Конспект Физика как наука 7 кл.


Класс: 8
Предмет: физика
Тема 1: «Физика как наука»
Цели: 1. Познакомить учащихся с новым предметом школьного курса; определить место физики как науки.
2. Развивать кругозор учащихся; работать над правильным произношением основных понятий.
3. Воспитывать умение сравнивать, обобщать и делать выводы.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы и приемы: объяснение, рассказ, беседа, наблюдение, показ, работа с учебником.Наглядность и оборудование: презентация, компьютер, проектор, интерактивная доска.
Учитель: Евсеева Кристина Владиславовна.
Ход урока:
I. Организация начала урока.1. Выявление отсутствующих.
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Фоноритмика:
Физика вовсе не простой предмет, И как его выучить – дам я совет. Надо все формулы знать назубок, И не пропускать без причины урок. Правильно нужно задачи решать, Чётко, как учат их оформлять. Теорию нужно всем знать, да чтоб так, Что рассказать её будет пустяк. Контрольные надо писать лишь на пять. Обязательно всем надо физику знать!
39954206985III. Актуализация знаний.
- Ребята, давайте разгадаем ребус.
- Ребята, вы приступаете к изучению нового для вас предмета, который называется «Физика».
IV. Изучение нового материала.
Слово «физика» происходит от греческого слова «фюзис», что означает природа. Оно впервые появилось в сочинениях одного из величайших мыслителей древности – Аристотеля, жившего в IV веке до н.э.
В русский язык слово «физика» было введено Михаилом Васильевичем Ломоносовым, когда он издал в России первый учебник физики в переводе с немецкого языка.
Физика – это наука о природе. В природе происходит очень много разных изменений или явлений. Например, кусочек льда, внесенный в теплую комнату начинает таять. Вода в чайнике, поставленном на огонь, закипит. Камень, выпущенный из рук, упадет на землю. Все это физические явления.
Физические явления:
1) механические (движение самолетов и автомобилей, качание маятников и течение жидкостей по трубам, обращение Земли вокруг Солнца и т.д.);
2) электрические (притяжение и отталкивание наэлектризованных тел, электрический ток и т.д.);
3) магнитные (действие магнита на железо, магнитное взаимодействие токов, влияние Земли на стрелку компаса и т.д.);
4) оптические или световые (распространение света в различных средах, отражение света от зеркал, свечение различных источников и т.д.);
5) тепловые (таяние льда, кипение воды, образование снега, действие электронагревательных приборов и т.д.);
6) звуковые (шум моря, пение птиц, звук сигнала скорой помощи и т.д.);
7) атомные (взрыв атомных бомб и т.д.).
Все эти явления свойственны неживой природе. Но многие из них могут происходить и внутри живых организмов. Например, влага поднимается от земли к колосу по стеблю растения, кровь течет по сосудам в теле человека и животного и т.д.
- Как же может одна наука физика разобраться в таком множестве явлений?
На основе изучения простых явлений физика может выводить общие законы. Например, изучив свободное падение шариков разных размеров с разной высоты, можно установить законы, которые будут выполняться и при падении других тел. В этом и состоит главная задача физики.
Главная задача физики: открыть и изучить законы, которые связывают между собой различные физические явления, происходящие в природе, найти связь и причины явлений.
Например, было установлено что, причиной кругового обращения планет вокруг центра Солнечной Системы является притяжение их Солнцем; причиной смены дня и ночи является осевое вращение Земли; одной из причин возникновения ветра является неравномерное нагрев воздуха и т.д. но не только физика занимается изучением природы, есть и другие науки о ней, например, география, биология, химия. Изучая данные науки, вы узнаете, чем одна наука отличается от другой и как в то же время они тесно связаны.
Знакомство с физикой не заканчивается в школе. Есть специальные институты, в которых готовят ученых-физиков. Но физика нужна не только ученым – она нужна всем: рабочим, врачам, инженерам, конструкторам и т.д. зная физику, можно проектировать и строить дома, заводы, машины и т.д. Чтобы создавать телефоны, компьютеры, автомобили, даже просто одежду и продукты питания, надо знать физику.
V. Закрепление знаний.Задание 1: определите, от каких существительных образованы данные прилагательные: физический, космический, тепловой, звуковой, световой, электрический, магнитный.Задание 2: Подберите существительные к прилагательным:
А) физический, электрический, космический;
Б) тепловой, теплый, световой, светлый.
Задание 3: Подберите прилагательные к существительному явление.
Задание 4: Поставьте вместо точек данные глаголы: отвердевать, кипеть, плавиться, охлаждаться.
1) Вода … и превращается в пар. 2) Лед … и превращается в воду. 3) Вода … и превращается в лед. 4) Пар … и превращается в воду.
- Выполнение заданий из задачника.
VI. Подведение итогов.
Закончите фразы:
А) Если выпустить из рук тяжелый предмет, то …;
Б) Если цветок не полить, то …;
В) Если сверкнула молния, то … .- Что изучает физика?
- Приведите примеры физических явлений.
- В чем состоит главная задача физики?
- Почему изучать физику нужно не только ученным-физикам?
VI I. Д/з: учить осн. пон. по теме «Физика как наука»