Урок окружающего мира во 2 классе «Реки и озера»

Дата: 15.01.2014г.
Предмет: окружающий мир
Класс: 2
Учитель: Салыбаева Альфия Ахмедовна
Тема: Реки и озёра.
Тип урока: открытие новых знаний.
Цели: ознакомить с особенностями рек (исток, устье, берега и т.п.), научить находить важнейшие реки на карте, ознакомить с особенностями озёр, научить находить важнейшие озёра на карте, научить различать понятия «река» и «озеро».
Формирование УУД:
Личностные УУД:
-внутренняя позиция школьника;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-самоанализ и самоконтроль результата;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД:
-поиск и выделение необходимой информации;
-применение методов информационного поиска;
- способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение).
Коммуникативные УУД:
-формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
-коррекция;
-оценка.
Оборудование: карта полушарий, карта Ставропольского края, сигнальные карточки для каждого ученика (красная, зелёная), презентация к уроку «Реки и озёра» (сайт «Школа 2100» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), медиапроектор;
Учебник А.А. Вахрушев и др. «Окружающий мир» 2 класс, часть 1;
Рабочая тетрадь к учебнику А.А. Вахрушева 2 класс;








Этапы урока
Ход урока


·.Организация внимания. (1 -2 мин.)









II.Актуализация знаний(4 мин.)
Здравствуйте, ребята. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я, зовут меня Альфия Ахмедовна.
(СЛАЙД 1)- С давних пор из века в век
Узнать стремился человек
Как труден путь, что там вдали?
И снаряжал он корабли,
И опускался до глубин,
И поднимался до вершин.
Материки он открывал, как мир прекрасен узнавал.
За знанья жизнь отдать он мог
А с вами мы начнём урок.

Вспомните, какую тему вы изучали на прошлом уроке? («Материки и океаны»)
- Проверим знания, для этого сыграем в игру «Угадай-ка». (СЛАЙД 2)
– Я читаю предложение, а вы сигнальными карточками показываете, согласны с данным утверждением, или нет. Красный цвет – не согласен, а зелёный - согласен.
На Земле 6 материков. (Какие?)
Материки окружены со всех сторон океанами.
Самый большой океан – Северный Ледовитый. (Нет. А какой? ТИХИЙ)
Пустыня Сахара находится в Америке. (Нет. А где? В АФРИКЕ)
Вода на карте обозначена синим цветом.
- (СЛАЙД 3) Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с заданиями « Угадай-ки».

- Какие водоёмы есть на Земле? (ответы детей)
- Отгадайте загадки про водоёмы:
Течёт, течёт - не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит
Что это? (Река)
Пузырьками из воды Газ выходит с глубины! Круглое и голубое, До краев полно водою, Над водою камыши, Что такое? Подскажи! - Это ... . (озеро)
- Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? (СЛАЙД 4 )


II. Постановка учебной проблемы
( 3 мин)


(СЛАЙД 5)
- Ребята, к нам гости пришли герои нашего учебника Лена и Миша. И состоялся у них, вот такой диалог.
Лена: «В учебнике было задание – составить предложение по картинке. Я составила: «Красивая быстрая река течёт в горах»
Миша: «Только это не река, а озеро»
- Кто из них прав? Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос? (Нет)
- Какие возникают вопросы?
- В чём надо разобраться? (дети задают вопросы, учитель фиксирует главное на доске)
1. Что такое река?
2. Что такое озеро?
3. Чем река отличается от озера?
- (Рефлексия) Что мы сейчас с вами делали? (планировали работу)
- А помогут нам в работе карта и учебник.

Ш. Совместное открытие знаний.(10 мин)

Работа по учебнику

























Работа по учебнику













Работа в тетрадях
- Что вы знаете о реке? Посовещайтесь в парах и дайте ответ. (ответы детей)

-А теперь прочитайте вывод в учебнике на стр. 105
- Узнайте, какие части есть у реки. Найдите информацию на с.104 в учебнике (самостоятельное изучение в парах рисунка в учебнике)
(СЛАЙД 6)
-А сейчас я буду показывать вам часть реки, а вы должны ее назвать.
- Так что же такое река?
(СЛАЙД 7)
– Как называется место, из которого вытекает река?
- Как называется место впадения реки в море, озеро или другую реку.
- (СЛАЙД 8) Как определить где левый берег реки, а где правый?
- Молодцы!
- (Рефлексия) На какой вопрос нашего плана мы сейчас ответили? Что ещё узнали? Поднимите зелёные сигнальные карточки те, у кого получалась работа.

·
Физминутка.


