учебником. Ориентирование по разделам учебника. Систематизация знаний о материалах и инструментах. Знакомство с технологическими картами и критериями оценивания выполнения работы. Понятия: технология, инструменты, технологический процесс, приемы работы. Обобщить знания о материалах и их свойствах, инструментах и правилах работы с ними, изученными в предыдущих классах. Планировать деятельность по выполнению изделия на основе рубрики «Вопросы юного технолога» и технологической карты. Познакомиться с критериями оценки качества выполнения изделий для осуществления самоконтроля и самооценки. Создавать условные обозначения производств, наносить их на контурную карту России в рабочей тетради. Регулятивные: умеют контролировать свои действия, принимать учебную задачу, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места.
Познавательные:общеучебные- умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме; осознанно читают тексты с целью освоения и использования информации; логические- осуществляют поиск информации из разных источников.
Коммуникативные: умеют слушать учителя и одноклассников, сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы.
Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения Человек и земля - 21 час 2. Вагоностроительный завод.
Изделия: «Ходовая часть (тележка)», «Кузов вагона», «Пассажирский вагон» Знакомство с историей развития железных дорог в России, с конструкцией вагонов разного назначения. Создания модели вагона из бумаги, картона.
Проектная групповая деятельность, самостоятельное построение чертежа развертки вагона, чертеж и сборка цистерны.
Понятия: машиностроение, локомотив, конструкция вагона, цистерна, ходовая часть, кузов вагона, рама кузова. Находить и отбиратьинформацию, об истории развития железнодорожного транспорта в России, о видах и особенностях конструкции вагонов и последовательность их сборки из текстов учебника и других источников.
Овладеть основами черчения, анализировать конструкцию изделия, выполнять разметку деталей при помощи циркуля.
Создавать разные виды вагонов, используя объемные геометрические тела. Регулятивные: понимают смысл инструкции учителя и принимают учебную задачу, умеют организовывать свое рабочее место, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей.
Познавательные:общеучебные- умеют осуществлятьпоиск нужной информации, проводить сравнение и классификацию объектов труда по заданным основаниям, самостоятельно формулировать проблему, делать выводы;
логические- осуществлять поиск информации из разных источников.
Коммуникативные: умеют слушать учителя и одноклассников, сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы.
Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения, сориентированы на уважительное отношение к труду железнодорожников 3. Вагоностроительный завод.
Изделия: «Ходовая часть (тележка)», «Кузов вагона», «Пассажирский вагон» Знакомство с историей развития железных дорог в России, с конструкцией вагонов разного назначения. Создания модели вагона из бумаги, картона.
Проектная групповая деятельность, самостоятельное построение чертежа развертки вагона, чертеж и сборка цистерны.
Понятия: машиностроение, локомотив, конструкция вагона, цистерна, ходовая часть, кузов вагона, рама кузова. Находить и отбиратьинформацию, об истории развития железнодорожного транспорта в России, о видах и особенностях конструкции вагонов и последовательность их сборки из текстов учебника и других источников.
Овладеть основами черчения, анализировать конструкцию изделия, выполнять разметку деталей при помощи циркуля.
Создавать разные виды вагонов, используя объемные геометрические тела Регулятивные: понимают смысл инструкции учителя и принимают учебную задачу, умеют организовывать свое рабочее место, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей.
Познавательные:общеучебные- умеют осуществлять поиск нужной информации, проводить сравнение и классификацию объектов труда по заданным основаниям, самостоятельно формулировать проблему, делать выводы;
логические- осуществлять поиск информации из разных источников.
Коммуникативные: умеют слушать учителя и одноклассников, сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы.
Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения, сориентированы на уважительное отношение к труду железнодорожников 4. Полезные ископаемые
Изделие: «Буровая вышка». Знакомство с полезными ископаемыми, способами их добычи и расположением месторождений на территории России. Изготовление модели буровой вышки из металлического конструктора. Проектная работа.
Понятия: полезные ископаемые, месторождение, нефтепровод, тяга.
Профессии: геолог, буровик.
