классный час Путешествие в страну добра


Путешествие в страну добра. Классный час во 2 классе.
Кл. руководитель Кобыляцкая Татьяна Николаевна
Цели:
- формировать нравственные качества, правильное представление о толерантном поведении;
– развивать стремление быть терпимым в обществе людей; чувство товарищества, взаимопомощи;
– воспитывать чувство уважения друг к другу, внимательность
Задачи:
- учить вежливому общению, различать добро и зло;
-развивать чувство взаимопомощи, взаимопонимания;
- продолжить знакомство с вежливыми словами;
- воспитывать вежливость, уважение к людям.
Ход занятия:
І. Психологический настрой .Упражнение “Я рад общаться с тобой”
Сейчас выполните такое задание: протяните рядом стоящему руку со словами: “Я рад общаться с тобой”, а тот, кому вы протянули руку, протянет ее следующему с этими же словами. Так “по цепочке” все берутся за руки и образуют круг.
ІІ. Сообщение темы и целей занятия.
Мы с вами отправимся в путешествие. В страну которую мы знаем.
В этой стране мы встретим много преград, и если мы все вместе преодолеем их, то сдадим экзамен на звание достойных жителей страны.
Но слово это не простое, а очень важное.На уроках рисования вы узнали, что цвета бывают теплые и холодные. Посмотрите на доску и выберите только те буквы, которые написаны на карточках теплых цветов, и составьте из них слово.
На доске: Д У М О Б Л Р К О С Т А
-А что такое “доброта”? (заботливое, внимательное отношение)
Учитель: Доброта – это стремление человека сделать счастливыми других. Она не требует наград, если сделал добро – забудь, а если получил от других, то помни.
-А с чем можно сравнить доброту?
-Когда у нас в классе все по-доброму, какое у всех настроение? (всем становится теплее)
-Так на что же похожа доброта? (на солнышко)
-Прочитайте пословицу: “Доброта, что солнце”. Как вы ее понимаете?
(Когда солнышко светит – хорошо, а когда все кругом добрые – еще лучше)
-И в нашем путешествии нам тоже поможет солнышко, покажет дорогу.
Вывешивается солнце
отправляемся на теплоходе
Ну а где же река? Речка то не простая истоком ее считается слово ДОБРО –давайте подберем однокоренные слова (работа в парах на парте лежат слова-волны)
(добренький, доброжелательный, добродетельный, добродушный любит всем помогать, добросовестный, добросердечный, добропорядочный, добронравный, добро, доброта, добродетель положительное нравственное свойство характера человека)
- Теперь наш корабль готов к путешествию
Выбегает ребенок ( одет в костюм Буратино)
Буратино. Подождите, подождите! Возьмите меня с собой.
Учитель. Здравствуй, Буратино!
Буратино. Здравствуйте!
Учитель. Что это ты невеселый сегодня? Может быть, задания не выполнил?
Буратино. Плохо я справился с заданием.
Учитель. Почему?
Буратино (злобно выкрикивает). Потому что не умею себя сдерживать.
Учитель. А как ты думаешь, приятно ли людям с тобой разговаривать, когда ты такой сердитый?
Буратино. Вот еще! Кто не хочет, пусть со мной не разговаривает, плакать не буду.
Учитель.. Буратино, ответь, пожалуйста: каким тоном ты разговариваешь?
Буратино. Что значит каким тоном? Обыкновенным!
Учитель.. Подожди, Буратино, пусть тебе ребята скажут, действительно ли у тебя обыкновенный тон.
Пауза.
Учитель. Я заметила, что ты говоришь таким тоном не только с ребятами, но, к сожалению, и с папой Карло.
Буратино. Не было этого, не было, не было...
Учитель. Ну вот, опять ты за свое. А когда ты говорил папе Карло: "Хочу мороженое, хочу мороженое" или "Хочу в школу, хочу в школу" – разве это не было сказано капризным, недовольным голосом?
Буратино. Может быть, я иногда и говорю немного громко или капризно. Зато я хороший товарищ, всем помогаю, люблю всех веселить. Только некоторые шуток не понимают. Вот вчера, например, иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как хлопнется на землю. Я, конечно, начал смеяться и спросил у него: "Ну как посадка прошла?" Он обиделся почему-то и ушел. А что я плохого ему сказал? Или вот учительница двойку за кляксу ему поставила, а я, чтобы утешить его, спел: "Клякса, вакса, гуталин, на носу горячий блин!" Что тут было! Он очень рассердился. А я ведь развеселить его хотел. Нехорошо он поступил. Правда, ребята?
Учитель. Это ты нехорошо поступил, А если хочешь, чтобы у тебя всегда было много друзей послушай советы детей
1. Никогда не груби своим товарищам. Не называй обидными словами. Не давай им прозвищ.
2. Не старайся кого-нибудь ударить или толкнуть, чтобы занять удобное для тебя место.
3. Не забывай здороваться со всеми своими друзьями. Даже с теми из них, кто совсем маленький. Дружить можно и нужно и с малышами, и с мальчиками, и с девочками.
