Урок русского языка по теме Упражнение в написании слов с безударными гласными в корне (2 класс)

Выполнила:
учитель начальных классов
казенного образовательного учреждения
«Шуховская школа-интернат»
Маскальчук Наталья Федотовна

Урок русского языка во 2 классе

Тема: «Упражнение в написании слов с безударными гласными в корне».

Цель:
Формирование умения применять два способа проверки безударных гласных в корне

Задачи:
Обучающая: формировать умения распознавать слова с проверяемой безударной гласной в корне, применять два способа проверки безударных гласных в корне (использование формы слова и однокоренных слов).
Развивающая: развивать речь через устную и письменную работу на уроке, логическое мышление через занимательный материал.
Коррекционная: ввести коррекционную работу над активным словарным запасом детей путём ввода новых слов и выражений и нацеливания на дальнейшее использование их в повседневной речи.
Воспитывающая: воспитывать усидчивости и аккуратности при письме, умения уверенно отвечать.

Речевой материал:
Поговорка «Куй железо пока горячо».
Родственные слова с корнем «свист» (свист, свисток, свистулька, свистун, свистеть, свистнуть, засвистеть, просвистеть, посвистеть, посвистывать, насвистывать).

Оборудование:
Учебник русского языка 2 класса (автор Т.Г. Рамзаева).
Наборное полотно.
Ребус «свист».
Картинки: дерево.
Родственные слова с корнем «свист».
Слова пропущенными буквами и буквы к ним.
Слова для составления предложения.
План урока:
Организационный момент.
Сообщение темы и целей занятия.
Активизация знаний учащихся.
Минута чистописания.
Словарная работа.
Работа над пословицей.
Работа над правописанием слов из словаря.
Игра «Четвёртое лишнее»
Работа по составлению предложения со словом «собака».
Работа над темой урока.
Работа по подбору родственных слов.
Работа над деформированным предложением.
Запись предложения под диктовку.
Работа над правописанием слов с безударной гласной.
Работа по подбору синонимов.
Самостоятельная работа по учебнику.
Подведение итога.
ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.
Встали ровно, красиво.
Тихонечко садитесь.
Сели правильно, приготовились работать.
Откройте тетради, отступите две строчки вниз от домашней работы и в третьей запишите сегодняшнее число «27 апреля», на следующей – «Классная работа».
Записали, сели правильно.

Сообщение темы и целей занятия.
Тема нашего сегодняшнего урока: «Написание слов с безударными гласными в корне».
Мы сегодня на уроке будем писать слова с безударными гласными, выделять в них корень, подбирать проверочные.

II. Активизация знаний учащихся.

Минута чистописания.
Но сначала поработаем над чистописанием.
Пишем двойную «кк», слова «кукушка», «капуста», «коньки», «карандаш», пословицу «Куй железо пока горячо».
Сели правильно, спины прямые, пишем красиво.

Словарная работа.
Работа над пословицей.
Как вы понимаете пословицу «Куй железо пока горячо»?
()
Кто куёт железо?
(Железо куёт кузнец)
Как куёт кузнец железо?
(Кузнец нагревает железо до красна, оно становится горячим, мягким, очень податливым. Из него можно сделать всё)
Когда говорят так: «Куй железо пока горячо»?
(Когда человек что-то делает, у него все получается. При этом ненужно бросать дело, нужно доделать, тогда обязательно всё получится)
Работа над правописанием слов из словаря.
Мы записали некоторые слова из словаря с непроверяемыми безударными гласными.
Зачитайте их, назовите ударный слог, какую гласную запоминали.
(«Капуста» – ударный слог «пу», запоминали «а»;
«коньки» – ударный слог «ки», запоминали «о»;
«карандаш» – ударный слог «даш», запоминали «а».)

Работа над правописанием слов из словаря
(игра «Четвёртое лишнее»)
Продолжаем работать со словами из словаря и поиграем в игру «Четвёртое лишнее».
Как в неё играть сейчас расскажу.
Игра проводится в два этапа.
Сначала вы под диктовку записываете четыре слова из словаря, называете ударный слог, подчёркиваете непроверяемую безударную гласную.
Итак, пишем с комментированием.
Первое слово с красной строки с заглавной буквы: «Медведь, заяц, собака, лисица».
Пишем через запятую, в конце ставим точку.
(«Медведь» – ударный слог «ведь», запоминали «е»;
«заяц» – ударный слог «за», запоминали «я»;
«собака» – ударный слог «ба», запоминали «о»;
«лисица» – ударный слог «си», запоминали «и».)
А теперь найдите лишнее слово в ряду и подчеркните его по линейке.
Какое слово вы подчеркнули? Какое слово лишнее?
(Лишнее слово «собака»)
Почему слово «собака» лишнее?
(Медведь, заяц, лисица – это дикие животные, а собака – домашнее животное.)
Работа по составлению предложения со словом «собака».
Составьте со словом «собака» предложение.
()
(Собака – верный друг человека.)
(Собака помогает милиционерам найти преступника.)
(Пограничные собаки охраняют рубежи России.)