Находить и отбирать информацию о полезных ископаемых, способах их добычи и транспортировки, профессиях людей, занимающихся добычей полезных ископаемых. Находить и обозначать на карте России крупнейшие месторождения нефти и газа. Анализировать конструкцию реального объекта (буровая вышка) и определять основные элементы конструкции. Регулятивные: понимают смысл инструкции учителя и принимают учебную задачу, умеют организовывать свое рабочее место, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей.Познавательные:общеучебные- умеют самостоятельно формулировать проблему, делать выводы, анализируют информацию, овладевают способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности; логические- осуществлять поиск информации из разных источников о полезных ископаемых.
Коммуникативные: принимают участие в коллективных работах, работах в группах, умеют договариваться с партнерами и приходить к общему решению. Личностные: умеют ценить и принимать базовые ценности. Такие как «добро», «терпение», имеют мотивацию к учебной деятельности. 5. Полезные ископаемые
Изделие: «Малахитовая шкатулка». Знакомство с полезными ископаемыми, используемые для изготовления предметов искусства, с новой техникой работы с пластилином (технология лепки слоями).
Знакомство с созданием изделия из поделочных камней и технологии выполнения «русской мозаики»; технологией лепки слоями для создания имитации рисунки малахита.
Понятия: поделочные камни, имитация, мозаика, русская мозаика.
Профессия: мастер по камню. Находить и отбирать информацию о создании изделия из поделочных камней и технологии выполнения «русской мозаики» из текстов учебника и других источников. Определять технологию лепки слоями для создания имитации рисунки малахита. Смешивать пластилин близких оттенков для создания нового оттеночного цвета. Использовать приемы работы с пластилином. Рационально использовать материалы при выполнении имитации малахита. Регулятивные: понимают смысл инструкции учителя и принимают учебную задачу, умеют организовывать свое рабочее место, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей.Познавательные:общеучебные- умеют самостоятельно формулировать проблему, делать выводы, анализируют информацию, овладевают способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности; логические- осуществлять поиск информации из разных источников о полезных ископаемых.
Коммуникативные: принимают участие в коллективных работах, работах в группах, умеют договариваться с партнерами и приходить к общему решению. Личностные: умеют ценить и принимать базовые ценности. Такие как «добро», «терпение», имеют мотивацию к учебной деятельности. 6, 7. Автомобильный завод
Изделия: «КамАЗ», Кузов грузовика» Знакомство с крупнейшими заводами в России, выпускающие автомобили.
Знакомство с конвейерным производством, этапами и операциями. Работа с металлическим и пластмассовым конструкторами. Самостоятельное составление плана изготовления изделия.
Понятия: автомобильный завод, конвейер, операция. Находить и обозначать на карте России крупнейшие заводы, выпускающие автомобили. Выделять информацию о конвейерном производстве, выделять этапы и операции, объяснять новые понятия. Соблюдать правила безопасного использования инструментов (отвертка, гаечный ключ). Организовывать рабочее место с учетом выбранной операции Регулятивные: понимают смысл инструкции учителя и принимают учебную задачу, умеют организовывать свое рабочее место, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей.
Познавательные:общеучебные- умеют самостоятельно формулировать проблему, делать выводы, анализируют информацию, овладевают способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности; логические- осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о видах автомобилей «КамАЗ» и их назначении.
Коммуникативные: умеют строить понятные речевые высказывания, слушать собеседника и весть диалог, принимают участие в коллективных работах, работах в группах, умеют договариваться с партнерами и приходить к общему решению. Личностные: умеют ценить и принимать базовые ценности. Такие как «добро», «терпение», имеют мотивацию к учебной деятельности.
. 8, 9. Монетный двор
Изделия: «Стороны медали», «Медаль» Знакомство с основами чеканки медалей, особенностями формы медали. Овладение новым приемом – тиснение по фольге. Работа с металлизированной бумагой - фольгой.
Понятия: знак отличия, рельефный рисунок, контр рельефный рисунок, аверс, штамповка, литье, тиснение. Находить и отбирать информацию об истории возникновения олимпийских медалей, способе их изготовления и конструкции из материалов учебника и других источников. Освоить правила теснения фольги. Сравнивать стороны медали, объяснять особенности их оформления в зависимости от назначения. Соблюдать правила безопасности использования инструментов. Регулятивные: умеют контролировать свои действия, принимать учебную задачу, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места,
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей.