- Представьте, что на пути реки углубление, большая яма. (Учитель показывает мелом на схеме реки на доске)- Что произойдёт? (ответы детей: вода заполнит яму)
- Что же образуется? (предположения детей, озеро)
- Найдите ответ на вопрос «Что такое озеро?» в учебнике, на с.109 (самостоятельная работа детей с проверкой – зачитывают нужное предложение вслух)

- (СЛАЙД 9) Так что же такое озеро? (Хоровое чтение с доски.)
-Ребята оказывается озера бывают разные проточные и бессточные.
-Давайте попробуем разобраться, чем отличается проточное озеро от бессточного. Помогут нам в этом вспомогательные стрелочки.
- Реки приносят много воды, она заполнит яму до краев, найдет выход и побежит дальше. Как называется такое озеро? (Проточное)
- Реки приносят воду в озеро. Вода из озера не вытекает. Как называется такое озеро? (Бессточное)

- Рассмотрите схему в рабочей тетради с.34, № 5 (схемы проточных и бессточных озёр)
- Определите вид озера на схеме и подпишите условным знаком (Б – бессточное, П – проточное).
- Молодцы! (Следить за осанкой)
-В жарком климате вода испаряется, а соль остаётся. В бессточных озёрах соль накапливается, и они становятся солёными.
-В реках и проточных озёрах какая будет вода? (Пресная)
- Почему? (Вода постоянно течет)
- (Рефлексия) На какой вопрос нашего плана мы сейчас ответили? Что ещё узнали? (Озера бывают проточные и бессточные. Пресные и соленые)

IV. Самостоятельное
применение знаний.(4мин)
- Ответим на главный вопрос нашего плана: «Чем река отличается от озера?» Для этого заполним таблицу.
(СЛАЙД 10 )
Перед вами карточки с таблицей, попробуйте самостоятельно в парах заполнить эту таблицу. Вставьте знак + или – в нужной графе.

Водоём
река
озеро

Протяженность (да/нет)?
+
-

Замкнутость (да/нет)?
-
+

Есть ли части?
+
-

Пресный или нет?
+
+ -

Важен ли для людей?
+
+

-А сейчас проверим правильно ли вы справились с работой. (СЛАЙД 11)

- Посмотрите на таблицу, и скажите, чем отличается река от озера.
- Найдите сходство.
- Вернёмся к вопросу Лены и Миши (СЛАЙД 12). Мнение детей: скорее всего, это озеро.
– Для чего нужны реки и озера?
- Ребята, и в нашем Ставропольском крае, в котором мы с вами живем очень много рек. Например: ( СЛАЙДЫ 13) реки Кума, Калаус, Зеленчук.
- А как называется речка, которая протекает рядом с вашим селом? ( СЛАЙДЫ 14)
- А в нашей местности есть озера? Какие?

- Послушайте историю.
Мы приехали на речку воскресенье провести, А свободного местечка возле речки не найти. Тут сидят и там сидят, загорают и едят. Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят. Мы по бережку прошли и поляночку нашли, Но на солнечной полянке тут и там пустые банки. И, как будто, нам назло, даже битое стекло. Мы приехали на речку воскресенье провести. Только чистого местечка возле речки не найти. (С. Михалков “Прогулка”)
– Как вы думаете, правильно ли вели себя возле речки отдыхающие?
– Какие правила, они нарушили?
– Что произойдет с рекой или с озером, если люди так будут поступать?
Давайте будем беречь их. Реки и озера – это жизнь, это красота вокруг нас! (СЛАЙД 15)
- (СЛАЙД16) У вас на столах карта Ставропольского края, внимательно рассмотрите их, и попробуйте найти еще реки нашего края.
- (Рефлексия) Какое умение мы сейчас развивали? (Умение находить объекты на карте)

V. Итог урока.(5 мин)
-(СЛАЙД 17)
- (Рефлексия)
- Что нового узнали?
- Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?
- Как работал ты?
- Если вы довольны ли своей работой поднимите сигнальные карточки зеленого цвета? (поднимают сигнальные карточки)

VI. Домашнее задание. (2 мин)

- За хорошую работу я хочу подарить вам смайлики, но они не обычные. Каждый смайлик приготовил вам Д/З.
Общее: решить кроссворд про озёра тетрадь с.34 № 6;
Индивидуальное: найти информацию о реках и озёрах Ставропольского края, подготовить небольшой рассказ.
(СЛАЙД 18) Молодцы! Спасибо за урок.


ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИЙ
1. Тексты, задания и иллюстрации из учебника для 2-го класса «Окружающий мир. Наша планета Земля» А.А. Вахрушева, О.В. Бурского, А.С. Раутиана.
2. Задания из Методических рекомендаций для учителя по курсу «Окружающий мир» для 2-го класса А.А. Вахрушева, Е.А. Самойловой, О.В. Чихановой.
3. Изображения с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4. Авторские задания.

15