4. Если ты обиделся на своего друга, постарайся поскорей забыть и простить ему свою обиду. Не злись.
5 Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или посмотреть-почитать книгу, не отказывай ему. Не жадничай!
6. Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь возвратить их вовремя (когда просит твой друг или когда ты сам пообещал).
7. Если ты всегда будешь выполнять эти правила, у тебя будет много хороших и добрых друзей, которые будут любить тебя и всегда придут на помощь в трудную минуту.
Учитель. Я думаю, что ребята правильно тебе сказали: ты поступил плохо. Нужно всегда подумать вначале, не обидишь ли ты человека тем, что ему скажешь. Нужно следить за своими словами.
Буратино. Я разве один так разговариваю? Да я, можно сказать, учусь у ребят. Вот они на меня нападают, объясняют, что правильно, что неправильно. А сами как разговаривают? Пусть скажут... А, замолчали! Потому что многие из них очень похожи на меня. Разве не так? Есть такие (переходит на шепот), что бранятся. Да, да, я сам слышал! Из-за мелочи называют друг друга грубыми словами, дразнятся, не уступают друг другу. А иногда смеются над неудачами товарищей. Давайте, ребята, не будем спорить, кто хуже или лучше себя ведет, а просто все станем добрей. Хорошо я придумал?
Учитель. Это ты здорово придумал! И поэтому мы берем тебя в путешествие. Правда ребята?
А что еще нужно обязательно взять в дорогу? Какое настроение? (улыбку)
Исполняется песня “Улыбка”
Мы с вами улыбнулись, а солнышко что то еще не улыбается. Давайте добавим ему лучики
Задание: -у вас на парте лежат синие и желтые лучи. А сейчас я бы очень хотела что бы вы честно выполнили задание. Возьмите в руки солнечные лучики. Тот, кто всегда добрый –поднимите лучики желтого цвета ; а кто часто не бывает добрым, грубит, не выполняет просьб, не помогает – синие.
Как хорошо греют желтые лучики, но К сожалению у нашего солнышка появились синие лучики холодные, а ведь так хочется, чтобы все лучи нас согрели. Подумайте, что делать, чтобы быть добрым.
В. Сухомлинского «Как Николай стал храбрым».
Первоклассник Николай пришел сегодня в школу очень рано. На скамейке под высоким тополем сидели две девочки. Они смотрели на дерево: что-то заинтересовало их там. В глазах у девочек мальчик заметил тревогу.
Вдруг над большой веткой тополя вспорхнула птичка, запищи тревожно, И в тот же миг возле скамейки упал маленький птенец
Николай понял, что птенец выпал из гнезда, его мать— в отчании Одна из девочек взяла птенца и сказала:
— Если бы кто-нибудь смелый, был сейчас в школе... он бы полез на дерево и положил птенца в гнездо.
Николай был очень боязливым. Но слова девочки задели его. Неужели она считает его трусом?
Я полезу, — сказал Николай.
Ты? — спросила девочка и с удивлением посмотрела на него, Николай положил птенца за пазуху и полез на дерево. От страха
него дрожали руки и ноги, но он лез и лез все выше и выше. Положив птенца в гнездо, Николай слез на землю. Девочки смотрели на него с восхищением.
Каким был Николай?
—Почему же он полез на дерево? - Какое у него сердце?
—Почему девочки смотрели на Николая с восхищением?
Как вы понимаете выражение «На доброте мир держится»?
В. Сухомлинский «Пусть я буду вашей, бабушка...».
На околице села живет старенькая бабушка Марина.
—У нее нет никогошеньки, — часто говорит мама Марийке, трехлетней девочке.
Марийка с мамой живут через дорогу от бабушки Марины. Встанет утром Марийка, глянет на бабушкин двор и видит: сидит бабушка на стульчике, греется на солнце и внимательно смотрит на нее, Марийку. Марийка бежит к бабушке, здоровается.
—Добрый день, бабушка!
—Добрый день, Марийка, —- радостно отвечает бабушка. — Посиди возле меня, детка.
Марийка посидит немного, послушает сказку. Но долго сидеть не хочется. Зовет луг — сколько бабочек там летает! Зовет река — какой песочек чистый там на берегу, какая вода теплая...
Марийка собирается идти, а бабушка вздыхает.
—Почему вы вздыхаете, бабушка?
— Потому что некому и слова сказать... Одна я, одинешенька...
— Пусть я буду вашей, бабушка, — тихо шепчет Марийка и целуе ее в морщинистую щеку.
— Хорошо, детка, будешь моей, — улыбается бабушка Марина. До вечера бегала Марийка на лугу, купалась, любовалась бабочками. А о бабушке не забывала. Побегает по лугу, прибежит к бабушкиному двору и защебечет:
— Я не забыла, что я ваша, бабушка!..
— Какие черты характера уже видны в этой маленькой трехлетней девочке?
— Какое у нее сердце?