Познавательные:общеучебные- умеют самостоятельно формулировать проблему, делать выводы, анализируют информацию, овладевают способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности; логические- осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о медалях, их оформлении. Коммуникативные: умеют строить понятные речевые высказывания, слушать собеседника и весть диалог, принимают участие в коллективных работах, работах в группах, умеют договариваться с партнерами и приходить к общему решению. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, эстетически воспринимают произведения искусства, проявляют интерес к предмету. 10, 11 Фаянсовый завод
Изделия: «Основа для вазы», «Ваза».
Тест: «Как создается фаянс» Знакомство с особенностями изготовления фаянсовой посуды. Совершенствование умений работать с пластилином.
Понятия: операция, фаянс, эмблема, обжиг, глазурь, декор.
Профессии: скульптор, художник. Находить и отбирать информацию и технологии создания изделий из фаянса, их назначении и использовании из материалов учебника и других источников. Использовать элементы, нанесенные на посуду, для определения фабрики изготовителя. Находить и отмечать на карте России города, где находятся заводы по производству фаянсовых изделий Регулятивные: умеют ориентироваться в учебнике,умеют контролировать свои действия, принимать учебную задачу, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места,
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей.
Познавательные:общеучебные- умеют строить понятные речевые высказывания, логические- осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представления о производстве фаянсовых изделий. Коммуникативные: умеют строить понятные речевые высказывания, слушать собеседника и весть диалог, принимают участие в коллективных работах, работах в группах, умеют договариваться с партнерами и приходить к общему решению Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, эстетически воспринимают изделия декоративно-прикладного искусства,проявляют интерес к предмету.
. 12.
Швейная фабрика
Изделие: «Прихватка». Знакомство с технологией производственного процесса на швейной фабрике и профессиональной деятельности людей. Определять размеры одежды при помощи сантиметра. Работа с текстильными материалами. Соблюдение правил работы иглой, ножницами, циркулем. Находить и отбирать информацию о технологии производства одежды и профессиональной деятельности людей, работающих на швейном производстве, из материалов учебника и других источников. Находить и отмечать на карте города, в которых находятся крупнейшие швейные производства. Снимать мерки и определять, используя таблицу размеров свой размер одежды. Регулятивные: умеют контролировать свои действия, принимать учебную задачу, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места,
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.Познавательные:общеучебные- умеют самостоятельно формулировать проблему, делать выводы, анализируют информацию, овладевают способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности; логические- осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о швейных фабриках. Коммуникативные: умеют слушать учителя и одноклассников, сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к предмету.
13. Швейная фабрика
Изделие: «Новогодняя игрушка», «Птичка». Освоение технологии создания мягкой игрушки. Использование умения самостоятельно определять размер деталей по слайдовому плану, создавать лекало и выполнять при помощи него разметку деталей.
Соблюдение правил работы иглой, ножницами, циркулем.
Понятие: мягкая игрушка. Находить и отбирать информацию о видах изделий, производимых на швейном производстве, из материалов учебника и других источников. Использовать материалы учебника для знакомства с технологическим процессом изготовления мягкой игрушки. Выполнять самостоятельно разметку деталей изделия и раскрой изделия. Использовать для соединения деталей строчку прямых стежков, косых стежков. Регулятивные: умеют контролировать свои действия, принимать учебную задачу, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места,
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.Познавательные:общеучебные- умеют самостоятельно формулировать проблему, делать выводы, анализируют информацию, овладевают способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности; логические- осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о швейных фабриках. Коммуникативные: умеют слушать учителя и одноклассников, сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к предмету.
14, 15. Обувное производство
Изделие: «Модель детской летней обуви». Знакомство с производством обуви и профессиональной деятельности людей, работающих на обувном производстве. Виды материалов, используемых для производства обуви. Как снимать мерку с ноги и определять по таблице размер обуви. Создание модели обуви из бумаги.
Понятия: обувь, обувная пара, натуральные материалы, искусственные материалы, синтетические материалы, модельная обувь, размер обуви.
Профессия: обувщик. Находить и отбирать информацию технологии производства обуви и профессиональной деятельности людей, работающих на обувном производстве, из материалов учебника. Снимать мерки и определять, используя таблицу размеров, свой размер обуви. Объяснять новые понятия, используя текст учебника, выделять и сравнивать виды обуви по их назначению. Регулятивные: умеют контролировать свои действия, принимать учебную задачу, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места,
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачейПознавательные:общеучебные- умеют самостоятельно формулировать проблему, делать выводы, анализируют информацию, овладевают способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности; логические- осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о видах обуви, материалах, используемых для ее изготовления.