Работа над темой урока.
Мы работали со словами из словаря, в которых безударные гласные запоминаем, но есть слова с безударными гласными, которые нужно проверять.
Вспомните
Какие слова называются родственными?
(Родственные слова – это слова, которые имеют один и тот же корень и общее значение)
Как пишется корень в однокоренных словах?
(Корень в родственных словах пишется одинаково)
Как проверить безударный гласный в корне?
(Безударный гласный в корне проверяется ударным. Для этого нужно изменить слово или подобрать родственное)

Работа по подбору родственных слов.
Сейчас мы будем подбирать родственные слова.
А с каким словом мы будем работать, вы узнаете, разгадав ребус.



{Учитель показывает ребус}


Что это? Как вы догадались?
(«св» дружит с «ст», то есть «св» и «ст», получаем «свист»)
Запишите слово «свист» с красной строки, с заглавной буквы, выделите корень, назовите ударный слог.
(«Свист» – корень «свист», ударный слог «свист»)
Слово «свист» – это корень дерева, от этого слова будем образовывать родственные слова – ветки дерева.
Родственные слова записывать будем через запятую, в конце работы поставим точку.



{На доску учитель помещает изображение дерева. Под нарисованным корнем учитель прикрепляет слово «свист», а к ветвям этого дерева родственные слова. Дети записывают их в тетради.}


В родственных словах выделяем корень, называем ударный слог, безударную гласную, проверочное слово.
(«Свисток» – корень «свист», ударный слог «ток», безударная гласная «и», проверочное слово «свист»)
(«Свистулька» – корень «свист», ударный слог «стуль», безударная гласная «и», проверочное слово «свист»)
(«Свистун» – корень «свист», ударный слог «стун», безударная гласная «и», проверочное слово «свист»)
(«Свистеть» – корень «свист», ударный слог «стеть», безударная гласная «и», проверочное слово «свист»)
(«Свистнуть» –корень «свист», ударный слог «сви»)
(«Засвистеть» – корень «свист», ударный слог «стеть», безударная гласная «и», проверочное слово «свист»)
(«Просвистеть» – корень «свист», ударный слог «стеть», безударная гласная «и», проверочное слово «свист»)
(«Посвистеть» – корень «свист», ударный слог «стеть», безударная гласная «и», проверочное слово «свист»)
(«Посвистывать» – корень «свист», ударный слог «сви»)
(«Насвистывать» – корень «свист», ударный слог «сви»)
{Подсказки}
{Предмет, с помощью которого производят свист. (Свисток.)}
{Игрушечный свисток. (Свистулька.)}
{Любитель свистеть. (Свистун.)}
{Издавать свист. (Свистеть.)}
{Другие глаголы образованные от слова «свистеть».}

Физминутка.
Встали.
Хомка, Хомка, хомячок,
(Хлопки в ладоши)
Полосатенький бочок.
(Провести руками по туловищу от плечей до бёдер)
Хомка рано встаёт,
(Потягивание с глубоким вдохом и выдохом)
Щёчки моет, шейку трёт.
(Имитация движений)
Подметает Хомка хатку
(Имитация движений)
И выходит на зарядку.
(Ходьба на месте)
Раз, два, три, четыре, пять.
(Движения по желанию учителя: прыжки, наклоны, приседания, повороты и так далее)
Хомка хочет сильным стать.
Тихо сели.
Работа над деформированным предложением.
Как проверить безударный гласный в корне?
(Безударный гласный в корне проверяется ударным. Для этого нужно изменить слово или подобрать родственное)
{На доске написан, набор слов: «урок, з..вёт, зв..нок, д..тей, на»}
Прочитайте слова.
Составим предложение.
(«Звонок зовёт детей на урок.»)
{Подсказки}
{Что зовёт? (Звонок зовёт.)}
{Кого зовёт звонок? (Звонок зовёт детей)}
{Куда зовёт звонок детей? (Звонок зовёт детей на урок.)}
Запишите предложение с объяснением. Работаем у доски.
(«Звонок» пишем с большой буквы – это начало предложения;
«звонок» – корень «звон», ударный слог «нок», безударная гласная «о», проверочное слово «звон»;
«зовёт» – корень «зов», ударный слог «вёт», безударная гласная «о», проверочное слово «зов»;
«детей» – корень «дет», ударный слог «тей», безударная гласная «е», проверочное слово «дети»;
«на» – предлог, пишется отдельно;
в конце предложения ставим точку.)

