Конспект урока русского языка в 4 классе на тему Дательный падеж имен существительных УМК Школа России


Тема: Дательный падеж имен существительных.
Цель: способствовать формированию представлений об особенностях дательного падежа имени существительного.
Задачи : актуализировать и упорядочить знания детей о падежах существительных;
познакомить с наиболее употребительными значениями имен существительных в форме дательного падежа;
формировать умение правильно употреблять в речи существительные в дательном падеже ;развивать устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость, умения работать с текстом;
создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку.
Ход урока.
Организационный момент.
- Мы начинаем урок. Но сначала я предлагаю вам посмотреть друг на друга, улыбнуться друг другу и пожелать хорошего урока.
- На столах у вас лежат карты самоконтроля. В первом кружочке нарисуйте своё настроение.
Карта самоконтроля…………………………………………………
Моё настроение в начале урока

Вставил окончания существительных в дательном падеже

Применение правила на письме (упр.130)


Применение правила на письме (закрепление)

Моё настроение в конце урока

- Теперь с хорошим настроением мы начинаем урок.
Уч.- Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы:
Человеку по работе воздаётся  честь.
- Как вы её понимаете?– запишите предложение, обозначьте падеж имён существительных.
Введение в тему и постановка задачи урока.
Школа, учитель, от ученика, для друга, тетрадь, сестру, к дому, книга, из здания.-Запишите слова в 2 столбика, разделив их на группы.
Уч.- По какому признаку вы разделили слова в две группы?
Д.- Эти им.сущ нах-ся в Им. и Род. падежах.
Уч. – На какие вопросы отв. им. сущ в Им.п?
Уч.- Назовите отличительные признаки им.сущ. в Им.п.
Уч.- На какие вопросы отв. им. сущ в Род.п.?
Уч. – Что вы можете сказать об им.сущ. Род.п?
Уч.- Какое слово не записали ни в первую, ни во вторую группу? Почему?Уч.- Сформулируйте тему нашего урока.
Уч.- Ориентируясь на план, сформулируйте цель урока.
Значение падежаПадежные вопросы
Предлоги
Роль в предложении
III. Целеполагание- Сегодня нам предстоит познакомиться с падежом, про который расскажет стихотворение, чтение.
– Я называюсь дательным,
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
С предлогом к и по дружу,
Но и один гулять хожу.
Уч.- О каком падеже идет речь?
Уч.- На какие вопросы вы уже можете дать ответы? ( падежные вопросы, роль в предложении).
IV. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
Уч.- Прочитайте строки из сказок.
Гости князю поклонились.Воротился старик ко старухе.Гости к пристани идут.Вот пошёл он к синему морю
Уч.- Откуда эти строчки?
Д.- А.С.Пушкин.
“Сказка о царе Салтане…”, “Сказка о золотой рыбке”
Уч.- У выделенных существительных определите падеж, выделите окончания. Что заметили?
Д.- Все существительные стоят в Д.п., но имеют разные окончания.
V. Постановка проблемы.
- Почему в указанных существительных разные окончания, хотя стоят они в одном падеже? (Высказывают свои предположения).
- Давайте постараемся решить эту проблему на нашем уроке.
Поиск решения.
(Раз подняться, потянуться……)
VI. Работа в парах
- Сегодня на уроке русского языка вы будете в роли исследователей.
Задание для пар (Кулагин И., Балыкова А.), (Коробко Яна, Придолин Влад)
Приближался (к чему?) к воде, речке, опушке, обрадовался (кому?) лисе, тётке, царевне.Задания:
Определите падеж и склонение имён существительных.
Выделите окончания имён существительных.
Определите падеж и склонение имён существительных, вставьте пропущенные окончания. Объясни их написание.
Поклонились рыбк…, пришли к цариц…, пристают к застав… .
Задание для 2 (Миронычева П., Кушнарев В.).(Петухов К.Тягунов В)