Коммуникативные: умеют слушать учителя и одноклассников, сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы.
Личностные: умеют ценить и принимать базовые ценности. Такие как «добро», «терпение», имеют мотивацию к учебной деятельности.
16, 17. Деревообрабатывающее производство
Изделия: «Технический рисунок лесенки-опоры для растений», «Лесенка-опора для растений». Знакомство с древесиной, её свойствами, технологией производства пиломатериалов. Различать виды пиломатериалов и способы их производства. Осмысление значения древесины для производства и жизни человека.
Понятия: древесина,пиломатериалы, текстура, нож-косяк.
Профессия: столяр. Находить и отбирать информацию о древесине, ее свойствах, технологии производства пиломатериалов. Объяснять назначение инструментов для обработки древесины с опорой на материалы учебника. Обрабатывать рейки при помощи шлифовальной шкурки и соединять детали изделия столярным клеем. Декорировать изделие по собственному замыслу, использовать различные материалы Регулятивные: понимают смысл инструкции учителя и принимают учебную задачу, умеют организовывать свое рабочее место, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей.
Познавательные:общеучебные- умеют самостоятельно формулировать проблему, делать выводы, анализируют информацию, овладевают способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности; логические- умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание.Коммуникативные:участвуют в коллективных обсуждениях, умеют строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы.
Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения.
. 18, 19. Кондитерская фабрика
Изделия: «Пирожное «Картошка», «Шоколадное печенье».
Практическая работа: «Тест «Кондитерские изделия». Знакомство с технологией производства кондитерских изделий (шоколада) и профессиональной деятельности людей, работающих на кондитерском производстве. Информация о производстве и составе продукта на этикетке. Правила поведения при приготовлении пищи.
Понятия: какао-бобы, какао-крупка, какао тертое, какао-масло, конширование.
Профессии: кондитер, технолог-кондитер. Находить и отбирать информацию о технологии производства кондитерских изделий (шоколада) и профессиональной деятельности людей, работающих на кондитерском производстве. Отмечать на карте города, где находятся крупнейшие кондитерские фабрики. Определять необходимые для приготовления блюд инвентарь, принадлежности и кухонную посуду. Соблюдать правила гигиены, правила приготовления блюд и правила пользования газовой плитой. Регулятивные: умеют контролировать свои действия, принимать учебную задачу, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места,
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачейПознавательные:общеучебные- умеют самостоятельно формулировать проблему, делать выводы, анализируют информацию, овладевают способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности; логические- осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о процессе производства кондитерских изделий.
Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, умеют строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы.
Личностные: проявляют интерес к занятиям предметно - практической деятельностью. 20, 21. Бытовая техника
Изделия: «Настольная лампа», «Абажур. Сборка настольной лампы».
Практическая работа: «Тест: Правила эксплуатации электронагревательных приборов». Знакомство с бытовой техникой, ее видами и назначением в жизни людей; городами России, где находятся крупнейшие производства бытовой техники. Правила эксплуатации бытовой техники, работы с электричеством. Сборка простой электрической цепи.
Понятия: бытовая техника, бытовое электрооборудование, источник электрической цепи, электрическая цепь, инструкция по эксплуатации, абажур, витраж.
Профессии: слесарь-электрик, электрик, электромонтер. Находить и отбирать информацию о бытовой технике, ее видах и назначении. Находить и отмечать на карте России города, где находятся крупнейшие производства бытовой техники. Анализировать правила пользования электрическим чайником, осмысливание их значение для соблюдения мер безопасности и составлять на их основе общие правила пользования бытовыми приборами. Выполнять разметку изделия при помощи линейки, раскрой при помощи ножниц и ножа. Регулятивные: умеют контролировать свои действия, принимать учебную задачу, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места,
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачеПознавательные:общеучебные- умеют самостоятельно формулировать проблему, делать выводы, анализируют информацию, овладевают способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности;логические- осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление об электричестве.