Запись предложения под диктовку.
Запишите предложение под диктовку. Работаем у доски.
«На траве ещё роса, в чаще птичьи голоса.»
(«На» пишем с большой буквы – это начало предложения;
«на» – предлог, пишется отдельно;
«траве» – корень «трав», ударный слог «ве», безударная гласная «а», проверочное слово «травы»;
«роса» – корень «рос», ударный слог «са», безударная гласная «о», проверочное слово «росы»;
ставим запятую;
«в» – предлог, пишется отдельно;
«чаще» – «ча» и «ща» пиши с буквой «а»;
«птичьи» – разделительный мягкий знак пишется после согласной «ч» перед гласной «и»;
«голоса» – корень «голос», ударный слог «са», две безударные гласные «о», проверочные слова «голос», «отголосок»;
в конце предложения ставим точку.)

Работа над написанием слов с безударными гласными.
Как проверить безударный гласный в корне?
(Безударный гласный в корне проверяется ударным. Для этого нужно изменить слово или подобрать родственное)
На доске записаны слова с пропущенными буквами.
Перед вами выросло дерево с буквами. Их нужно вставить в слова и объяснить.
{Р..ка, л..сток, п..левой, дв..ры, ст..на, м..сты, м..ряк, с..ва, д..ждевой, к..рмовой}



{На доску учитель помещает изображение дерева. На кроне дерева помещены буквы, а под деревом – слова. Дети записывают их в тетради или работают устно, вставляя в слова пропущенные буквы, объясняя.}



Первое слово записываем с красной строки с большой буквы,
Слова записываем парами через тире: проверочное слово, слово с безударной гласной. Выделяем в словах корни, ставим ударения, подчеркиваем безударные гласные.
(«река» – корень «рек», ударный слог «ка», безударная гласная «е», проверочное слово «реки».
«листок» – корень «лист», ударный слог «сток», безударная гласная «и», проверочное слово «лист».
«полевой» – корень «пол», ударный слог «вой», безударная гласная «о», проверочное слово «поле».
«дворы» – корень «двор», ударный слог «ры», безударная гласная «о», проверочное слово «двор».
«стена» – корень «стен», ударный слог «на», безударная гласная «е», проверочное слово «стены».
«мосты» – корень «мост», ударный слог «сты», безударная гласная «о», проверочное слово «мост».
«моряк» – корень «мор», ударный слог «ряк», безударная гласная «о», проверочное слово «море».
«сова» – корень «сов», ударный слог «ва», безударная гласная «о», проверочное слово «совы».
«дождевой» – корень «дожд», ударный слог «вой», безударная гласная «о», проверочное слово «дождь».
«кормовой» – корень «корм», ударный слог «вой», безударная гласная «о», проверочное слово «корм».)

Работа по подбору синонимов.
Как проверить безударный гласный в корне?
(Безударный гласный в корне проверяется ударным. Для этого нужно изменить слово или подобрать родственное)
Сейчас я буду называть слова, вы должны подобрать близкое по значению слово, записать его, объяснить написание безударных гласных.
Ребёнок.
(«малыш» – корень «мал», ударный слог «лыш», безударная гласная «а», проверочное слово «маленький».)
Горе.
(«беда» – корень «бед», ударный слог «да», безударная гласная «е», проверочное слово «беды».)
Молчание.
(«тишина» – корень «тиш», ударный слог «на», безударная гласная «и», проверочное слово «тише».)
Ласточки.
(«стрижи» – корень «стриж», ударный слог «жи», безударная гласная «и», проверочное слово «стриж».)
Почва.
(«земля» – корень «земл», ударный слог «мля», безударная гласная «е», проверочное слово «земли».)
Дорожка.
(«тропа» – корень «троп», ударный слог «па», безударная гласная «о», проверочное слово «тропка».)

Самостоятельная работа по учебнику.
Откройте учебники на странице 169, найдите упражнение 319.
Прочитайте задание.
Что вам нужно сделать?
(Нужно списать, подчеркнуть в словах безударные гласные в корне.)
Прочитайте стихотворение. О каком времени года говорится?
(В стихотворении говорится о весне.)
Как сказать иначе «Погода вешняя»?
(Весенняя погода.)
«Крылатые гости».
(Птицы.)
Спишите самостоятельно, выполняя задание.

Дополнительное задание.
«Составить слово из слогов «ре», «ва», «нье», подобрать родственные».
(Варенье, варёный, повар, варить и т. д.)

Подведение итога
Как пишутся однокоренные слова?
Как проверить безударную гласную в корне?

Домашнее задание.
Посмотрите задание к упражнению 319. Его вы будите делать дома.













15