Идёт (к чему?) к столу, к морю обратился (к кому?) к петушку, к коню.
Задания:
Определите падеж и склонение имён существительных.
Выделите окончания имён существительных.
4. Определите падеж и склонение имён существительных, вставьте
пропущенные окончания. Объясни их написание.
Плывёт по мор…, молвит царевич…, плывут по неб… .Задание для 3 ( Коршунова Н.,. Клюшина С)
Дивятся (чему?) печи, совести, храбрости; подошёл (к кому?) к матери, к дочери.Задания:
Определите падеж и склонение имён существительных.
Выделите окончания имён существительных.
Определите падеж и склонение имён существительных, вставьте пропущенные окончания. Объясни их написание.
Тужит по дочер…, подошёл к пристан…, воротился к ноч… .- Проверка выполнения заданий в группах.
Учитель по ходу выступления вывешивает на доске опорные сигналы.
ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ
ВОПРОСЫ: КОМУ? ЧЕМУ?
ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ СЛОВО: ДАЛ
ПРЕДЛОГИ: К, ПО
ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ: ВТОРОСТЕПЕННЫЙ
Каждая группа выходит к доске и подводит итог своей исследовательской работы.
1 группа Существительные 1 склонения в Д.п. оканчиваются на – е.
2 группа
Существительные 2 склонения в Д.п. оканчиваются на – у, - ю.
3 группа
Существительные 3 склонения в Д.п. оканчиваются на – и.
Решение проблемы.
Уч.- Какой вывод можно сделать о правописании окончаний имён сущ. в Д.п. 1 скл., 2 скл., 3 скл.?
Д.- В дательном падеже существительные 1, 2, 3 скл имеют различные окончания.
VII. Вернёмся к началу нашего урока.
Уч.- Отчего же в указанных существительных разные окончания, хотя стоят они в одном и том же падеже?
Д.—Потому, что окончание существительного в Д.п. зависит от склонения.
- Объясните правописание окончаний выделенных существительных.
- Подошёл (к кому?) к князю – Д.п., 2 скл., воротился (к кому?) ко старухе – Д.п., 1 скл., пристают (к чему?) – к пристани – 3 скл., Д.п., подошёл (к чему?) к морю – 2 скл., Д.п.
Д.- Имена существительные в дательном падеже часто указывают на лицо, для которого совершается действие, точнее на лицо, которому что - то дают. Это основное значение дательного падежа, поэтому он так и называется.
-Чтобы узнать дательный падеж, надо поставить к существительному слово ДАЮ (на то он и дательный).
Уч.- Вот и раскрыты все секреты, исследование проблемы завершено.
(для глаз)
VIII. Упражнение в определении падежей существительных.
1. Выполнение упражнения 130, с. 71 (с комментированием у доски).
Задание – тест (индивидуально для каждого)
Надо определять, в каких словосочетаниях существительное употреблено в дательном падеже. Если слово в дательном падеже – обводите букву в столбике «да», если в другом падеже - то «нет».
«Да», «Нет»
Да Нет
1. нырнул в воду о м2. иду по дороге о к
3. бежать к маме л п4. привёз на берег и о
5. сижу за партой ч д6. подарил дочери е н7. гулять по парку ц й Вот и получили себе оценку.
IX. Итог урока.
Уч.- Ребята, как вы думаете, почему урок я начала с пословицы:
« Человеку по работе воздаётся  честь.»?Уч.- Что же вы сегодня узнали на уроке?
Д. (- Сегодня мы получили новые знания. - Мы узнали, что в дательном падеже существительные имеют разные окончания.
- Это зависит от рода и склонения имени существительного.)
X. Рефлексия.
Уч.– Что тебе запомнилось больше всего?
Уч.– Что вызвало затруднение? Почему?
Уч. – Каким для вас было занятие (интересным, увлекательным, познавательным, трудным).
- И в заключение, оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения:
Своей работой на уроке я…
Могу похвалить своих одноклассников…
Сегодня на уроке я смог…
Уч.-Я желаю, чтобы каждый верил в себя! Надеялся на успех! Был добрым! Всегда оставался человеком!
XI. Дом.задание: с.70,упр. 128