Коммуникативные: умеют слушать учителя и одноклассников, сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы.
Личностные: проявляют интерес к занятиям предметно - практической деятельностью.
22. Тепличное хозяйство
Изделие: «цветы для школьной клумбы». Знакомство с видами и конструкциями теплиц, их значением для обеспечения жизнедеятельности человека; характеристиками семена (вид, сорт, высота растения, однолетник или многолетник) и технологией их выращивания.
Понятия: теплица, тепличное хозяйство, микроклимат, рассада, агротехника. Профессии: агроном, овощевод.
Находить и отбирать информацию о видах и конструкциях теплиц, их значение для обеспечения жизнедеятельности человека. Анализировать информацию на пакетике с семенами, характеризовать семена (вид, сорт, высота растения, однолетник или многолетник) и технологию их выращивания. Регулятивные: умеют контролировать свои действия, принимать учебную задачу, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места.
Познавательные:общеучебные- умеют самостоятельно формулировать проблему, делать выводы, анализируют информацию, овладевают способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности; логические- осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о видах цветов, их декоративных возможностях.
Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, умеют строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы.
Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности. «Человек и вода» 3 часа 23. Водоканал
Изделие: «Фильтр для очистки воды» Знакомство с системой водоснабжения города. Значение воды в жизни человека и растений. Осмысление важности экономного расходования воды. Знакомство со способом фильтрации воды, определение количества расходуемой воды при помощи струемера.
Понятия: водоканал, струемер, фильтрация, ультрафиолетовые лучи. Находить и отбирать информацию об устройстве системы водоснабжения города и о фильтрации воды. Использовать иллюстрации для составления рассказа о системе водоснабжения города и значения очистки воды для человека. Проводить эксперимент по очистки воды, составлять отчет на основе наблюдений. Изготовить струеметр и исследовать количество воды, которое расходуется человеком за 1 минуту при разном напоре водяной струи. Регулятивные: умеют контролировать свои действия, принимать учебную задачу, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места.
Познавательные:общеучебные- умеют самостоятельно формулировать проблему, делать выводы, анализируют информацию, овладевают способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности; логические- осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о способах экономного расходования воды.
Коммуникативные: умеют слушать учителя и одноклассников, сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы.
Личностные: сориентированы на бережное отношение к воде, ее экономное расходование, защиту водоемов от загрязнения.
24. Порт
Изделие: «Канатная лестница». Практическая работа: «Технический рисунок канатной лестницы» Знакомство с работой порта и профессиями людей, работающих в порту. Освоение способов крепления предметов при помощи морских узлов: простого, прямого, якорного. Правильное крепление груза. Изготовление лестницы с использованием способов крепления морскими узлами.
Понятия: порт, причал, док, карантин, военно-морская база, морской узел.
Профессии: лоцман, докер, швартовщик, такелажник, санитарный врач. Находить и отбирать информацию об устройстве системы водоснабжения города и о фильтрации воды. Использовать иллюстрации для составления рассказа о системе водоснабжения города и значения очистки воды для человека. Проводить эксперимент по очистки воды, составлять отчет на основе наблюдений. Изготовитьструеметр и исследовать количество воды, которое расходуется человеком за 1 минуту при разном напоре водяной струи. Регулятивные: умеют контролировать свои действия, принимать учебную задачу, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места,
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.Познавательные:общеучебные- умеют самостоятельно формулировать проблему, делать выводы, анализируют информацию, овладевают способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности; логические- осуществлять поиск информации из разных источников. Коммуникативные: умеют слушать учителя и одноклассников, сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы.
Личностные: сориентированы на бережное отношение к воде, ее экономное расходование, защиту водоемов от загрязнения.
25. Узелковое плетение
Изделие: «Браслет» Знакомство с правилами работы и последовательностью создания изделия в стиле «макраме». Освоение одинарного плоского узла, двойного плоского узла.
Понятия: макраме Освоить приемы выполнения одинарного и двойного плоских узлов, приемы крепления нити в начале выполнения работы. Сравнивать способы вязания морских узлов в стиле «макраме». Определять размеры деталей изделия, закреплять нити для начала вязания изделия в технике макраме. Изготавливать изделие, использовать одинарный и двойной плоские узлы, оформлять изделие бусинами. Регулятивные: умеют контролировать свои действия, принимать учебную задачу, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места,
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.Познавательные:общеучебные- умеют самостоятельно формулировать проблему, делать выводы, анализируют информацию, овладевают способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности; логические- осуществлять поиск информации из разных источников. Коммуникативные: умеют слушать учителя и одноклассников, сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы.
Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности. «Человек и воздух» 3 часа. 26.
  Самолетостроение. Ракетостроение.
Изделие: «Самолет» Первичные сведения о самолетостроении, о функции самолетов. Изготовление модели самолета. Закрепление умения работать с металлическим конструктором.
Понятия: самолет, картограф, космическая ракета, искусственный спутник Земли, ракета, многоступенчатая баллистическая ракета.
Профессии: летчик, космонавт. Находить и отбирать информацию об истории самолетостроения, о видах и назначении самолетов. Находить и отмечать на карте России города, в котором находятся крупнейшие заводы, производящие самолеты. Сравнивать различные виды летательных аппаратов. Использовать приемы и правила работы отверткой и гаечным ключом. Регулятивные: умеют контролировать свои действия, принимать учебную задачу, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места.
Познавательные:общеучебные- умеют самостоятельно формулировать проблему, делать выводы, анализируют информацию, овладевают способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности; логические- осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о самолетостроении. Коммуникативные: умеют слушать учителя и одноклассников, сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы.
Личностные: проявляют интерес к занятиям предметно - практической деятельностью.
27. Ракета-носитель
Изделие: «Ракета-носитель» Закрепление основных знаний о самолетостроении, о конструкции самолета и ракеты. Закрепление основных знаний о бумаге: свойства, виды, история. Модель ракеты из картона, бумаги на основе самостоятельного чертежа.
Осмысливать конструкцию ракеты, строить модель ракеты. Выполнять самостоятельно разметку деталей изделия по чертежу. Использовать правила сгибания бумаги для изготовления изделия. Соблюдать правила работы ножницами Регулятивные: умеют контролировать свои действия, принимать учебную задачу, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места,
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.Познавательные:общеучебные- умеют самостоятельно формулировать проблему, делать выводы, анализируют информацию, овладевают способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности; логические- осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о ракетах. Коммуникативные: умеют слушать учителя и одноклассников, сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы.
Личностные: проявляют интерес к занятиям предметно - практической деятельностью.
. 28. Летательный аппарат. Воздушный змей.
Изделие: «Воздушный змей» Знакомство с историей возникновения воздушного змея. Конструкция воздушного змея. Освоение правил разметки деталей из бумаги и картона сгибанием. Оформление изделия по собственному эскизу.
Понятия: каркас, уздечка, леер, хвост, полотно, стабилизатор. Находить и отбирать информацию из материала учебника и других источников об истории возникновения и конструктивных особенностях воздушных змеев. Осваивать правила разметки деталей изделия из бумаги и картона сгибанием. Использовать приемы работы шилом, ножницами, изготавливать уздечку и хвост из ниток. Регулятивные: умеют контролировать свои действия, принимать учебную задачу, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места.
Познавательные:общеучебные- умеют самостоятельно формулировать проблему, делать выводы, анализируют информацию, овладевают способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности; логические- осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление об оформлении воздушных змеев. Коммуникативные: умеют слушать учителя и одноклассников, сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы.
Личностные: имеют эстетический вкус, помогают товарищам. Человек и информация - 6часов. 29. Создание титульного листа
Изделие: «Титульный лист». Осмысление места и значения информации в жизни человека. Виды и способы передачи информации.
Знакомство с технологическим процессом издания книги, о профессиях людей, участвующих в ее создании; этапами издания книги.
Понятия: издательское дело, издательство, печатная продукция, вычитка, оригинал-макет, элементы книги, форзац, книжный блок, переплетная крышка, титульный лист.
Профессии: редактор, технический редактор, корректор, художник. Находить и отбирать информацию о технологическом процессе издания книги, о профессии людей, участвующих в ее создании. Выделять этапы издания книги, соотносить их с профессиональной деятельностью людей, участвующих в ее создании. Находить информацию об издательстве, выпустившем книгу, и специалистах, участвующих в процессе ее создания. Применять правила работы на компьютере. Регулятивные: умеют контролировать свои действия, принимать учебную задачу, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места,
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.Познавательные:общеучебные- умеют самостоятельно формулировать проблему, делать выводы, анализируют информацию, овладевают способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности; логические- осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о титульном листе. Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, умеют строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы.