Марийка — маленькая девчушка, а ей уже больно, что бабушка осталась одна. Она еще не может сделать каких-то больших добрых дел, но быть милосердной она уже научилась.
Чтение стихотворения «Доброта» подготовленными уч-ся
1. Добрым быть совсем, совсем не просто: Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цвета. Доброта – не пряник, не конфета.
2.
Только надо, надо добрым быть И в беде друг друга не забыть. Будет вертеться Земля быстрей, Если будем мы с тобой добрей.
3. Добрым быть совсем, совсем не просто: Не зависит доброта от роста. Доброта приносит людям радость И взамен не требует награды.
4.
Доброта с годами не стареет, Доброта от холода согреет. Доброта, как солнце, светит, Радуются взрослые и дети.
Учитель Телеграмма! СОС с острова Радости
Текст телеграммы Помогите! Будьте добры! Наш остров захватило зло, оно превратило все хорошие вежливые слова и поступки в злых служителей. Просим вас, пожалуйста, замените противоположными словами имена её служителей.
ГРУБОСТЬ НЕЖНОСТЬ ВЕЖЛИВОСТЬ
ЖАДНОСТЬ ЩЕДРОСТЬ БЛАГОДАРНОСТЬ ДОБРОТА
ЖЕСТОКОСТЬ ДОБРОДУШИЕ ПОМОЩЬ ОТЗЫВЧИВОСТЬ
ЗАВИСТЬ СОЧУВСТВИЕ УВАЖЕНИЕ
ДЕРЗОСТЬ БЛАГОДАРНОСТЬ
Задание. Что бы зло окончательно покинуло остров РАДОСТИ ,выполните задание .
Д\и «Я смогу» работа в парах . На партах по 1 ситуации. Дети читают и продолжают отвечать словами « Я смогу»
1.У моего друга потерялся щенок…
2.Сережа забыл дома тетради и пенал…
3.Мама очень устала сегодня…
4.Мы поссорились с Ириной…
5.Папа пришел с работы хмурый…
6.Я увидел соседскую девочку, которая плакала…
7.Наташа не дала мне мяч…
8.Я сегодня получил плохую оценку…
9.Моя бабашка заболела…
10.Брат накричал на меня…
Учитель: Доброе слово всегда поможет в трудную минуту, рассеет плохое настроение и превратит зло в добро. Во время ответов учитель снял синий лучик у солнышка.
И у нашего солнышка стало меньше синих лучиков.
Какой же дорогой нам дальше пойти, чтоб они совсем пропали?
Подготовленный ребенок читает стих из песни
Спроси у жизни строгой: Какой идти дорогой,Куда по свету беломуОтправиться с утра?Иди за солнцем следом,Хоть этот путь неведом,Иди, мой друг, всегда идиДорогою добра!На доску вывешивается плакат «цветочная поляна»
-Мы попали на цветочную поляну ДОБРЫЕ ДЕТИ, но цветы еще не распустились Серединка цветочка это качества которыми обладают ученики нашего класса, а лепесточки это их имена ( работа в группах 4 человека) Посоветуйтесь и подпишите лепесточки , наклеим их пока звучат пословицы о доброте
– Какая чудесная получилась цветочная поляна! На ней расцвели необходимые человеческие качества. Это милосердие, сострадание, трудолюбие, бескорыстие, сочувствие, благодарность, уважение, нежность, скромность.Я предлагаю чтобы волшебные цветы оживали каждый день в нашем классе. Если вы заметили, что кто-то из одноклассников совершил милосердный поступок, то дежурный берет лепесток и кратко записывает, что именно товарищ сделал и прикрепляет лепесток к серединке.
Спешите делать добро!
ІІІ. Итог. Наше путешествие подходит к концу. Надеюсь, что и сегодняшний наш разговор о доброте не пройдет зря. Вы всегда как сегодня вы учились размышлять, задумываться над тем или иным поступком, учились и в жизни отличать добро и зло. И пусть всегда и всюду с вами вместе живет Доброта - в каждом поступке, в каждом слове, в каждой мысли.
Да здравствует смелость, азарт, быстрота,
Да здравствует вежливость и доброта!
Да здравствуют добрые лица!
И пусть тот кто злится – стыдится!
-Улыбнитесь друг другу. Взявшись за руки и передавая тепло соседу пожатием руки говорит о нем теплые слова………. . (лучший математик, выразительно читает стихи, самая голубоглазая и т. д) будьте всегда внимательны и вежливы.
Рефлексия показать кораблик на котором путешествовали (если вам все удавалось оранжевый или если было тяжело – зеленый)
Музыкальный подарок от страны в которой мы побывали песня «ДОРОГОЮ ДОБРА»
Учитель. На этом наш урок окончен. Я желаю вам и всем людям, чтобы Доброта всегда жила в ваших сердцах. Чтобы весь мир был наполнен Добротой, Нежностью, Верой, Надеждой, Любовью, Счастьем. Радостью, Улыбками, Благодарностью.