Личностные: проявляют интерес к занятиям предметно - практической деятельностью. 30. Работа с таблицами
Изделие: работа с таблицами. Повторение правил работы на компьютере. Создание таблицы в программе MicrosoftWord.
Понятия: таблица, строка, столбец. Закреплять знание и умение работы на компьютере. Осваивать набор текста, последовательность и особенности работы в текстовом редакторе MicrosoftWord,определять и устанавливать число строк и столбцов, вводить текст в ячейку таблицы, форматировать текст в таблице. Создавать на компьютере произвольную таблицу Регулятивные: умеют контролировать свои действия, принимать учебную задачу, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места,
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.Познавательные:общеучебные- умеют самостоятельно формулировать проблему, делать выводы, анализируют информацию, овладевают способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, осознанно читают тексты, рассматривают рисунки с целью освоения и использования информации. Коммуникативные: умеют находить ответы на вопросы и правильно формулировать их.
Личностные: проявляют интерес к занятиям предметно - практической деятельностью.
. 31. Создание содержания книги
Практическая работа: «Содержание». Использование ИКТ для передачи информации. Значение компьютерных технологий в издательском деле, в процессе создания книги. Практическая работа на компьютере. Объяснить значение и возможности использования ИКТ для передачи информации. Определять значение компьютерных технологий в издательском деле, в процессе создания книги. Применять на практике правила создания таблицы для оформления. Закреплять умения сохранять и распечатывать текст. Регулятивные: сравнивают результат деятельности с эталоном, вносят необходимые дополнения и коррективы.
Познавательные:общеучебные- умеют самостоятельно формулировать проблему, делать выводы, анализируют информацию, овладевают способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, осознанно читают тексты, рассматривают рисунки с целью освоения и использования информации.
Коммуникативные: умеют слушать учителя и одноклассников, сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.
32, 33. Переплетные работы
Изделие: «Книга «Дневник путешественника». Знакомство с переплетными работами. Способ соединения листов шитьем блоков нитками втачку (в пять проколов). Закрепление правил работы шилом и иглой. Изготовление переплета дневника и оформление обложки по собственному эскизу.
Понятия: шитье втачку, форзац, переплетная крышка, книжный блок. Находить и отбирать информацию о видах выполнения переплетных работ. Объяснить значение различных элементов (форзац, переплетная крышка) книги. Создавать эскиз обложки книги в соответствии с выбранной тематики. Применять умения работать с бумагой. Оформлять изделие в соответствии с собственным замыслом. Регулятивные: умеют контролировать свои действия, принимать учебную задачу, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места,
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачейПознавательные:общеучебные- умеют самостоятельно формулировать проблему, делать выводы, анализируют информацию, овладевают способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, осознанно читают тексты, рассматривают рисунки с целью освоения и использования информации.
Коммуникативные: умеют слушать учителя и одноклассников, сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы.
Личностные: проявляют интерес к занятиям предметно - практической деятельностью.
34. Итоговый урок Анализ своей работы на уроках технологии за год, выделение существенного, оценивание своей работы с помощью учителя. Подведение итогов года. Презентация своих работ, выбор лучших. Выставка работ. Презентовать свои работы, объяснять их преимущества, способ изготовления, практическое использование. Использовать в презентации критерии оценки качества выполнения работ. Оценивать свои и чужие работы, определять и аргументировать преимущества и недостатки. Выявлять победителей . Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, умеют адекватно воспринимать оценку учителя или товарищей.
Познавательные: умеют анализировать выполненные работы, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.
Коммуникативные:участвуют в коллективных обсуждениях, умеют строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение.
Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев. Материально-техническое обеспечение
Роговцева Н.И., Анащенкова С.В. Технология. Рабочие программы. 1-4 классы
Учебники
Технология. Учебник. 4 класс.
Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В., 2013г
Методические пособия
Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. Уроки технологии: 4 класс.
Технические средства обучения
Магнитная доска.
Интерактивная доска.
Компьютер
Мультимедийный проектор
Колонки.